Натюрморт изо. Открытый урок по ИЗО: Натюрморт

МБОУ «Дубёнская средняя общеобразовательная школа»

Урок по ИЗО в 6 классе

«Жанр натюрморт»

Выполнил учитель ИЗО

МБОУ «Дубенская СОШ»

Иванов П.Н.

Тема: «Жанр натюрморт»

Цель урока: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта. Формирование навыков рационального выбора точки зрения и формата для изображения натюрморта, передачи пропорций изображаемых предметов, грамотного размещения композиции на плоскости.

Оснащение урока: Компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

Ход урока

1.Организационный моменты.

А) приветствие класса.

Б) подготовка учащихся к уроку.

2.Сообщение темы урока.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька - твой сосед,

(Портрет.)

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется…

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это… .

(Натюрморт.)

Слайд -2 )

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, мы называем их- предметы быта, т.к. они необходимы для нашего удобства и комфорта. Но случайно ли именно эти вещи попали к вам в дом? Каждую из них выбирали вы или ваши родители, а может быть, и более старшие представители вашей семьи. Выбирали их по принципу удобства, красоты, общего стиля вашего дома. У каждой вещи, как и у человека, есть своя судьба с момента рождения и до «смерти».

Одни вещи-аристократы. Они дорогие, красивые, занимают почетное место вашем доме. Ими гордятся, любуются, редко к ним прикасаются. Другие-труженики, наши каждодневные помощники, с которых мы иногда забываем стереть пыль, которые нередко небрежно бросаем. Есть и особые вещи в нашем доме, которые дороги по каким-то другим причинам. Какую ценность имеет мягкая пушистая варежка, с любовью связанная для вас бабушкой?

Ученые давно доказали, что каждый предмет, созданный руками человека, несет его добрую или злую энергетику.

Слайд- 3)




«Натюрморт» -слово французское, означает оно буквально«мертвая природа».

Слайд -4)

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.

Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.

Слайд-5

3.Составление натюрморта

Слайд -6)


Составление натюрморта- акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому значению. Композиция должна выглядеть естественной.

Предметы в натюрморте должны быть не только родственными по назначению, но ещё и отвечать одному из главных принципов эстетической выразительности изображения- разнообразию: форм, материала, фактуры, цвета, тона и т.д.

Слайд -7)

Размещение предметов в натюрморте должно быть подчинено единому замыслу.

В натюрморте должен быть композиционный центр, во всей группе необходим основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.

Обычно композиционный центр находится на втором плане. Этот главный предмет художник выделяет и контрастом светотени, и цветом, и расположением предметов.

Очень важно решить, при каком освещении выгоднее написать натюрморт: Переднее освещение делает тени едва заметными;

Боковое резко усиливает выпуклость объемных масс;

Заднее придает предметам силуэтные очертания.

Слайд-8)

4.Рисование натюрморта.

1.Компазиционное расположение предметов на листе бумаги.

2.Построение перспективы и передача пропорций каждого отдельного предмета, их взаимное расположение.

5.Живопись натюрморта

Живопись начинается с первого- с самого яркого пятна.

Второй план натюрморта пишется путем сравнения, через первый план. На втором плане уж не будет таких сильных цветовых и тональных контрастов, он изображается обобщеннее, широко и мягко.

Слайд-9

«Локальный цвет» - это основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.

При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он выставляется и обеспечивается на ярком свету.

Слайд-10) 5. Закрепление новой темы.

6.Самостоятельная работа учащихся.

7.Итог урока.

8.Домашнее задание.


Ахроматические цвета

(от греч. α- отрицательная частица + χρώμα - цвет, то есть бесцветных)

Черный, белый и все оттенки серого.

Хроматические цвета (Хрома, хроматос)- в переводе с греческого «цвет»


Основные

Желтый

Красный

Синий

Составные

Оранжевый

Фиолетовый


Синий + красный = фиолетовый

Желтый + красный

= оранжевый

Желтый + синий

= зеленый


  • Красный, оранжевый, желтый и их смеси. Это цвет солнца, огня, жары.
  • В цветовом круге они держатся вместе.

  • Холодные цвета- цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, голубой, фиолетовый и их смеси.

Красный- зеленый

Синий -

Желтый - фиолетовый



Цветы на картине,

Фрукты и торт.

Картину такую зовём…

НАТЮРМОРТ



  • Натюрморт (фр. Nature morte – «мертвая природа») – изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве.




В натюрморте 1916 года наличие других героев - яблок, груш, посуды, драпировки - отвлекают наше внимание от персиков. Это уже персики “социализированные”, впитавшие в себя цвета, линии, движения и повадки “других”. И здесь можно уже сказать о сюжете типа “Завтрак” или “Чаепитие”, здесь уже видна рука человека ,



Хруцкий Иван Фомич

(1810-1885 гг. ) .

Цветы и плоды.

От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя «новые» предметы, которые вносили в композицию атмосферу человеческого присутствия. Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836г. он был удостоен большой серебряной медали.




Репин Илья

Натюрморт не был основным жанром живописца, но посмотрите на эти яблоки, лежащие на столе вместе с осенними листьями! Они осязаемы, душисты их хочется взять в руки, поднести к лицу и вдохнуть густой аромат сада. Как не похожи они на блестящие лакированные фрукты некоторых мастеров натюрморта. Натуральные, живые, они такие же, как в нашем с вами саду. 1879 год, когда был написан натюрморт «Яблоки и листья», был периодом творческого подъема художника.

Яблоки и листья 1879.

Яблоки и листья 1879.


  • Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов


тест

  • Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Какой жанр называется "мертвая натура"?

МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Презентацию выполнила:

учитель начальных классов Кавылина Надежда Васильевна

Что такое натюрморт?

Натюрмоо́рт (фр. nature morte -

«мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной , жанровой, исторической ипейзажной тематики.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас ), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение

передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в

нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из

самых первых выделился цветочный натюрморт в

произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст , и

натюрмортах Яна Давидса де Хема и его

последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно

найти в особенностях быта нидерландского общества - традиции иметь сады, загородные виллы

или комнатные растения - а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует » или «memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли ). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта - так называемых «обманок » (trompe l’œil ). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой

уникальное культурное явление XVII века , оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской

живописи. «Малые голландцы » отразили в своих

работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь»

(голл. stilleven , нем. stilleben , англ. still-life ) стал

употребляться для обозначения жанра в середине XVII

века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет:

«Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного

термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека.

Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Презентацию подготовила

учитель ИЗО

Порозова Наталья Валерьевна

МБОУ «Плехановская СОШ»


Портрет И.И Шишкина

Портрет Марии Лопухиной.

Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека

или группы людей .


Иван Шишкин - Пейзаж с гуляющими.

Художник Сергей Басов. Пейзажи .

Изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов,

сельского или городского ландшафта;




(в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых

предметов.

Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного

искусства, художественно

воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы.


  • Систематизировать знания о жанрах изобразительного искусства (натюрморт)
  • Привить детям интерес к шедеврам изобразительного искусства
  • Продолжаем работу над развитием композиции, цвета, передача форм и эмоциональное состояния

Задача урока

Изобразить

натюрморт вызывающий

радость, нежность


На самом деле в природе такое разнообразие цветов и оттенков! Ведь каждый цвет может быть и темнее, и светлее, и ярче, и блеклее.

Как можно описать цвет?

1. Основные цвета (простые, которые невозможно получить при помощи смешения других цветов): красный, синий, желтый.

2. Составные (полученные от смешения простых) цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый.



И. Машков "Натюрморт. Фрукты на блюде.»




физ.- минутка

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)

А над нами дуб высокий. (Руки вверх)

Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)

Головами зашумели (Хлопки)

Грянул гром, сосна упала, (Присели)

Только ветками качала. (Встали, покачали головой)



Ресурсы интернета

http://www.art-saloon.ru/big/item_5962.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/951/50951520_1242856.jpg

http://i038.radikal.ru/0906/5b/d0d26d7dafbet.jpg

:// http im0-tub.yandex.net/i?id=160978499-06-24

http://www.xrest.ru/images/collection/00057/888/original.jpg

http:// stat18.privet.ru/lr/0a187e041a0ad305eea5e53a023f58e2

http://stat18.privet.ru/lr/0a1aebfbbe258aaf4fdfda31868eff1a

Мир наших вещей.

Натюрморт


Художники всегда любили изображать что-то необычное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни.

Изображая ее события и ее повседневное течение, художники запечатлевают лицо

своей эпохи .

В мире прекрасного.

(Юная художница)


Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.

В Древнем Египте – это были рисунки-обозначения, имеющие свой ритуальный смысл.

Фрагмент настенной росписи.

Древний Египет.


В Древней Греции, Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен домов, которые покрывали росписями и мозаикой, достигая большой достоверности в изображении.

Караваджо . Ваза с фруктами. Италия. XVI в.

Сохранилась легенда о соревновании двух знаменитых древнегреческих живописцев. Сначала победил Зевксис: он так убедительно написал виноградную гроздь, что птицы пытались склевать ее ягоды. Но вскоре он сам был введен в заблуждение Перрассием, когда пытался отдернуть нарисованную тем занавеску.


В качестве самостоятельного жанра натюрморт появился в западноевропейском искусстве только в конце XVI – начале XVII в.

Натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи, цветы и плоды, а изображение человека отсутствует.

Натюрморт с золотым кубком

В.- К.Хеда.

XVII в.


Поль

Сезанн. Натюрморт с драпировкой. Франция. XIX в.


Хотя натюрморт – неподвижная, «мертвая натура» (так переводится это слово), он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности.

Ф.П.Толстой.

Букет цветов и бабочка.

Россия. XIX в.


А.Ван Бейерен. Натюрморт с омарами. Голландия.XVII в.


Англичане называют натюрморт иначе – «тихая жизнь».

Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека.

Натюрморт с атрибутами искусств Ж.Б.Шарден. XVIII в.


Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте создают свою среду, как бы перенося в свое измерение, они рассказывают об обществе, о человеке, о его образе жизни.

Натюрморт «Скрипка» рассказывает нам о бедном, одиноком скрипаче, живущем в большом городе.

Скрипка. К.С.Петров-Водкин. Россия. XX в.


Б.М.Неменский

Память

смоленской

земли.

Россия. XX в.

Картина Б.М.Неменского «Память смоленской земли» это натюрморт – памятник. Она повествует о том, сколько горя принесла людям Великая Отечественная война. Это и страшные годы разрухи и голода, о чем символизирует треснутый чугунок,

а простреленная каска напоминает о миллионах погибших в годы войны.


Всякий натюрморт строго организован художником, и все выразительные средства изобразительного языка раскрывают задуманный образ.

Картина В.Ф.Стожарова тоже памятник. Она о красоте уходящего крестьянского быта. Ее изобразительный язык мягче, но тоже подчеркивает значимость каждого предмета.

В.Ф.Стожаров. Лен . Россия. XX в.


Не только сочетание простых предметов могут выражать самые разные и сложные чувства, но также и цвет, который является мощнейшим инструментом воздействия.

Андре Матисс .

Красные рыбки.

Франция. XIX в .


Картины Андре Матисса – это воплощение радости бытия. Нарядность его цвета кажется фантастической. Художник писал, что большое влияние на него оказали впечатление от восточного и древнерусского искусства.

А.Матисс.

Красная комната.

Франция. XIX в.


В картине Р.Р.Фалька красное выглядит драматичным. Резкие контрасты создают атмосферу напряженного конфликтного разговора .

Р.Р.фальк. Красная мебель.

Россия. XX в.


Цвет не только передает реальную окраску, но так же передает настроение – печальное или радостное, вносит драматизм или спокойствие, ясность или таинственность.

И.П.Обросов.

Осень. Гроза над полем.

Россия. XX в.

К.С.Петров-Водкин.

 
Статьи по теме:
Картофельно-творожная запеканка
Запеканка из картофеля с творогом, рецепт которой мы решили вам предложить, вкусное простое блюдо. Вы легко сможете приготовить на сковороде. Начинка может быть любой, но мы решили приготовить творожную. Ингредиенты запеканки:- 4 средних картофелины, -
Что знак зодиака говорит о твоих оценках в школе?
Как вы уже догадались, речь пойдет о наших детях, главным образом о тех из них, которые учатся в начальных классах. Известно, что все дети с удовольствием идут в первый класс, и у всех у них присутствует нормальное желание учиться. Куда же оно девается че
Творожная запеканка как в детском саду: самый правильный рецепт
Творожная запеканка у многих ассоциируется с детским садиком – именно там часто подавали такой вкусный десерт. Это блюдо не только вкусно, но и полезно – в твороге есть кальций, который особенно необходим для детского организма. Вспомнить вкус детства или
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school