Преподобный серафим саровский. Почему церковь не хотела канонизировать Серафима Саровского Жизнеописание преподобного Серафима Саровского

2. Преподобный Серафим принадлежал к фамилии Мошниных и родился в богатом купеческом семействе (родители - Исидор и Агафья). Будучи ещё мальчиком, он обучался торговому ремеслу, хотя его сердце к тому не прилежало. Примечательно, что в своих беседах о духовной жизни со своим служкой Мотовиловым, преподобный Серафим приводит в пример из торгового дела: «когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской …то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.»

3. До принятия монашества прп. Серафим как минимум дважды находился на грани жизни и смерти: первый раз в 7-ми летнем возрасте, когда упал со строящейся колокольни, но чудесным образом уцелел и был найден невредимым от падения с огромной высоты; второй раз - в возрасте 10 лет, когда находился при смерти из-за болезни, но был исцелён через чудотворную икону Божией Матери «Знамение», которую проносили крестным ходом через их двор.

4. В 19 лет Прохор по благословению Киево-Печерского старца Досифея прибыл в Саровскую пустынь, а в 27 лет принял иноческий постриг с именем Серафим. В 28 лет посвящён в сан иеродиакона, а в 35 - в сан иеромонаха, в котором пребывал до конца своей земной жизни.

5. Известный подвиг стояния преподобного Серафима 1000 дней и ночей на камне, был совершаем им в подражание преподобному Семиону Столпнику (день памяти - 14 сентября, в первый день церковного года). Камней, на которых он стоял, было два: один находился в его келье - здесь подвижник стоял с утра до вечера, сходя с него только для принятия пищи; а по закате солнца он переходил на камень, находившийся в лесу, и стоял на нем всю ночь до рассвета с воздетыми к небу руками. Примечательно, чтоб об этом подвиге никто не знал, пока преподобный Серафим не открыл этого некоторым из братий.

6. Пресвятая Богородица 12 раз являлась преподобному Серафиму в Дивеево, где ныне находится известная женская обитель. Дивеево называют Четвертым Уделом Божией Матери (после Иверии (территория совр. Грузии), святой горы Афон и Киево-Печерской Лавры), Которая лично обещала всегда быть Игуменией этой обители.

7. Святой Серафим прославлен Российской церковью (так наименовалась Русская Православная Церковь до революции) в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II

8. В сентябре 2007 года на службе, посвященной 60-летию основания ядерного оружейного комплекса России, Московский Патриархат объявил преподобного Серафима «покровителем ядерщиков». Патриарх Кирилл говорил о ядерном оружии как о щите России и делал акцент на то, что «именно в обители Преподобного Серафима наша страна получила то, что мы называли оружием сдерживания». Отсюда в народе бытует мнение о том, что прп. Серафим Саровский является небесным покровителем физиков-ядерщиков.

9. 15 января Православная Церковь отмечает преставление преподобного Серафима Саровского, а 1 августа по - обретение нетленных мощей, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти.

10. Иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

Таисия Сергеенко

Имя: Серафим Саровский (Serafim-Sarovskiy)

Место рождения: Курск

Место смерти: Тамбовская губерния

Деятельность: Иеромонах Саровского монастыря

Семейное положение:

Серафим Саровский - биография

Серафим Саровский предсказывал будущее и видел то, что обычным глазом не рассмотришь. В своей биографии он не раз избегал смерти, находясь на волоске от гибели. Сама Богородица 12 раз приходила к нему с посланиями. В том, что этот человек был избранным, никто не сомневался...

Чудеса великого старца - Серафима Саровского

Шел 1761 год. Строительство продвигалось полным ходом - в городе Курске возводилась новая церковь. Деньги пожертвовал купец Исидор Мошнин, но сам, бедняга, не дожил до окончания работ.

Все уже почти было готово. Жена Исидора, Агафья, присматривала за стройкой и часто приводила с собой 7-летнего сына Прохора. Вот и в этот раз он помчался наверх на недостроенную колокольню. Миг - и мальчонка полетел вниз. Оступился...

Люди в ужасе бежали к распластанному на земле щуплому тельцу, на чудо никто и не надеялся. Вдруг Прохор открыл глаза и удивленно посмотрел вокруг. Агафья схватилась за сердце. В тот момент она поняла, что ее сын - особенный ребенок.

Серафим Саровский - Явление Богородицы

Семью Мошниных прихожане местной церкви знали хорошо. Что ни день, Агафья в храме молится. Да и сыночек всегда рядом с ней - то на службе стоит, то свечные огарки убирает, то священные книги в уголке читает.

«Небось, Богу служить собирается?» - то и дело спрашивали докучливые соседки. Агафья улыбалась, а сама втайне боялась: Прохор уже не раз спрашивал про монашество. Дело, конечно, хорошее, но куда же она без сына? С другой стороны, если уж Бог позвал - с тропы не свернешь. А в том, что кто-то свыше зовет ее мальчика, мать не сомневалась. Сын сам рассказал, как к нему впервые пришла Богородица.

Он тогда сильно болел. Никакое лечение не помогало, и все, что оставалось, - это молиться. И когда страдания Прохора были особенно сильны, мальчику явилась Матерь Божия. «Надо потерпеть», - ласково сказала она. На следующий день мимо дома Мошниных шел крестный ход - несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Агафья взяла сыночка на руки и поднесла к образу. Болезнь с этого дня начала отступать.

Чудесное исцеление сына не выходили у матери из головы. И когда 17-летний Прохор в очередной раз попросил у нее благословения отправиться в монастырь, Агафья не стала противиться. Только дала ему в качестве оберега большой медный крест, который он не снимал всю жизнь.

Не раз потом люди присматривались к этому кресту и четкам, которые юноша всегда носил с собой. Именно такие атрибуты веры часто держали старообрядцы. Уж не относился ли и он к ним? Сам Прохор ни единого слова об этом не проронил...

Серафим Саровский - Благословленный спасителем

Куда податься, в какой монастырь пойти служить? В раздумьях юноша отправился в Киев, в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей подсказал ему: «Иди в Саровскую обитель. Там ты обретешь спасение, там и окончишь свои дни».

Приняли его радушно, но предупредили, что трудиться придется много и усердно. Работы Прохор не боялся. Он с радостью выполнял любое монастырское послушание. Оставалось время и на молитву. Молился юноша усердно, а чтобы ему не мешали, все чаще стал удаляться в лес.

Серафимом Прохор Мошнин стал в 32 года, когда его постригли в монахи. Новое имя пришлось по душе: оно означает «пламенный». Молитва его с тех пор стала еще продолжительнее и вдохновеннее.

Однажды, когда Серафим находился на службе в храме, ему явился Христос. Два часа после этого монах не мог подняться с колен, шепча в изумлении: «Он меня благословил...»

Людское окружение отныне тяготило Серафима, и вскоре он поселился в деревянном домике в лесу.

Бывало, идет монах или послушник из Саровской обители через лес и видит Серафима. Серьезный, даже грозный, бредет он с сумой за спиной, а в ней груда камней. Сверху лежит Евангелие. «Что же вы, батюшка, такой груз таскаете?» - обязательно спросит путник. А тот ему: «Томлю томящего меня».

Один раз прохожий увидел, как отшельник кормит с руки сухариками медведя. Удивился не на шутку, уже собрался разнести весть о монахе, приручившем хищного зверя, да Серафим остановил его: «Дождись моей смерти, после расскажешь».

А монах любил каждую божью тварь - и зверя, и человека. И обиды всем прощал. Рубил он однажды дрова в лесу и видит - идут трое путников. У одного топор за плечами. Подходят и говорят: «А ну, давай золото! Наверняка много у себя прячешь!» Серафим, не тая, ответил, что никаких богатств у него нет. Те не поверили и ударили монаха обухом по голове. Начали рыскать в его скромном жилище, да только ничего, кроме книг и свечей, не нашли. Испугались преступники, что человека ни за что жизни лишили, и поторопились убраться восвояси.

Не умер тогда Серафим, выжил. Никто не понимал, как с такими травмами в нем еще держалась жизнь. Лекари разводили руками, сам монах был в забытьи. В одну из таких полудрем вновь явилась ему Богородица. Посмотрела на лекарей и произнесла: «Что вы там трудитесь? Сей от рода моего». Конечно, слова ее никто не слышал, только больной вскоре пошел на поправку. Правда, спина после этого нападения у него так и осталась сгорбленной.

Преступников тех потом нашли. Привели к Серафиму, а он отказался их наказывать. Отпустил с Богом.

Прожив долгие годы отшельником, Серафим мечтал и старость встретить в одиночестве. Но этому не суждено было случиться. В очередной раз пришла к нему Богородица и велела принимать всех, кто будет приходить к нему за помощью.

Серафим вернулся в обитель и открыл дверь своей кельи. Люди хлынули целым потоком, а по окрестностям разнеслась весть о том, что в Саровской обители принимает святой старец. Каждого посетителя Серафим встречал с улыбкой и неизменными словами: «Радость моя!»

Были и особые гости. Например, Александру I старец в личной беседе предсказал будущее России. Согласно легенде, Серафим сообщил: «Появится царь, который меня прославит. А после будет великая смута на Руси, много крови прольется за то, что восстанут против этого царя, но Бог его возвеличит».

Можно верить этому или нет, но действительно, именно во время правления последнего царя Николая II Серафим Саровский был канонизирован. Царская семья в то время особо почитала старца. Императрица Александра Федоровна, например, молила святого о наследнике, и вскоре он появился. А ее супруг даже повесил лик саровского старца у себя в кабинете.

Спустя 70 лет после смерти Серафима Николаю II передали от него письмо. Оно было заклеено хлебным мякишем и подписано «Последнему царю». Император дрожащими руками вскрыл его, нетерпеливо пробежал глазами и... горько заплакал. Никто не мог остановить его слез. Не о скорой ли гибели своей семьи он прочел в послании старца?..

Незадолго до своей смерти Серафим Саровский основал женский монастырь в Дивеево и всячески помогал его послушницам. Страждущие все так же стремились к старцу, мечтали хотя бы дотронуться до его одежд, но им овладели уже другие мысли. Серафим знал, что скоро умрет - Богородица сообщила ему об этом, и с радостью ждал своего часа.

2 января 1833 года (14 -по новому стилю) старец, как всегда, скрылся за дверью своей кельи, накануне со всеми попрощавшись. Там его и нашли, почуяв запах дыма. Свеча упала, и загорелись священные книги старца. Сам он принял смерть, стоя на коленях перед иконами.

Серафима Саровского долго не хотели канонизировать - возможно, из-за слухов о его принадлежности к старообрядцам. Много лет понадобилось, чтобы, наконец, решение было принято. Тщательно рассматривалось каждое совершенное чудо, а всего в документах их было более 90. Признали лишь малую долю из них, но это не столь уж важно для его почитателей. К мощам саровского старца до сих пор толпами идут люди, которым подтверждения его чудес не требуется.

Историческая реальность и мифы в памяти потомков оказываются настолько прочно переплетены между собой, что их почти невозможно разделить. Пытаясь воссоздать биографию известного человека, историкам приходится не доверять ничему и проверять даже то, что кажется общеизвестным. Особенно трудно бывает, когда перед нами не художник, не писатель, не политический деятель, а канонизированный святой. Ярким примером этого является биография Серафима Саровского - одного из наиболее почитаемых русских святых.


АЛЕКСАНДР КРАВЕЦКИЙ


Головная боль биографов


В церковной жизни начала XIX века имя Серафима Саровского играет такую же роль, как имя Пушкина для светской культуры. Характерно, что Николай Бердяев, желая показать, какая пропасть лежала между светской и церковной культурой, писал, что «величайший русский гений - Пушкин - и величайший русский святой - Серафим Саровский… жили в разных мирах, не знали друг друга, никогда ни в чем не соприкасались».

При этом внятно пересказать биографию «величайшего русского святого» оказывается довольно сложной задачей. Есть простая внешняя сюжетная канва: сын купца пришел в монастырь и провел там более полувека, то молясь в уединении, то принимая посетителей, которых ближе к концу его жизни было очень много. Есть рассказы о чудесах, отношение к которым зависит от мировоззрения читателя: почитатель Серафима примет их на веру, а скептик будет утверждать, что это все литературные истории, заимствованные из старинных легенд.

При рассказах о биографиях святых постоянно возникает проблема, а о чем же, собственно, говорить. Если святой каким-то образом участвовал в политической жизни, то об этом говорить очень легко. Почитайте, например, популярные биографии Сергия Радонежского и вы увидите, что рассказ о том, как он благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, послав с войском Ослябю и Пересвета, будет занимать куда больше места, чем собственно повествование о монашеской стороне его жизни.

Серафим Саровский не участвовал в политической жизни, не поучал российских императоров и не встречался с ними. Однако существует немало апокрифов о встречах Серафима с членами императорской фамилии

Можно говорить не о политике, а о хозяйстве: о том, как и из чего строили монастыри, как добывали пропитание, как улаживали отношения с окрестными крестьянами и землевладельцами. Про все это писать легко. Но к содержанию монашеской жизни все эти рассказы о хозяйственно-политической активности имеют такое же отношение, какое к литературному творчеству Пушкина имеет его донжуанский список.

Монашество - это не про хозяйство и не про колонизацию неосвоенных земель. Если не касаться собственно монашеской специфики, то

рассказывать о Серафиме Саровском почти нечего. Он не строил монастырей, не решал экономических проблем, не общался с политиками, а молился, молчал или беседовал с теми, кто приходил к нему.

Авторам биографий и житий ничего не остается, как пойти по пути наименьшего сопротивления, рассказывая о чудесах и тех лишениях, на которые святой сам себя обрекал. И получается что-то вроде книги рекордов с многодневными отказами от пищи и тысячедневной молитвой, неподвижно стоя на камне.

Для того чтобы, поселившись в лесной избушке, в течение тысячи дней по многу часов молиться, стоя на камне, монаху приходилось писать специальное прошение и ссылаться на слабое здоровье

Если читатель считает, что в этой статье я объясню ему, в чем суть монашества, то он ошибается. Речь пойдет о том, как, читая жития, отделить достоверную информацию от благочестивого вымысла.

Достоверность и иррациональность


Первая биография Серафима увидела свет через восемь лет после его смерти. Ее автор, иеромонах Сергий (Васильев), опирался не на архивные материалы, а на собственные воспоминания и рассказы очевидцев. Поэтому пропусков в этой книге было очень много. Например, рассказывая о семье и предках Серафима, Сергий честно признается, что материала у него нет, поскольку старец не любил рассказывать о родственниках и говорил, что «для земных родных он мертвец» (сейчас родословная Серафима Саровского включает 37 имен).

Более чем за полтора века, прошедшие после смерти Серафима, о нем было написано очень много. При этом, как это часто случается, чем больше проходило времени, тем большее количество сомнительных подробностей появлялось в книгах о нем. Лишь в начале XXI века саровский историк и краевед Валентин Степашкин попытался проверить казавшиеся общеизвестными факты биографии Серафима Саровского. Найти удалось очень много, благо бюрократическая система в дореволюционной России работала хорошо и бумаг, позволяющих проследить судьбу купеческого сына, решившего стать монахом, сохранилось довольно много.

Людям, далеким от исторических исследований, кажется, что архив - это место, где, если хорошо поискать, можно найти готовые ответы на все вопросы о прошлом. Но это не так. Что можно найти в архиве? Во-первых, письма, мемуары, дневники. Из этих личных документов можно узнать, как их авторы видели то или иное событие. Только попробуй пойми, можно ли этому автору верить? Был ли он беспристрастным наблюдателем? Имел ли необузданную фантазию и склонность приврать?

Более надежными являются различные официальные документы, которые позволяют проследить, куда тот или иной человек ездил, какое образование получил, на какие средства жил и т. д. Собственно говоря, труд историка и состоит из сравнения свидетельств, извлеченных из документов разных типов.

Только вот вопрос, в какой степени все эти методы можно использовать, когда мы имеем дело с житиями? Ну, например, житие рассказывает о чудесном видении. Что нового могут нам сообщить в этом случае архивные документы? Сам факт чуда непроверяем. Но по документам мы можем установить, когда информация о данном событии появилась в первый раз, понять, сделана ли запись по горячим следам или же постфактум, спустя десятилетия. Мы можем проверить, действительно ли те персонажи, о которых идет речь, находились в определенный момент в указанном месте и т. д.

Историк, изучающий рассказы о чудесах, напоминает персонажа старого анекдота. Возбужденный человек рассказывает своему собеседнику: «Представляешь, еду я вчера в троллейбусе Б по Тверской, гляжу, а напротив меня сидит Моцарт!» «Ерунда,- отвечает его собеседник,- троллейбус Б не ходит по Тверской».

Этот анекдот очень хорошо показывает, на какие вопросы историк может ответить, а на какие нет. Он не может методами своей науки установить, что именно привиделось пассажиру московского троллейбуса, но вот маршрут троллейбуса устанавливается вполне надежно.

Любопытно, что создатели первых биографий Серафима Саровского понимали, с какой тонкой материей им приходится иметь дело. В 1841 году Синод обратился к Саровскому игумену Нифонту с вопросом о степени достоверности новоизданной биографии Серафима. Ответ игумена Нифонта поражает своей точностью: «По прочтению мною Жизнеописания покойного иеромонаха Серафима, составленного неизвестным мне лицом, объяснить имею честь, что те обстоятельства из жизни сего, кои могли быть видимы, я не отвергаю, а о невидимых бывших ему духовных видениях и о том, как он в пустыне якобы тысячу дней и ночей на камнях молился, неизвестен».

Мнимый больной


Прохор Мошнин, в монашестве ставший Серафимом, родился в семье курских купцов. Его отец скончался вскоре после рождения Прохора, поэтому всеми семейными делами занималась мать. В число этих дел входило и руководство работами по строительству каменного храма, который возводился на месте сгоревшей деревянной церкви.

В многочисленных житиях Серафима содержится рассказ о том, как семилетний Прохор упал со строящейся колокольни, но остался жив. История про колокольню тиражируется везде, включая соответствующую статью Википедии.

Сергиево-Казанский собор, с крыши которого упал семилетний Прохор, был зданием внушительных размеров, но с течением времени крыша здания превратилась в колокольню

Но, скорее всего, в 1761 году, когда произошло это событие, колокольню еще не начали строить. К тому же, в самых первых жизнеописаниях Серафима рассказывается, что пока мать занималась делами, семилетний ребенок упал не с колокольни, а «с высоты здания», то есть с церковной крыши.

Это очень распространенная ситуация:

рассказ о ребенке, выжившем после падения с большой высоты, с течением времени обрастает все новыми и новыми подробностями, а высота, с которой он падал, постоянно увеличивается.

А затем приходят дотошные историки и в результате долгих архивных поисков выясняют, что «троллейбус Б по Тверской не ходит».

В биографиях Серафима очень много говорится о болезнях. Вне всякого сомнения, он не был здоровым человеком. Однако если читать не жития, а бюрократическую переписку, трудно отделаться от впечатления, что часто болезни оказываются лишь способом убедить государство оставить монаха в покое.

Нужно помнить, что в XVIII - начале XIX века в России отсутствовала свобода передвижения. Человек не мог просто собрать вещи и уехать из города, к которому он был приписан и где платил налоги. Для переезда нужно было получить паспорт. Паспорт, дающий право перемещаться внутри страны, давался на год.

Отправляясь в 1778 году в Саровскую пустынь в качестве послушника, купеческий сын Прохор Мошнин должен был получить паспорт, а через год снова приехать в родной город и выписать новый паспорт. Так происходило вплоть до 1781 года, когда время послушничества окончилось и нужно было собирать бумажки, необходимые для монашеского пострига. В первую очередь предстояло выписаться из купеческого сословия и записаться в духовное.

В России сословное деление было очень жестким. Государственная казна не была заинтересована в том, чтобы купец-налогоплательщик уходил в монастырь и таким образом переставал платить налоги. Среди документов, собранных Прохором, была справка от врача, которая выглядела так: «Я, подписавшийся под сим, свидетельствую, что курский купец Прохор Сидоров сын Мошнин одержим болезнями, ломотою в ногах и болями в голове. Почему и в слабом здоровье находится».

Судя по всему, медицинское заключение воспринималось как уважительная причина, по которой молодой купец мог оставить дела и уйти в монастырь. Можно, конечно же, поверить написанному в этой справке. Но исследователь биографии Серафима обнаружил, что точно такие же справки имеются в личных делах и других саровских послушников, постриженных в разные годы.

Следующей бюрократической ступенью было получение от магистрата бумаги, что курские купцы и мещане обязуются платить налоги за своего ушедшего в монастырь коллегу. В результате всей этой переписки купец Прохор Мошнин, с точки зрения государства, перестал существовать, то есть платить налоги и нести повинности. Произошло это в конце 1784 года.

Составляя прошение о монашеском постриге, Прохор Мошнин вновь ссылался на слабое здоровье. «От тех болезней,- пишет будущий монах,- улучить свободность изыскивал многие способы, коих не избавился, почему и в купечестве с прочими наряду быть и по гражданству всякую должность исправлять не в силах, и по таким обстоятельствам, не полагая в жизни моей иной надежды, желаю воспринять в Саровской пустыни монашество».

Если не знать, что автор этого прошения долгие годы будет ограничивать себя в пище и сне, в течение многих часов стоять на молитве, можно было бы решить, что перед нами прошение немощного инвалида, мечтающего о монастыре как о богадельне, где он сможет спокойно дожить остаток своих дней.

После того как Прохор Мошнин стал монахом Серафимом, ссылки на болезни не прекратились. Дело в том, что российские монастыри имели определенное «штатное расписание», и настоятель не мог допустить, чтобы число монахов превысило то количество, которое положено по штату. В тот момент, когда Прохор стал Серафимом, в Саровском монастыре все штатные места были заняты. Но поскольку Прохор, несколько лет проживший в Сарове в качестве послушника, хорошо себя зарекомендовал, настоятелю не хотелось отпускать его на сторону. И ссылка на болезнь давала законный повод оставить его в Сарове.

В XVIII–XIX веках Саровский монастырь был одним из крупнейших центров русского монашества, на который ориентировались другие монастыри

«А как ныне,- писал настоятель,- за приключившейся ему тяжкою болезнью отослать его в реченный Гороховский Никольский монастырь никак невозможно, почему он до получения от оной болезни освобождения и находится в имеющейся в сей пустыни больнице». До того времени, пока появится возможность официально остаться в родном монастыре, новопостриженный мог числиться больным в течение нескольких лет.

Мне кажется, ситуация, когда хороший монах должен постоянно показывать справку о слабом здоровье, очень показательна. Послепетровское государство видело в духовенстве государственных служащих, причем функции приходского духовенства были понятны, а вот монашествующих государство скорее терпело. Для преодоления бюрократических препон медицинская справка оказывалась наиболее эффективным средством. И, как показывают архивы, Серафим Саровский довольно активно им пользовался.

Пустынник и рассказы о нем


В XVIII веке монастырь, находившийся у слияния рек Сатис и Саровка, был важным монашеским центром. В его местоположении удачно сочетались изолированность и доступность. С одной стороны, место было безлюдным и уединенным, с другой - в нескольких километрах от монастыря проходила большая дорога, поэтому паломникам было относительно легко сюда добираться. Принятые здесь строгие правила монашеской жизни считались образцовыми. Несколько новых монастырей, появившихся в России в то время, ввели у себя саровский устав. Прожив в монастыре около девяти лет, Серафим ушел в окрестные леса и поселился в «дальней пустыни», то есть в одинокой лесной избушке. В таком уходе не было ничего экстраординарного. Это была одна из практик монашеской жизни.

Одновременно с Серафимом в окрестных лесах жили по крайней мере еще два саровских пустынника - Дорофей и Мефодий. Для ухода в пустыню требовалось разрешение монастырского начальства. Это разрешение давалось лишь тем, кто уже давно живет в монастыре и имеет склонность к отшельнической жизни. Если настоятель и духовник принимали решение отпустить монаха, монастырь строил для пустынника простую избу в том месте, которое он сам выберет. Пустынник также получал крупу, хлеб, постное масло, овощи и одежду. По воскресеньям и праздникам он приходил в храм на службу.

Обустройство жизни в лесной избушке не сводилось к обработке огорода и заготовке дров. У окружающих холмов и речек появились новые имена. Окрестные холмы получили название Афонской горы и Иерусалима. Здесь были и Иордан, и Фавор, и Назарет, и Вифлеем. События священной истории, на основе которых построен церковный календарь, теперь приобретали конкретные географические привязки. Такие переименования и создание вокруг себя мира Священного писания тоже были обычной монашеской практикой. Редкий монастырь не имел в шаговой доступности собственный Иордан или Гефсиманский сад.

С жизнью в дальней пустыни связан известный рассказ о том, как к келье Серафима приходил медведь, которого тот приручил и кормил из рук. Нужно сказать, что рассказы о том, как святые общаются с дикими животными и помогают им, встречаются в житийной литературе довольно часто. Живший на берегу Иордана старец Герасим вылечил льва, вытащив колючку из его лапы, после чего зверь остался при старце и даже помогал ему возить воду. К Сергию Радонежскому приходил голодный медведь, которого святой кормил хлебом. Франциск Ассизский проповедовал птицам (вспомните знаменитую фреску Джотто).

Христианская традиция воспринимает святость как возвращение рая, где общение человека и зверя вполне органично. В этом контексте не вызывает удивления рассказ о том, что к избушке Серафима Саровского приходил медведь и монах кормил зверя из рук. Этот сюжет очень любят художники, картинки, изображающие Серафима с медведем, широко тиражируются.

Между тем уже в XXI веке среди бумаг московского митрополита Филарета (Дроздова) обнаружилась запись, из которой следует, что монахиня Матрона (Плещеева), на свидетельстве которой в значительной степени основаны рассказы про медведя, выдумала эту историю. Незадолго до смерти она призналась, что рассказала это по просьбе одного из биографов Серафима Саровского.

Страдая от мук совести, Матрона дезавуировала этот свой рассказ в присутствии свидетелей.

Большие сомнения вызывает и рассказ жития о том, как на живущего в лесной избушке пустынника напали разбойники, избили его и потребовали денег. Житие указывает точную дату этого события - 12 сентября 1802 года. Между тем в монастырских бумагах за это время нет никаких упоминаний о нападении разбойников и телесных повреждениях, нанесенных Серафиму. Это очень странно, поскольку, согласно общеизвестной версии, он пришел в монастырь и рассказал о случившемся настоятелю и духовнику. Обычно монастырские документы фиксируют подобные чрезвычайные происшествия, а тут - полное молчание.

Такая корректировка житийных версий при помощи архивных данных - это ни в коем случае не попытка дискредитации. Характерно, что большая часть архивных находок, о которых говорится в этой статье, сделана Валентином Степашкиным, биографом и почитателем Серафима Саровского. Понятно же, что почитатели Серафима любят его не за дружбу с медведем и не за благополучное падение с колокольни.

Экзальтированные биографы


Вокруг монаха, которого паломники почитают как чудотворца и святого, всегда возникает много слухов. В какой-то момент появляются люди, которые решают все эти истории записать, обработать и опубликовать. Одним из таких людей был Николай Мотовилов, записи которого оказали огромное влияние на все, что пишут о Серафиме сейчас.

Собирание биографических материалов Мотовилов начал после того, как Серафим его исцелил. Сам факт исцеления вызывает определенные вопросы. В своих записках Мотовилов утверждает, что в монастыре об этом было известно, однако монастырские архивы ничего не сообщают об исцелении дворянина, выпускника Московского университета, что очень странно. Но поверим ему в данном случае, ибо в это утверждение Мотовилова верится легче, чем во многие другие.

Дело в том, что в записках Мотовилова содержится ряд пророчеств Серафима Саровского, и тут неясно, в какой степени это слова Серафима, а в какой - мысли самого Мотовилова. Так, например, в опубликованной уже в постсоветское время записке «Антихрист и Россия» в уста Серафима вложены пророчества о войнах, революции и приходе антихриста.

Николай Мотовилов был человеком увлекающимся, поэтому в его сочинениях практически невозможно отделить мысли автора от мыслей Серафима Саровского

Обсуждать степень достоверности пророчеств - занятие малоэффективное. Мотовилов - не историк, пытающийся беспристрастно фиксировать все связанное с Серафимом, а увлеченный писатель, размышляющий о судьбах мира и уверенный в том, что в будущей истории человечества Серафим Саровский сыграет совершенно исключительную роль. В результате отделить мотовиловский текст от подлинных слов Серафима совершенно невозможно.

Судя по косвенным данным, особой внимательностью Мотовилов не отличался. Например, в ряде других мемуаров указывается, что Серафим ко всем обращался на «ты», а у Мотовилова он выкает. Не встречается у Мотовилова и обращение «радость моя», которым Серафим приветствовал приходящих к нему. Даже самый популярный мотовиловский текст - «Беседа о цели христианской жизни» - содержит ряд положений, восходящих к трудам немецких философов-романтиков, которых Серафим явно не мог знать.

Николай Мотовилов имел огромные литературные планы. Он собирался написать фундаментальный труд о том, как устроено мироздание и божественный промысел. В 1854 году он пытался добиться аудиенции у Николая I, чтобы рассказать ему, что в скором времени Серафим Саровский воскреснет. Император отказался принять Мотовилова, но попросил изложить все письменно.

Кажется, при жизни Мотовилову не удалось закончить ни одного из своих эпохальных сочинений, и лишь спустя годы после смерти его архив оказался у писателя Сергея Нилуса, который начал публиковать и использовать записки Мотовилова в своих сочинениях.

Новые материалы Мотовилова обнаруживались и в XXI веке. А поскольку эффектные пророчества и конспирологические построения, на которые этот неуравновешенный человек был падок, всегда остаются востребованными, тексты, которые он то ли записал, то ли придумал, породили целую волну странной мистической литературы, повествующей о последних временах, антихристе и особой роли России, стоящей на пути «царства беззакония».

Посмертные странствия


После смерти Серафима его могила и места, с ним связанные, привлекали огромное количество паломников. Саровские монахи тщательно записывали, проверяли и перепроверяли свидетельства об исцелениях, связанных с Серафимом.

Однако его официальная канонизация казалась весьма проблематичной. Это было связано с тем, что в XIX веке Русская церковь управлялась по законам, созданным в эпоху Петра I. Во всем господствовал рационализм. Чудеса и пророчества были под большим подозрением.

Серафим был народным святым, а относиться с уважением к вере, суевериям и заблуждениям простого народа в России было не принято. Народ следовало перевоспитывать, просвещать, окультуривать, катехизировать.

Прославление Серафима Саровского могло бы отложиться очень надолго, если бы в числе его почитателей не оказался Леонид Михайлович Чичагов, в прошлом артиллерийский офицер, участник боевых действий и даже кавалер французского ордена Почетного Легиона. Под влиянием Иоанна Кронштадтского блестящий офицер принял священный сан и начал собирать материалы о Серафиме Саровском. В 1893 году увидела свет его «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», представляющая собой качественную компиляцию всех доступных на тот момент материалов, связанных с Серафимом. Эту книгу прочитал Николай II, который фактически продавил в Синоде идею канонизации.

Николай II очень серьезно относился к народной религиозности и фактически заставил Синод провести канонизацию Серафима Саровского

Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Саровские торжества 1903 года, в которых участвовала и царская семья, и тысячи паломников, казалось, демонстрировали единство монархии и простого народа. Количеством людей, пришедших на торжества, были потрясены все. Саровский и основанный Серафимом женский Дивеевский монастыри посещались огромным количеством паломников.

Количество паломников, пришедших в 1903 году на торжества, связанные с канонизацией Серафима Саровского, произвело огромное впечатление на русское общество

После революции монастыри были разгромлены, но почитание сохранялось. В 1927 году мощи Серафима Саровского были изъяты и отправлены в Москву в антирелигиозный музей, затем они переехали в Ленинград, какое-то время были в экспозиции, затем затерялись и были обнаружены лишь в 1990 году. Однако вернуть мощи непосредственно в Саров было невозможно, посколько на территории монастыря располагался закрытый городок Арзамас-16 - первый советский центр по производству ядерного оружия.

Считающиеся утраченными мощи Серафима Саровского были обнаружены в фондах Государственного музея истории религии при подготовке к переезду из здания Казанского собора

Фото: Павел Кривцов / Фотоархив журнала «Огонёк»

Мощи Серафима Саровского были отправлены в находящийся неподалеку Серафимо-Дивеевский монастырь. Причины были вполне понятны и рациональны, но трудно было не вспомнить, что, хотя Серафим Саровский и завещал похоронить себя в Сарове, но говорил, что его мощи там не останутся, а будут лежать в Дивееве. Читатель имеет полное право решать сам, что перед нами - сбывшееся пророчество или же тот случай, когда люди, знающие о пророчестве, сознательно действуют в соответствии с ним.


Значение имени Серафима

Серафима — это женская форма мужского имени Серафим. Происходит оно от древнееврейского слова «сараф» и переводится как «пылающий», «огненный».

Именины, дни Ангела у Серафим

Преподобный Серафим Саровский (1754-1833)

Один из самых известных святых не только в России, но и во всем мире родился в Курске в купеческой семье. До принятия монашества его звали Прохор Мошнин, и уже в детстве он был особенным ребенком. Житие преподобного рассказывает о нескольких удивительных случаях. Самый известный — история про то, как, еще будучи подростком, Прохор остался живым и невредимым после падения с высокой храмовой колокольни. Широко известна и другая история. Однажды Прохор тяжело заболел. Забывшись как-то тяжелым сном, он увидел Богородицу, которая пообещала ему скорое исцеление. Так и случилось. Во время крестного хода мимо его дома проносили икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Мать вынесла к шествию сына и приложила его к образу. Вскоре он пошел на поправку. Впоследствии Богородица и дальше в самые тяжелые минуты жизни посещала преподобного.

Когда Прохору исполнилось 22 года, он отправился в Киево-Печерскую лавру. Желая посвятить себя Богу, он надеялся получить в обители совет, как устроить свою жизнь дальше. В лавре юноша встретился с одним почтенным схимонахом, который благословил его на монашеский постриг и направил в Саровскую пустынь (Тамбовская губерния). Так начался его духовный путь, на котором Прохору Мошнину предстояло стать преподобным Серафимом Саровским.

Восемь лет Прохор пробыл в монастыре простым послушником и только потом принял монашеский постриг (получив имя Серафим). После этого будущий святой испросил себе благословение удалиться в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря в глухом и безлюдном лесу.

Здесь, подражая древним «атлетам духа» — величайшим христианским праведникам пустыни, — Серафим начал вести строжайшую аскетическую жизнь: и зимой, и летом носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание в лесу, постоянно читал Священное Писание. Преподобный впоследствии завел неподалеку от келии пасеку и разбил небольшой огород.

Однажды подвижник взял на себя подвиг столпничества на тысячу дней. В лесу он нашел гранитный камень-валун, на который каждую ночь становился на колени и непрестанно совершал молитву мытаря из евангельской притчи: «Боже, милостив буди мне грешному».

Во время его лесного отшельничества произошла и одна из самых известных историй из его жития — на святого напали разбойники. Они жестоко избили преподобного и думали нажиться в его келии «церковными богатствами». Ничего не найдя, они сбежали с места преступления. Преподобный Серафим, истекая кровью, еле добрался до Саровского монастыря и чудом остался в живых. Когда же преступников нашли, то святой лично ходатайствовал об их помиловании.

В конце своей жизни праведник решил выйти из затвора, ради множества людей, которые стали съезжаться к нему со всей Российской империи: они просили его помощи, молитвы и совета. Отец Серафим принимал всех без исключения. Каждого он встречал своим особенным приветствием, которое стало символом его жизни: «Христос воскресе, радость моя».

Многие наставления преподобного Серафима дошли до нас благодаря его беседе с помещиком Николаем Мотовиловым, который был духовным чадом святого. Слова преподобного Николай Александрович впоследствии записал, и расшифровка этой удивительной беседы дошла до наших дней.

Сердце святого остановилось 14 января 1833 года. Последними словами преподобного Серафима Саровского были: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Известные люди и святые с именем Серафима

Другие известные святые с именем Серафима

Святая мученица-дева Серафима Римская (начало II века) родилась в Антиохии в семье тайных христиан. Оказавшись в Риме, святая жила в доме знатной горожанки Савины, которую обратила в христианство. Когда началась волна очередных гонений на христиан, Серафима была схвачена и приведена на суд. За ней последовала и Савина. Судья, увидев знатную госпожу, поначалу даже решил снять все обвинения со святой, но вскоре вновь приказал доставить ее к себе. Он уговаривал ее отречься от Христа, но в ответ получил категорический отказ. По преданию, во время пыток Серафимы палачи вдруг упали бездыханно. Только молитвами мученицы они смогли подняться, будучи совершенно невредимыми. Несломленная Серафима была казнена. Савина с благоговением похоронила ее тело.

Преподобномученица Серафима (Сулимова) (1859-1918) — игуменья Ферапонтова монастыря (Вологодская область). Уже в 17 лет начала жить монашеской жизнью. Приняв постриг, святая в 1905 году возглавила обитель. Серафима уделяла особое внимание детскому образованию. В частности, под ее руководством была построена женская церковно-приходская школа. Кроме того, игуменья много занималась благотворительностью. В 1918 году была арестована из-за конфликта с комиссией, которая пришла в монастырь для описи и последующего изъятия монастырских ценностей. 15 сентября без суда и следствия была расстреляна. В 2000 году причислена к лику святых.

Преподобномученица Серафима (Горшкова) (1893-1937; в миру Анна) рано приняла решение идти по пути монашества. После событий 1917 года ей долгое время пришлось скитаться, пока она не стала насельницей Воскресенского Новодевичьего монастыря (Санкт-Петербург). 1932 году монахиня Серафима была арестована и приговорена к трем годам ссылки в Казахстан. Здесь святая помогала сосланным священнослужителям и не покинула место ссылки даже после того, как срок наказания закончился. В 1937 году была арестована вторично «за контрреволюционную деятельность». Расстреляна 10 сентября.

Великие и известные люди с именем Серафима:

Серафима Бирман (1890-1976) — известная советская актриса театра и кино. Окончила Драматическую школу А. И. Адашева и была принята в труппу знаменитого Московского Художественного театра. В тридцатых годах она поставила спектакль «Васса Железнова» и исполнила в нем главную роль. Вершиной творческой карьеры Серафимы Бирман оказалась роль Ефросиньи Старицкой в грандиозной киноленте Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». За работу в фильме она стала лауреатом Сталинской премии первой степени в 1946 году. Скончалась 11 мая и была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Серафима Бирман в фильме «Друзья», 1938

Серафима Амосова (1914-1992) — знаменитая советская летчица, участница Великой Отечественной войны. Уроженка Красноярска, будучи еще совсем юной, загорелась желанием стать летчицей и вскоре поступила в планерную школу. С отличием закончив обучение, она стала пилотом Гражданского воздушного флота. Когда началась Великая Отечественная война, Серафима трижды подавала рапорт об отправке на фронт, пока, наконец, ее не приняли в женскую авиагруппу, которую формировала в г. Энгельс Герой Советского Союза Марина Раскова. За все время военных действий С. Амосова совершила более 500 боевых вылетов, будучи заместителем командира женского авиационного полка ночных бомбардировщиков, более известного как «Ночные ведьмы». После войны Серафима Амосова вышла замуж за военного летчика и вместе с ним воспитала троих сыновей.

Игуменья Серафима (Черная) (1914-1999) — советский ученый-химик, настоятельница Новодевичьего монастыря. В миру Варвара Васильевна окончила Московский нефтехимический техникум. Впоследствии стала доктром технических наук. Работая в НИИ резиновой промышленности, участвовала в разработке космических скафандров. В 1994 году приняла монашеский постриг с именем Серафима и была поставлена игуменьей Новодевичьего монастыря. Настоятельница возродила монашеский хор, активно занималась восстановлением внутреннего убранства храмов на территории обители.

— После прихода к власти в России большевиков, мощи преподобного Серафима Саровского были вскрыты, изъяты и вывезены из Саровского монастыря в неизвестном направлении. В 1991 году они были случайно найдены в запасниках Музея атеизма и религии, который находился тогда в здании Казанского собора (Санкт-Петербург).

— Поскольку город Саров является центром военной ядерной промышленности, Серафим Саровский считается покровителем ядерщиков.

Музей ядерного оружия. Саров. Фото Владимира Ештокина

— Серафимы, согласно иудейской и христианской традиции, — высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу. Впервые они упоминаются в Книге пророка Исаии (Ис 6:2-3). Преподобный Серафим как раз и был пострижен в честь этого ангельского чина. Известны случаи, когда человека крестили или постригали с именем Херувим (также ангельский чин).

— В 2015 году в российский прокат вышел мультфильм , который рассказывает о чудесной помощи преподобного Серафима Саровского дочке священника по имени Серафима в 40-е годы прошлого столетия.

Имя Серафима для девочки

В христианстве существует традиция образовывать женские имена от мужских. Например: Иоанн — Иоанна, Евгений — Евгения, Серафим — Серафима.

Батюшку Серафима уже при жизни народ почитал святым, к нему можно обращаться с молитвами по любым вопросам.
Перед его иконой очень полезно молиться о духовной помощи в моменты отчаяния или упадка сил из-за обрушившихся на вас бед. Святой считал, что самые тяжкие христианские грехи – скорбь и уныние, поэтому искренние молитвы ему могут помочь вам преодолеть эти напасти и обрести силу.
Еще при жизни преподобного Серафима, к нему приходило большое количество людей за помощью в защите от искушений, и батюшка помогал им, давал оступившимся людям утешение и надежду на разрешение проблем. До сих пор он слышит нас, грешных, и святыми молитвами перед Господом помогает всем кающимся.
Масло, которое освящено его святыми мощами, часто помогает больным.
Существует мнение о Серафиме Саровском, что его помощь может проявляться в торговых делах. Он помогает тем людям, которые стремятся не только к личному обогащению, но в первую очередь занимаются благотворительностью, помогают ближним, неимущим, больным людям, жертвуют средства на святую Православную Церковь.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Преподобный Серафим Саровский был рожден 19-го июля 1759 года в городе Курске в купеческой семье. При крещении он получил имя Прохор.
В возрасте трех лет умер отец Прохора, который незадолго до смерти взял подряд на строительство храма преподобного Сергия, все труды по продолжению работ взяла его супруга Агафья. Как-то раз она пошла на стройку вместе с маленьким Прохором, который во время осмотра оступился и упал с высокой колокольни. Мать очень испугалась, но спустившись вниз, увидела сына здорового и невредимого, в чем усмотрела особое попечение Бога.
Около десятилетнего возраста, Прохор очень сильно заболел, его жизнь даже оказалась под угрозой, но во сне ему было видение — к нему явилась Царица Небесная и пообещала исцелить отрока. Тогда по Курску несли крестным ходом чудотворную икону Знамения Божией Матери. Агафья вынесла своего больного сына, он приложился к иконеи с того момента начал быстро поправляться.
Его старший брат торговал и стал приучать к этому занятию и Прохора, но душа мальчика стремилась к Богу, он каждый день посещал храм, утром рано просыпался, чтобы пойти и послушать утреню. Прохор рано выучился грамоте, с самого детства любимым занятием его было читать Священное Писание и Жития святых. Его мать видела, чем занимается ее сын и была этому очень рада.

Когда юноша достиг семнадцатилетнего возраста, он точно решил, что оставит мир, попросил благословения у своей матери и посвятил себя иноческой жизни.
Сначала преподобный отправился в Киево-Печерскую лавру, в которой познакомился с одним прозорливым затворником Досифеем, который разглядел в Прохоре верного слугу Христова. Затворник сказал, что его место в Саровской пустыни и благословил юношу идти в нее за спасением.
По этому совету девятнадцатилетний Прохор Мошнин 20-го ноября 1778 года оказался, в Сарове, где был принят старцем Пахомием, который был настоятелем пустыни.
Постоянно пребывая в молитвах, Прохор был усердным исполнителем всех послушаний, которые возлагались на него, он оказывался в числе первых, кто приходил на службы, в келье внимательно читал святые духовные книги, особенно любил Евангелие, Апостольские послания и Псалтырь. Спал он немного. Но его душа жаждала еше более строгой жизни и однажды, получив благословение от старцев, Божий избранник начал уходить в лес для молитв. Братия удивлялась той силе святых подвигов, которую показывал Прохор.
Прохор очень долго, почти три года болел, но всякий раз, когда монахи предлагали ему лечиться, отклонял их предложение, уповая на Божию милость. И вот, когда состояние Прохора стало критическим, к нему явилась Сама Божия Матерь и снова, как в детстве, исцелила его. По истечении некоторого времени, келью, в которой случилось это чудесное посещение, снесли, а на ее месте поставили храм и больничный корпус.
13-го августа 1786 года, в свои 28 лет, Прохор был подстрижен в иноки с наречением имени Серафим . В декабре 1787 года Серафим был посвящен в сан иеродиакона. 6 лет он, практически без перерывов, находился в служении. Он почти не отдыхал, часто забывал поесть, но Бог давал ему особые силы.
Однажды во время Божественной литургии Серафимом было получено необычайное видение: святой узрел Господа Иисуса Христа во славе, сияющего неизреченным светом. Он был в окружении ангелов, архангелов, вокруг были также херувимы и серафимы. Он прошел по воздуху от церковных ворот, остановился возле амвона и благословил всех Своими святыми руками.
В 1793-м году будущего святого рукоположили в сан иеромонаха.
После кончины старца Пахомия, преподобный Серафим по благословению своего духовного отца старца Исаии, оставил обитель.

20-го ноября 1794года он ушел жить в уединенную келью, которая была на расстоянии 5-6 километров от монастыря в лесу на берегу реки Саровки. В келье было всего одно помещение с печкой. Около своего жилья преподобный сделал огород, а позже стал разводить и пчел. Одежда Серафима была очень простая, даже убогая- поношенная камилавка, балахон из белой ткани, кожаные рукавицы, чулки и лапти на ногах. На груди его всегда висел крест, которым его благословила мать, а за плечами находилась котомка, в которой всегда находилось святое Евангелие.

Все время ревностный Христов подвижник проводил в молитве и чтении святых книг. Во время холодов он заготавливал дрова, чтобы топить свою келью, летом работал на земле, выращивая на огороде овощи, которыми и питался.
Перед воскресными и праздничными днями преподобный Серафим Саровский шел в обитель, где слушал вечерню, всенощное бдение или утреню и причащался святых Тайн. Потом общался с иноками, затем брал хлеб на неделю и снова возвращался в свою одинокую лесную келью. Сначала он питался сухим хлебом, а позже, святой отец Серафим еще больше усилил пост и отказался даже от хлеба. Питался преподобный только овощами, которые выращивал на своем огороде.
Разные искушения выпадали ему в испытание. Однажды преподобный Серафим Саровский, подвергся нападению злых людей, потребовавших денег, которые тот якобы получал от мирян. У старца денег конечно же не было, он покорно сложил крестом руки на груди и сказал: «Делайте, что вам надобно.» Грабители набросились на подвижника, связали и сильно избили его. После этого они ворвались в келью, где нашли немного картофелин и одну икону. Подумав о преподобном Серафиме, что Саровский отшельник убит, злодеи сильно испугались и убежали. Когда святой пришел в сознание, он сразу же поблагодарил Господа Бога за это страдание и помолился о прощении нападавших, кое-как освободился от пут и утром окровавленный добрался до обители. Врачи осмотрели раны и сильно удивились тому, что старец оказался жив – голова его была проломлена, ребра сломаны, долго он лежал обессиленный, отказываясь даже от принятия пищи.

И снова у отца Серафима было видение: Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоаном Богословом подошла к нему и сказала в сторону врачей:

«Что вы трудитесь?» а преподобному: «Сей от рода моего!»

После этих слов отец Серафим отказался от врачей и предоставил свою жизнь в Божьи руки. На девятый день к нему начали возвращаться силы и старец смог встать с постели. Но целых пять месяцев он еще находился в обители, восстанавливая силы, после чего снова возвратился к своей келье.
Люди узнавали о преподобном отце, к нему начали приходить за помощью. От некоторых людей старец старался уклоняться потому, что к тому времени уже умел узнавать нужды, а тех, кто действительно нуждался, принимал и давал советы и наставления. Много людей видело, как старец кормил из рук большого медведя – об отшельнике Серафиме знали даже дикие звери и любили его.
Диавол очень старался, что прекратить подвижнический подвиг Серафима, искушая и строя ему козни. Так он устраивал громогласные звериные рыки возле кельи, или делал так, что святому представлялось, как будто за дверями его жилища большое количество людей пытаются вломиться к нему или развалить хижину. Спасался Серафим только молитвою и силой Животворящего Креста Господня.
Не единожды батюшку искушали духом честолюбия, предлагая ему стать игуменом или архимандритом какого-нибудь монастыря, но он стремился к настоящему подвижничеству и всякий раз отклонял такие предложения.
Три года святой преподобный не разговаривал, храня обет совершенного молчания. Тысячу дней и ночей он, подобно св. Семиону столпнику, стоял на камне и молился Богу словами мытаря:

«Боже, милостив буди мне, грешному!».

С мужеством отцом Серафимом переносились зимняя стужа, летний зной, дожди, комаров и мухи. Сходил он с него только для того, чтобы принять пищу.
Об этом подвиге никто не знал до той самой поры, пока об этом не было рассказано самим Преподобным.
Святой до такой степени ослабел в этих подвигах, что уже не мог сам приходить в монастырь. Поэтому 8 мая 1810 года, после шестнадцати лет пребывания в лесу, он навсегда оставил пустыньку и возвратился в монастырь, где начал новый подвиг затворничества.

В течении первых пяти лет пребывания в обители, он вообще никуда не выходил, никто не видел даже, как старец брал пищу, которую ему приносили. Потом он открыл дверь своей кельи, но все равно не разговаривал с людьми, приняв обет молчания.
В его келье находилась икона Божией Матери, с горевшей лампадой перед нею, обрубок пня был ему вместо стула. И в сенях стоял дубовый гроб, возле которого старец молился, готовясь к переходу к вечной жизни.
Когда прошло 10 лет такого безмолвного затворничества, преподобный Серафим Саровский отверз свои уста снова, чтобы послужить миру и двери его кельи открылись для людей. Его посещали многие знатные лица, государственные мужи, которым он давал наставления и учил, как жить с верностью Церкви и отечеству.
В ноябре 1825-го года, Серафиму во сне было явление Богоматери, которая разрешила выйти из затвора. После чего он стал посещать монастырь и кроме этого, помогал поднимать женскую иноческую Дивеевскую общину, которую в 1780 году основала помещица Мельгунова.
За год и десять месяцев до окончания своей земной жизни, Серафим Саровский удостоился двенадцатого в его жизни праздника — явления Божией Матери, которое было как предзнаменование его блаженной кончины и нетленной славы.
Второго января 1833 года келейник преподобного старца, отец Павел, почувствовал запах гари, который шел из кельи святого Серафима. У него всегда были зажжены свечи, он говорил:

«Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

Когда были открыты двери, все увидели бездыханное тело преподобного Серафима, которое было в молитвенном положении, а книги и другие вещи в комнате тлели.
Тело преподобного положили в приготовленный при жизни дубовый гроб, погребение состоялось по правую сторону соборного алтаря.

В течение многих лет со дня смерти святого к месту его захоронения приходили люди, и по молитвам преподобному Серафиму Саровскому, получали исцеления от различных душевных и телесных болезней.

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО СЕРАФИМА

В 1903 г. 1 августа состоялась канонизация преподобного преподобного Серафима Саровского. В день его рождения торжественно были открыты его мощи и перенесены в приготовленную раку.

В Сарове на этот праздник тогда собралось больше трехсот тысяч человек.
16/29 июля 1903 г. в Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения - Парастасы, о приснопамятном иеромонахе Серафиме.
17/30 июля был совершен крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую обитель. Весь путь участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, совершались литии.
Навстречу крестному ходу из Дивеева вышел крестный ход к мощам Серафима Саровского. Когда они встретились, епископ Тамбовский Иннокентий осенил на четыре стороны людей чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас ».
После этого объединенный крестный ход направился в Саров.
Вечером 18/31 июля на Всенощном бдении преподобный Серафим был прославлен в лике святых. Когда открыли гроб, все, включая присутствовавшего Государя Императора опустились на колени. Зазвучало величание

«Ублажаем тя преподобне отче Серафиме…».

Историки утверждают, что таких праздников до этого дня в России еще не было.
Миру были оставлены наставления Серафима Саровского, часть которых была записана им самим, а часть теми, кто слышал их из его уст.
В 1903 году была издана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни », которая состоялась в ноябре 1831 г., незадолго до его преставления.
Кроме учения о христианстве, в ней есть новое изъяснение святейшего многих важных мест Священного Писания.

НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА ПО МОЛИТВАМ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Никто не знает сколько настоящих чудес Господь Бог совершил через Серафима Саровского и сколько еще будет совершено в будущем.

Первое чудо случилось, когда Прохор (такое имя носил Серафим Саровский по рождению) случайно он упал с высокой колокольни храма, но как ни в чем не бывало встал на ноги без всяких повреждений. В десять лет к заболевшему Прохору во сне явилась Божия Матерь и исцелила его от смертельной болезни.

В монастыре Прохор заболел водянкою, весь распух, но после Святого Причастия к нему в свете явилась в свете Пречистая Богородица и снова исцелила его, коснувшись своим жезлом его бедра.

У преподобного Серафима Саровского был брат Алексей, которому он за 48 лет предсказал точную дату его смерти.

Однажды из Спасска в Саров приехал диакон, который ложно обвинял другого священника. Когда он пришел к святому, он узрел его обман и прогнал его, сказав:

« Поди, клятвопреступник, и не служи».

После этих слов диакон целых три года не мог проводить службы в церкви (у него немел язык) до тех пор, пока не сознался во лжи.

Серафима Саровского слушались животные. Саровский инок Петр рассказывал: «Подходя к келье, я увидел, что отец Серафим сидит на колоде и кормит стоящего перед ним медведя сухариками. Пораженный я остановился в страхе за большим деревом. Тот час же увидел, что медведь пошел от старца в лес. Преподобный Серафим с радостью увидел меня и просил молчать о медведе до его успения»

Чудо появления источника«Серафимова» .
25 ноября 1825 года преподобный Серафим увидел на берегу реки Саровки Божию Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Богоматерь жезлом ударила в землю и из-под земли выбился фонтан воды, а потом Она дала указание об устроении Дивеевской обители.
Взяв инструменты из монастыря, батюшка Серафим сам две недели копал колодец, от воды которого происходили и до сих пор происходят чудесные исцеления.

У преподобного Серафима Саровского был дар прозорливости. Он неоднократно отвечал на письма даже не раскрывая их. После его кончины было обнаружено много таких запечатанных писем.

Люди не раз видели , как отец Серафим, начинал молиться, а потом, вдруг, поднимался над землей. Дарья Трофимовна, сестра из Дивеево, однажды удостоилась увидеть этого чуда, но по наказу, данным отцом Серафимом, молчала об этом до его смерти.

Есть свидетельства, когда по молитвам преподобного Серафима Саровского возвращалась жизнь у неизлечимых больных.

«Укоряют — не укоряй. Гонят — терпи. Хулят — хвали. Осуждай сам себя — так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего — ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь»

прп. Серафим Саровский

ВЕЛИЧАНИЕ

Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

ВИДЕОФИЛЬМ

 
Статьи по теме:
Картофельно-творожная запеканка
Запеканка из картофеля с творогом, рецепт которой мы решили вам предложить, вкусное простое блюдо. Вы легко сможете приготовить на сковороде. Начинка может быть любой, но мы решили приготовить творожную. Ингредиенты запеканки:- 4 средних картофелины, -
Что знак зодиака говорит о твоих оценках в школе?
Как вы уже догадались, речь пойдет о наших детях, главным образом о тех из них, которые учатся в начальных классах. Известно, что все дети с удовольствием идут в первый класс, и у всех у них присутствует нормальное желание учиться. Куда же оно девается че
Творожная запеканка как в детском саду: самый правильный рецепт
Творожная запеканка у многих ассоциируется с детским садиком – именно там часто подавали такой вкусный десерт. Это блюдо не только вкусно, но и полезно – в твороге есть кальций, который особенно необходим для детского организма. Вспомнить вкус детства или
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school