Как считать вычитание двузначных чисел. Урок математики: "Сложение и вычитание двузначных чисел" (2-й класс)

Математика сложна,

Но скажу с почтением –

Математика нужна

Всем без исключения!


12 д е к а бря.

К ла сс ная р а бота.


11 – 8

15 – 8


Зарядка для ума

70 ,


ТЕМА УРОКА:

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ


нужна помощь

сомневаюсь

я уверен в себе и справлюсь


Вспоминаем то, что важно для урока

50 – 7 = 80 + 5 =

43 – 21 = 34 + 45 =

60 – 4 = 76 – 6 =


Вспоминаем то, что важно для урока.


Что вы знаете?

  • Таблицу сложения и вычитания
  • Названия компонентов действия сложения
  • Названия компонентов действия вычитания

Алгоритм сложения двузначных чисел, когда в сумме получается круглое число.

  • Алгоритм вычитания из круглого двузначного числа

  • Все ли способы решения выражений рассмотрели?
  • Есть ли затруднения, и какие?
  • Алгоритм решения выражений в столбик на сложение с переходом через разряд.
  • Алгоритм решения выражений в столбик на вычитание с переходом через разряд.


  • Работа в группах:
  • 26+18=?
  • 44-18=?

Складываю единицы …

14 единиц – это 1 десяток и 4 единицы

Под единицами пишу 4, а 1 десяток надписываю над десятками

Складываю десятки ….

Прибавляю 1 десяток, который получился от сложения единиц

Всего получилось …

Пишу под десятками …

Читаю …


Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами

Вычитаю единицы. 4

Занимаю один десяток. (ставлю над цифрой … точку)

Считаю 10 минус …

Под единицами пишу цифру …

Вычитаю десятки. Было … десятков. Один десяток взяли. Осталось … десятков. Считаю … десятков минус … десятков

Пишу под десятками …

Читаю …



Проверка


Выбери и реши выражения на вычитание с переходом через разряд. Какое выражение следующее?


Проверка



Знаю

1.Таблицу сложения и вычитания.

Хочу узнать

1. Все случаи сложения и вычитания мы рассмотрели.

Узнал

2.Название компонентов действий.

1. Чтобы найти значение суммы, надо сложить единицы, а если их больше десяти, то записать только единицы, а десяток запомнить и прибавить его при сложении десятков.

3.Алгоритм сложения двузначных чисел, когда в сумме получается круглое число

2. Есть ли затруднения в решении выражений, и какие.

2.Чтобы найти значение вычитания, надо сначала вычитать единицы из единиц, но бывают случаи когда значения единиц уменьшаемого меньше значения единиц вычитаемого, то необходимо занять один десяток. И при вычитании строго знать, что число десятков стало на один меньше.

3.Алгоритм сложения двузначных чисел в столбик с переходом через разряд

4. Алгоритм вычитания из круглого двузначного числа

4.Алгоритм вычитания в столбик с переходом через разряд

3. Алгоритм сложения в столбик с переходом через разряд

4. Алгоритм вычитания в столбик с переходом через разряд




Использование проблемно-деятельностного метода на уроках математики

Тема урока: «Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд

вида 37+25»

Цель урока: Формирование умения письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.

Задачи урока: 1. Составить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.

3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре и группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд»

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по формированию умения письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд и практическому применению нового способа действия сложения

Задачи урока:

1. Составить алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.

3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре и группе.

УУД:

Предметные :

Знание алгоритма сложения двузначных чисел с переходом через разряд;

Умение выполнять письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд;

Умение использовать новый прием сложения для выполнения математических заданий.

Личностные:

Ценностное отношение к совместной учебной деятельности;

Учебно-познавательный интерес к новому приему сложения.

Метапредметные:

Позновательные :

Умение анализировать объекты с выделением существенных признаков;

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник;

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

Умение слушать собеседника и вести диалог,

Высказывать свою точку зрения;

Умение работать в малой группе;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу;

Умение контролировать и оценивать свои действия;

Умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Ход урока

На перемене дети выбирают смайлики по познавательной деятельности: зеленый – для тех, кто любит решать задачи, желтый – любит решать примеры, красный – любит решать уравнения. На уроке дети рассаживаются по группам согласно выбранной познавательной деятельности.

I.Мотивация к учебной деятельности.

Задача учителя: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они пришли посмотреть какие вы умнички и молодцы. Давайте поприветствуем наши команды. Команда «Зеленых» Зеленый цвет - цвет природы, цвет жизни, весны. Ваша уверенность в себе, в своих знаниях и удача помогут вам сегодня на уроке достичь новых знаний. Команда «Желтых». Желтый цвет – цвет солнца, тепла, цвет осени. Общительность, любознательность, смелость помогут вам сегодня с достоинством пройти все испытания. Команда «Красных» Красный цвет символизирует радость, красоту, любовь. Ваш волевой характер, ваша энергия приведут вас к успеху.

Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать!

Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении?

А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он должен сам этого захотеть.)

Я уверена, что вы все хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться. Знания и умения, которые вы приобрели, помогут сегодня вам сделать еще одно маленькое математическое открытие.

Ребята, нам в школу пришла телеграмма от принцессы Математики.

«Дорогие ребята! Я приглашаю вас в гости».

Итак, сегодня мы с вами и нашими гостями отправляемся в путешествие к Математической принцессе. Путешествие далекое, интересное, но опасное. Поэтому с собой берем дружных, сообразительных и находчивых математиков.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действий.

Задача учителя: актуализировать знания изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

2.1.Математический диктант

1)Одиннадцать щенков в футбол играли, 2) Дядя ёжик в сад зашел

Шестерых домой позвали. Двенадцать спелых груш нашел

Они глядят в окно, считают: Пять из них он дал ежатам

Сколько их теперь играет? (5) Остальные же зайчатам

Сколько груш дядя ёжик дал зайчатам?(7)

3)Вот девять зайчат по дорожке идут,

За ними вдогонку еще четверо бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится очень зайчишек домой?(13)

4)Маленький Кучумба заметил, что одно яйцо запекается в песке за 8 минут. Сколько минут потребуется, чтобы запечь два яйца вместе? (одновременно)

5) На яблони растут 9 яблок и 3 лампочки. Сколько всего яблок на дереве?

6) Четырнадцать ребят по дороге шли, четырнадцать рублей на дороге нашли. Сколько б рублей на дороге нашли, если б не четырнадцать, а пятнадцать ребят по дороге шли?

7)Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Сколько неживых предметов сдавала дама в багаж? (6)

Проверьте себя. (Самопроверка). Самооценка

Ребята, возьмите на парте лист самооценки. Если выполнили задание правильно, то закрасьте смайлик зеленым цветом, если что-то не получилось, были допущены 1-3 ошибочки, то закрасьте смайлик желтым цветом, если возникли трудности – красным .

Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы! У кого не получилось?

(Учитель выступает в роли жюри)

2.2. Работа с числовым рядом. Составление выражений с переходом через разряд в пределах 20.

5, 7, 13, 8, 9, 14, 6.

На какие группы можно разбить эти числа? (Однозначные, двузначные четные, нечетные)

Составьте такие выражения, чтобы сумма двух чисел равнялась третьему. (Самостоятельная работа в тетради, работа в группах)

Какие выражения получились?

План работы учеников .

2. Работа в парах.

Назовите правила работы в парах и группе.

  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.
  • Говори спокойно, ясно и по делу.
  • Дайте возможность высказаться каждому.

3. Выслушивание классом различных мнений. (Всех групп )

4. Экспертная оценка. (Учитель выступает в роли эксперта)

5.Проверка по эталону.

5. Самооценка.

Внимательно ли ты слушал товарища?

Смог ли доказать правильность своего выбора?

Если нет, то почему?

Что получилось, что было трудно? Почему?

Что нужно сделать, чтобы работа была успешной ?

8 + 5 = 13 7 + 6 = 13

8 + 6 = 14 9 + 5 = 14

Разбейте примеры на группы. (По значению суммы 14, 13; второе слагаемое равно 5 или 6; первое слагаемое равно 8 или не равно 8.)

Что общего в этих примерах? (Все примеры на сложение, сумма больше 10, с переходом через разряд).

Назовите компоненты сложения.

(Жюри выставляет оценки за второе задание)

2.3. Работа с числовыми выражениями, сумма которых больше 10.

1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

2. Работа в парах.

4. Экспертная оценка.

5. Проверка по эталону.

Подчеркните только те числовые выражения, сумма которых больше 10.

6+8 4+6 7+7 5+5 9+4

2+8 7+2 8+4 7+5 9+2

(Жюри выставляет оценки за третье задание)

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. И теперь мы все отправляемся в путешествие. Путь к замку принцессы лежит через логическое море. Чтобы переплыть через логическое море мы должны ответить на вопросы и выполнить задание.

Итак, мы хорошо с вами умеем складывать однозначные числа с переходом через разряд. Какие примеры на сложение вы еще знаете? (Сложение двухзначных чисел без перехода через разряд.) - Посмотрим, кто из вас умеет решать эти примеры быстро и правильно? Что интересного в выражениях, вы заметили?

6* + 35

*7 + 25

8 * + 15

(В первом слагаемом одна цифра неизвестна, известные цифры чередуются, идут в порядке возрастания. Во втором слагаемом десятки уменьшаются на 1 десяток и идут в порядке убывания, а количество единиц не изменяется).

Найдите первое слагаемое, если известно, что сумма между цифрами, обозначающими десятки и единицы равна 10).

64 + 35

37 + 25

82 + 15

Молодцы, ребята вы и с этим заданием справились. И мы с вами приплыли к арифметическому лесу. Тропинка нас выведет к замку принцессы. В этом лесу живут коварные злые ошибки. Они наставили много ловушек. Чтобы не попасть в эти ловушки, мы должны найти значение выражений (записать примеры в столбик и выполнить письменное сложение двухзначных чисел).

2.4.Решение примеров на сложение двузначных чисел без перехода через разряд.

Выполните задание с комментированием, по алгоритму.

Алгоритм сложения двузначных чисел

  • Пишу единицы под единицами, десятки под десятками
  • Складываю единицы: число единиц пишу под единицами.
  • Складываю десятки: число десятков пишу под десятками.
  • Ответ …

64 +82

35 15

(Первый, второй пример комментируем )

Какой прием сложения мы повторили? (Письменное сложение двузначных чисел без перехода через разряд, алгоритм сложения в столбик).

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Эти умения помогут нам открыть новые знания. Давайте попробуем самостоятельно решить следующий пример. (Задание для пробного действия.)

2.5.Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуальных затруднений.

Пробное действие +37

Какой результат получили? (Учитель фиксирует на доске варианты ответов).

III. Выявление места и причин затруднения.

Задачи учителя: создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения .

Что показало ваше пробное действие? (Мы не все смогли правильно найти сумму чисел 37 и 25)

Удалось ли вам самим выяснить, что в примере было для вас новым? (Мы раньше не решали примеры, когда при сложении единиц получается больше 10).

Молодцы! Такой случай в математике называют сложением с переходом через разряд. В чем у вас возникло затруднение? (Не знаем способа, с помощью которого можно выполнить вычисления).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Задачи учителя: сформулировать конкретную цель, составить план будущих учебных действий.

Сформулируйте цель урока. (Узнать способ, прием сложения двузначных чисел с переходом через разряд).

Какова будет тема урока? (Сложение двузначных чисел с переходом через разряд).

Как вы будете действовать?

(1.Сначала решим пример с помощью графических моделей. 2. Решим этот же пример в столбик. 3. Построим алгоритм решения таких примеров.)

V. Реализация построенного проекта

Задачи учителя: построить новый способ решения примеров на сложение двузначных чисел с переходом через разряд путём достраивания известного алгоритма, зафиксировать новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Следующее задание мы будем выполнять в группах. - Действуйте по плану. С чего начнете? (С графической модели) - Выложите графическую модель последнего примера.

Что мы с вами знаем и умеем? (Складывать двузначные числа, ед. + ед.; дес. + дес.)

Складываем ед. Что у нас получилось? (12 ед.)

Сколько у нас десятков? (5 д.)

Почему возникло затруднение? (Ед. больше 10).

Что мы знаем? (10 ед. = 1 д.)

Что мы можем сделать с 12 ед.? (Преобразовать в 1 дес. 2 ед.)

Сколько у нас десятков в сумме, единиц? (6 дес. 2 ед)

Куда же делись лишние ед. ? (Из них образовался десяток).

Что произошло с десятками? ((Число десятков увеличилось на 1дес.). ОТКРЫТИЕ!

Вывод: Если при сложении двузначных чисел сумма единиц больше 10, то из неё надо выделить десяток и добавить его к десяткам.

(Один ученик комментирует у доски).

Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в имеющийся алгоритм.

Проговорите полученный алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток. (В итоге алгоритм должен принять такой вид).

1. Пишу… (единицы под единицами, десятки под десятками)

2.Складываю единицы. (число единиц суммы - пишу под единицами, а 1д запоминаю)

3.Складываю десятки.

4. Увеличиваю количество десятков на 1 . Результат пишу под десятками.

5. Ответ: …

Подведение итогов этапа реализации построенного проекта.

Какое открытие мы сделали? (Мы узнали новый прием сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Если при сложении единиц получается больше 10, то 1 десяток мы прибавляем к десяткам).

Как вы думаете, о чем всегда надо помнить, чтобы не допустить ошибку? (Что образовался новый десяток. Десяток, который мы выделяем добавить к десяткам)

- Какой следующий шаг в нашем уроке? (Потренироваться в решении примеров с помощью алгоритма)

Коварные злые ошибки хотели нам устроить западню, чтобы мы никогда не смогли найти тропинку, которая ведет к замку. Но мы не только не попались в их лапы, но и уже дошли все вместе дружно до замка принцессы.

Теперь давайте немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Во все времена все замки охранялись. Наше математическое королевство тоже охраняется, поэтому ворота закрыты. Вход открыт только самым умным и смекалистым математикам.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Задача учителя: создать условия для выполнения типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.

Коллективная работа.

Пользуясь алгоритмом, найдите сумму чисел.

28 +26 +54 +19

23 37 38 64

(Дифференцированная работа. Учащиеся выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Сильные ученики работают самостоятельно )

(Проверка по эталону)

Кто допустил ошибку? В чём она? (З абыли добавить десяток).

Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

Кто выполнил всё верно? Сделайте вывод. (Мы поняли, как складывать двузначные числа с переходом через разряд).

Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задача учителя: создать условия для выполнения типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внутреннюю речь.

Запишите примеры в столбик и решите их.

27 + 35 52 + 19

(Проверка по эталону)

Кто допустил ошибку? В чём она? Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

Задачи учителя: включить новые знания в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное.

- В замке принцессы очень много интересного.

1. Продолжи закономерность.

Что интересного вы заметили?

(Первое слагаемое одинаковое, второе слагаемое – десятки не изменяются, а единицы увеличивается на один.)

- Какое число надо записать в последнем столбике?

Что будет происходить с суммой?

Вывод: На сколько единиц увеличивается второе слагаемое, на столько же единиц увеличивается сумма.

Найдите значение этих выражений. (У детей карточки, они решают первый пример, в остальных записывают ответы.)

Проверьте себя по эталону.

48 +48 +48 +48 +48 +48

24 25 26 26 27 * *

Сравните решение с эталоном и зафиксируйте результат в листе самооценки.

Кто допустил ошибки при выполнении задания?

В чём причина? Что вам поможет их исправить?

У кого все верно? Молодцы.

2. Математическая эстафета. Найди значение выражений.

«Зеленые » «Желтые» «Красные»

24 +27 45 + 39 35 + 26

24 + 37 45 +19 35 + 36

48 + 28 56 + 28 68 + 17

48 + 18 56 + 38 68 + 28

Записать примеры в столбик и найти значение выражения.

(Ученик выходит у доски и решает пример, за каждый правильный ответ команда получает 1 очко, если ученик не может справиться, выходит помощник, тогда команда теряет одно очко. Остальные ученики работают в тетрадях. Второй и четвертый ученик должны заметить закономерность и записать сразу ответ не вычисляя его.)

Ворота открыты. Нас встречает принцесса Математики. Она приготовила для каждой команды задание.

1.Задание для команды «Желтые»

Списать и решить примеры на новый прием.

Решите выражения, записывая их в столбик.

46 + 21 7 7 + 19 53 + 36 69 + 28

1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

2. Работа в парах.

3. Выслушивание классом различных мнений.

4. Экспертная оценка.

5. Проверка по эталону.

Кто выполнил задание правильно, кто допустил ошибки?

Кто понял и исправил свою ошибку? Молодцы.

(Оценка жюри)

2.Задание для команды «Красные»

Решите уравнения, которые подходят новому способу вычисления.

17 + х = 35 х – 23 = 48

у – 17 = 35 у + 23 =71

3.Задание для команды «Зеленые»

Составьте задачу по схеме и решите ее.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Задачи учителя: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности; зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления.

Какова была цель сегодняшнего урока? - Достигли ли цели? Докажите.

При выполнении, каких заданий вы можете использовать новый способ вычисления? Где в жизни нам могут пригодиться полученные сегодня знания?

Какие затруднения возникали по ходу урока? Удалось ли справиться с трудностями? Как?

Самооценка учебной деятельности

Как вы оцениваете работу своей группы на уроке?

Как вы оцениваете свою работу? Кто доволен своей работой? Кто считает, что лучше мог поработать? Положите перед собой листы самооценки. Оцените свою успешность урока: если поняли алгоритм сложения двузначных чисел и умеете выполнять письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд, активно работали, помогали друг другу – зеленый смайлик; если еще не

совсем понятно, были затруднения – жёлтый смайлик; если совсем ничего не узнали о приеме сложения двузначных чисел– красный смайлик.

Домашнее задание

(Придумать 5 примеров на новый способ, для сильных учеников и решить примеры № № 3, с. 10 для слабых учеников.)

Слово жюри.


Подписи к слайдам:

Урок математики

«Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать»

« Дорогие ребята! Я приглашаю вас в гости!»

Математический диктант Одиннадцать щенков в футбол играли, Шестерых домой позвали. Они глядит в окно, считают: Сколько их теперь играет?

Дядя Ёжик в сад зашёл, Двенадцать яблочек нашёл. Пять из них он дал ежатам, Остальные же – зайчатам. Сколько яблок получили зайчата?

Вот девять зайчат по дорожке идут За ними вдогонку еще четверо бегут. Так сколько ж всего По дорожке лесной Торопится очень зайчишек домой?

Маленький Кучумба заметил, что одно яйцо запекается в песке за 8 минут. Сколько минут потребуется, чтобы запечь два яйца вместе? (одновременно)

На яблони растут 9 яблок и 3 лампочки. Сколько всего яблок на дереве?

Четырнадцать ребят по дороге шли, четырнадцать рублей на дороге нашли. Сколько б рублей на дороге нашли, если б не четырнадцать, а пятнадцать ребят по дороге шли?

Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. Сколько неживых предметов сдавала дама в багаж?

5, 7, 13, 8, 9, 14, 6. Составьте такие выражения, чтобы сумма двух чисел равнялась третьему. Какие выражения получились? Проверьте себя. (Самопроверка). Самооценка

Самопроверка 8 + 5 = 13 7 + 6 = 13 8 + 6 = 14 9 + 5 = 14

Лист самооценки. Ф.И._____________________________ Задание № 1 Задание № 2 Задание № 3 Задание № 4 Задание № 5 Задание № 6 Итого. - выполнил задание правильно; - допущены ошибки; - при выполнении задания возникли трудности. Твоя оценка: _____ Оценка учителя: _____

Подчеркните только те числовые выражения, сумма которых больше 10. 6+8 4+6 7+7 5+5 9+4 2+8 7+2 8+4 7+5 9+2 Проверьте себя. Самопроверка

Образец для самопроверки 6+8 4+6 7+7 5+5 9+4 2+8 7+2 8+4 7+5 9+2 Оцените себя на листе самооценки

6* + 35 * 7 + 25 8 * + 15

64 + 35 37 + 25 82 + 15

Выполните задание с комментированием по алгоритму. +64 +82 35 15 99 97

Алгоритм сложения двузначных чисел Пишу единицы под единицами, десятки под десятками Складываю единицы: число единиц пишу под единицами. Складываю десятки: число десятков пишу под десятками. Ответ …

Найдите значение выражения. + 37 25 Пробное действие

Тема: «Сложение двузначных чисел с переходом через разряд». : узнать способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Как вы будете действовать? (Составим план)

1. Сначала решим пример с помощью графических моделей. 2. Решим этот же пример в столбик. 3. Построим алгоритм решения таких примеров.

Открытие: Если при сложении двухзначных чисел в сумме единиц получается больше 10, мы выделяем 1 десяток и прибавляем к десяткам

Коллективная работа Проговаривая алгоритм, найдите сумму чисел. 28 26 54 19 + 23 + 37 + 38 + 64

Самостоятельная работа Запишите примеры в столбик и решите их. 27 + 35 52 + 19 Проверка по эталону.

Образец для самопроверки 1 1 27 52 + 35 + 19 62 71

4 8 4 8 4 8 4 8 4 8 + 2 3 + 2 4 + 2 5 + 2 6 + 2 7 Найди закономерность, продолжи ее. Реши примеры Проверьте себя по эталону. 1 + 48 +48 +48 +48 +48 +48 +48 23 24 25 26 27 28 29 71 72 73 74 75 76 77

Математическая эстафета «Зеленые» «Желтые» «Красные» 24 + 27 45 + 39 35 + 26 24 + 37 45 + 19 35 + 36 48 + 28 56 + 28 68 + 17 48 + 18 56 + 38 68 + 28

Спишите и решите примеры на новый прием. 4 6 + 21 53 + 36 77 + 19 69 + 28 Задание для команды «Желтые»

1 1 77 69 + 19 + 28 96 97 Проверка по образцу

Задание для команды «Красные» Решите уравнения, которые подходят новому способу вычисления. 15 + х = 37 х – 23 = 48 у – 17 = 35 у – 21 =56

Проверка по образцу У - 17 = 35 х – 23 = 48 У = 35 + 17 х = 48 + 23 у = 52 х = 71 52 – 17 =35 71 – 23 =48 35 = 35 48 = 48

Задание для команды «Зеленые » Составьте задачу по схеме и решите ее 48кг?кг 25кг

25кг Самопроверка 48кг?кг 1 1 48 +48 + 25 73 73(кг) 121 (кг) Ответ: всего121 килограмм клубники. ?кг

Я хорошо работал и всё понял Я отлично работал, всё понял, могу объяснить другим Мне нужна помощь

Домашнее задание Придумать пять примеров на новый прием сложения. С. 10, № 3 – работа по образцу.

Добрый день, дорогие читатели! Как много усилий приходится прикладывать взрослым, чтобы научить ребенка считать в пределах 10 и 20. И не только считать, но и решать примеры, вычитать и складывать! В то же время сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Предлагаем вам нестандартные игровые методики, как научить ребенка считать примеры в пределах 20.

С чего начать?

Этап 2

Если научились пересчитывать, знакомимся с графическим изображением цифр. С этой целью используем кубики с числовыми изображениями, карточки.

Этап 3

Следующий этап очень важный: он готовит основу для быстрого счета в уме. Это изучение состава числа. Если кроха будет твердо знать, как раскладываются числа, он легко будет решать примеры на сложение и вычитание.

Изучение состава числа традиционно проводят с помощью так называемых «домиков». На бумаге в клеточку рисуете домик. На одном «этаже» всегда по 2 комнаты-клетки. Этажность дома определяется в зависимости от количества числовых пар, на которые можно разложить цифру.

Например, 4 можно разложить на 3 и 1, 2 и 2. Значит, цифра 4 живет в двухэтажном дома и т.д. Ее мы и напишем на крыше. На примере хорошо видно, как правильно составить домики для чисел 3, 4 и 5.

Расселение «квартирантов» по этажам ребенку придется запоминать наизусть. Начинайте с небольших чисел. Просите кроху внимательно посмотреть, кто с каким соседом живет, а потом «заселить» числа самостоятельно.

Когда усвоены двойка и тройка, переходите к более сложным числам. Такая методика дает наиболее твердые результаты. Проверенно на собственном опыте.

Вот вы можете скачать вот такую таблицу и использовать ее для освоения методики состава числа:

Этап 4

Когда домики пройдены, настала очередь примеров в пределах 10. В первом классе эти примеры придется решать в первом полугодии, так что лучше подготовиться заранее. Теперь останется только ставить между «поселенцами» знаки + или — , предварительно объяснив малышу их предназначение.

Сначала преподнесите сложение или вычитание в форме игры. Например, от четверки с этажа ушла единичка. Кто из соседей останется на этаже? Ответ: тройка. Такие упражнения помогут крохе быстро освоиться в математических примерах. Постепенно слова «ушел», «пришел» меняем на «плюс» и «минус».


Так мы освоили с ребенком счет в пределах 10. Как видите, методика очень проста, но для ее действия требуется время и терпение. Старайтесь заставлять кроху сначала считать в уме: письменные упражнения затормаживают мышление.

Попутно тренируйте понятия «больше-меньше» (используйте сначала предметы, разложив их по разные стороны, затем сравнивайте цифры), соседи числа (пишите ряд чисел с пропущенными цифрами и просите кроху дополнить ряд, правильно разместив соседей).

Идем дальше…

Настала пора знакомить малыша со вторым десятком. Чтобы преодолеть арифметические трудности, предлагаем следующий алгоритм занятий:

Часть 1

Вводим понятие десятка. Для этого раскладываем перед ребенком 10 кубиков и прибавляем еще один. Объясняем, что это одиннадцать. Говорим о том, что Окончание слова «дцать» обозначает «десять». Чтобы образовать цифру от 11 до 19, нужно всего лишь прибавлять число к окончанию «дцать» и ставить между ними предлог «на».


Част 2

Поскольку малыш уже знаком с понятием десятка, вводим разряд единиц и при сложении оперируем этими понятиями. Например, 13+5. Складываем сначала единицы: 3+5=8. Теперь прибавляем оставшийся десяток и получаем 18.

Часть 3

Теперь переходим к примерам на минус: действуем точно так же. Вычитаем единицы, затем прибавляем десяток.

Часть 4

Самый сложный этап – вычитание, при котором первая единица меньше второй: 13-6. В таком примере мы не можем вычесть из 3 шесть. Приходится иметь дело с десятком. Один из путей – из шести вычесть три, оставшееся число вычесть из десятка, т.е. 6-3=3, 10-3=7. После нескольких тренировок малыш сможет производить вычитание в уме.


Ребенок должен четко усвоить описанные навыки: во 2 классе это понадобится ему для решения примеров с двузначными числами.

Чтобы скрасить процесс обучения, можно привлечь различные пособия:

  • кубики;
  • магниты;
  • картинки (обучение с картинками особенно разнообразно: их можно просто пересчитывать, использовать раскраски с примерами для закрепления навыков счета);
  • любые предметы, находящиеся под рукой;
  • счетные палочки;
  • счеты и т.д.

Чем больше вы проявите фантазии, тем скорее заинтересуете ребенка математикой.

Мы с вами рассмотрели последовательность обучения крохи решению примеров в пределах 20 поэтапно. Если статья была вам полезна, оставьте комментарий или поделитесь статьей со своими друзьями в соц. сетях.

До скорых встреч, дорогие друзья!

Обучение ребенка вычитанию и сложению – сложный, многоэтапный процесс, начинающийся с изучения однозначных чисел и переходящий в двухзначные, с постепенным изучением моментов, когда происходит переход через десяток. Чтобы научить ребенка быстро считать двузначные числа следует пройти каждый этап последовательно. Использование разных способов обучения, преимущественно в игровой форме, дает возможность сделать весь процесс интересным для малыша, что положительно скажется на результатах.

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Объяснить ребенку вычитание двузначных чисел легче с использованием . Это позволит сконцентрировать внимание на процессе и улучшит усвоение пройденного материала. Не стоит сразу начинать с больших чисел, лучше начать первые шаги с минимальных чисел, постепенно увеличивая.

Важным является такой момент – ребенок не сможет сразу считать в уме, даже когда речь идет о небольших числах. Лучше использовать листок бумаги, части конструктора, компьютер или другие дополнительные средства, где малыш сможет делать требуемые пометки. Следует уделить внимание изучению порядка образования десятков, вплоть до ста. Это поможет при обучении сложению и вычитанию с переходом через разряд, а не только в пределах одного десятка. Освоив счет в пределах десяти, можно переходить к изучению более сложных действий, используя одну из методик или комбинируя их.

Разделение чисел при вычете

При вычете из двузначного числа однозначного с переходом через разряд можно использовать разделение. Объясните ребенку, что от целого десятка отнимать будет легче, и достаточно разделить однозначное число таким образом, чтобы отняв одну из его частей получить 10, и уже потом вычесть вторую часть. В результате чадо быстро освоит такой счет, научившись правильно разделять числа и получать конечный результат.

Такой способ хорошо подходит в тех случаях, когда освоен счет до 10, а также малыш знаком с числами минимум до 20. Проводить занятия следует в игровой форме, используя расходные материалы или специальные .

Использование геометрических фигур для визуализации чисел

Распространенный вариант, когда десятки обозначаются треугольниками, а единицы – точками. Достаточно объяснить ребенку значение фигур и привести несколько примеров. После этого можно приступать к тренировкам, начиная с простых заданий, используя числа до 20, постепенно усложняя их.

Для начального уровня это подходящий вариант, позволяющий проводить расчеты быстро и понятно. Однако может возникнуть сложность, когда при вычете следует отнимать дополнительный десяток (например, 54-35=19). Важно объяснить малышу тонкость такого момента. Отнимать двузначные числа таким способом лучше, избегая подобных ситуаций или же регулярно показывать примеры ребенку для лучшего освоения.

Отнимание с помощью Lego

Для применения этого способа можно использовать Lego Duplo, рассчитанный для этих целей, или обычные кубики конструктора, предварительно пронумеровав их. С их помощью можно решать сложные задачи, включая те, в которых происходит переход через десяток.

Достаточно отобразить требуемые числа с помощью соответствующих цифр (например 25-19). Чтобы понятнее ребенку объяснить тонкость, достаточно разделить их на более мелкие (10,10, 5 и 10, 5, 4). Ребенок легко усваивает, что 10-10=0, и сможет убрать лишние десятки. Оставшееся уравнение в дальнейшем решается легко (10 и 5 – 5 и 4). Ребенку остается посчитать 10-4, получив конечный результат.

Сложение двухзначных чисел

Объяснить ребенку сложение двузначных чисел обычно проще, нежели вычет, даже в тех случаях, когда идет прибавление дополнительного десятка после сложения. Способов обучения вполне достаточно для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для вашего малыша. Важно – занятие всех детей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме.

Разделение чисел

Одним из простых способов обучения является разделение чисел на десятки и единицы. Это помогает и в том случае, когда происходит прибавление десятка после сложения единиц. Например 25+36 ребенок запишет как 10+10+10+10+10+6+5 и получит результат 50+5+6. После этого происходит сложение 5+6=11. Снова разложив 11 на 10+1 получается 50+10+1=61. Дети легко воспринимают такой способ и быстро учатся использовать его даже при подсчетах в уме.

Используйте решение «в столбик»

Это значительно упростит процесс подсчета вашему малышу. Так ребенок проще воспринимает десятки и единицы, может делать пометки о дополнительных десятках и прочие необходимые записи. Прибавлять двузначные числа таким образом легче и вскоре ребенок сможет проводить необходимые операции в уме.

Использование этого метода возможно и для изучения вычета.

Применение онлайн-игр для обучения

Сегодня существует множество мини-игр, которые направленны на помощь родителям в обучении ребенка. Их использование дает возможность малышу быстро и с интересом освоить основные азы счета, включая случаи, когда происходит сложение двухзначных чисел с переходом через разряд.

Обучение детей простым арифметическим действиям – сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Сначала изучаются действия с однозначными числами, затем исследуются случаи с переходом через десяток. Когда навык счета в пределах 10 и с переходом через десяток отрабатывается до автоматизма, приступают к изучению сложения и вычитания двузначных чисел. Применение различных методов, проведение занятий в игровой форме помогут малышу понять принцип действий лучше и быстрее.

Подготовительная работа

Знакомство со сложением и вычитанием двузначных чисел происходит постепенно:

  1. Сначала дети учатся складывать, а затем и вычитать круглые числа.
  2. Затем решают примеры, в которых сумма (разность) единиц и десятков не выходит за пределы десяти.
  3. Наконец, исследуют случаи с переходом через разряд.

Перед изучением арифметических действий важно научиться делить числа на разрядные слагаемые (25=20+5), определять, из каких разрядных единиц состоит число (25 – 2 десятка и 5 единиц).

При объяснении состава чисел можно использовать практический метод – выкладывание числа с помощью счетных палочек.

Суть этого метода заключается в следующем:

  • Объясняется, что одна вертикально расположенная палочка – это единица, две – это число 2 и т.д.
  • 10 палочек – это десяток. Есть числа, состоящие из нескольких десятков. Для их выкладывания нужно много палочек, да и считать будет трудно. Поэтому десяток будет обозначать горизонтально расположенная палочка (если палочки стандартного размера, то на горизонтальной поместится ровно 10 вертикальных).
  • Выкладывается любое двузначное число, например, «25»: 2 палочки положить горизонтально (десятки) и 5 – вертикально (единицы).
  • Навык доводится до автоматизма методом неоднократного повторения.
  • Закрепляется умение определять состав числа с помощью карточек: ребенок смотрит на число и делит его на разрядные слагаемые или определяет его состав.

Палочки можно заменить деталями Лего или другого конструктора: маленькие будут обозначать единицы, большие – десятки. После отработки навыка приступают к изучению сложения и вычитания круглых чисел.

Сложение и вычитание круглых чисел

Объясняется несколькими способами:

  • На основе знаний состава чисел: 10+20= 1 десяток + 2 десятка = 3 десятка, или 30.
  • С помощью палочек или конструктора: выкладывают 1 горизонтальную палочку, добавляют еще 2, получается 3 – итого, 3 десятка, или 30.

Аналогично объясняется вычитание. Решив несколько примеров, переходят к следующему этапу.

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Действия объясняют практическим способом. Например, нужно найти результат выражения «25+32» .

Сначала выкладывают первое число (2 горизонтальных и 5 вертикальных палочек), затем – второе (3 горизонтальных и 2 вертикальных). После этого считают все горизонтальные (складывают десятки – получилось 5), потом – вертикальные (прибавляют единицы – получается 7).

Читают ответ: 57. На основе выполненных действий делают вывод, что единицы складывают с единицами, десятки – с десятками. После отработки действия можно работать уже без палочек.

Если пропустить этап иллюстративного объяснения (а может, даже и «открытия», которое можно сделать, решая пример с помощью палочек) и просто сказать, что складываются единицы одинаковых разрядов, ребенку может оказаться непонятным, почему именно так. Запомнить, как решаются подобные примеры, ему будет сложно.

После объяснения смысла действия можно ввести сложения в столбик.

Важно при этом объяснить, что единицы пишутся под единицами (чтобы удобнее было складывать), а десятки – под десятками. Если пример будет записан неправильно, то можно прийти к ошибочному результату.

Полезно будет сначала рассмотреть неверные записи, решить их столбиком и проверить сложением с помощью палочек, а потом уже сделать выводы.

Аналогично вводится вычитание с помощью палочек и в столбик. Если ребенок успешно освоил предыдущий этап, то в этом у него вопросов не возникнет. А через время можно будет переходить на последнюю, самую сложную стадию.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Сложность выполнения действий заключается в том, что нужно будет «запоминать» числа при сложении и «занимать» при вычитании.

Сначала пример решают с помощью палочек (например, 25+37):

  1. Выкладывают числа палочками, складывают разрядные единицы. Получается 5 горизонтальных и 12 вертикальных палочек.
  2. Вспоминают, что 10 единиц – это десяток, поэтому их можно заменить одной горизонтальной палочкой.
  3. Получается 6 десятков и 2 единицы. Значит, 25+37=62.
  4. Делают вывод: при сложении единиц получилось число больше 10, поэтому разделили его на десяток и единицы, а затем определили число. Удобнее сначала складывать единицы (если их будет больше десяти, то можно без особых проблем выделить десяток и добавить его к имеющимся).

После наглядного примера рассматривают сложение в столбик и другие способы складывания двузначных чисел:

  • Сначала к числу прибавляют десятки, а потом единицы: 25+37=(25+30)+7=62;
  • Первое слагаемое доводят до круглого (25+5=30), потом к нему прибавляют второе (30+37=67) и отнимают столько, сколько добавляли в первом действии (67-5=62);
  • Отдельно складываются единицы, отдельно – десятки, а потом – результаты: 25+37=(20+30)+(5+7)=50+12=62.

Суть вычитания с переходом разряд также желательно сначала показать наглядно (например, 42-15):

  1. Выкладывают первое число (4 десятка и 2 единицы).
  2. Определяют, что из 2 единиц нельзя вычесть 5, поэтому один десяток нужно «перевести» в единицы (заменить десятью вертикальными палочками).
  3. Дальнейшие действия: из 12 единиц вычитают 5, получается 7, далее отнимают десятки (желательно проговорить, что было 4, а после преобразования осталось 3).
  4. В итоге получается 2 десятка и 7 единиц, или 27. Проверить вычитание нужно с помощью сложения, чтобы убедиться, что решили пример правильно.

После наглядного метода рассматривается вычитание в столбик и несколько других способов:

  • Сначала вычитают десятки, потом – единицы: 42-15=42-10-5=27;
  • Наоборот, сначала – единицы, потом – десятки: 42-15=42-5-10=37-10=27.

Для объяснения арифметических действий можно использовать счеты. На них для каждого разряда имеется свое место, поэтому детям будет несложно «записывать» на них числа, а затем производить действия.

Любой метод может быть успешным только в том случае, если его подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Ведь одним достаточно объяснить принцип сложения и вычитания с помощью цифр, другие не поймут до тех пор, пока сами не «увидят» решения.

И, конечно, немаловажную роль в освоении любого материала играет систематизация: нужно регулярно в необходимом объеме .

 
Статьи по теме:
Картофельно-творожная запеканка
Запеканка из картофеля с творогом, рецепт которой мы решили вам предложить, вкусное простое блюдо. Вы легко сможете приготовить на сковороде. Начинка может быть любой, но мы решили приготовить творожную. Ингредиенты запеканки:- 4 средних картофелины, -
Что знак зодиака говорит о твоих оценках в школе?
Как вы уже догадались, речь пойдет о наших детях, главным образом о тех из них, которые учатся в начальных классах. Известно, что все дети с удовольствием идут в первый класс, и у всех у них присутствует нормальное желание учиться. Куда же оно девается че
Творожная запеканка как в детском саду: самый правильный рецепт
Творожная запеканка у многих ассоциируется с детским садиком – именно там часто подавали такой вкусный десерт. Это блюдо не только вкусно, но и полезно – в твороге есть кальций, который особенно необходим для детского организма. Вспомнить вкус детства или
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school