Солнце источник тепла на земле. Конспект урока по окружающему миру на тему "Солнце источник света и тепла на Земле"

светлана калиновская
Познание мира. Конспект урока «Солнце-источник света и тепла»

Познание мира

Тема «»

Цели : дать понятие о Солнце как источнике света и тепла ;

определить, что Солнце является центром Солнечной системы ;

рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;

развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;

Тип урока : урок - исследование

Методы : проблемный, частично-поисковый, наглядный

I Организационный момент

Психологический настрой учащихся.

Когда-то давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек : «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать космос.

II Мобилизующий этап

Определение темы, цели

Постарайтесь по этой загадки определить тему нашего урока .

Отгадайте загадку :

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все …

(солнце )

Что даёт нам солнце ?

Тема нашего урока «Солнце –источник света и тепла »

Открываем тетради и записываем число, классную работу и тему урока .

Запись числа, темы

Определим задачи урока

Что должны понять?

Что должны узнать?

III Проверка домашнего задания

Повторим пройденный материал

Игра «Продолжи»

1. Звезда - это … (солнце )

2. Невооружённым глазом на небе видно (3000 звёзд)

3. Вокруг Солнца вращается … (9 планет)

4. Спутник Земли - это … (луна)

5. Солнце и планеты образуют … (Солнечную Систему )

6. Окружающий Землю мир - … (Вселенная)

7. Прибор для изучения звёзд (телескоп)

8. Что ближе к Земле : Солнце или Луна ? (Луна)

9. По какой звезде можно ориентироваться ночью (Полярная)

10. Одежда для космонавтов (скафандр)

Давайте приведём в порядок планеты Солнечной системы . (учащиеся прикрепляют таблички с надписями на модель Солнечной системы )

2. Планета, римская богиня любви? (Венера)

3. Планета, на которой мы живём? (Земля)

4. Красноватая планета,названная древними римлянами в честь бога войны? (Марс)

6. Планета, окруженная плоскими кольцами,составляющими как бы одно кольцо?9Сатурн)

7. Какая планета следует за Сатурном? (Уран)

8. Планета с именем морского царя? (Нептун)

Как называется наука изучающая космос?

Как называют людей, которые изучают космическое пространство?

Назовите первого космонавта, казахстанских космонавтов? (портреты)

Откуда производится старт космических ракет? (иллюстрации)

ФИЗМИНУТКА

Вот как солнышко встает ,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется .

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

IV Работа над новым материалом

Сегодня на уроке мы будем исследователями Солнца

Наш девиз :

Вот солнце бежит босиком по росе

Зовёт за собою нас в путь

Исследователи, такие же люди, как все

Но любопытней чуть-чуть.

А что мы знаем о Солнце ?

(зимой опускается ниже над горизонтом,

А летом поднимается выше)

Что умеем?

(определять стороны горизонта)

Какие изменения происходят с Солнцем ?

На что это влияет?

(дни длиннее

ночи короче)

Солнце – источник света и тепла . Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира , вечный мрак и вечный холод царили бы на земном шаре.

Солнце светит всем

Солнце греет всех .

Отгадывание загадки

В дверь, в окно стучать не будет

А взойдет и всех разбудит.

Сколько загадок существует о Солнце ! Возможно, все они частицы каких-то легенд. Мне очень нравится одна старинная легенда о Солнце .

Сначала Солнце было очень большим , но после того как появились люди, оно начало уменьшаться : ибо при рождении каждого человека от Солнца отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает , то его звезда гаснет и падает.

Если умер праведный (добрый) человек, то его душа возвращается в Солнце , а из тех звёзд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди , получается месяц.

Какой вывод вы сделали для себя?

(лучше быть добрым)

Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос и записать в тетрадь определение солнца :

Работа в группах (7-8мин)

1. Дать понятие о Солнце

Солнцем было больше 150 млн . км?

3. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле ?

4. Как человек использует солнечную энергию ?

5. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию ?

Слово учителя (видеоролик)

Солнце – звезда , громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе . Если представить, что солнце величиной с арбуз , то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины.

Солнце – самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Поэтому сила притяжения у него прегромадная. И только поэтому оно удерживает планеты на их орбитах, и не даёт им улететь в космическое пространство.

Солнце – это самосветящийся газовый шар по объёму более, чем в млн. раз больше Земли, температура в центре Солнца достигает 15 млн . градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло .

Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле.

- Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле, так как выполняет оно не одну работу и имеет несколько профессий. Давайте их рассмотрим.

Работа по парам (взаимооценивание)

Объясните, каким образом работает Солнце , если оно … (карточки)

свет

тепло

свет – светит , видим окружающий мир

тепло - греет , лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух

энергия – существуют солнечные электростанции

воздух – зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать углекислый газ, насыщать кислородом

Физкультминутка на внимание.

3 стихии. Воздух – машем руками. Вода – хлопки. Земля – приседаем. Дети показывают те движения, которые называются. Учитель старается их запутать.

Компетентностное задание (резерв)

Почему человек называет Солнце «солнышком » ? Наверное, потому что любит? Как вы думаете?

Учёные изучают поведение Солнца , иногда на нём появляются тёмные пятна, начинают бить огненные фонтаны (протуберанцы)

Все эти явления влияют на самочувствие человека.

А какие ассоциации возникают со словом «солнце » ?

(загар)

Дополнительный материал

К нам пожаловал доктор Айболит. Давайте его послушаем.

Слово Айболиту

(рассказ)

Солнечная света солнечного

солнце солнечной солнца .

Так полезен ли такой загар?

V Закрепление

С помощью следующего задания мы проверим, кто сегодня на уроке был внимательным . (5 мин)

Используя текст, впиши недостающие данные :

Солнце - ближайшая к Земле .. . (звезда) . Это огромное.. . (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму .. . (шара) . Расстояние от Земли до Солнца (150млн. км)

Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце .

Посмотрите на доску и выполните самостоятельно проверку задания. Выставите себе оценку.

VI Домашнее задание (с. 70-71 пересказ) Синквейн «Солнце »

VII Итог урок . Рефлексия

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле ?

Как люди используют солнечную энергию ?

«Сегодня на уроке я …

«Мне пригодится….»

«Мне было интересно….»

Самооценка (красный, жёлтый, зелёный)

А теперь я бы хотела увидеть самооценку каждого

Если урок понравился , я справился со всеми заданиями. Я доволен собой., то поднимите зелёный карандаш

Если настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился, то поднимите жёлтый карандаш

Если задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь, то поднимите красный карандаш

С каким фруктом можно сравнить солнышко ?

Солнышко дарит вам эти Солнышки , чтобы у вас настроение стало ещё лучше, и хочет пожелать трудиться так, как Солнышко изо дня в день

Ученик «Солнечная система »

А Солнце

И притяжением связаны все мы.

Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце

Свет излучает , как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают ,

Солнце – светило , они обожают!

МО начальных классов

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по познанию мира в 4 классе

Подготовила : учитель начальных классов

Калиновская С. В.

ГУ «Каменская средняя школа»

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Солнце – светило клокочет вулканом ,

Бурлит, как кипящий котёл, не престранно,

Протуберанцы взлетают фонтаном,

Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце – звезда при огромнейший шар.

Свет излучает , как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают ,

Солнце – светило , они обожают!

Слово Айболиту

(рассказ)

Солнечная энергия является не просто источником света , а источником жизни. Без нее невозможен рост растений, развитие животных и жизнь человека. Польза и вред солнечного загара является предметом многочисленных споров. Некоторые считают загар полезным для здоровья, а другие убеждены во вреде ультрафиолета.

Ультрафиолетовые лучи проникают под кожу только на 1 мм, но этого расстояния достаточно для того, чтобы разрушались бактерии, понижался уровень холестерина, усиливалось тканевое дыхание, начинали нормализоваться обменные процессы.

Чрезмерное действие ультрафиолета и пренебрежение правилами пребывания на солнце может нанести непоправимый вред организму. Избыток солнечной энергии может стать причиной ослабления иммунитета, так как все силы расходуются на защиту от солнца .

Слово магистрам (ученики)

Мы говорим, что Солнце – самая близкая к нам звезда. Но это не означает, что расстояние от Земли до Солнца маленькое , оно составляет 150 млн. км.

Вы, наверняка, не в состоянии представить насколько велико это расстояние.

И чтобы вам в этом помочь расскажу я вам такую историю.

Сказка про Солнце

Жил да был Звездочёт. Каждую ночь он наблюдал за далёкими звёздами, а днём изучал самую близкую к нам звезду –Солнце , пытаясь разгадать тайну её рождения. Но время шло, Звездочёт старел. А тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочёт решил полететь к Солнцу , чтобы всё увидеть самому.

«Возьму свою карету, запрягу в неё пару сильных лошадей, да и помчусь!» - решил он.

«Что ты! Что ты! – заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия – я развалюсь на дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!»

Послушался Звездочёт, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор.

«Фр- р! … Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха! Не желаю!

«Не соглаш–шайся» , - прошуршала шина, - В космосе для машин нет дорог …

Пусть возьмёт самолёт, он по крайней мере умеет летать.»

Отправился Звездочёт к Самолёту : «Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце . Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится тебе для этого?»

«10 лет! Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре, Красавице-ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.»

«Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек!» - серебристым голосом пропела Ракета,- Не пройдёт и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, только я одна знаю туда дорогу. Садись!»

Только было Звездочёт собрался, занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочёта и шепнул : «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»

Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом - и пропал из глаз…

1. Дать понятие о Солнце

2. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн . км?

3. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн . км?

4. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле ?

5. Как человек использует солнечную энергию ?

6. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию ?

«Солнце - источник света и тепла!»

Идея проекта, его цели и задачи

С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льет на землю солнце

И тепло и свет.

Но посветит солнце

И уходит прочь,

А живое сердце

Греет день и ночь.

Значит, сердце лучше

Солнца самого.

Никакие тучи

Не затмят его!

(Д. Гулиа. Перевод С. Маршака)

Стратегический партнёр – школьная библиотека, детская библиотека, родители .

Сроки реализации – 1 неделя .

Основные цели проекта

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение Солнца для всего живого на Земле; о древнем светиле – божестве и его образе в народном творчестве.

Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе.

Развивать связную речь при защите проекта.

Задачи проекта

Развивать у детей умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты.

Создать условия для развития речи и самостоятельной исследовательской деятельности.

Основополагающий вопрос

Почему без Солнца невозможна жизнь на Земле?

Проблемные вопросы

К каким объектам природы относится Солнце?

Какое значение имеет Солнце для жизни на планете Земля?

Какое значение имело солнце для людей в древности?

Учебный вопрос

Какое значение имеет ближайшая звезда Солнце для всего живого на Земле?

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • Рассказать, какое значение имеет солнце для жизни на Земле.
  • Рассказать, как влияет солнце на жизнь человека.

Участники проекта

Участниками проекта могут стать учащиеся 3-4 классов

Участники проекта:

учащиеся 3 "Б" класса

Координаторы проекта

Этапы проекта

  • Формулирование темы проекта;
  • Формулирование целей и задач проекта;
  • Разбиение участников на группы;
  • Выбор темы исследования;
  • Поиск информации каждой группой;
  • Обсуждение возникающих вопросов;
  • Обработка материалов;
  • Отчет о выполненной работе;
  • Подведение итогов.
  • Выход проекта (стенгазета)

И тепла.
Цель: Сформировать у учащихся представление о солнце, как единственном источнике тепла и света;
Задачи:
- Способствовать расширению кругозора, развитию умения анализировать,
-Развивать умение рассуждать, делать выводы, самостоятельно работать с литературой; работать в группе в паре; делиться полученной информацией
- Воспитывать доброжелательные отношения при работе в группе, в паре; активное отношение к изучаемому материалу.
Ход урока:
I .Организационный момент:
-психологический настрой (приветствие учителя, друг друга, гостей) Нас природа окружает,

Много тайн она скрывает,

Чтобы тайны все узнать,

Надо думать, размышлять.

Нам урок начать пора,

В добрый путь, мои друзья!

Деление учащихся на группы (солнце, звезды, земля, облака)

(по каким принципам мы поделились на группы) (на объекты неживой природы)

II Проверка домашнего задания

Повторим пройденный материал.

Игра «Продолжи»

1. Невооружённым глазом на небе можно увидеть около (5 000 звёзд)

2. Вокруг Солнца вращается … (8 планет)

3. Спутник Земли - это … (луна)

4. Солнце и планеты образуют … (Солнечную Систему )

5. Окружающий Землю мир - … (Вселенная)

6. Прибор для изучения звёзд (телескоп)

7. Что ближе к Земле : Солнце или Луна ? (Луна)

8. По какой звезде можно ориентироваться ночью (Полярная)

9. Одежда для космонавтов (скафандр)

Давайте приведём в порядок планеты Солнечной системы .


2. Планета, римская богиня любви? (Венера)

3. Планета, на которой мы живём? (Земля)

4. Красноватая планета, названная древними римлянами в честь бога войны? (Марс)

6. Планета, окруженная плоскими кольцами, составляющими как бы одно кольцо?(Сатурн)

7. Какая планета следует за Сатурном? (Уран)

III . Работа по теме урока . Постановка цели урока.

А сейчас я вам предлагаю посмотреть один мультфильм.

Просмотр мультфильма «Краденое солнце». ИКТ.
-Беседа:
-О чем этот мультфильм?
-Что произошло с солнышком?
-Как себя чувствовали животные и растения без солнца?
-Что им не хватало? ТЕПЛА И СВЕТА.
-Чем является солнышко?
-Солнце это источник света и тепла. Это тема нашего урока.

Запишите в тетрадях дату и тему урока
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О солнце)

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.

Что же такое солнце?

- В течение одной минуты составьте в своих тетрадях все ассоциации к слову солнце. ИР (Звезда, жара, лето, отдых, тепло, свет, витамин Д, загар, жизнь, растение, животные, лучи, веснушки , очки, песок, зной, зайчик, море, ультрафиолет, энергия)

- Поработайте в парах, дополните свои кластеры; сделайте то же самое в группах.

- Давайте составим общий кластер:

(На доске записываю ассоциации под диктовку спикеров групп).

Используя полученный кластер, сформулируем понятие «солнце».

- Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Какие вопросы возникают у вас об этой звезде? Что бы вам хотелось узнать о Солнце? Обсудите это в группе и сформулируйте по 2 вопроса от группы. Время 3 мин.

(Чтение вопросов и их фиксация на доске)

Ответить на некоторые из этих вопросов вам поможет текст учебника.

Работа по учебнику.

Самостоятельное чтение текста с пометками. с. 101-102

Обменяйтесь таблицами с соседом по парте. Сравните записи. Обменяйтесь мнениями.

Обсудите в группах, что вы узнали, на какие вопросы вам удалось найти ответ?

(работа в группах и выступление спикеров)

Дисскусия

Откуда восходит солнце и где заходит?- Почему Солнце излучает свет и тепло? Что было бы, если бы расстояние между Солнцем и землёй было в 2 раза меньше и наоборот? Что случилось бы, если бы вдруг исчезло солнце? lРассуждать начинают со слов: «Я знаю…», «Я думаю….», «Мне кажется…», «Я уверен…».

Вывод: Жизнь на Земле благодаря Солнцу. Человек всегда стремится использовать солнечный свет и тепло, без которых невозможна была бы жизнь на планете Земля.

Мы с вами знаем, что солнце может нам помочь, а раньше люди боялись его. Почему спросите вы?
Люди когда-то думали, что солнце - это сильное, могущественное существо, и они его боялись. Представьте солнце изо дня в день, палит. Засушивая и сжигая все на полях. Или неделями не показывается из-за туч, да при этом еще все время льет дождь. При такой погоде невозможно сохранить хороший урожай. Солнце в этом не виновато, но люди думали, что так солнце наказывает их. И, боясь этого, они старались задобрить солнце: строили в дар солнцу огромные пирамиды, собирались вместе и на коленях молили солнце пощадить их. Ведь древние люди совершенно не представляли себе, что такое солнце, и им, казалось, что если попросить могущественное светило, то оно сжалится над ними. Люди не знали тогда, что солнце - это огромный раскаленный шар, что жизнь там невозможна ведь температура в центре солнца 20 млн. градусов, а на поверхности-6000 градусов.
Работа в группах: Выбирают вопрос, обсуждают , делают вывод. Спикер. 3-4 мин 1 Что дает солнце растениям?
2Что дает солнце животным?
3 Какое значение имеет Солнце для жизни людей?


4.Как люди используют солнечную энергию? (для обогрева помещений, сушки фруктов, зерна, воды, лечения заболевания,)

Физминутка на внимание.

Воздух - машем руками

Вода - руки в сторону

Земля – приседаем

Солнце - руки вверх

Ещё в глубокой древности люди стали покланяться Солнцу- источнику тепла и света. Потом древние греки обратили внимание на целебное значение солнечных лучей. И только совсем недавно ученые установили, что Солнце оказывает исключительное большое и самое разнообразное влияние на нашу Землю, не только положительное, но и отрицательное.

Сейчас вам предстоит самим совершить подобные открытия.

1-2 группа докажут, что Солнце имеет исключительно положительное влияние на Землю. (Солнце дает тепло и свет, благодаря Солнцу происходит смена времен года, смена дня, и ночи, солнечные лучи дают энергию, жизнь)

3-4группа докажут, что солнце наносит вред на Землю. Привести примеры . (Солнечные лучи растапливают льды на севере, из-за чего случаются наводнения, загар, который люди получают на солнце, вреден для здоровья, солнечные лучи убивают живое в пустынных районах, из-за их действия бывает засуха, пересыхают реки, что приводит к гибели растениям и животным, солнечная активность приводит к ухудшению самочувствия людей, солнце может стать причиной лесных пожаров.)

-Какой вывод мы можем сделать из сказанного?

Вывод: Солнце может быть и полезным, и вредным для человека, но без него нам обойтись нельзя.

V. Закрепление. Индивидуальная работа.

С помощью следующего задания, мы проверим кто сегодня на уроке был внимательным.

Сравнить записи в паре.

VI . Рефлексия «Солнышко». - Если у Вас сегодня всё получилось, прикрепите к солнышку оранжевый лучик, если не всё удалось прикрепите к солнышку жёлтый лучик.
VII . Итог урока:
-О чем мы говорили?
-Что интересного узнали?

Что вам понравилось?
-Что вызвало трудности?
VIII . Домашнее задание.

Написать сочинение Эссе «Я солнышко».

Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле _______. Это раскаленное.___________тело. Солнце имеет форму ______.Диаметр Солнца в _____ раз превышает диаметр Земли. Масса Солнца в _______ раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца около ____________ километров.

Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле _______. Это раскаленное.___________тело. Солнце имеет форму ______.Диаметр Солнца в _____ раз превышает диаметр Земли. Масса Солнца в _______ раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца около ____________ километров.

Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле _______. Это раскаленное.___________тело. Солнце имеет форму ______.Диаметр Солнца в _____ раз превышает диаметр Земли. Масса Солнца в _______ раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца около ____________ километров.

Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле _______. Это раскаленное.___________тело. Солнце имеет форму ______.Диаметр Солнца в _____ раз превышает диаметр Земли. Масса Солнца в _______ раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца около ____________ километров.

Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле _______. Это раскаленное.___________тело. Солнце имеет форму ______.Диаметр Солнца в _____ раз превышает диаметр Земли. Масса Солнца в _______ раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца около ____________ километров.

Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле _______. Это раскаленное.___________тело. Солнце имеет форму ______.Диаметр Солнца в _____ раз превышает диаметр Земли. Масса Солнца в _______ раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца около ____________ километров.

Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле _______. Это раскаленное.___________тело. Солнце имеет форму ______.Диаметр Солнца в _____ раз превышает диаметр Земли. Масса Солнца в _______ раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца около ____________ километров.

Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле _______. Это раскаленное.___________тело. Солнце имеет форму ______.Диаметр Солнца в _____ раз превышает диаметр Земли. Масса Солнца в _______ раз больше массы Земли. Расстояние от Земли до Солнца около ____________ километров.

Занятие по теме: « Солнце – источник света и тепла»

Класс: 1

Целевая установка: систематизация и расширение знаний о Солнце, как источнике тепла и света, его роли для живых организмов и человека.

Основные понятия: Солнце, свет, тепло.

описывать ближайшую к Земле звезду – солнце; объяснять значение солнца как источника тепла и света; использовать в описании солнца различные приемы (сравнение, сопоставление), дополнять описание художественными образами (пословицы, поговорки, сказки)

Метапредметные:

Регулятивные : понимать учебную задачу, выполнять действия по образцу и под руководством учителя, осозновать возникающие трудности;

Познавательные : называть характерные признаки объекта; сравнивать объекты;

Коммуникативные : принимать участие в обсуждении, уметь работать в группе, слушать и слышать друг друга, строить небольшие монологические высказывания

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осознавать трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков, интерес и уважение к природе.

ценностное отношение к окружающему миру

Оборудование: Бумага А3,фломастеры, лучики, карточки со словами, разрезные буквы, мультимедийная презентация, проектор, шары, апельсин, глобус, светильник.

Предварительная работа:

Беседа о Солнечной системе

Рисование солнышка на выставку;

Подбор закличек, песен о солнце

Наблюдение за солнцем в течение дня;

Проведение небольшого исследования на тему «Наблюдение за растениями, стоящими в разных местах: где достаточно солнечного света и где недостаток его».

Ход занятия:

    Организация класса. Эмоциональный настрой

Настрой детей на работу.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада Вас видеть.

Молодцы, все готовы к уроку.

Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам)
Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

-Сегодня мы будем работать дружной семейкой, поэтому соблюдаем правила семьи.Наш девиз: Поём вместе, а говорим врозь! ? У нас роли распределены. Итак!На старт!

II. Мотивация к деятельности

Побеседуем

(Ребята смотрят отрывок из мультфильма « Львёнок и Черепаха».) слайд 1

Как называется этот мультфильм? (Львёнок и Черепаха)

Какое настроение у этих героев? Почему? Как вы думаете? О чём мы с вами будем говорить? (О солнце)

Правильно, ребята. Поговорим о солнце. Слайд 2

У каждого из нас есть семья и у планеты Земля, на которой мы живем, есть своя большая семья.

Вы уже догадались, как она называется?

(появляется слово СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА). Слайд3

А кто главный в этой семье? (солнце)

Правильно, конечно же солнце. Почему он главный?

(Солнце имеет большое значение и для растений, и для животных, и для человека)

Ребята, у вас на столах лежат разрезные буквы, нужно из них попробовать составить слово. Работаем дружной семейкой!

- Если готовы, поднимайте руки (поднимают, используя закон дружбы «шалаш»)

Собирают слова «Тепло и Свет».

Что у нас получилось? В чём связь?

- Итак, тема нашего урока:

-Солнце-источник(готовый)

тепла и света. (выходят потом) слайд 4

-Что обозначает слово источник?

(Начало чему-нибудь).

III. Основная часть. Знакомство с понятием " солнце”.

Мозговой штурм.

Проведём «мозговой штурм».

- А что произойдёт на Земле, если вдруг Солнце погаснет?

Продолжите предложение: Если бы солнца не было, то….

А какую похожую сказку мы читали?

(«Краденое солнце»,К.Чуковского)

Учитель. Итак, Солнце нас обогревает и освещает в дневные часы. Так почему же оно излучает свет и тепло? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём небольш ое исследование . Слайд 5

Что вы видите на слайде? (костёр, электрическая лампа, свеча).Почему я их тоже хочу вам показать? (Они тоже излучают свет и тепло)

( раскалённая лампа и глобус демонстрируется детям)

Теперь мы можем сделать вывод, что Солнце – это тоже… слайд 6 солнца)

( Раскалённое тело)

А можно к ним близко поднести руки? А к солнцу подлететь?

Ребята, а что интересно делает наш цветок, который стоит в шкафу?

Какой мы можем сделать вывод?

Физминутка

Круг радости

К тебе я обращаюсь, друг!
Вставай скорее с нами в круг!
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!

Игра с апельсином.

Под музыку передают апельсин, на ком останавливаются читают закличку.

Все: Солнышко!!!

Ты такое чистое,

Доброе, лучистое!

Если б мы тебя достали,

Мы б тебя расцеловали!

Сравнение Земли и солнца (апельсин и мак)

Почему же он нам кажется маленьким?

Групповая работа

Прилёт инопланетян (сопровождает космическая музыка)слайд

«Уважаемые первоклассники , просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде – Солн це и прислать свои сообщения на нашу галактику ».

Ну, что ж, ребята, поможем инопланетянам. На ваших столах лежат слова, нам нужно их прочитать, и заклеить на наш маршрутный лист и объяснить инопланетянам.

1 группа:

Звезда, шар, карлик, фотоны, лучи, жизнь, Земля, природа, заяц

Солнечная система.

2 группа

Жаркое, яркое, ясное, щедрое, тёмное, лучистое, светлое, игристое, грустное, красное.

IV .Итоговая часть

- Ребята, а на что похоже солнце?

Скажите, а верно ли, что в солнечные дни гораздо реже бывает плохое настроение?

Давайте, подарим друг другу хорошее настроение, любовь и тепло. (Раздаю желтые воздушные шарики). Ребята, нарисуйте солнышко и подарите его своему другу, чтоб у него было хорошее настроение, чтоб было тепло и радостно на душе. Давайте подарим друг другу песню! (Звучит песня «Пусть всегда будет солнце! »).

Я благодарю вас за вашу работу. Вы молодцы!

Солнце источник света и тепла на Земле

Тема :Солнце источник света и тепла на Земле.

Цель урока : формировать представления про солнце и солнечную систему, зависимость существования живой природы от солнечного света и тепла, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Ожидаемые результаты : ученики должны иметь представления про значения Солнца для живой природы, понимать, структуру солнечной системы.

Оборудование : предметные картинки по теме урока.

Тип урока : Изучение нового материала.

Ход урока:

І Организационный момент

ІІ Актуализация опорних знаний

Доклад синоптиков

Игра «Живое –неживое»

Цель игры: закрепить знаний про живую и неживую природу.

Учитель показывает картинки с изображением разных природных объектов, увидевши неживой объект на картинки учащийся хлопают в ладоши, живой объект сидят молча.

Что относиться к живой природе?

Что относиться к неживой природе?

ІІ Мотивация учебной деятельности

Отгад ывание загадки

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаєш,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …..(сонце)

А к какой природе относиться солнышко?

Дидактическое упражнение

Цель: определить значение солнца для всего живого на земле.

«Ассоциативный куст»

Составление схемы по ответам учеников на проблемный вопрос:

Как вы думаете, что даёт солнце живой природе?

Примерные ответы детей:

ІІІ Сообщение темы урока

Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы поговорим о Солнце как источнике света и тепла на Земле

І V Восприятие и осознание нового материала

Закройте глазки и попытайтесь вспомнить, всегда ли мы видим Солнце одинаковым?

    Представьте раннее утро, Солнце восходит на небе, какое оно?

    А теперь вечер, солнышко садится за горизонт, как оно выглядит в этот момент.

Фото «Восход-Закат Солнца».

Посмотрите на фото и определите, на какой картинке вы видите закат? А где восход? Полдень? Какое бывает Солнце? (разное)

А теперь узнаем, что о Солнце говорят ученые. Для этого поработаем в группах. Каждая группа берёт свой бортовой журнал, находит рабочий лист №1, читает задание и выполняет его.

    Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.

    Солнце находится в центре Солнечной системы. Вокруг него движутся планеты. У каждой планеты своя орбита (путь движения). Планеты никогда не сталкиваются друг с другом. В Солнечную систему входят девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Вопросы для групп:

    Солнце – это планета или звезда?

    Как выглядит Солнце?

    Каковы размеры Солнца?

    Где расположено Солнце в Солнечной системе?

    Какие планеты входят в Солнечную систему?

Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы. Все полученные знания обобщаются.

Фото«Солнце».

Солнце – большой огненный шар.

Солнце – звезда.

Солнце – глава Солнечной системы.

Еще с древнейших времён люди поклонялись Солнцу. Солнечными узорами украшали посуду, салфетки, одежду, сочиняли пословицы, загадки, заклички. В его честь устраивали праздники. Скоро мы будем отмечать масленицу (встречать весну и звать солнышко). Вот какую песенку - закличку предлагаю выучить вам

Физминутка

Солнышко-солнышко,

Выгляни в окошко!

Наши детки пляшут,

Солнышку машут,

Лепёшку валяют

Тебя поджидают.

Во двор зовут

Громко песни поют.

V Обобщение и систематизация знаний

Дидактическое упражнение

«Для чего мне нужно солнце»

Между детьми распределяются роли: змея, белка, дерево, цветок, человек.

Каждый из детей от имени своего персонажа рассказывает, какую пользу для них приносит солнце. Остальные ученики могут дополнять ответы.

Начни свой ответ так

Я дерево – благодаря солнечному свету из моих листочков выделяется кислород

Я человек – от солнца я получаю витамин Д.

Представьте, что мы люди разных профессий: врачи, хлеборобы, путешественники, поэты, художники. Мы должны рассказать окружающим, что без Солнца жизнь на Земле не возможна. Напишите на своих рабочих листиках, что может рассказать о Солнце представитель вашей профессии.

Тексты для обсуждения в группах:

1. Врач тому не нужен,

Кто со мною дружит.

Кожа потемнеет –

Сам поздоровеет. (Солнце лечит)

2. Зреет сочный сладкий плод,

Колосок растет, растет,

Солнце льет потоки света,

Это время года – лето. (Дает тепло и пищу)

3. Свети нам, солнышко, свети,

Легко с тобой живется,

И даже песенка в пути,

Сама собой поется. (Помогает в дороге ориентироваться, улучшает настроение)

4. Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло, пропала беда,

Чтобы яркое солнце светило всегда. (Дает свет)

Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы.

Вывод: Какие добрые дела делает солнышко?

Солнышко освещает, согревает, веселит, лечит, кормит. Солнце главный источник света и тепла, без него не было бы жизни на Земле.

VІ Итог урока

Выберите на столе то солнышко, которое соответствует вашему настроению:

    Если вы много нового узнали, урок интересен – веселое солнышко;

    Ничего нового не узнал – грустное солнышко.

Я хочу, чтобы это маленькое солнышко принесло вам в дом радость, тепло, уют, согрело вас в грустные дни, пусть солнышко оберегает вас и заботится (учитель дарит детям солнышки).

Для самых любопытных

Дополнительній дидактический матер иал

Расскрась времена года. Определи какое место занимает солнце в разные времена года.

 
Статьи по теме:
Картофельно-творожная запеканка
Запеканка из картофеля с творогом, рецепт которой мы решили вам предложить, вкусное простое блюдо. Вы легко сможете приготовить на сковороде. Начинка может быть любой, но мы решили приготовить творожную. Ингредиенты запеканки:- 4 средних картофелины, -
Что знак зодиака говорит о твоих оценках в школе?
Как вы уже догадались, речь пойдет о наших детях, главным образом о тех из них, которые учатся в начальных классах. Известно, что все дети с удовольствием идут в первый класс, и у всех у них присутствует нормальное желание учиться. Куда же оно девается че
Творожная запеканка как в детском саду: самый правильный рецепт
Творожная запеканка у многих ассоциируется с детским садиком – именно там часто подавали такой вкусный десерт. Это блюдо не только вкусно, но и полезно – в твороге есть кальций, который особенно необходим для детского организма. Вспомнить вкус детства или
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school