Как отдых связан с увеличением человека. Полноценный отдых

Жизнедеятельность организма обусловлена обменом веществ между ним и окружающей его средой, а также между органами и тканями самого организма. Чем активнее деятельность организма, тем интенсивнее обмен веществ. Чем тяжелее работа, тем больше энергетические и нервные затраты. После довольно длительной умственной или физической работы ощущается усталость и закономерна потребность человека в отдыхе . Отдых необходим для восстановления истраченной энергии и ликвидации утомления. Степень восстановления зависит от условий, в которых проводится отдых. Его принято делить на:

  • пассивный,
  • активный.
К пассивному отдыху относят сон. Во время сна происходит наиболее полноценное восстановление организма. Естественная потребность организма во сне намного больше, чем в пище . Без пищи человек может жить более месяца, а без сна – всего 10–15 дней. Недостаточный сон приводит к истощению нервной системы. Тормозные процессы в коре головного мозга, сменяющие возбуждение во время бодрствования, способствуют понижению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной системы, расслаблению мышц всего тела .
В условиях сна восстановление протекает более полноценно. Степень восстановления зависит от качества сна. Хороший сон характеризуется быстрым засыпанием и отсутствием сновидений. К утру глубина сна ослабевает. Он становится более поверхностным. После пробуждения человек чувствует себя бодрым, отдохнувшим, работоспособность полностью восстанавливается. Проснувшись, следует сразу встать, проветрить комнату и проделать гимнастику . При установлении количества часов сна учитываются возраст, особенности общего состояния организма, нервной системы, а также профессиональные стороны:
  • для взрослого здорового человека гигиеническая норма сна составляет 7–8 часов;
  • при выраженном утомлении она увеличивается до 9–10 часов.
Дневной отдых лежа в течение 30–60 минут совершенно необходим людям, страдающим различными заболеваниями, особенно сердечно-сосудистыми, а также и здоровым в случае, если первая половина дня прошла в активной физической деятельности, а во второй намечена спортивная тренировка или другая работа, требующая больших энергетических затрат.

заключается в чередовании умственной и физической нагрузки, или в переключении нагрузки на разные мышечные группы. Такой отдых целесообразен не только для лиц умственного труда, но и физического. От мышц, активно участвующих в производственном процессе, к определенным участкам коры головного мозга непрерывно поступают нервные сигналы.
Это постепенно приводит их к состоянию перевозбуждения, за которым следует фаза угнетения, следствием ее является снижение работоспособности. Крупнейшим русским физиологом И. М. Сеченовым было доказано преимущество активного отдыха перед пассивным. Например, работоспособность доведенной до полного утомления правой руки значительно быстрее восстанавливалась в том случае, если после этого давалась нагрузка другой – неутомленной руке. На закономерностях активного отдыха и основан принцип организации производственной гимнастики. Активный отдых с упражнениями и играми, равномерно нагружающими все мышцы, быстро ликвидирует утомление и восстанавливает равновесие деятельности центральной нервной системы.

При установлении своего режима нужно планировать пассивный и активный отдых так же, как и работу. Если по роду работы длительное время приходится находиться в статическом положении (стоя, сидя), то потребность человека в отдыхе наступает через каждые 1,5–2 часа. В это время следует переключаться в течение 3 – 5 минут на динамическую работу (ходьба, легкие упражнения). После работы прогулка на воздухе является необходимостью . При напряженной умственной работе в первой половине дня, – во второй нужно предусмотреть физическую деятельность. Если же производственная работа происходит во второй половине дня и физические упражнения перенесены на первую, то нагрузка должна несколько снизиться, так как выраженное утомление от занятий спортом неблагоприятно отразится на работоспособности во второй половине дня.
Без чередования и отдыха организм значительно быстрее изнашивается . Не правы те, кто считает, что режим повседневного отдыха можно компенсировать месячным отпуском. Только продуманный ежедневный, еженедельный отдых, наряду с отдыхом во время ежегодного отпуска, могут помочь длительно сохранить здоровье и работоспособность .

Воскресный отдых


Воскресный отдых нужно обязательно планировать заранее. Туризм выходного дня – самая лучшая форма активного отдыха. Если же часть дня занята домашними делами, то другая должна проводиться обязательно на воздухе в сочетании с посильной физической деятельностью, доставляющей удовольствие. Выходной день нужно строить так, чтобы после него оставалось чувство отдыха и глубокого физического и эмоционального удовлетворения, чтобы он заряжал энергией на целую неделю, был праздником. Серо и скучно проведенный выходной день в помещении не стимулирует восстановления энергии, истраченной за неделю, и работа в течение последующих дней покажется слишком утомительной.

Ежегодный отпуск

Если же нормальный отдых организован ежедневно и еженедельно, то к ежегодному отпуску не наблюдается такого утомления, которое вынуждает обращаться к врачу. Во время ежегодного отпуска следует все подчинить задаче оздоровления. Если же человек практически здоров, перед ним открыты широкие возможности активного отдыха в домах отдыха и туристских базах. В дни отпуска легче всего приучить себя к ежедневным физическим упражнениям в виде утренней гимнастики, длительных прогулок, гребли и так далее.
Принято считать, что хорош только отпуск в летнее время. А разве зимой нельзя чудесно отдохнуть, окрепнуть физически и закалиться! Лыжные прогулки, катание на коньках, пешие прогулки зимой на морозном воздухе действуют животворно на организм. Теплый душ или обтирание губкой, смоченной в теплой воде, подкрепляют положительное воздействие на нервную систему. После этого появляется ощущение тепла, бодрости во всем теле. «Мышечной радостью» называл И. П. Павлов такое состояние. Знание физиологических закономерностей работы и потребности человека в отдыхе должно каждому помочь научиться полезно, интересно и красиво отдыхать. Это позволит нам плодотворнее трудиться и на долгие годы сохранить здоровье.

Раз уж я здесь и я в эфире, то буду делать то, что люблю. Это не работа.

Джим Гэбберт, основатель TV‑20, Сан‑Франциско

Когда кто‑то говорит, что работа не является для него работой в прямом смысле, под этим он подразумевает: «Мне нет нужды заставлять себя приходить на работу. Мне удалось избежать архаичных формулировок таких понятий, как работа, отдых и человеческая натура. У меня есть свое представление о конечной цели, которое помогает мне объединять работу и отдых. Для меня работа – это радость, а вовсе не тяжелое испытание, как обычно говорят. Кроме того, я энергичен и мотивирован – совсем не ленюсь, в отличие от большинства людей, у которых, как меня учили, это в крови. Мне не нужно, чтобы кто‑то давил на меня и заставлял работать».

Изучив профессиональные достижения эффективных людей, я увидел, как важны для качественной работы и уменьшения прокрастинации отдых и развлечения без чувства вины. Они перезаряжают батарейки, становятся источником мотивации, креативности и энергии для всех остальных сфер жизни. Зная, что работа не помешает вам наслаждаться отдыхом, вы сможете легче справиться с ней, не опасаясь, что она подчинит себе все ваше существование. Зная, что работа над крупным проектом будет прерываться встречами с друзьями, занятиями спортом и свободным временем, вы будете меньше опасаться того, что она окажется вам не по силам. Вы будете знать, что вас ждут перерывы и поддержка на протяжении всей работы.

Итак: для того чтобы работать над важными проектами продуктивно и очень качественно, вы должны прекратить откладывать жизнь на потом и полностью отдаться отдыху и восстановлению душевных и физических сил. Вы все правильно поняли: вы сможете быть более продуктивны, если будете больше отдыхать!

Моим первым заданием в качестве нового психолога в Консультационном центре Калифорнийского университета в Беркли стали встречи с соруководителем группы выпускников, затянувших с написанием диссертаций. Мы встречались каждую неделю для оказания поддержки студентам, занятым интенсивным, вызывающим стресс и зачастую требующим одиночества процессом – завершением самого большого индивидуального проекта в их жизни.

Я заинтересовался разницей между теми, кому требовались долгие годы для завершения работы, и теми, кому хватило двух или менее лет. На удивление, группы различались не умственными способностями и эмоциональными проблемами. Казалось, реальная разница заключалась в том, что те, кому требовалось от трех до тринадцати лет на завершение диссертации, страдали дольше. Эти прокрастинаторы со стажем:



оказывались постоянно занятыми на работе, все время занимая себя делом;

думали о своей жизни как о чем‑то «поставленном на паузу». Они вычеркнули из своих календарей любые договоренности, оставив место только для работы, а вечеринки, друзья и занятия спортом оставались на время «п. д.» («после диссертации»);

чувствовали, что работа требует жертв. Она должна была быть непременно сложной; нужно было страдать, чтобы работать хорошо;

чувствовали себя виноватыми, проводя время с друзьями или занимаясь чем‑то в свободное время. Из‑за того что работа не была по‑настоящему продуктивной, они чувствовали вину, потому что предавались веселью и развлекались. Поэтому отдыхали они в полсилы, вместо того чтобы сделать отдых высококачественным и не терзаться чувством вины.

Многие из них находились в очень плохой физической форме, а их дома выглядели зоной боевых действий: разбросанные повсюду бумажки, книги, старые стаканчики из‑под кофе, грязное белье. На одном из студентов была футболка с надписью: «Не спрашивайте меня о моей диссертации».

С другой стороны, те, кто делал успехи и был готов завершить диссертацию уже в течение года, находили для себя свободное время. Здоровье и восстановление душевных и физических сил являлись для них приоритетом и занимали существенную часть в общем плане работы над диссертацией. Они должны были плавать, бегать или заниматься танцами почти каждый день. Они должны были ужинать с друзьями несколько вечеров в неделю. Они по‑настоящему «создавались заново» – в изначальном смысле слова «отдых» – таким образом, чтобы чувствовать мотивацию и интерес к своим проектам, требующим 15, 20 или 25 часов продуктивной работы в неделю. Они жили полной жизнью. Они не воспринимали свою работу как нечто мешающее им хоть в чем‑то; как раз наоборот, интенсивная работа и не менее интенсивный отдых шли рука об руку с их наслаждением жизнью. Они проживали свою жизнь – а не ждали завершения проекта, чтобы начать жить.

Одной из причин прокрастинации является страх того, что, начав работать, мы лишимся времени для отдыха и радости жизни. Но есть способ обойти эту проблему – стоит только внести восстановление физических и душевных сил в свое расписание. Отведение отдыху приоритетного места в жизни становится частью науки преодоления прокрастинации.

Взрослые обычно относятся к отдыху и игре как к чему‑то не связанному с учебой и работой. А ведь игра является основополагающей частью развития ребенка и его знаний о работе. Играя, мы приобретаем физические, умственные и социальные навыки, необходимые во взрослой жизни. Используя игрушки и свое воображение, дети создают сценарии, готовящие их к работе, отношениям и будущим конфликтам. Играя, дети выражают сложные чувства, договариваются друг с другом, меняют условия договора, решают проблемы и учатся настойчивости, сосредоточенности на работе и глубокой концентрации. Некоторым из самых основных и сложных навыков и работ, которые мы когда‑либо будем выполнять, мы обучаемся, пока играем.

Британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникот написал в своей книге «Игра и реальность»{20} , что именно играя мы проверяем на прочность свое творческое начало и приходим в восторг от сделанного открытия – это движение от незнания к знанию, от отсутствия контроля над проблемами к контролю и решению. Более того, именно через игру мы учимся работать самостоятельно, при полной концентрации, безопасно и постепенно переходя от ранних этапов наслаждения игрой с мамой или папой к наслаждению игрой с игрушкой в их присутствии и к самостоятельной игре, будучи при этом абсолютно уверенными в том, что нас любят.

Взрослые используют эти навыки для того, чтобы работать в одиночестве и спокойно сидеть часами перед компьютером, за чертежным столом или над бухгалтерским гроссбухом. Они прибегают к ментальной и физической концентрации и творческому самовыражению, которым научились десятилетия назад, пока играли в безопасности своего дома. Позже в жизни им понадобится этот опыт, чтобы справиться с заданиями, требующими постоянного решения проблем, а также связанными с риском допустить ошибку или получить отказ.

У детей нет проблем с мотивацией. Трехлетний ребенок будет настаивать на том, чтобы и ему дали подмести пол или вымыть посуду. Для ребенка все это будет игрой и обучением. Но этот врожденный восторг утрачивается, когда нас учат приспосабливаться к социальным ожиданиям и мы понимаем, что если не адаптируемся, то будем наказаны. Нет ничего страшного в том, чтобы знать о социальных ожиданиях; но что действительно губительно, так это то, что слишком часто нам говорят, что мы ленивы. Как говорил Уинстон Черчилль: «Лично я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат».

Потеря возможности отдыхать и развлекаться без чувства вины делает наши задачи более обременительными, угнетающими и сложными, чем они должны быть. Отдых и развлечения, не отягощенные чувством вины, могут освежить ваш былой запал по поводу учебы, готовности решать проблемы и участвовать в непростых мероприятиях.

Самомотивация по «методу пряника»

Сложный проект мы обычно разбиваем на большие куски, предполагающие долгую работу в одиночестве. Но осознание того, что нас ждет длительная изоляция, с большой вероятностью приведет к прокрастинации. Такой эффект схож с сенсорной депривацией, описываемой в научных исследованиях, и опытом заключенных, которых замуровывали в одиночных камерах, чтобы ограничить их восприятие действительности. И то и другое сильно ограничивает движение и визуальную стимуляцию, из‑за чего мозг находится в беспокойном состоянии.

Вероятность того, что мы будем работать продуктивно, увеличивается, когда мы предвкушаем удовольствие и успех, а не изоляцию и беспокойство. Необходимость работать на протяжении двадцати или даже всего лишь четырех часов, будучи запертыми в четырех стенах, едва ли может кого‑то мотивировать, особенно если вокруг много более приятных альтернативных занятий. Если есть выбор – заполнить бумаги для налоговой или встретиться со старым другом, – перевес будет определенно на стороне старого друга (если, конечно, у вас нет стратегии).

Что вам ближе в поисках мотивации для начала работы: вы подталкиваете себя к цели угрозами или же вас манит сама цель? К несчастью, большинство людей используют для мотивации «метод кнута» и не знают, что есть альтернативы.

В любой из огромного количества сфер деятельности (военном деле, бизнесе или учебе) все мы подчиняемся страхам – и «метод кнута» использует страх наказания. Но дело в том, что случайное действие, спровоцированное наказанием или страхом, не ведет к цели – скорее его целью является избежание страха. Такие тактики, связанные с наказанием, часто обладают парализующим, а не мотивирующим эффектом. Слишком часто этот жесткий метод используется для проявления власти и контроля, а не для создания положительных результатов. Использование угроз людьми, наделенными властью, зачастую разрушает все и приводит к прокрастинации, ведя за собой неповиновение, страх ошибок и одновременно боязнь успеха. Вот типичные примеры:

«Рядовой Джонс, если вы не закончите чистить свою норму картошки к пяти часам вечера, то не пойдете в увольнение ближайшие шесть месяцев».

«Компании нужно заработать двести тысяч долларов на выплаты зарплат в этом месяце – иначе всем придется искать новую работу».

«Если вы не увеличите число клиентов, с которыми встречаетесь ежедневно, по меньшей мере до пятнадцати, нам придется закрыть центр».

«К концу семестра вы должны прочесть всю полку книг; а к концу обучения и всю стену, заполненную книжными полками».

А вот «метод пряника», наоборот, предполагает, что по натуре мы любознательны, и если нас как следует вознаградить за наши усилия, то мы успешно справимся даже с самым сложным заданием. Люди просвещенные, наделенные властью могут сказать так:

«Рядовой Джонс, с каждого очередного ведра почищенной картошки вы заработаете дополнительную увольнительную. Если сможете закончить свой объем работ к пяти часам вечера, то получите дополнительный пропуск на выходные».

«Нам нужно заработать двести тысяч долларов на выплату зарплат в этом месяце. Это означает, что всем нам нужно будет приложить дополнительные усилия, чтобы мы смогли дышать свободнее в следующем месяце. Я бы хотел услышать ваши идеи о том, как нам увеличить число заключенных контрактов и обеспечить рост продаж как минимум на десять процентов».

«На этой неделе вам предстоит научиться удерживать клиента в теме и вежливо заканчивать встречу быстрее. Через две недели у вас будет достаточно времени, чтобы спокойно встречаться с пятнадцатью клиентами в день».

«Представьте себе, что, прочитав одну главу в вашем учебнике, вы кладете его на эту пустую полку. Глава за главой и книга за книгой вы заполните всю полку уже к концу первого семестра. К моменту окончания вы прочтете достаточно книг, чтобы заполнить полки на всей этой стене».

«Метод пряника» признает, что далекие и неопределенные награды, как, например, возможная работа через четыре года обучения, едва ли способны достаточно мотивировать человека на длительное выполнение сложных задач. Обещание будущих вознаграждений за тяжелую работу мало влияет на то, что мы должны делать сейчас. А вот незамедлительное и вполне определенное вознаграждение, например свободное время, встреча с друзьями, способно стать стимулом.

Эта модель показывает, насколько малореально то, что вы начнете работать над задачей, ближайшими результатами которой будут одиночество и усталость, а вознаграждение теряется в далеком будущем. А вероятность того, что вы с головой погрузитесь в эту работу, а не предадитесь отдыху в свободное время, – и того меньше. Веселье, безделье и чревоугодие приносят удовольствие сразу, а возмездие наступает только в далеком будущем. Другими словами, чтобы контролировать свои рабочие привычки, нужно сократить сами периоды работы, сделав их более короткими (и менее болезненными), а вознаграждения – более частыми и более приятными.

Поэтому вам нужно так организовать свою систему вознаграждений, чтобы поощрять себя работать над заданием каждый день. Если вы менеджер, то вам нужно реорганизовать и условия труда вокруг себя так, чтобы сотрудники получали удовлетворе‑ние от совместной работы, общей цели, помощи другим людям и от комплиментов, получаемых за свои успехи еженедельно. К тому же они должны быть уверены, что их работа будет аккуратно оплачиваться каждый месяц.

Даже у тех, кто по религиозным мотивам трудится не покладая рук, есть священный день отдохновения. Помимо совершения религиозных обрядов в выходной люди словно бы возрождаются, и способны работать больше на следующей неделе.

Когда я познакомился с Джеффом, 35‑летним профессором, он был удручен из‑за того, что не был увлечен своей профессией настолько, насколько, по его мнению, следовало бы. Джефф хотел читать больше профильной литературы и публиковаться в одном из профессиональных журналов. Но сколько он ни пытался, за последние три года ему так и не удалось написать ни одной научной работы, и Джефф начал воспринимать себя как лентяя и прокрастинатора. Поначалу он являл собой прекрасный пример того, как неэффективна может быть мотивация, основанная на «методе кнута». А затем стал еще и примером того, как отдых и развлечения без чувства вины, а также мотивация, основанная на «пряниках», могут сделать работу качественной.

Джефф чувствовал себя виноватым из‑за того, что не содействовал развитию своей сферы деятельности, и ощущал давление со стороны коллег, ждавших от него публикаций. При этом ему совсем не хотелось проводить долгие часы за чтением научных журналов и написанием академических работ, однако он старался (практически безуспешно) писать всеми правдами и неправдами, запугивая сам себя.

Я понял, что нужна абсолютно новая стратегия, не предполагающая никакого давления. Поэтому предложил ему нечто, что, как я знал, шокирует и при этом заинтригует такого умного парня, как Джефф. Я посоветовал ему прекратить всю эту пытку, приводящую к фрустрации и прокрастинации: «Отдохните немного и займитесь тем, что действительно любите, – чем‑то, что хотели сделать уже очень давно». Просмотрев список, включавший в себя виндсерфинг, лыжи, пение, чечетку и уроки музыки, Джефф остановился на местном театре – он захотел попробовать себя в актерстве.

Он сходил на прослушивание и получил небольшую, но важную роль в пьесе. Вскоре Джефф обнаружил, что уделяет репетициям от двадцати до тридцати часов в неделю. А это означало, что на протяжении двух последующих месяцев репетиций, которые венчались собственно спектаклем, у него не будет времени на пустые раздумья, и чувство вины из‑за ненаписанной статьи стало меньше.

Джеффу так нравился процесс актерской игры, что он умудрился найти двадцать свободных часов в неделю – и энергию, которой требовала актерская профессия, – чтобы работать много и соответствовать требованиям режиссера‑постановщика и остальных членов труппы.

Пьеса имела успех, но для Джеффа было важнее полученное им удовольствие. Абсолютное погружение в то, что он делал, было похоже на отпуск, о котором он так долго мечтал. И в то же время в некотором смысле он хорошо поработал; в конце концов, он тратил на театр еженедельно достаточно времени, чтобы его участие в спектакле могло считаться работой с неполной занятостью. Джефф чувствовал себя отдохнувшим и удовлетворенным, потому что сделал эту работу с любовью, и был готов делать ее с тем же удовольствием каждый день.

Кроме того, жизнь в течение этих двух месяцев стала чем‑то иным, нежели просто попыткой работать, сопровождаемой чувством вины из‑за невозможности достичь поставленных целей. Джефф совершенно четко осознал, что может решиться на что‑то новое и найти на это время. Но когда работа над пьесой завершилась, Джефф, как ни крути, погрузился в легкую депрессию. Он, конечно, достиг одной из своих жизненных целей, и это было потрясающе, но это не было чем‑то, чем можно было бы заниматься и дальше. Джефф понял, что работа над пьесой требует ответственного отношения, много времени и концентрации. А это означало, что он должен был пожертвовать какими‑то из других своих занятий. И теперь он чувствовал опустошение из‑за того, что у него не было этих двадцати с лишним часов в неделю интенсивной занятости и связанного с ними удовлетворения.

Теперь Джефф знал, что, находя в своем расписании лишние двадцать‑тридцать часов в течение двух месяцев, он сможет найти кучу времени и для написания статьи. Но сначала ему придется изменить свое отношение к этому большому заданию. Джефф понимал, насколько важно было иметь на неделе что‑то, что он очень любил делать, чтобы уменьшить ощущение загруженности и неудовлетворенности, возникавшее в работе над проектом. Он перестал относиться к заданию как к чему‑то требующему все его время, и понял, что на его выполнение он может выделять определенное время – десять‑двадцать часов в неделю.

Джефф пересмотрел свое расписание, выделив в нем время на занятия спортом и встречи с друзьями. И это позволило ему ясно увидеть, что периоды работы в полном одиночестве должны быть краткими и концентрированными. Поддерживаемый своей новой способностью наслаждаться жизнью, Джефф вернулся к работе над статьей.

Найти десять часов в неделю для написания статьи было относительно легко после того, как были найдены двадцать часов на репетиции. Сесть и начать было пока еще сложно, но, уделяя в течение рабочего дня определенное время статье, Джефф вскоре заметил, что она приобретает форму. Теперь ему оставалось только поддерживать свой естественный интерес к теме, и это должно было привести его к завершению проекта – подтянуть к цели, которая, как он видел это сейчас, была достижима.

Джефф нашел способ вернуть написание статьи в свою жизнь, не относясь при этом к ней как к тяжкой обузе. И уже через несколько месяцев ее можно было посылать в журнал. Поначалу статью отвергли, но после доработки приняли к публикации.

О том, что каждому из нас важно отдыхать, знают все. Но не все знают, что такое полноценный отдых. Некоторые даже и не задумываются о том, что без такого отдыха невозможно жить здоровой и счастливой жизнью.

Периодический отдых, расслабление - это то, что крайне необходимо для нашего тела и психики. Поэтому каждому человеку необходим полноценный сон по 7-8 часов в сутки. Помимо сна в течение дня нам необходимо находить время для отдыха и расслабления. Американские ученые доказали, что человек, который каждый час отдыхает по 10-15 минут и находит около часа для отдыха после обеда, намного продуктивнее работает и его здоровье более крепкое.

Значение активного отдыха в приобщении человека к здоровому образу жизни трудно переоценить. Правильный отдых укрепляет здоровье, повышает выносливость, закаляет, развивает силу, волю, мужество, инициативу, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, повышает трудовую активность.

Учёные подсчитали, что в ногах сосредоточено 72 тысячи нервных окончаний, которые связаны с различными частями тела. «Сидячий» образ жизни не позволяет задействовать их в полной мере, а вот активная ходьба обеспечивает давление на эти точки, а они стимулируют деятельность внутренних органов.

Очень важно в любом возрасте сохранить здоровье, красоту, трудоспособность. В настоящее время появилась доступная возможность активного отдыха. Одним из важнейших видов активного отдыха является туризм, в том числе путешествия, связанные с активными способами передвижения по маршруту, походы, велосипедные и лыжные прогулки.

Распространенным видом активного отдыха являются различные виды физических упражнений, тренировки, например плавание, бег, катание на коньках, прогулки по парку, в лесу и др. В последние годы очень популярными видами отдыха стали фитнес, шейпинг, аэробика, йога. Даже 5- минутная зарядка на рабочем месте может полностью снять усталость и восстановить силы для дальнейшей работы.

В нашем городе в последние годы активно развиваются физкультурно-оздоровительные и банные комплексы, оздоровительные центры, летом функционируют детские и молодежные оздоровительные лагеря, где дети восстанавливают здоровье, набираются сил для нового учебного года. Существует большое многообразие видов активного отдыха и очень важно, чтобы каждый понимал их важность для здоровья и выбрал для себя то, что ему больше по душе, ведь движение- это жизнь, а она должна быть интересной, полной сил и позитивной энергии!

Подробнее о полезной привычке «Полноценный отдых», ее значении для Вашего здоровья Вы можете прочитать в нашей библиотеке…

Жизнь современного человека перенасыщена множеством дел и впечатлений. За день он стремится успеть как можно больше: выполнить максимум производственных обязанностей, провести необходимые переговоры, зайти в магазин, пообщаться с близкими. Времени хронически не хватает, и человек решает повседневные задачи, отказывая себе в отдыхе. Такой подход не может не сказываться на здоровье. Большинство людей трудоспособного возраста постоянно испытывают усталость, которая с годами приводит к развитию хронических заболеваний. Сегодня мы поговорим о том, как научиться организовывать эффективный отдых, достаточный для того, чтобы защитить организм от того вреда, который наносит здоровью стремительный ритм жизни.

Источник: depositphotos.com

Не стремимся работать до изнеможения

Каждый из нас периодически сталкивается с ситуацией, когда работа не закончена, но сил уже нет. Обычно мы стараемся убедить себя в том, что нужно немножко потерпеть и довести дело до конца. Подобное решение неверно. Мы начинаем торопиться, делать ошибки; заключительный этап работы оказывается скомканным, а ее результат оставляет желать лучшего.

Беда в том, что усталость накапливается, поэтому работать до изнеможения нельзя. Гораздо правильнее сделать передышку и восстановить силы, чем завершать дело, пересиливая себя, торопясь и ошибаясь.

Источник: depositphotos.com

Меняем род деятельности

Это действительно помогает. Переходя от физической работы к умственной, мы даем возможность утомленным мышцам расслабиться и восстановить запас сил. Переходя от интеллектуальных нагрузок к механической работе, мы обеспечиваем мозг необходимыми ему перерывами и загружаем разнообразную информацию, позволяющую отвлечься и снять напряжение.

К сожалению, не каждая должность допускает частые переключения такого рода, но к этому нужно стремиться. В противном случае непрерывная однотипная деятельность неизбежно приведет к снижению трудоспособности и ухудшению качества работы.

Источник: depositphotos.com

Соблюдаем гигиену ночного сна

О том, что человек должен спать не менее 7-8 часов в сутки, знают все. Однако многое зависит и от качества ночного отдыха. Чтобы полностью восстановить силы, надо:

  • засыпать быстро. Это удается далеко не всегда, так как дневные впечатления мешают мозгу расслабиться. Снять излишнее возбуждение помогают прогулки на свежем воздухе, теплый душ, прослушивание тихой, ненавязчивой музыки, чтение художественной литературы;
  • отдыхать в хорошо проветренном тихом затемненном помещении. В спальне полезно держать комнатные растения, улучшающие состав воздуха (лаванду, хлорофитум, каланхоэ, спатифиллум и т. д.), либо зажигать перед сном аромалампу с эфирными маслами лавра, бергамота, шалфея, ванили, хвойных или цитрусовых растений;
  • спать на удобной кровати;
  • использовать постельные принадлежности, изготовленные из натуральных тканей;
  • просыпаться не спеша, постепенно готовить организм к новому дню.

Источник: depositphotos.com

Делаем перерывы в рабочее время

Впервые почувствовав утомление в самый разгар рабочего дня, многие начинают думать, что у них не все в порядке со здоровьем. Это не так: трудовая активность имеет вполне закономерные периоды повышения и спада, и время от времени испытывать потребность в отдыхе нормально. Проблема в том, что большинство людей игнорируют данные ощущения, продолжая трудиться через силу. Причин такого поведения несколько: одни боятся не успеть сделать всю запланированную работу, другие не решаются сделать даже небольшой перерыв, опасаясь негативной реакции начальства или сослуживцев. На деле подобные опасения бессмысленны. Нарастающая усталость гораздо хуже сказывается на результатах производственного процесса, чем потеря времени на небольшой отдых. Грамотный руководитель об этом знает и не стремится заставлять работников трудиться весь день без передышки. Периодически устраивать короткие перерывы в работе не только можно, но и нужно.

Если ваш труд связан с использованием компьютера, 10 минут из каждого рабочего часа должны проходить в отрыве от монитора. Это поможет сохранить зрение и поддерживать концентрацию внимания в течение дня. Любую работу, сопряженную с необходимостью долгое время сохранять одну и ту же позу, необходимо один раз в 1,5-2 часа прерывать небольшой физической разминкой. Очень хорошо снимают усталость дыхательные упражнения и обтирания лица и рук прохладной водой. Важно, чтобы перерывы в работе были регулярными и ежедневно приходились на одно и то же время. Тогда организм привыкнет к повышенной активности в рабочие периоды.

В обеденный перерыв надо постараться не только поесть, но и восстановить силы. «Прогрессивные» работодатели оборудуют специальные помещения, предназначенные для отдыха сотрудников. Там можно спокойно почитать, побеседовать и даже немножко вздремнуть. Если в вашей организации такого помещения пока нет, не стоит возвращаться на рабочее место сразу после еды – лучше прогуляться и полностью использовать обеденный перерыв для отдыха.

Источник: depositphotos.com

Организуем отдых в выходные

На выходные дни обычно планируют те дела, которые не удается выполнить в будни: большую уборку, масштабные покупки. Разумеется, без этого не обойтись, но не стоит посвящать подобным занятиям все время, предназначенное для отвлечения от работы.

Важно заранее зарезервировать один из выходных дней для общения с детьми, выезда не природу, встреч с родными и друзьями, культурного отдыха. Выбирайте только те мероприятия, которые вам по душе: соглашаясь пойти куда-то за компанию, вы обрекаете себя на несколько часов скуки и последующие сожаления о бездарно потраченном времени. Полноценное восстановление сил возможно только в том случае, когда человек получает удовольствие от отдыха.

Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она - следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой.

Таким образом, потребность в отдыхе обусловлена в первую оче­редь биологической природой человеческого организма, его физиоло­гией, а также разного рода психологическими и социальными нагрузка­ми. Потребность человека в отдыхе неотделима от его противополож­ной потребности - активности. В деятельности людей эти потребности реализуются в ритмическом чередовании активности-расслабления, бодрствования-сна.)

Как уже говорилось, в бюджете суточного времени человека обяза­тельно должен быть период (чаще всего ночное время) для физиологи­ческого отдыха, связанного с полным расслаблением. Это непреложное условие восстановления сил, ликвидации утомления, недопущения глу­бокой усталости. Физиологический отдых становится средством вос­производства жизненных функций человека, занимая внерабочее вре­мя. Эта разновидность отдыха, как и ряд других первичных потребнос­тей (в пище, питье, гигиенических процедурах), создают условия для воспроизводства человеческой активности, поэтому они не связывают­ся с досугом. Другое дело, что усталый человек может днем потратить часть свободного времени на пассивный отдых (дрема, релаксация).

Понятие отдыха гораздо шире его физиологической основы, связан­ной с пассивной релаксацией. Отдых может быть реализован через ак­ тивные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека. Например, как активная форма отдыха рассматривается замена одного динамичного занятия другим, а также перемена окружающей обстановки, смена впечатлений, отвлечение от повседневных и однообразных забот и др. Исключительно эффективен активный отдых - занятия физическими упражнениями, а также лю­бимым делом, особенно в том случае, если оно насыщено творческими элементами! Подобный отдых и восстановительные процессы предо­ставляют человеку возможность выбора различных занятий в свободное время, включая и те, которые носят ярко выраженный социокультур­ный характер, например, направлены на общение с другими людьми, соб­ственное духовное развитие, раскрытие творческих возможностей, на за­нятия любимым делом (хобби) или физическими упражнениями.

Конечно, активный отдых проходит в иных формах, нежели отдых в состоянии сна и безделья, он сопровождается быстрым и глубоким восстановлением сил, его последствия конструктивны и приобретают бо­лее устойчивый характер. Для такого отдыха, как правило, используют­ся нерабочие дни недели, а также отпускное время. В период краткого или длительного отдыха, когда человек варьирует выбор разных заня­тий в соответствии со своими предпочтениями, происходит его эффек­тивное оздоровление, восстанавливается работоспособность. Таким образом, отдых в целом имеет сложное строение, влияя на разные - биофизиологические, психологические, социокультурные - аспекты структуры личности. Отдых лишь частично пересекается со свободным временем или досугом человека, выходя в целом за их рамки.

В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением рекреа­ ции (от лат. recreatio - возвращение к здоровью, восстановление). До не­давнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека.

Теперь рекреацию понимают как биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни. Поэтому ныне рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.

Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ближайшего соци­ального окружения. Рекреационная активность отдельного человека скла­дывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов. На каж­дом этапе жизни человека они образуют сложную сеть многообразных предпосылок и мотиваций, которые определяют характер, направлен­ность и эффективность рекреационной активности. Данная активность считается результативной, если в итоге возникают восстановительные (рекреационные) эффекты.

Рекреационный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в ре­зультате физиологического и психологического оздоровления, достиже­ния душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект, находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокуль­турных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмо­ции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощуще­ниях, но и на понимании человеком важности общественных стандар­тов труда и отдыха.

 
Статьи по теме:
Картофельно-творожная запеканка
Запеканка из картофеля с творогом, рецепт которой мы решили вам предложить, вкусное простое блюдо. Вы легко сможете приготовить на сковороде. Начинка может быть любой, но мы решили приготовить творожную. Ингредиенты запеканки:- 4 средних картофелины, -
Что знак зодиака говорит о твоих оценках в школе?
Как вы уже догадались, речь пойдет о наших детях, главным образом о тех из них, которые учатся в начальных классах. Известно, что все дети с удовольствием идут в первый класс, и у всех у них присутствует нормальное желание учиться. Куда же оно девается че
Творожная запеканка как в детском саду: самый правильный рецепт
Творожная запеканка у многих ассоциируется с детским садиком – именно там часто подавали такой вкусный десерт. Это блюдо не только вкусно, но и полезно – в твороге есть кальций, который особенно необходим для детского организма. Вспомнить вкус детства или
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school