Чем опросник отличается от теста? Опросник — это… Значение психологического термина Психосемантические методы диагностики личности.

Это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть "правильных" и "неправильных" ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, "да", "нет"; "да", "нет", "затрудняюсь ответить"). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа "огрубляет" информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.
Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (напрмер, двухполюсная шкала: трудный - легкий, хороший - плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.
Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать опрашиваемый может наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В
анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.
Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Еще по теме 2. Опросники.:

  1. Психодиагностические опросники (общая характеристика).
  2. Лабораторная работа М 4 Определение свойств нервной системы с помощью опросника «Оценка индивидуально-типологических особенностей личности»
- методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников: 1) опросники открытые; 2) опросники закрытые; 3) опросники анкетные; 4) опросники личностные. Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая.Опросник адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из желания угодить либо боясь ответить «не так». Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, это - вопросы, связанные с «мелкими слабостями» и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный, но не единственный способ.

Смотреть больше слов в « »

Тесты

Тесты (англ. test - испытание, проверка, проба) - это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Тест позволяет определить уровень выраженности изучаемого психического свойства у испытуемого, так как индивидуальный показатель соотносится с нормой теста (определяемой в результате тестирования большой выборки испытуемых и усреднения полученных значений).

Следует заметить, что ключевое понятие в приведенном выше определении – стандарты . Во-первых, это обозначение единообразия требований ко всем условиям тестирования и инструкциям по его проведению и обработке результатов. В отношении разных лиц тест применяется унифицированно, по одному и тому же стандарту. Тем самым обеспечивается определенная гарантия уравнивания ситуативных факторов, способных поставить часть испытуемых в более выгодное положение по сравнению с остальными. Без стандартизации становится невозможным сопоставление индивидуальных результатов. Так, например, инструкции обычно предъявляются в письменном виде или (реже) зачитываются, но никак не формулируются по памяти, своими словами. После этого никому не дается персональных пояснений, индивидуальных комментариев и т. п.

Во-вторых, стандартизированностью называют перевод первичных («сырых») тестовых баллов, отражающих количество выполненных заданий, в более обобщенную шкалу, характеризующую степень индивидуальной выраженности данного психического свойства или функции. Допустим, при выполнении теста интеллекта испытуемый успешно решил определенное количество заданий. Зная только это, мы не можем еще ничего сказать о том, каков уровень его интеллекта. В самом деле, много им сделано или мало? Хорошо прошло для него испытание или плохо? Часто ли такой показатель встречается у других? А сколько заданий следовало бы выполнить, чтобы засвидетельствовать высокий уровень интеллекта? На все эти вопросы невозможно дать ответ, не имея единой для всех системы отсчета, некоего эталона. В качестве последнего обычно выступают итоги тестирования многочисленной и репрезентативной выборки. Сравнивая одного испытуемого с другими, делавшими ранее тот же тест, мы осуществляем стандартизацию по статистической норме. В последнее время все чаще применяется и несколько иной вид стандартизации, когда результаты испытуемого сопоставляют не с другими результатами, а с описанием требований общества к развитию данной функции или свойства, то есть с социально-психологическим нормативом. Как бы то ни было, стандартизация обеспечивает возможность перехода от сведений по выполнению конкретного теста тем или иным лицом к психологическим характеристикам, которые лежат в основе единообразия интерпретации.

Достоинствами метода тестирования безусловно являются: относительная простота (есть готовая инструкция, задания, способы обработки и интерпретации результатов); быстрота (время выполнения тестовых заданий ограничено); получение массового материала (тестирование можно проводить с большим количеством испытуемых). Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, что приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых мотивов и искажению результатов (желание давать социально одобряемые ответы, стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора и пр.) Результаты теста позволяют лишь измерить и описать изучаемое психическое качество испытуемого, но не дают возможности проникнуть за изучаемое явление, понять причину его проявления, не вскрывают закономерности его развития.

В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, тестирование является одним из самых распространенных методов психологического исследования. Динамично развивается его инструментарий, непрерывно совершенствуются способы обработки и интерпретации информации.

В зависимости от предмета измерения выделяют тесты:

    интеллекта, обеспечивающие изучение уровня развития мышления и познавательных процессов в целом;

    способностей, оценивающие обучаемость, возможность и легкость овладения определенными знаниями, умениями и навыками. Сюда относят тесты общих и специальных способностей;

    достижений , определяющие обученность, то есть уровень овладения знаниями, умениями и навыками в какой-либо области (учебной, профессиональной, спортивной);

    личности, направленные на изучению различных аспектов личностного развития, таких как интересы, мотивы, эмоции, отношения и др.;

    межличностные, предусматривающие оценку человеческих отношений в группе, выявление специфики коммуникативных процессов.

По характеру тестовых заданий различают следующие виды тестов:

    вербальные, материал которых представлен в словесной форме;

    образные, где работа испытуемых производится с рисунками, схемами на основе возникающих при этом наглядных представлений;

- практические, выполняемые при манипулировании реальными объектами или их заместителями;

- комбинированные, объединяющие в себе как вербальный, так и невербальный материал заданий.

По форме предъявления заданий тесты подразделяются на бланковые («бумаги и карандаша»), аппаратурные, рисуночные и устные.

В зависимости от количества испытуемых тесты делятся на индивидуальные и групповые

Использование метода тестов для научных исследований требует наличия как общепсихологических знаний, так и компетентности в области теории и практики измерения. Недостаток квалификации нередко оборачивается потерей индивидуального подхода, грубейшими дефектами интерпретации результатов, увеличением числа ошибок при организации процедуры испытания.

Опросники

Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Опросники могут быть подразделены на

    личностные опросники

    опросники-анкеты.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты. Этим они близки к процедуре тестирования. От опросников-анкет личностные опросники отличаются следующим:

    направленностью на изучение психологических особенностей;

    стандартизацией процедур применения и интерпретации;

    опорой на содержание определенной научной концепции, теории;

    наличием норм выполнения или соответствующих критериев развития, по отношению к которым осуществляется стандартизация индивидуальных результатов, проверкой степени валидности и надежности. Это можно обозначить как достоинства этого метода. К недостаткам применения личностных опросников, как и у тестирования, можно отнести осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, искажение результатов (желание давать социально одобряемые ответы). Так же, результаты опросников-анкет не дают в полной мере понять причину поведения испытуемого. Примером может служить Опросник Айзенка по определению типа темперамента.

Опросник-анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей диагностики. Анкетирование обычно проводят с использованием данных наблюдения, которые используют при составлении опросников-анкет.

Применение опросников-анкеты в диагностике имеет целый ряд достоинств: Во-первых, это - относительная свобода в составлении анкеты, исследователь может задать вопросы по своему усмотрению, определить их количество, выбрать вид анкеты. Во-вторых, возможность охватить большое количество опрашиваемых, выявить массовые явления (интересы школьников, эмоциональный климат в коллективе в целом, отношение к учебным предметам и др.). Бесспорным достоинством этого метода является быстрое получение массового материала. Недостатком метода является то, что он позволяет вскрыть только самый верхний слой факторов: результаты не могут дать исследователю представления о многих закономерностях, относящихся к психологии. При письменном опросе отсутствует живой контакт исследователя и испытуемого, нет возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов. Поэтому анкетирование часто рассматривают как средство первой ориентировки, средство предварительной разведки.

Различают три основных типа опросников-анкет:

- анкеты открытого типа (составленные из прямых вопросов) - направлены на выявление осознаваемых качеств испытуемых, предполагают размышление учащегося и распространенные ответы на вопросы анкеты. Например, вопросы: “Как ты думаешь, почему некоторые животные, птицы и растения занесены в Красную книгу?”, “Если бы тебе предложили сейчас не учиться больше, завершить образование, как бы ты поступил?”.

- анкеты селективного типа , где испытуемому на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, практически равнозначных между собой. Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: “Какой из учебных предметов - самый интересный для тебя: алгебра, химия, физика, география?”.

Анкеты такого типа, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но работа с ними занимает меньше времени и они лучше поддаются математической обработке.

- анкеты - шкалы , где испытуемому также на каждый вопрос предлагается ряд готовых ответов, но они расположены по шкале, от меньшего к большему; испытуемый выбирает подходящий. К этому типу относятся вопросы, требующие альтернативного ответа «да» или «нет», а так же ответов по бальной системе (по трехбалльной: 3 балла – «да», 2 балла 0 «не знаю, затрудняюсь ответить», 1 балл – «нет», по пятибалльной: 5 баллов – уверенно «да», 4 балла – больше «да», чем «нет», 3 балла – «не уверен», «не знаю», 2 балла – скорее «нет», чем «да», 1 балл – уверенно «нет»). Например, изучая отношение ребенка к школе, можно воспользоваться вопросом: “Скучаешь ли ты по школе во время школьных каникул?”. В качестве возможных ответов можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 1 - да, сильно; 2 - скучаю; 3 - иногда; 4 - не скучаю; 5 - даже не вспоминаю.

Количество вопросов в данном типе анкет определяется замыслом исследования, может достигать до 30.

Между этими типами анкет не существует принципиальных различий. Однако анкеты первого типа дают больше качественной информации о личности, но затруднен количественный анализ материала. Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

ОПРОСНИК - методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников:

1) опросники открытые;

2) опросники закрытые;

3) опросники анкетные;

4) опросники личностные.

Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая. Опросник адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из желания угодить либо боясь ответить «не так». Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это - вопросы, связанные с «мелкими слабостями» и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный, но не единственный способ.

Методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников: 1) опросники открытые; 2) опросники закрытые; 3) опросники анкетные; 4) опросники личностные. Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая. адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из желания угодить либо боясь ответить "не так". Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это - вопросы, связанные с "мелкими слабостями" и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный, но не единственный способ.

Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия

Опросник личностной оценки, разработанный Раймондом Кэттеллом на основе 16 личностных факторов или глубинных черт, выявленных в проведенном им факторном анализе большого ряда поверхностных черт. Сам тест состоит из самооценочных утверждений относительно черт личности, например...

Психологическая энциклопедия

 
Статьи по теме:
Картофельно-творожная запеканка
Запеканка из картофеля с творогом, рецепт которой мы решили вам предложить, вкусное простое блюдо. Вы легко сможете приготовить на сковороде. Начинка может быть любой, но мы решили приготовить творожную. Ингредиенты запеканки:- 4 средних картофелины, -
Что знак зодиака говорит о твоих оценках в школе?
Как вы уже догадались, речь пойдет о наших детях, главным образом о тех из них, которые учатся в начальных классах. Известно, что все дети с удовольствием идут в первый класс, и у всех у них присутствует нормальное желание учиться. Куда же оно девается че
Творожная запеканка как в детском саду: самый правильный рецепт
Творожная запеканка у многих ассоциируется с детским садиком – именно там часто подавали такой вкусный десерт. Это блюдо не только вкусно, но и полезно – в твороге есть кальций, который особенно необходим для детского организма. Вспомнить вкус детства или
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school