Профилактика и предотвращения заболеваний опорно двигательной системы. Профилактика болезней опорно-двигательной системы

08.04.2016

Значение здоровья опорно-двигательного аппарата тяжело переоценить. Его огромный «механизм» обеспечивает нашу физическую активность. Если говорить простым языком - наш опорно-двигательный аппарат - это вся совокупность костей, мышц, суставов и сухожилий, то есть «каркас» для тела. Более, чем 200 костей, около 400 мышц и несколько сотен сухожилий придают телу форму, служат средством перемещения в пространстве и, более того, защищают наши внутренние органы, обеспечивая их нормальную жизнедеятельность.

Мы не откроем Америку, если скажем, что профилактика болезней - это самое действенное лечение! Ведь недомогание гораздо легче предупредить, нежели потом тратить годы своей жизни на восстановление. Как правило, очень часто мы игнорируем этот факт до тех пор, пока нежелательные симптомы не застанут нас «врасплох». Позвоночник выполняет важнейшую роль для нашего организма. Находящийся в нём спинной мозг координирует наши движения. К спинному мозгу, в свою очередь, подходит огромнейшее число нервных окончаний.

Когда дело касается здоровья опорно-двигательной системы, здесь важным фактором является физическая активность человека. Именно её присутствие является «гарантом» хорошего самочувствия. Конечно же, к болезни может быть предрасположенность. Но, опять-таки, полезные упражнения помогут «отсрочить» её проявление.

Почему появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом?

Чаще всего основными причинами являются:

  • Поднятие тяжестей свыше нормы

Часто нас кажется, что мы «всесильны» и нас всё ни почём. Поднимая тяжёлую сумку, совершая перестановку дома, максимум, что вы почувствуете - неприятное потягивание в пояснице. Однако нужно понимать, что неприятный эффект может проявиться через несколько лет. Попросите близких о помощи и не поднимайте тяжестей, если на то нет острой срочности и необходимости. Покупая много продуктов, разделяйте товары на два пакета или носите рюкзак, чтобы равномерно распределить нагрузку на позвоночник.

  • Переохлаждение.

Точно так же, как и с первым пунктом, не всегда симптомы перемерзания проявляются сразу. Запомните: лучше взять в сумку лишнюю кофту, чем перемёрзнуть на улице и потом долго бороться с последствиями.

  • Высокие каблуки у девушек и женщин

Каблуки дарят красоту и стройнят ноги, но не увлекайтесь с ношением такой обуви. Учитывайте, что на высоких каблуках стопа деформируется (связочный аппарат у женщин слабее, чем у мужского пола), позвоночнику становится менее комфортно. Конечно же, никто не заставляет прекрасных женщин полностью переходить на «плоскую» обувь. Существует множество моделей обуви на среднем каблуке с ортопедической подошвой. А вот высокие шпильки - не вариант для повседневности.

  • Низкая физическая активность

Пожалуй, самый главный фактор. Современная жизнь дарит нам максимум комфорта и в таких условиях мы часто забываем про важность упражнений. Большую часть дня мы проводим на работе или учёбе. Вечером нашими «друзьями» становятся телевизор и компьютер. Прибавить к этому метро, лифты, автомобили… А ведь спортом при этом занимаются не многие!

Часто встречающиеся заболевания:

  • Проблемы с суставами, такие как артрит и артроз.
  • Нарушение осанки и, как следствие, искривление позвоночного столба - сколиоз.
  • Деформация стопы.
  • Грыжи межпозвоночных дисков.
  • Невралгия, дистония мышц.

Профилактика болезней опорно-двигательного аппарата

  • Лечебная зарядка - даже 15 минут упражнений ежедневно помогут улучшить общее самочувствие.
  • Употребление кальция - сезонные витаминные курсы, в состав которых входит кальций и цинк, станет прекрасной поддержкой для нашего организма.
  • Здоровый образ жизни, лёгкое питание. По возможности максимальный отказ от всего вредного - ведь жизнь у нас одна, и «запасного» тела не предвидится. Поэтому стоит его поберечь.
  • Оздоровительный массаж

Массажное кресло поможет! Многие думают, что купить массажное кресло - это значит зря потратить деньги. Но стоит заметить - раз вы находитесь на нашем сайте и читаете нашу статью - значит, вы уже заинтересованы, ведь так?

О преимуществах аппаратного массажа много говорить не стоит. Это прекрасная альтернатива для людей, которые желают оздоравливаться дома, в спокойной и приятной обстановке. Массажное кресло обладает огромным разнообразием функций - начиная от жёсткого проминания накачанных мышц и заканчивая нежным воздействием для самых чувствительных. Современные технологии подарили нам это «чудо», позволив пользователям выбирать и самостоятельно комбинировать программы массажа. Совместите это с процедурой инфракрасного прогрева, сканирования тела, персонального подбора процедур - и вы получите универсальное средство для расслабления и профилактики!*

Массажное кресло снимает напряжение, неприятные ощущения, качественно проминает мышцы и приводит даже "неспортивное" тело в нормальный тонус.


Раздел 7. Общая характеристика заболеваний у лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Лекция №18. Спортивные травмы. Профилактика.

Содержание учебного материала : Понятие спортивной травмы . Внутренние и внешние причины спортивных травм. Классификация спортивных травм (легкие, средней тяжести, тяжелые и со смертельным исходом). Особенности регистрации и учета спортивных травм. Профилактика спортивного травматизма.

Травма - это повреждение с нарушением целостности тканей, вызванное каким-либо внешним воздействием. В спорте чаше всего имеют место физические травмы.

Для профилактики спортивного травматизма тренер (преподаватель) должен хорошо знать особенности, основные причины и условия, способствующие возникновению различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Для спортивного травматизма характерно преобладание закрытых повреждений: ушибов, растяжений, надрывов, разрывов и пр.

Виды травм:


  • В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.

  • Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

  • По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней степени тяжести и легкие.
Тяжелые травмы - это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат у детских травматологов-ортопедов в специализированных отделениях или амбулаторно.

Травмы средней сложности тяжести - это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Дети со спортивными травмами средней тяжести также должны лечиться у детских травматологов-ортопедов.

Легкие травмы - это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых учащиеся нуждаются в оказании первой врачебной помощи . Возможно сочетание назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.


  • Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.
Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.

Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.


Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в хоккее, футболе, боксе, спортивных играх, борьбе, конькобежном спорте. Повреждение мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой и гимнастикой. Растяжение связок – преимущество при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой и гимнастикой, спортивными играми и боксом. Переломы костей относительно часто возникают у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов. Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей. Сотрясение мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

По локализации повреждений у физкультурников и спортсменом чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. При занятиях спортивной гимнастикой чаще возникают повреждения верхней конечности (70% всех травм). Для большинства видов спорта характерны повреждения нижних конечностей, например в легкой атлетике и лыжном спорте (66%). Повреждения головы и лица

характерны для боксеров (65%), пальцев кисти – для баскетболистов и волейболистов (80%), локтевого сустава для теннисистов (70%), коленного сустава – для футболистов (48%) и т.п. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм в средней тяжелой степени.

Причины возникновения спортивных травм:

Этиология травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, следующая:

Недочеты и ошибки в методике проведения занятий (форсированные тренировки, плохая разминка без учета возраста, пола, подготовленности и др.);

Недостатки в организации проведения занятий (плохое освещение, неподготовленные снаряды, покрытие и пр.);

Неполноценная материально-техническая база (несоответствующие возрасту снаряды, например, в спортивной гимнастике, обувь, одежда и пр.);

Неблагоприятные климатические, гигиенические условия (влажность, температура воздуха, воды в бассейне и др.);

Неправильное поведение занимающегося (поспешность, невнимательность и др.);

Врожденные особенности опорно-двигательного аппарата;

Недостаточная физическая подготовленность;

Наклонность к спазмам мышц и сосудов;

Переутомление (перетренированность), приводящее к нарушению координации движений;

Несоблюдение сроков возобновления занятий после перенесенных травм или заболеваний;

Нарушение врачебных требований к организации процесса тренировки (допуск к тренировкам без врачебного осмотра).

На частоту возникновения травм и заболеваний ОДА существенно влияют спортивный уровень, возраст, пол, стаж занятий спортом, климато-географические условия и другие показатели.

Профилактика травм и заболеваний ОДА при занятиях физкультурой и в массовом спорте должно включать:

Полноценную разминку;

Соблюдение санитарно-гигиенических требований (температура помещения, влажность, освещенность, подбор и подгонка спортивного инвентаря и снарядов и др.);

Соблюдение методических принципов (не форсировать нагрузки, учитывать подготовленность, возраст, пол, систематичность занятий, учет состояния здоровья и т.п.);

Страховку и другие методические приемы, характерные для того или иного вида спорта;

Массаж, самомассаж, баню и др.

Что же нужно учесть, чтобы избежать спортивных травм, и какие правила необходимо соблюдать? (дополнительно)

Внимательность и собранность. Если вы пришли на тренировку, думайте только о ней и ни о чем другом. Сосредоточьте все свои мысли на действиях, правильной технике выполнений, не отвлекайтесь на посторонние мысли и разговоры.

Техника безопасности. Решив заняться тем или иным видом спорта, изучите технику безопасности. Не пренебрегайте простыми, на первый взгляд правилами. Например, если вы занимаетесь в тренажерке и поднимаете тяжелые веса, вам обязательно должен подстраховывать партнер, если вы находитесь в борцовском зале, не садитесь спиной к ковру и т.д..

Соответствующая форма и обувь . Спортивная форма должна быть удобной и комфортной, не сковывающей движения, она должны хорошо впитывать влагу, желательно быть облегающей. Длинные, не по размеру брюки могут зацепиться за тренажер. Неправильная или неудобная обувь может стать причиной травмы в голеностопном суставе /или колене.

Правильная разминка и разогрев мышц. Перед любой тренировкой очень важно размять и разогреть мышцы и связочный аппарат. Разогревая мышцы, обращайте особое внимание на те группы мышц, которые будут задействованы во время тренировки.

Правильная техника. Если вы работаете над новым упражнением, начинать следует с освоения правильной техники его выполнения. Ни в коем случае не спешите увеличивать скорость или амплитуду движений. Дайте своему организму возможность освоить новые движения и их биомеханику. Когда механизм мышечной координации хорошо сложен, вероятность получения травм (растяжений, ушибов, разрывов мышц, связок и сухожилий) сводится к незначительному проценту.

Адекватный расход энергии. Не переоценивайте свои возможности и не старайтесь посетить тренировку, во что бы то ни стало, даже если вам пришлось провести бессонную ночь или напряженно работать весь день. Чрезмерное упорство может привести к травмам.

Долечивайте старые травмы. Если вы получили небольшую травму и продолжаете заниматься, обязательно снизьте нагрузку, вплоть до полного излечения, иначе рискуете приобрести дополнительную травму.

Работайте с тренером. Желательно, чтобы во время тренировки рядом с вами находился тренер и контролировал сам процесс. Согласно статистическим данным вероятность получения травмы в отсутствие тренера увеличивается в 4 раза.

Несоблюдение методики тренировки . Если вы пренебрегаете принципом постепенности увеличения нагрузки последовательности, то неизбежно столкнетесь с травмами. При планировании тренировочного процесса нельзя бросаться из крайности в крайность. Все изменения программы должны быть логичными. А при планировании, нужно учесть множество факторов: особенности телосложения, возраст, общее состояние здоровья, возрастные физическую подготовленность.

Финальный этап тренировки. После активной спортивной деятельности нельзя сразу же переходить к состоянию покоя. Мышцы должны охлаждаться постепенно, это будет способствовать восстановлению нормального кровообращения. Растягивания, которые следует выполнять во время заключительного этапа тренировки, предотвратят мышечную боль и уменьшат усталость, а кроме того будут способствовать развитию гибкости.

Врачебный контроль. Если ваше здоровье не идеальное, особенности нужно учесть при планировании тренировок и их интенсивности. Например, если вас время от времени беспокоят головные боли, повышенное внутричерепное давление и пр., вам нежелательно выполнять резкие наклоны головы, стойку на руках и/или акробатические упражнения, и, конечно же, стоит избегать спаррингов. Неправильный выбор упражнений без учета состояния вашего здоровья или преждевременный допуск к тренировкам после перенесенных болезней и травм – это верный путь к травме или рецидиву уже имеющейся травмы.

Баланс между силой и гибкостью. Регулярные тренировки позволяют уменьшить тугоподвижность мышц и увеличить гибкость, улучшить координацию движений и амплитуду движения в суставах. Силовая тренировка может уменьшить риск получения небольших мышечных травм , по той причине, что более сильные мышцы будут противостоять нагрузкам лучше. Кроме укрепления мышц, сухожилий, связок, силовая тренировка повысит прочность костей и суставов, тем самым повышая общую сопротивляемость механическим повреждениям.

Немедикаментозные методы реабилитации при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата


Ушиб - это повреждение тканей , сопровождающееся разрывом кровеносных капилляров; особенно страдают при этом мягкие ткани, прикасающиеся к подлежащей кости. При ушибах различной локализации повреждаются мышцы, надкостница, суставы, нервы и другие ткани.

Ушиб мышц . Лечение - массаж льдом, массаж льдом в сочетании с ванной (50-65°С), электрофорез с трипсином или анестетиками. ДД-токи (или амплипульстерапия). Ультразвук в импульсном режиме (0,2-0,6 Вт/см 2). Массаж классический с 3-5 дня, включение изотонических упражнений и упражнений на тренажерах. Гидрокинезотерапия.

Ушибы надкостницы . Лечение - массаж льдом или аппликация льда, парафино-озокеритовая круговая аппликация (50-60°С), электрофорез с анестетиками или кодеином. Индуктотерапия кабелем. Массаж мышц. Гидрокинезотерапия 10-15 мин через день в течение 1-2 недель.

Растяжение мышц . Данная травма наиболее часто встречается у спортсменов. При растяжении мышц происходит частичный разрыв мышечных волокон вблизи перехода мышцы в сухожилие. Наряду с иммобилизацией конечности съемной гипсовой лангетой на 3-5 дней показан массаж льдом в сочетании с ваннами, парафино-озокеритовые аппликации (50-55°С), электрофорез с анестетиками, трипсином, ультразвук с лазонилом, мазью с мумие, хирудоидом (доза 0,4-0,6 вт/см2). Массаж сегментарных зон. Гидрокинезотерапия 10-15 мин через день в течение 1-2 недели.

Растяжение связочного аппарата позвоночника . Наиболее часто повреждаются связки задней поверхности позвоночника (продольные и межостистые) в местах их прикрепления в результате форсированного чрезмерного сгибания. При чрезмерном разгибании позвоночника повреждается передняя связка. Растяжение связок позвоночника чаще всего локализуется в области VII-VIII грудного или I-IV поясничных позвонков.

Лечение - массаж льдом, ДД-токи (ДВ, KП) или амплипульстерапия № 10, электрофорез с анестетиками или кодеином, индуктотермия, ультразвук с лазонилом или мобилатом (доза 0,2-0,6 Вт/см 2). Парафино-озокеритовые аппликации на область травмы (50-55°С). Массаж и ЛФK (упражнения в изометрическом режиме с 5-7 дня). В последующем - электростимуляция мышц спины, поясницы. Гидрокинезотерапия 15-25 мин через день, 2-3 недели.

Растяжение сумочно-связочного аппарата суставов встречается довольно часто. Происходит разрыв отдельных наиболее коротких коллагеновых волокон, перерастяжение капсулы и связок и надрыв их у места прикрепления к кости. Наиболее часто растяжение наблюдается в коленном, голеностопном и др. суставах.

Лечение - массаж льдом в сочетании с ванной (36-38°С). В первые 3-4 дня ДД-токи (или амплипульстерапия), парафино-озокеритовые аппликации (50-55°С) и электрофорез с анестетиками или трипсином. С 5-7-го дня ультразвук с лазонилом или артросенексом, мазью с мумие, мобилатом (доза 0,4-0,6 Вт/см 2). Индуктотермия области сустава кабелем и электрофорез с K1. Если наложена гипсовая лангета, то перед процедурой ее снимают. Гидрокинезотерапия 2-3 нед. через день.

При повреждениях сумочно-связочного аппарата голеностопного сустава, когда наблюдаются отек, боль и нарушен кровоток, то гидропроцедуры (ванны, баня, гидромассаж) противопоказаны, так как они усиливают приток крови и боль. Здесь приемлемо сочетание парафино-озокеритовых аппликаций и аппликаций льда с последующим наложением повязок с гелями (опиногель, репарил, венорутон и др.). Гидрокинезотерапия 2-3 нед. через день по 10-15 мин.

А при повреждениях сумочно-связочного аппарата локтевого сустава вообще нежелательно применять тепловые процедуры из-за возможности возникновения оссифицирующего миозита, ограничения подвижности в суставе и пр . Применяют аппликации льда, движения в изотоническом режиме, на тренажерах, мазевые повязки. В последующие дни - электрофорез с KI (или с мумие), фонофорез с артросенексом (или лазонилом), мазью с мумие.

Гемартроз - кровоизлияние в полость сустава возникает вследствие повреждения сосудов при травме. Чаще всего гемартроз наблюдается в коленном суставе. Характерна сглаженность контуров сустава, увеличение его объема, боль, ограничение и болезненность движений, баллотирование надколенника.

Лечение - массаж льдом или аппликация льда. Наложение гипсовой лангеты. Парафино-озокеритовые аппликации (50-55°С), затем диадинамические токи или электрофорез с анестетиками. УВЧ № 5, отсасывающий массаж и ЛФK. С 2-3 дня - ультразвук с лазонилом, мазью с мумие, финалголом или артросенексом № 10 (0,4-0,6 Вт/см 2) 8-10 мин. Магнитотерапия с 3-4 дня, доза 350 Э № 10. Продолжительность - 10-15 мин. Гидрокинезотерапия с 3-5 дня через день 10-15 мин.

Гематома - кровоизлияние и скопление крови в тканях (мышцах, подкожной клетчатке, паренхиматозных органах и др.), полостях или анатомических щелях возникают при повреждении сосудов. Гематома на месте закрытой травмы образует сферическую или плоскую болезненную припухлость с отеком окружающих тканей. Чаще всего гематомы возникают в области передненаружной поверхности бедра, большого вертела, крестца и др.

Лечение - массаж льдом или аппликация льда, тугая фиксирующая повязка. В первые часы массаж льдом с аппликациями парафина (50-55°С). Индуктотермия № 10 в течение 10-15 мин. Электрофорез с KI № 10 области гематомы, при поверхностном расположении гематомы - электрофорез с ронидазой или трипсином . Ультразвук с лазонилом, мазью мумие, хирудоидом.

Бурсит . Травматический асептический бурсит развивается после однократного ушиба или небольших повторных травм околосуставной слизистой сумки, в результате чего в ней скапливается слизистый выпот с примесью крови и лимфатической жидкости. При повторной травматизации и неправильном лечении травматический бурсит принимает хроническое течение с частыми обострениями (рецидивирующий выпот в сумке). Наиболее часто бурсит наблюдается в области локтевого отростка, в предпателлярной и поддельтовидной сумке, под ахилловым сухожилием (ахиллодиния), в области пяточной кости («пяточные шпоры»).

Лечение - ультрафиолетовое облучение через день № 2-4 (3-4 биодозы), электрофорез с KI № 10 или трипсином, парафино-озокеритовые аппликации (45-55°С) № 10, УВЧ № 5, ультразвук с лазонидом или гидрокортизоном № 10. Гидрокинезотерапия через день.

Вывихи . Стойкое смещение суставных концов костей с повреждением суставной капсулы, нередко и окружающих тканей (мышц, сухожилий, нервно-сосудистого аппарата и пр.). Kонтуры сустава при этом изменены, сглажены, конечность принимает вынужденное положение.

Лечение - массаж льдом или аппликация льдом, анальгетики и вправление сустава с наложением гипсовой лонгеты. Диадинамические токи (или амплипульстерапия), электрофорез с анестетиками № 5. С 5-10-го дня ультразвук с мобилатом или артросенексом № 10-15 (доза 0,4-0,6 Вт/см 2), парафино-озокеритовые аппликации (50-55°С) № 10 (на локтевой сустав не применять). С 2-3-го дня - УВЧ № 5. После снятия гипсовой лангеты - электростимуляция, ЛФK (упражнения в изотоническом режиме), гидрокинезотерапия 10-15 мин ежедневно в течение 2-3 недель с последующими занятиями на тренажерах (предварительно проводится криомассаж сустава).

Характерным для привычного вывиха плеча является возникновение его от незначительного физического усилия, повторной травмы или при определенном движении, и легкая вправляемость.

Лечение - массаж льдом или аппликация льда, электрофорез с новокаином № 5, ультразвук № 10, парафино-озокеритовые аппликации, массаж плеча и шейно-грудного отдела позвоночника, электростимуляция, ЛФK в изотоническом режиме (исключаются упражнения в висах, отжимы в упоре). Гидрокинезотерапия, криомассаж.

Менисциты (повреждения менисков) . Повреждение полулунных хрящей коленного сустава почти всегда сочетается с повреждением других элементов сустава. Повреждение менисков нередко сопровождается кровоизлиянием в сустав и реактивным выпотом. Для данной травмы характерна болезненность в области суставной щели, ощущение распирания в суставе, периодически наступающая (рецидивирующая) блокада сустава в результате заклинивания мениска между суставными поверхностями, боль при повороте голени. Нередко при блокаде в суставе появляется жидкость и небольшая сгибательная контрактура, затруднение при спуске с лестницы.

Лекция № 19. Повреждения наружных покровов и опорно-двигательного аппарата.

Содержание учебного материала: Открытые и закрытые повреждения наружных покровов и опорно-двигательного аппарата – понятие, виды, признаки. Асептика и антисептика. Виды кровотечений и способы их остановки . Виды и назначения повязок на конечности, голову, туловище. Наложение шин. Способы переноски пострадавших. Первая медицинская помощь при открытых и закрытых повреждениях.

Травмы опорно-двигательного аппарата относятся к числу распространенных, и происходят при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении, при автомобильной аварии.

Основные виды травм:

Переломы;

Растяжения или разрывы связок;

Растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Перелом - это нарушение целостности кости.

При закрытом переломе, кожный покров остается неповрежденным.

Для открытого перелома характерно наличие раны, например, в результате выхода наружу фрагментов сломанных костей. Открытый перелом более опасен, так как существует риск занесения инфекции в рану или потери крови.

Вывих - это стойкое смещение суставных концов сочленяющихся костей за пределы их физиологической подвижности; проявляется болью и выраженным нарушением функции сустава (невозможность совершения движении).

Растяжение связок происходит, при выходе кости за пределы обычной амплитуды движения. Тяжелые формы растяжений обычно вызывают сильную боль при малейшем движении сустава. Наиболее распространенными являются растяжения связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья. Сустав после растяжения или разрыва связок может стать менее устойчивым, что повышает вероятность повторной травмы.

Растяжение мышц и сухожилий обычно вызывается подъемом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространенными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.

Признаки и симптомы травмы:

Болезненность при ощупывании места травмы;

Припухлость;

Невозможность выполнения обычных движений;

Изменение цвета кожи в месте травмы;

Деформация конечности;

Наружное кровотечение;

Ощущение хруста в костях или щелкающий звук в момент получения травмы.


Мероприятия первой помощи


Покой. Следует избегать любых движений, вызывающих боль. Помогите пострадавшему принять наиболее удобное для него положение. При подозрении на перелом оставьте пострадавшего в том же положении, в котором вы его обнаружили.

Обеспечение неподвижности (иммобилизация) поврежденной части тела.

Бедренная артерия прижимается кулаком к бедренной кости, кровотечение останавливается в области стопы, голени и нижней трети бедра.

2 ) Применение кровоостанавливающего жгута Эсмарха (эффективный способ, но требует знания особенностей наложения при артериальном и сильном венозном кровотечении, а также точного выполнения правил наложения):

Сначала надо определить вид кровотечения;

Жгут накладывается выше раны, но недалеко от нее при остановке артериального кровотечения; и ниже места повреждения, если останавливают сильное венозное кровотечение;

Жгут нельзя накладывать на голое тело;

Время наложения жгута для взрослых летом до 2 часов, зимой -1 часа;

детям дошкольного возраста можно остановить кровотечение с помощью давящей повязки, жгут им накладывают более эластичный и только в исключительных случаях (летом - до 1 часа, зимой до 30 мин);

Критерии правильности наложения жгута

Побледнение конечности

Исчезновение периферического пульса

Остановка кровотечения

Под жгут подкладывается записка с указанием времени наложения

Места наложения жгута

Верхняя треть плеча

Верхняя треть бедра

Техника наложения жгута

Накладываем жгут на прокладку без складок выше раны и по возможности ближе к ней;

Растянуть жгут, оставив конец слева, обвести несколькими оборотами вокруг конечности (первый оборот с сильным натяжением, а каждый последующий - с меньшим);

Каждый последующий оборот на 1/2 - 2/3 налегает на предыдущий;

Свободные концы жгута надо закрепить.

4) Применение жгута-закрутки (жгут из подручных средств) возможно во время экскурсий, походов, поездок. Для этого необходимы косынка и неломающаяся палочка. Техника наложения жгута-закрутки

Необходимо из косынки сделать ленту, наложить ее выше раны, завязать узел так, чтобы сформировалась петля;

Под петлю кладем палочку и закручиваем ее до тех пор, пока кровь не перестанет вытекать из раны;

Палочку прибинтовываем к жгуту, а рану перевязываем;

Потерпевшего сразу же отправляем в больницу.

Задание: составьте таблицу и укажите в ней этапы (последовательность) остановки наружных кровотечений. Для этого следует учесть: место наложения жгута, срок, возможность наложения давящей повязки, стерильной салфетки с антисептической мазью, необходимость обработки раны антисептическими растворами и тугого бинтования.

Виды кровотечений.

Активно занимаясь спортом, будьте готовы к травмам . Как правило, травмы порождаются не самими физически упражнениями, а нашей некомпетентностью , неумением правильно оценить состояние своего организма, который, кстати сказать, делает все возможное для предотвращения травм. Во время увеличения нагрузки на кости, мышцы и сухожилия костным клеткам направляется кальций, который оберегает и защищает конечности от переломов. Очень важно, чтобы степень нагрузки не превышала допустимые пределы, а кальция в организме было достаточное количество.

Профилактика спортивных травм

Синдром перетренировки

Еще одно ключевое правило, важное для всех - и для именитых профессиональных спортсменов, и для «желторотых» новичков-любителей. Интенсивность упражнений необходимо наращивать постепенно и с очень большой осторожностью. Также для всякого, даже самого опытного спортсмена существует риск перетренироваться .

Синдром перетренировки травмой в полном смысле этого слова не является, хотя некоторые тренеры считают, что он вызван микротравмами мышечных волокон.

Синдром перетренировки возникает, если вы не вняли призывам о постепенности и не дали своему телу хотя бы двух дней в неделю на восстановление или же если вы с энтузиазмом взялись за дело, будучи совершенно нетренированными. Он характеризуется острой болью в мышце, иногда даже кажется, что болят внутренние органы, расположенные в этой области. Мышцы напряжены, отзываются болью на нажатие, может наблюдаться местное (поврежденная мышца горячая) или даже общее повышение температуры.

Легкая перетренировка влечет за собой только дискомфортные ощущения в области поработавшей мышцы, которые проходят самостоятельно, а вот сильная перетренировка заставляет принять кардинальные меры: отказ от тренировок на неделю. Можно заниматься только растяжкой и ходьбой. Кроме того, потребуется спортивный бальзам для растирания поврежденной мышцы. Таким бальзамом может быть, например, «звездочка» в смеси один к двум с вазелином. Очень хорошо помогают контрастные души, поверхностный массаж жесткой рукавичкой или деревянным роликовым массажером. Пейте побольше воды, принимай витамины.

У нетренированного человека мышцы болят после нагрузки из-за избыточного выделения молочной кислоты , которая не сжигается полностью. Это постепенно проходит, но имейте в виду, если вы резко перестаете тренироваться, ожидая, когда закончатся неприятные ощущения, то болеть будет неделю. Если же вы найдете силы хотя бы немного позаниматься физкультурой, кислота рассосется, и неприятные ощущения пройдут гораздо быстрее.

Ушиб

Знакомый всем с детства синяк - сложная травма, которая влечет за собой разрушение мелких кровеносных сосудов , подкожное кровотечение (гематому), может быть припухшей и болезненной, а может и не быть. Любой ушиб чреват травмой надкостницы, поэтому, если в течение 24 часов сильная болезненность ушибленной области не прошла, нужно обратиться к травматологу. Два-три часа после ушиба пострадавшее место следует охлаждать, а затем - растирать мазью, повышающей кровообращение и оказывающей местное обезболивающее действие. На обширный сильный ушиб можно накладывать греющий давящий компресс.

Обычный спортивный ушиб «средней тяжести» требует пропустить следующую тренировку, заменив ее домашней физиотерапией. Особенно внимательно относитесь к ушибам колена. На колене синяк может быть маленьким, а ушиб - серьезным, так что с любым ушибом колена сходите к врачу и сделайте рентген .

Рана

Ранами называют любое нарушение кожного покрова - от царапины до более серьезных повреждений тканей. Побеспокойтесь о том, чтобы хоть какой-то перевязочный материал (стерильный бинт, пластырь) во время тренировок имелся под рукой . В случае серьезных ранений не занимайтесь самолечением!

Профилактика травм опорно-двигательного аппарата

Растяжение

Вторая по частоте травма - растяжение . А наилучшей профилактикой травм и повреждения мышц, а также сухожилий является, не что иное, как разогрев и разминка.

Растяжение характеризуется резкой болью, отечностью в области травмы, деформацией (за счет отека) сустава. Иногда растяжение требует длительного лечения с применением физиотерапии.

Первые пять-шесть часов растяжение лечат льдом (холодом). Поврежденный сустав требуется иммобилизовать (лишить подвижности с помощью повязки) и охладить, чтобы избежать сильного отека. Через 2 - 3 часа, когда будет понятна общая картина, можно применить спортивные гели или кремы. На вторые сутки можно лечить сустав теплыми ванночками, компрессами, растираниями и массажем.

Однако растяжение легко перепугать с вывихом или разрывом связок (частный случай растяжения), поэтому рекомендуем обратиться к врачу. И еще: однажды травмированный сустав уже не выдерживает привычных нагрузок, его требуется беречь во время занятий спортом.

Абсолютный лидер по растяжениям - голеностопный сустав, который имеет скверную привычку «подворачиваться». Чаще всего травмы голеностопа происходят у полных людей, ведущих малоподвижный образ жизни, страдающих плоскостопием, не имеющих специальной спортивной обуви. Если вы обладаете всеми указанными особенностями, тренируйтесь только в бандажах для голеностопа и после специализированной разминки (приводится ниже).

Лягте горизонтально на пол и вытяните ноги; сосчитайте до 6-ти.

  1. Не спеша, согните ногу в коленном суставе, не отрывая Вашу пятку от плоскости пола.
  2. Старайтесь без применения рук дотянуться коленом до своей грудной клетки, максимально - насколько получится. Не напрягайте себя сильно, ведь это разминка.
  3. Выпрямите ногу таким образом, чтобы бедро и голень образовывали прямую линию.
  4. Начните, не торопясь, опускать ногу и удержите её на весу, на расстоянии, равном примерно длине вашей голени.
  5. Не спеша, опустите пятку на поверхность пола.
  6. Выпрямите ногу и снова вытяните ее перед собой.

Приведенный выше комплекс необходимо выполнить 5-6 раз на каждую ногу. Этот комплекс специально ориентирован на поступательное увеличение нагрузки на ССС, обеспечивает обильный прилив крови к ногам, а также разогревает и растягивает мышцы.

Вывих

Врачи считают вывихом стойкое смещение суставных концов костей , вызывающее нарушение двигательной функции сустава. Вывих можно узнать по неестественному положению конечности, которая торчит под анатомически неправильным углом. Вывих - серьезная травма, вправлять вывихи дело непростое. Гак что первая помощь себе или другому сведется к охлаждению пораженного сустава (грубая ошибка - немедленное наложение греющего компресса) и скорейшей доставке пострадавшего к врачу. Вывих можно вправить в течение двух суток, позже это становится невозможным без операционного вмешательства. Во время доставки травмированный сустав следует мягко зафиксировать, чтобы избежать болевых ощущений и усугубления травмы.

После вправления вывиха лечат пострадавшие связки сустава.

Перелом

Повреждение кости называется переломом. Перелом или трещина кости легко диагностируется по очень сильной, резкой боли. При переломе поврежденную кость фиксируют с помощью шины и бинта (прибинтовывают конечность к палке или к чему-либо подобному), обрабатывают раны, если они есть, антисептиком и накладывают стерильную повязку, после чего (не охлаждая) транспортируют пострадавшего в травмопункт.

Сотрясение мозга

Сотрясение мозга может возникнуть при ушибе головы . Во время сотрясения мозга временно нарушается взаимосвязь между отдельными участками мозга. Сотрясение может сопровождаться потерей сознания продолжительностью от всего нескольких секунд, - до даже нескольких часов. Дальнейшие симптомы: тошнота, рвота, головная боль, краткая потеря памяти, усталость, сонливость, слабость. Обычно эти симптомы проходят в течение двух недель после травмы, однако отдельные проявления могут сохраняться до полугода.

Первая помощь при сильном ушибе головы и потере сознания - положить пострадавшего на спину, можно повернуть голову набок, при этом вытянуть руки вниз вдоль тела и немедленно обратиться к врачу.

Заключение

Как Вы уже поняли из всего вышесказанного: профилактика спортивных травм в фитнесе и бодибилдинге , как впрочем, и других силовых дисциплинах, главным образом ложится на наши плечи. Всегда соблюдайте правила безопасности , используйте специальную обувь и прочие элементы зашиты, никогда не приступайте к тренингу без серьезной разминки и разогрева, подходите к тренировке ответственно, - никогда не балуйтесь и не давайте делать это другим – упражнения с отягощениями не так безопасны, как кажется на первый взгляд. Берегите себя!

Жизнь человека подразумевает постоянное движение. Но постепенно лёгкость теряется, так как суставы изнашиваются. Чем старше становится человек, тем больше у него разрушена хрящевая ткань. Из-за таких изменений начинают развиваться заболевания опорно-двигательного препарата.

Учёные делят болезни на две категории – это самостоятельные недуги и вторичные. Все заболевания могут вызвать определенную потерю деятельности. Как правило, в таких случаях человек испытывает сильную боль. Поэтому врачи подбирают комплексное лечение для каждого пациента отдельно.

Виды заболеваний опорно-двигательного аппарата

Чтобы определиться с методом лечения, специалисту необходимо четко установить, от какой болезни нужно избавлять больного.

  • Артрит. Этот недуг способен привести к инвалидному креслу, поэтому устранять болезнь нужно, как только возникают первые симптомы. Характеризуется воспалительным процессом в суставах.
  • Артроз. Как показывает практика он является следствием артрита. Если игнорировать лечение, то человек может лишиться возможности передвигаться.
  • Бурсит возникает из-за воспаления слизистой.
  • Кифоз отличается характерным горбом, который образовался из-за травмы позвоночника. Вызвать данный недуг может инфекция (туберкулез).
  • Миозит вызван из-за воспаления в мышцах.
  • Миопатия способна появиться у человека, у которого нарушен обмен в тканях. В результате этого развивается слабость в мышцах.
  • Остеомиелит развивается после травмы. Для него характерны воспалительные процессы, которым подвергается костный мозг.

Кроме вышеперечисленных недугов, пациенты страдают от остеохондроза. Он встречается у каждого третьего жителя планеты. Остеохондроз характеризуется деформацией костной ткани, которая находится в межпозвонковых дисках. А вот остеопороз возникает после перелома или другой травмы.

Врачи ставят и другие диагнозы. Например, плоскостопие, радикулит, сколиоз, спондилит и др. Каждая болезнь мешает нормальной жизнедеятельности, а в некоторых случаях пациент получает инвалидность. Поэтому при первых признаках недуга, необходимо срочно обращаться за помощью.

Как избежать заболеваний?

Большинство людей не сразу идут к врачу за помощью, они сначала пытаются вылечить болезнь самостоятельно. Как показывает практика, именно в этот период человек наносит себе больше всего вреда. Кто-то пользуется медикаментами, кто-то рецептами народной медицины, есть положительные отзывы про Артропант. Но лучше всего попробовать избежать недуга. К основным мероприятиям относят:

  1. Массаж
  2. Гимнастика
  3. Здоровый и активный образ жизни
  4. Правильное и регулярное питание
  5. Систематическое посещение врача

Часто на здоровье людей влияют экологические факторы, но на сегодняшний день ликвидировать это воздействие невозможно. Не стоит забывать о том, что пациент нуждается в постоянном обновлении водного баланса. Для этого необходимо выпивать в день не менее 1,5 литров воды в сутки.

Если заболевание все-таки настигло пациента, то специалист подбирает комплекс, который поможет быстро устранить болевые ощущения. На помощь медикаментозному лечению приходит игло-рефлекторная терапия, различные физиопроцедуры. Широкое применение имеет мануальная терапия.

Профилактика заболеваний

Опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Когда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли активными и крепкими. Но, к сожалению, в настоящее время врачи бьют тревогу: состояние здоровья молодого поколения ухудшается год от года. Особенно часто среди детей и подростков стали встречаться различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Неумолимая медицинская статистика свидетельствует, что у 40% детей и подростков отмечаются патологии суставов, а у 80% школьников старших классов имеются нарушения осанки.

Какие же нарушения осанки чаще всего встречаются в детском возрасте?

1. Плоская спина - формируется в том случае, если у ребёнка не выражены физиологические изгибы позвоночника. У такого пациента страдает амортизация при движениях и ходьбе, что является прямой причиной развития заболеваний межпозвоночных дисков. В этом случае помочь может лечебная физкультура, лечение позой и положением, а также специальные корсеты.

2 . Вялая осанка - при этом виде нарушения у ребёнка опущены и сведены вперёд плечи, наблюдается переразгибание в пояснице, мышцы брюшного пояса ослаблены. При этом в начальных стадиях осанка исправляется при выведении плечевого пояса в нормальное положение. Это нарушение также хорошо корректируется занятиями физкультурой.

3. Круглая спина - не исправляется, если попытаться "расправить" плечи, так как при этом виде нарушения осанки изменения возникают уже на уровне тел позвонков. Могут страдать даже внутренние органы - сердце и лёгкие (при выраженной деформации). В этом случае полностью устранить нарушение осанки, к сожалению, не удастся, но упомянутые уже занятия лечебной физкультурой и ношение специального корсета способны замедлить прогрессирование заболевания.
Кроме перечисленных выше видов нарушений осанки, довольно распространён среди детей и сколиоз - это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам. Осложнения не леченого сколиоза: деформация грудной клетки, ограничение функций лёгких, сердечная недостаточность (из-за повышенного давления со стороны грудной клетки), холецистит, простатит, бронхиальная астма.

Нарушения осанки приводят к повышению нагрузки на тазобедренный сустав и свод стопы, формируя плоскостопие - изменение формы , характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Плоскостопие предрасполагает к развитию . Боли в стопах, коленях, бедрах, спине. Неестественная походка и осанка. Легче согнуться, чем присесть на корточки; присев, тяжело удержать равновесие. «Тяжелая» походка, косолапие при ходьбе. Тошнота и рвота. Деформированные стопы (плоская стопа, искривленные, непропорциональной длины пальцы ног, «косточка» на большом пальце, безобразно широкая стопа). Колени (прогнутые наружу или внутрь); бедра (вывернутые), непропорционально развитые или недоразвитые мышцы ног и голени.

Искривление осанки это далеко не безобидная патология, грозящая лишь косметическим дефектом. Она приводит к тому, что в межпозвонковых хрящах начинают происходить дегенеративные изменения, что ведет к ущемлению нервных волокон, кровеносных сосудов питающих спинной и головной мозг. В итоге даже у детей может диагностироваться остеохондроз .

Остеохондроз - комплекс дистрофических нарушений в суставных хрящах . Может развиваться практически в любом суставе , но чаще всего поражаются межпозвоночные диски . В зависимости от локализации выделяют шейный, грудной и поясничный остеохондроз.

Отрицательно сказываются на дисках нерациональная и несимметричная работа мышц позвоночника , а именно: при неправильных привычных позах, при недостаточной разминке, при ношении сумок на плече, при использовании мягких подушек и матрацев.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – “выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Литература:

  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
  2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
  3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.

 
Статьи по теме:
Картофельно-творожная запеканка
Запеканка из картофеля с творогом, рецепт которой мы решили вам предложить, вкусное простое блюдо. Вы легко сможете приготовить на сковороде. Начинка может быть любой, но мы решили приготовить творожную. Ингредиенты запеканки:- 4 средних картофелины, -
Что знак зодиака говорит о твоих оценках в школе?
Как вы уже догадались, речь пойдет о наших детях, главным образом о тех из них, которые учатся в начальных классах. Известно, что все дети с удовольствием идут в первый класс, и у всех у них присутствует нормальное желание учиться. Куда же оно девается че
Творожная запеканка как в детском саду: самый правильный рецепт
Творожная запеканка у многих ассоциируется с детским садиком – именно там часто подавали такой вкусный десерт. Это блюдо не только вкусно, но и полезно – в твороге есть кальций, который особенно необходим для детского организма. Вспомнить вкус детства или
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school