Требования к организации, озеленению участка ДОУ; его планировка - Организация эколого-развивающей среды в детских учреждениях. Ландшафтная организация территорий детских садов и школ

Выделяются специальные требования к озеленению участка ДОУ:

1. Под насаждения отводится не более 50% всей площади участка (если рядом расположена лесная или парковая зона, то не более 30%).

2. Участок должен быть огорожен живой изгородью из высаженных деревьев и кустарников, посаженных в 1-3 ряда.

3. При планировке участка необходимо бережно относиться к зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует.

4. Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание, поэтому кустарники сажают не ближе 5 м., а деревья - 10 м. от стен здания, имеющего окна на солнечной стороне.

5. Для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения. Они должны быть разнообразными по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.

6. Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. При посадке следует учитывать ориентацию окон групповых помещений, веранд.

7. Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди 0,75-1,0 м. Для этого кустарники высаживают в два ряда. Для живой изгороди рекомендуется использовать бук, ель, осину, березу, тополь, дикую яблоню; кустарники: акацию, спирею среднюю, можжевельник, боярышник, кизильник.

Деревья рассаживают по так называемым биогруппам. Биогруппы, содержащие до 10-ти деревьев, обычно комплектуют из представителей одного вида. Посадки этого типа хороши на фоне газонов или цветников. Если растений больше 10-ти, то это уже куртина. Куртины могут быть плотными или ажурными, в зависимости от степени сближения деревьев или кустарников. Плотные куртины высаживают на заднем плане, где они выполняют роль фона или защищают участок от холодных ветров или перегрева. Ажурные куртины размещают на переднем плане, вдоль аллей или дорожек.

По отношению к свету деревья различают светолюбивые (листья у них толще и грубее, блестящие, покрытые восковым налетом), тенелюбивые (листья тонкие, не блестят, не опушенные) и теневыносливые растения.

Для украшения входа или фасада ДОУ используют солитеры – одно или несколько декоративных деревьев, кустарников, четко выделяющихся на общем фоне. Они придают участку особую нарядность. В качестве солитеров могут использоваться серебристые ели, береза, черемуха, рябина.

К сожалению, на участках ДОУ недостаточно внимания уделяют газонам . А ведь ухоженные газоны – лучший фон для солитеров и цветников. Травостой газонов должен быть достаточно густым и однородным. Его создают посевом смеси семян злаков (луговиков, овсяниц, мятликов), бобовых (преимущественно с клевером белым). Систематическое выкашивание травостоя способствует образованию густого покрова высотой до 5-7 см.

Особое место в озеленении участка принадлежит цветникам из красиво цветущих травянистых растений: клумбам всевозможных форм или вытянутым рабаткам. Перспективны и так называемые миксбордеры (моносады), в которых высаживают различные сорта одного или нескольких близких между собой видов красиво цветущих растений (тюльпаны, бархатцы, календула, георгины). Однако в любом случае следует помнить, что небольшие, но яркие цветники намного эффективнее крупных участков, аляповато пестрящих различными цветущими растениями.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.

воспитательный дошкольник педагогический экологический

Экологическое пространство территории ДОУ должно быть представлено типичными для данного региона зелеными насаждениями, в том числе деревьями и кустарниками, цветником огородом, плодовым садом.

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на участке, в цветнике, на огороде, в саду. В процессе трудовой деятельности у детей формируются определенные трудовые навыки и умения. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок- это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д., необходимо предусмотреть при его организации.

Участок детского сада должен отвечать определенным санитарно- гигиеническим нормам и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих детский сад. Норма площади на одного ребенка -35-45 м 2 .

Многочисленные исследования позволили установить следующий примерный перечень площадок и сооружений, которые должны быть размещены на участке учреждений для детей: площадки для игр отдельных детских групп, общая физкультурная площадка, беседка, навес для сна и игр в тени, уголок для животных и птиц, огород, цветник, плодово-ягодный сад, бассейн, хозяйственный двор.

Целевое назначение зеленых насаждений на этой территории определяется функциями площадок и сооружений, размещаемых на ней, а также характером использования участка в педагогических целях. При помощи насаждений на участке детского сада - яслей создаются наиболее благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия: снижается запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создается благоприятная температура воздуха, влажности, солнечная радиация. Участок огораживают забором (высотой не более 1,6м) или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1-3 ряда. Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди должна быть 0,75-1,0м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для этого используются такие деревья и кустарники как: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня, акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный), боярышник, кизильник блестящий. Сплошные кирпичные или железобетонные ограждения не допускаются.

При планировке участка следует бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место.

В зависимости от территориального расположения здания ДОУ деревья и кустарники могут располагаться по периметру всей территории участка, аллеями, группами. Здесь же высаживаются отдельные породы деревьев и кустарников. На территориях разных возрастных групп эти насаждения используются в целях обеспечения естественного затенения. Площадь озеленения должна составлять 50% площади участка.

Озеленение земельного участка проектируется с учетом следующих требований:

Насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания и должны защищать здания и групповые площадки от перегрева;

Кустарники следует располагать не ближе 5 м, а деревья -- не ближе 10 м от стен здания, имеющих окна, расположенные с солнечной стороны горизонта;

Подбор видов насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года; следует обеспечить подвод воды для полива растений в жаркое время года;

Для озеленения участка не допускается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами или с колючками, например, шиповник, облепиха, бересклет.

Для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян. Такой подбор обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.

Для озеленения участка рекомендуют следующие виды деревьев: клен (остролистный, ясенелистный, приречный, татарский), липа мелколистная, береза (пушистая и бородавчатая), тополь душистый, лиственница европейская, даурская, ель обыкновенная, рябина, дуб, ясень, граб обыкновенный, шелковица, каштан конский, платан клинолистный, гледичия, дерн красный, ильм, можжевельник. Кроме деревьев используют следующие виды кустарников: сирень обыкновенная и венгерская, садовый жасмин или чубушник, разные виды спиреи (калинолистная, иволистная и рябинолистная), лох серебристый, акация желтая, калина обыкновенная, жимолость, форзиция.

Деревья размещают группами или аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев или кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень, в течение всего дня, защищают детей от солнца. Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов.

При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. Групповые кустарники отделяют друг от друга тоже кустарниками. В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр, занятий детей, защитить их от ветра. Для этого используют: виноград (дикий, амурский), жимолость, клематисы, травянистые растения(душистый горошек, имопея, бобы садовые, настурция.

При архитектурно-планировочной организации участка для каждой группы детей предусматривают отдельную площадку размером 130 м 2 , изолированную от остальной территории деревьями и кустарниками и расположенную вблизи входов в помещение данной группы, а на каждой площадке,-- затененный участок (размером 30 м 2 , если площадка предназначена для детей ясельного возраста, и 50 м 2 -- для дошкольников).

На участке детского сада (яслей) рекомендуется прокладывать кольцевую или полукольцевую дорожку для езды на велосипеде с таким расчетом, чтобы она не пересекала площадок, предназначаемых для пребывания детей во время прогулок. По внешним границам участка создают защитные полосы из двух рядов деревьев и двух рядов кустарника.

Екатерина Салькова
Проект по благоустройству территории участка Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада

Цель проекта :

Благоустройство территории детского сада через создание развивающего пространства инновационного характера и эмоционально-благоприятных условий для развития экологического воспитания и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста .

Задачи :

1. Создание развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста ;

2. Создание комфортных условий для воспитания и развития детей дошкольного возраста ;

3. Улучшение экологического и эстетического состояния территории ДОУ ;

4. Привлечение родителей воспитанников к работе по улучшению состояния территории участка .

5. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

6. Повышения творческой активности сотрудников и воспитанников в образовательном учреждении , развитие эстетического вкуса и дизайнерских способностей.

Этапы осуществления деятельности по проекту :

Подготовительный

Обсудить с сотрудниками дизайн по облагораживанию территории ;

Привлечь родителей к оформлению участка ;

собрать необходимый бросовый материал для изготовления малых форм и выносного материала (пластиковые бутылки, шины, шишки, ракушки и т. д.) ;

Приобретение семян и посадка рассады растений и цветов.

Основной

Перекапывание клумб и высадка рассады цветов на клумбы,

Покраска забора и малых форм;

облагораживание беседок для различных видов деятельности, создание игровых зон, зоны для творческой деятельности;

Сооружение необходимых конструкций на участке , изготовление фигур, персонажей из бросового материала.

Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участка в соответствии с задачами проекта , с требованиями охраны жизни и здоровья детей;

Заключительный

Презентация территории ;

Ожидаемые результаты :

Создание эстетически привлекательной территории дошкольного учреждения и воспитание у детей чувства прекрасного.

Оказание положительного влияния на малоактивных и неорганизованных детей.

Создание зон для исследований и наблюдений (опыты и эксперименты с водой, камнями, растениями, песком и т. д., для двигательной активности детей, для реализации творческих способностей, для релаксации детей (смотреть на воду, поглаживать ладошками камни и растения , вдыхать запах цветов).

Установление партнерских отношений участников педагогического процесса, привлечение и тесное сотрудничество с родителями, приобщение их к жизни детского сада .

Сроки выполнения проекта- долгосрочный (по большей части в весенне- летний период)

Схема управления проектом

1. Участники проекта :

Сотрудники детского сада ,

Родители, дети

2. Материально-техническое обеспечение :

Краска, песок, земля,семена (цветы)

Бросовый материал

Анализ внешней и внутренней ситуации.

МАДОУ детский сад № 56 расположен в поселке Калининец, Наро- Фоминского района Московской области. Открыл свои двери в 1956 году. Со дня открытия детский садпринадлежал Министерству Обороны РФ. В 2013 году был передан в муниципальную собственность Наро - Фоминского района. В этом же году был сделан капитальный ремонт.

Целью учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса .

Учреждение ведет набор детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В детском саду функционирует 4 возрастные группы (младшая, средняя, старшая, подготовительная) .Каждая группа оборудована современной мебелью, детскими игрушками . Имеется спортивная площадка на улице, музыкальный зал, медицинский кабинет.

Детский сад – это второй дом, как для воспитанников, так и для его сотрудников. А свой дом всегда хочется сделать уютным и красивым, как внутри, так и снаружи, особенно в летний период, когда дети большую часть времени проводят на прогулке. Поэтому воспитатели совместно с родителями каждый год облагораживают территорию , чтобы дети чувствовали себя здесь окруженными волшебным миром детства со сказочными и мультяшными героями, животными и птицами, цветами и растениями, сделанными при этом из бросового материала. Это пластиковые бутылки, газеты, шины, фанеры и многое другое.

Мы будет рады, если родители примут более активное участие в рамках реализации этого проекта , важно и то, чтобы наши воспитанники видели согласованный труд взрослых. Не нужно стремиться к сложным постройкам, требующим большого труда и умения, можно выбрать конструктивно простые, которые легко было бы перестроить, дополнить, использовать в различных вариантах игр. Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста . Надо предоставить ребенку возможность максимально активно проявлять себя не только на занятиях, но и в свободной деятельности, где он начинает проявлять себя (или направлять) как творческая личность. В этих условиях развивается не только интеллект, развивается нравственно волевая и эмоциональная сфера личности дошкольника . Среда формирует навыки исследования и формирует эстетическую, экологическую культуру ребёнка, стимулирует развитие его самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувств собственного достоинства.

Мы не можем изменить мир, но можем изменить себя, своё отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает.

Публикации по теме:

Я, с большим удовольствием и огромной радостью делюсь с вами своими разработками и реализованными идеями, которые мне удалось воплотить.

Практико-ориентированный проект по благоустройству участка детского сада. Руководители проекта: Повалихина Ольга Владимировна – воспитатель.

Проект благоустройства и ландшафтного дизайна территории дошкольного образовательного учреждения «В стране сказок» Аннотация. Детский сад – это, то самое место, где малыши дошкольного возраста проводят основную часть своего дня. Детский сад становится,.

Проект по благоустройству детского участка Проект по благоустройству участка детского сада группы «Пчёлки» Воспитатель: Рыбина И. Г. 2015 год Проект по благоустройству.

Проект по благоустройству территории детского сада. «Участок детского сада – место для игры, отдыха,спорта и познавательного развития детей».

Детские дошкольные учреждения - важные объекты обслуживания населения жилых районов города. Уровень озеленения территорий достаточно высок: до 60% - дошкольные учреждения, 50% - территории школ. Как правило, сады и школы размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местоположениях, с нормальным естественным стоком вод.

Организация территорий детских садов: Территории детских садов располагаются в радиусе обслуживания – 500 – 1000м. Площадки для прогулокудаляют от входа в здание не более, чем на 30 м. Площадь групповой площадки (на одну группу) рассчитывается из норматива 7,5м² на одного ребенка. Вокруг здания обязательно предусматривают технический проезд шириной 3,5м. Площадки располагают таким образом, чтобы они просматривались из окон здания.

Функциональные зоны: - зона детских площадок; - зона входа на территорию;

Хозяйственная зона (хоз.двор, хозяйственные постройки, мусоросборник, площадка для сушки белья, площадью не менее 90м²), размещают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.

Помимо игровых площадок устраивают физкультурную площадку, площадью 250м², плескательный бассейн площадью 20м², а также сеть дорожек.

Все зоны объединяют видами парковых насаждений:

· ряды деревьев и кустарников по периметру участка (растения с плотной кроной);

· группы и одиночные экземпляры деревьев вблизи площадок;

· живые изгороди кустарников по периметру площадок для изоляции;

· цветники у входа в здание и на игровые площадки.

Групповые площадки предназначены для отдыха и игр на свежем воздухе. Обычно, на каждые две площадки устраивают сдвоенный навес, предназначенный для чтения, игр. Оборудование площадок – песочницы, манежи, шведские стенки, качели, качалки - все эти игровые элементы, должны быть выполнены из экологически чистых материалов и отвечать высокоэстетическим требованиям к данному виду малых архитектурных форм.

Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатель в любой момент мог видеть каждого ребенка своей группы, т.е. должна быть обеспечена 100% просматриваемость участка.

Нормативы игровых площадок: Игровая площадка для детей в возрасте до 3 лет должна составлять 150м² - норма на одного ребенка – 7,5 м², при группе до 20 человек, а для детей 4-6 лет – 180м², при норме 9м² на одного ребенка.

Взаимосвязь всех планировочных элементов осуществляется дорожной сетью, при ширине дорожек 1,5м. Дорожные покрытия, как правило, выполняются из специальных смесей, покрытия площадок должны быть выполнены из мягких сыпучих инертных материалов (керамзит, древесная щепа, шебень, песок и т.д.).

В проектировании территорий школ мы должны четко понимать функциональное назначение объекта, поскольку школы могут музыкальные, спортивные, профильные и общеобразовательные.

Общеобразовательная школа – территория ограниченного пользования жителей микрорайона. Школьный участок, как правило, ограждают изгородью, выполненной из различных материалов, высота которой должна состовалять не менее 1м.

Планировочным центром участка является здание школы. Вокруг школы обязательно предусматривается технический проезд шириной 3,5м, с разворотной площадкой.

Функциональные зоны: - учебно - опытная;- спортивная; - отдыха; - хозяйственная.

· Учебно – опытная зона предназначается для проведения занятий на открытом воздухе и практических работ по предметам ботаника, биология, природоведение, география и др. планировочными элементами являются: 1) опытный участок для выращивания полевых и овощных культур, площадью не менее 250 – 300м²; 2) опытный участок для занятий младших классов, площадью 120 – 150м²; 3) плодовый сад, площадью 450 - 500м²; 4) теплицы с парниками, площадью 250м²; 5)географическая и астрономическая площадки - 100м²; 6) школьная линейка – 400 - 450м².

· Спортивная зона занимает наибольшую площадь участка. Включает комплекс площадок с оборудованием, предназначенным для занятий физкультурой, в соответствии со школьной программой – 2 часа в неделю для каждого класса. В спортивной зоне предусматривают: 1) спортивное ядро 118 х 48м, с круговой беговой дорожкой 250м, или комбинированная площадка 96 х 37 с беговой дорожкой 200м; 2) комбинированная площадка 24 х 20м, для проведения занятий младших школьников и занятий волейболом, баскетболом; 3)комбинированная площадка 52 х 22м, для занятий по гимнастике и спортивных игр. Общая площадь спортивной зоны должна быть не менее 5000 – 6000м².

· Зона отдыха включает площадки ддля отдыха учеников, площадью 100 – 150м², а также площадки для прогулок и игр детей группы продленного дня: 1 – 4 классы - 200м²; 5 – 8классы – 2 площадки по 300м².

· Хозяйственная зона располагается со стороны входов в производственные помещения пищеблока и обязательно изолируется рядовыми посадками деревьев и кустарников. Включает в себя хозяйственный двор с хозяйственными постройками, мусоросборник. Обязательно предусматривается площадка 12 х 12м, для въезда и разворота спецавтотранспорта.

Озеленение предусматривает насаждения, которые объединяют все зоны в единое целое и занимают 40 – 50% от всей площади участка школы. Насаждения на участке играют функциональную роль, отделяя зоны, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух. Растения размещают таким образом, чтобы они не мешали учебному процессу: деревья высаживают от окон здания на расстоянии 10м, кустарники на расстоянии 5м. По периметру участка с внутрненней стороны предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе 4 – 6м, а с внешней стороны предусматривают защитную полосу шириной 5 – 10м. Вокруг рекреационных площадок растений размещают группами или одиночно, от дорожек и площадок растения располагают на таком расстоянии, чтобы ветви не могли помешать проходу учеников. Цветочное оформление эпизодично, в основном оно располагается перед парадным входом в здание школы, в виде цветников, робаток и вазонов.

 
Статьи по теме:
Картофельно-творожная запеканка
Запеканка из картофеля с творогом, рецепт которой мы решили вам предложить, вкусное простое блюдо. Вы легко сможете приготовить на сковороде. Начинка может быть любой, но мы решили приготовить творожную. Ингредиенты запеканки:- 4 средних картофелины, -
Что знак зодиака говорит о твоих оценках в школе?
Как вы уже догадались, речь пойдет о наших детях, главным образом о тех из них, которые учатся в начальных классах. Известно, что все дети с удовольствием идут в первый класс, и у всех у них присутствует нормальное желание учиться. Куда же оно девается че
Творожная запеканка как в детском саду: самый правильный рецепт
Творожная запеканка у многих ассоциируется с детским садиком – именно там часто подавали такой вкусный десерт. Это блюдо не только вкусно, но и полезно – в твороге есть кальций, который особенно необходим для детского организма. Вспомнить вкус детства или
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school