Женщины ― герои Великой Отечественной войны. Женщины - герои войны

За четыре военных года высшей награды страны были удостоены девять десятков женщин, защищавших Родину с оружием в руках.

Женщины - герои ВОВ: кто они? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно долго гадать. Нет такого рода и вида войск, в которых не воевали бы советские женщины. И на суше, и на море, и в воздухе - везде можно было найти воительниц, взявших в руки оружие для защиты своей Родины. Такие имена, как Татьяна Маркус, Зоя Космодемьянская, Марина Раскова, Людмила Павличенко, известны, пожалуй, всем в нашей стране и бывших советских республиках.

Девушки-снайперы перед отправкой на фронт

Официальная статистика гласит, что в армию и на флот было призвано 490 тысяч женщин . Полностью из женщин были сформированы три авиационных полка - 46-й гвардейский ночной бомбардировочный, 125-й гвардейский бомбардировочный и 586-й истребительный полк ПВО, а также отдельная женская рота моряков, отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, центральная женская школа снайперов и отдельный женский запасной стрелковый полк.

Но в реальности число воевавших женщин было, конечно же, гораздо больше. Ведь многие из них защищали свою страну в госпиталях и на эвакопунктах, в партизанских отрядах и в подполье.

И Родина в полной мере оценила их заслуги. 90 женщин заслужили звание Героя Советского Союза за подвиги, совершенные в годы ВОВ, а еще четверо стали полными кавалерами ордена Слава. А женщин ― кавалеров других орденов и медалей сотни тысяч.

Героини-летчицы

Больше всего женщин, заслуживших на фронтах ВОВ высшее звание страны, оказалось среди летчиц. Это легко объяснимо: все-таки в авиации чисто женских полков было аж три, тогда как в других родах и видах войск подобные части почти не встречались. К тому же на долю женщин-летчиц выпала одна из самых трудных задач: ночные бомбардировки на «небесном тихоходе» - фанерном биплане У-2.

Стоит ли удивляться тому, что из 32 женщин-летчиц, получивших звание Героя Советского Союза, 23 - «ночные ведьмы»: именно так прозвали героинь немецкие вояки, которые несли серьезные потери от их ночных налетов. Кроме того, именно женщины-летчицы были первыми, кто получил высшее звание еще до войны. В 1938 году экипаж самолета «Родина» - Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова - удостоился высшей награды за беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток.

Летчицы женского авиаполка

Из трех с лишним десятков женщин ― кавалеров высшего звания семь получили его посмертно. И среди них - первая летчица, таранившая немецкий самолет, пилот бомбардировщика Су-2 Екатерина Зеленко. Ей, кстати, это звание присвоили много лет спустя после окончания войны - в 1990 году. В авиации служила и одна из четырех женщин ― полных кавалеров ордена Славы: воздушный стрелок разведывательного авиаполка Надежда Журкина.

Героини-подпольщицы

Чуть меньше, чем женщин-летчиц, среди Героев Советского Союза женщин-подпольщиц и партизан - 28. Но тут, к сожалению, куда больше число героинь, получивших звание посмертно: 23 подпольщицы и партизанки совершили подвиги ценой своей жизни. Среди них и первая женщина ― Герой Советского Союза в годы войны Зоя Космодемьянская, и пионер-герой Зина Портнова, и участницы «Молодой гвардии» Любовь Шевцова и Ульяна Громова…

Три советские женщины-партизанки, 1943 г.

Увы, «тихая война», как называли ее немецкие оккупанты, почти всегда велась до полного уничтожения, и выжить, активно действуя в подполье, удавалось немногим.

Героини-медики

Из почти 700 тысяч врачей в действующей армии около 300 тысяч составляли женщины. А среди 2 миллионов среднего и младшего медперсонала это соотношение было еще выше: почти 1,3 миллиона! При этом очень многие девушки-санинструкторы постоянно находились на переднем крае, деля с солдатами-мужчинами все тяготы войны.

Санитар перевязывает раненого

Поэтому закономерно, что по числу Героев Советского Союза женщины-медики на третьем месте: 15 человек. Да и одна из полных кавалеров ордена Славы - тоже медик. Но и соотношение среди них живых и тех, кому высшее звание присвоено посмертно, тоже показательное: 7 из 15 героинь не дожили до мига своей славы.

Как, например, санинструктор 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота матрос Мария Цуканова. Одна из девушек-«двадцатипятитысячниц», откликнувшихся на приказ призвать в военный флот 25 000 женщин-добровольцев, она служила в береговой артиллерии, а санинструктором стала незадолго до атаки десанта на берег, занятый японской армией. Санинструктор Мария Цуканова сумела спасти жизни 52 морякам, но сама погибла - это случилось 15 августа 1945 года…

Героини-пехотинцы

Казалось бы, даже в годы войны женщина и пехота были трудно совместимы. Одно дело - летчицы или медики, но пехотинцы, рабочие лошадки войны, люди, которые, по сути, всегда и везде и начинают, и заканчивают любую битву и при этом переносят все тяготы военной жизни…

Тем не менее и в пехоте служили женщины, рискнувшие не просто разделить с мужчинами трудности пехотного быта, но и освоить ручное оружие, что требовало от них немалого мужества и сноровки.

Присяга

Среди женщин-пехотинцев - шесть Героев Советского Союза, пять из них получили это звание посмертно. Впрочем, и для мужчин-пехотинцев соотношение будет таким же. В пехоте служила и одна из полных кавалеров ордена Славы. Что примечательно, среди героинь-пехотинцев - первая женщина из Казахстана, заслужившая столь высокое звание: пулеметчица Маншук Маметова. Во время освобождения Невеля она одна удерживала со своим пулеметом господствующую высоту и погибла, так и не пропустив немцев.

Героини-снайперы

Когда говорят «женщина-снайпер», первое имя, которое приходит на ум, - лейтенант Людмила Павличенко. И вполне заслуженно: как-никак звание Героя Советского Союза она получила, будучи самой результативной женщиной-снайпером в истории! Но кроме Павличенко высшей награды за искусство меткой стрельбы были удостоены еще пять ее боевых подруг, и три из них - посмертно.


Одна из полных кавалеров ордена Славы - старшина Нина Петрова. Ее история уникальна не только тем, что на ее счету было 122 уничтоженных врага, но и возрастом снайпера: она воевала, когда ей уже исполнилось 52 года! Редко кто из мужчин добивался права попасть на фронт в таком возрасте, а инструктор снайперской школы, за спиной которой была Зимняя война 1939–1940 годов, этого добилась. Но, увы, она не дожила до Победы: Нина Петрова погибла в автокатастрофе за неделю до нее, 1 мая 1945 года.

Героини-танкисты

Можно представить себе женщину за штурвалом самолета, но за рычагами танка - непросто. И, тем не менее, были женщины-танкисты, и не просто были, а добивались больших успехов на фронте, получая высокие награды. Две женщины-танкиста получили звание Героя Советского Союза, и одна из них - Мария Октябрьская - посмертно. Причем погибла она, под огнем противника ремонтируя собственный танк.

Советский танкист

Собственный в прямом смысле слова: танк «Боевая подруга», на котором Мария воевала механиком-водителем, был построен на деньги, собранные ею и ее сестрой после того, как женщина узнала о гибели своего мужа, полкового комиссара Ильи Октябрьского. Чтобы добиться права занять место за рычагами своего танка, Марии Октябрьской пришлось обращаться лично к Сталину, который помог ей попасть на фронт. И высокое доверие женщина-танкист оправдала в полной мере.

Героини-связистки

Один из самых традиционных книжных и киноперсонажей, связанных с войной, - девушки-связистки. Действительно, на тонкую работу, требующую усидчивости, внимательности, аккуратности и хорошего слуха, их брали охотно, направляя в войска телефонистками, радистками и другими специалистами связи.

Женщины-связистки

В Москве на базе одного из старейших подразделений войск связи в годы войны действовала специальная школа, в которой готовили девушек-связисток. И совершенно естественно, что среди связисток нашлись свои Герои Советского Союза. Причем обе девушки, заслужившие столь высокое звание, получили его посмертно ― как Елена Стемпковская, во время боя своего батальона в окружении вызвавшая огонь артиллерии на себя и погибшая во время прорыва к своим.

Первые женщины - Герои Советского Союза. 2 ноября 1938 г. Первым женщинам в СССР присвоено звание Героя Советского Союза

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова в сентябре 1938 года стали национальными героинями. 24-25 сентября самолет «Родина», пилотируемый командиром экипажа Гризодубовой, пилотом Осипенко и штурманом Расковой совершил самый длинный в истории беспосадочный перелет по маршруту Москва - посёлок Керби (Дальний Восток), протяженностью 6450 км. Нелишним будет заметить, что до осени 1938 года рекорд абсолютной дальности полета на тяжелом самолете для женского экипажа принадлежал французской летчице Андре Дюпейрон и равнялся 4360 км 400 м.

Именно столько без посадки пролетела отважная француженка весной все того же 1938 года. На фото - Андре Дюпейрон.

Желание превзойти достижение Андре и завоевать мировой рекорд для СССР первой высказала Валентина Гризодубова, которая за один лишь предыдущий, 1937 год, установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета. Летчицы провели в воздухе 26 часов 29 минут, проявив настоящий героизм, мужество и бесстрашие. В условиях, когда прервалась связь с экипажем, самолет обледенел, а горючее было на исходе, экипаж сумел довести полет до конца и посадить самолет, не повредив его. Перед посадкой командир экипажа Валентина Гризодубова приказала штурману Марине Расковой прыгать с парашютом - в случае неудачной посадки удар пришелся бы на то место, где сидела Раскова. Женщин нашли через 10 дней после приземления самолета. Через два месяца после полета всем троим присвоили звание Героя Советского Союза и наградили Орденом Ленина.

Валентина Гризодубова родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 году в Харькове в семье летчика и авиаконструктора Степана Гризодубова. Свой первый полет она совершила в 14 лет - на слете планеристов в Крыму. После школы Гризодубова поступила сразу в два учебных заведения - в Харьковский технологический институт и музыкальное училище по классу фортепиано, по окончании которого ее зачислили в консерваторию. Но главной мечтой Гризодубовой было небо. Поступить женщине в летное училище в то время было непросто. 18-летняя Валентина добивается приема у Серго Орджоникидзе, и благодаря его ходатайству, девушку зачисляют в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Гризодубова за три месяца окончила курсы в авиаклубе, бросила Технологический институт и поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима. А еще годом позже - в 20 летнем возрасте - поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1933 год Валентина Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе, за это время она подготовила 36 летчиков. В 1933 году семья Гризодубовых переехала в Москву, Валентина начинает работать в агитационной эскадрилье. Она летает по всему Советскому Союзу на различных типах самолетов. А в сентябре 1938 года имя Валентины Гризодубовой стало известно не только всему Советскому Союзу, но и всем у миру.

Беспосадочный перелет длинной в 6450 км, самолета, пилотируемого тремя молодыми женщинами, стал главным событием в жизни страны. В СССР впервые появились Герои Советского Союза-женщины, установившие мировой рекорд дальности полетов. Во время войны 32-летняя Гризодубова командовала авиационным полком. С 1941 по 1943 год совершила 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов и доставку боеприпасов на передовую.

После войны Валентина Гризодубова демобилизовалась из армии и поступила на работу в гражданскую авиацию заместителем начальника Института приборостроения по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. В 1963 году Гризодубова добилась создания Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила - в институте разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - по сути, закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года. В апреле 1993 года Валентины Степановны не стало.

Полина Осипенко родилась в 1907 году в многодетной семье крестьянина в Запорожской области. Отучившись в школе 2 класса, девочка бросила школу - родителям не на что было покупать одежду, обувь и тетрадки для занятий. 8-летнюю девочку отдали в няньки, а потом в батрачки. А потом случилась революция, в селе организовали колхоз, и Полину назначили птичницей. Днем девочка работала на птицеферме, а по вечерам садилась за учебники в вечерней школе. Впервые в жизни Полина увидела самолет в 20 лет - на лугу рядом с птицефермой приземлились два небольших самолета. Весь колхоз сбежался на это зрелище. Вот тогда и появилась у Полины Осипенко большая мечта. Она написала письмо своему односельчанину, который был курсантом военной авиационной школы, и вскоре поехала к нему. Ее служба в авиации началась с должности официантки в курсантской столовой. Обслуживая посетителей, Полина каждый день уговаривала начальника школы принять ее. В конце концов он сдался и велел пройти ей медосмотр. К счастью, со здоровьем у Полины было все в порядке, и вскоре вчерашнюю птичницу зачислили в авиашколу. Более старательной ученицы трудно было найти. После окончания школы Осипенко поступила на службу в воинскую часть. А когда она приехала в отпуск домой, то не только сельчане, но и родная мать не сразу поверила, что Полина летает, а не просто так ходит в форме. Чтобы развеять все сомнения, обратно в часть Полина поехала вместе с матерью - и когда та смотрела в небо и видела, как ее дочь делает «петли Нестерова». «бочки» и «штопоры», она плакала от счастья. В период с 1936 по 1938 год Полина Осипенко установила 5 мировых авиационных рекордов высоты и дальности полёта для женщин. В 1937 году Полина Осипенко побила сразу три мировых рекорда по высотным полетам. 22 мая поднялась на самолете МП-1 («Морской пассажирский первый») на 8864 метра, улучшив рекорд для женщин-пилотов на самолетах с поршневыми двигателями сразу на три километра.25 мая того же года побила рекорд по максимальному набору высоты с грузом в 500 килограммов - поднялась на 7605 метров. В тот же день побила рекорд с грузом в тонну, поднявшись на 7009 метров.«Вам удалось выжать из машины все!» - заявил летчице представитель конструкторского бюро. В 1938 года совместно с сокурсницей по Качинскому училищу Верой Ломако и Мариной Расковой установила рекорд полета по замкнутому кругу на гидросамолете. Из Севастополя через Евпаторию и Очаков, и обратно в Севастополь летчицы добрались за девять с половиной часов, пролетев 1749 километров. 2 июля 1938 года женский экипаж во главе с Осипенко на МП-1 пролетел по маршруту Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск, преодолев 2416 километров

В Мае 1939 года майор Осипенко, работавшая в лётной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полётах на Курсах усовершенствования начальствующего состава. В первый день лётчики работали на тренажерах, во второй день летали с инструторами и только на третий день должны были совершать самостоятельные полеты. Герой Советского Союза Анатолий Константинович Серов, который тоже проходил обучение на этих курсах, предложил, чтобы лётчики выходили в полет парами. Он вылетел вместе с Полиной Осипенко. Полина легко и уверено подняла самолет в воздух. Это был последний полет 32-летней Полины Осипенко. Самолет потерпел катастрофу - причины случившегося так и не выяснили.

Марина Раскова родилась 28 Марта 1912 года в Москве, в семье оперного певца. Она даже и не помышляла об авиации - у девочки был хороший музыкальный слух и голос, ей пророчили певческую карьеру. Марина училась в школе и параллельно в детском отделении консерватории. Но жизнь распорядилась иначе. Внезапно умер отец Марины, единственный кормилец - девочке пришлось после 9 класса работать. Марина устроилась на Бутырский химический завод, а потом - чертёжницей в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Поначалу девушке было очень трудно - это был совсем незнакомый ей мир. В лаборатории хранились манометры, аэротермометры, аэропланшеты, - первое время Марина не могла отличить их друг от друга. А ведь ей по долгу службы нужно было приносить эти приборы на лекции и демонстрировать слушателям. Но довольно быстро способная и старательная сотрудница разобралась в них, ей было интересно, что рассказывают на лекциях, она впитывала все, что слышала и неожиданно аэронавигация ее очень заинтересовала. Она самостоятельно засела за учебники, стала изучать высшую математику, физику, топографию, астрономию, радиотехнику и другие науки. Лектор оценил любознательность и целеустремленность Марины и стал ей помогать в учебе. В результате Марина окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота и стала штурманом. За хорошую работу академия решила наградить Марину. Когда ее спросили, какую награду ей хотелось бы получить, она ответила - научиться летать. Академия выполнила обещание, и штурман Марина Раскова поступила и окончила Центральный аэроклуб в Тушине. К теоретическим знаниям добавилось умение управлять самолётом.Тот самый, знаменитый полет на самолете «Родина» начинался вполне мирно.

Однако при таком дальнем маршруте трудно ожидать хорошую погоду по всему маршруту. Экипаж самолёта «Родина» прекрасно понимал это и был готов к облачности и циклонами. Но метеоусловия оказались хуже, чем ожидали. Сплошная облачность началась уже через 60 км после начала полета - пришлось лететь вслепую. А на подлете к Уралу началось обледенение самолета. К довершению ко всему из-за холода перестала работать радиосвязь и заканчивался бензин. Недалеко от китайской границы летчицы решили отклониться от курса, чтобы ненароком не пересечь границу. Самолет начал терять высоту.Место штурмана - Расковой находилось в носовой части, и при незапланированной посадке самолет мог бы приземлиться носом, в таком случае штурманская рубка была бы смята в лепешку.

Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом. Чтобы не разбить машину. Гризодубова и Осипенко посадили самолет на «брюхо». Отважных летчиц нашли на 10 день. В начале войны Марина Раскова обратилась к Сталину с просьбой разрешить формирование женского авиаполка, и уже в октябре была создана авиагруппа из трёх женских авиаполков. Ее неофициально называли «Ночные ведьмы». В январе 1943 году Марина Михайловна Раскова погибла при перелёте на фронт после переформирования - самолет потерпел крушение в сложных метеоусловиях недалеко от Саратова. 25 февраля 1936 года в первый полет отправился АНТ-37бис, на котором два года спустя состоялся первый женский сверхдальний перелет. Вторая половина 1930-х в истории России и отечественной авиации была временем сверхдальних перелетов. Начало им положил уникальный полет по маршруту Москва - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - Петропавловск-Камчатский - остров Удд, совершенный экипажем под командованием Валерия Павловича Чкалова на АНТ-25. #НашиГерои

"Ночные ведьмы". Советские летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин у самолетов По-2. Эти девушки - одни из самых результативных летчиков советской военной авиации по боевым вылетам. Руфина училась на механико-математическом факультете Московского государственного университета, на войну ушла в 1941-м. К декабрю 1944 года совершила 823 боевых вылета, дважды была сбита вражескими зенитчиками. После войны окончила Военный институт иностранных языков, работала старшим преподавателем английского языка в Военной академии бронетанковых войск. Наталья Меклин до войны успела окончить 1-й курс Московского авиационного института. В октябре 1941 года по личному заявлению была зачислена в авиационный полк. В общей сложности на счету командира звена Натальи Меклин — 980 боевых вылетов. (Из отчета: "В напряженные дни боевой работы тов. Меклин производит по 9—10 боевых самолетовылетов"). После войны стала автором большого количества очерков и рассказов, а её сборник повестей «Вернись из полёта!» был удостоен медали имени Фадеева.


Екатерина Васильевна Рябова (14 июля 1921 года — 12 сентября 1974 года) — штурман эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков, Герой Советского Союза. Родилась в Рязанской области, в крестьянской семье. Успела поступить на Механико-математический факультет МГУ, но вскоре ушла добровольцем на фронт, окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе. К январю 1945 года лётчица совершила 816 боевых вылетов, принимала участие в освобождении Кавказа, Тамани, Белоруссии, Польши. После войны вышла замуж за дважды Героя Советского Союза Григория Сивкова, с которым познакомилась на фронте, воспитала двоих детей. Умерла рано. Одна из последних записей в ее дневнике: "Врачи сказали, что постоянная головная боль у меня от сильного удара во время войны. Наверное, это тогда, когда я ударилась о приборную доску при неудачной посадке и потеряла сознание. В то время я ничего не поняла, через час уже продолжала летать. А если вспомнить, то так было не один раз. Грише ничего не говорю. Так не хочется никого расстраивать…». Истории Екатерины Рябовой и Григория Сивкова посвящена книга Татьяны Сумароковой «Пролети надо мной после боя».



46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (до 8 февраля 1943 года - 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк) — женский авиационный полк, сформированный в октябре 1941 года. Численность: 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет, бывшие студентки. Командир полка - Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Красноармейцы надменно его называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира. Фашисты за мастерство и бесстрашие называли летчиц "ночными ведьмами". Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но в 588-м только женщины занимали все должности от механиков и техников до штурманов и пилотов. В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии. За все время войны полк ни разу не уходил на переформирование. Наталья Меклин (Кравцова), София Бурзаева, Полина Гельман. 1943 год.

Советские летчицы, Крым, 1944 год. Летали девушки на учебных самолетах, которые создавались не для военных действий. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. "Не было прицелов, - вспоминали летчицы, - мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика". Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту, и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.

Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Людмила Михайловна Павличенко, снайпер 25-й Чапаевской стрелковой дивизии РККА. Герой Советского Союза, самая успешная женщина-снайпер в мировой истории, имевшая на своём счету 309 подтверждённых смертельных попаданий в солдат и офицеров войск противника. Лейтенант Павличенко в 1942 году выступала с речью перед Международной студенческой ассамблеей в Вашингтоне, перед Конгрессом промышленных организаций (CIO) в Нью-Йорке, но многим запомнились её слова, произнесённые в Чикаго, когда она призывала США открыть второй фронт: "Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!"

Роза Шанина - советский одиночный снайпер отдельного взвода снайперов-девушек 3-го Белорусского фронта, кавалер ордена Славы; одна из первых женщин-снайперов, удостоенных этой награды. Была известна способностью вести точную стрельбу по движущимся целям дуплетом — двумя идущими друг за другом выстрелами. Побила в январе 1945 во время прикрытия тяжелораненного командира артиллерийского подразделения. В своём письме от 17 января Роза сообщала, что может скоро погибнуть, так как их батальон потерял 72 из 78 бойцов.

Роза Шанина.

Пилот 73-го гвардейского истребительного авиаполка младший лейтенант Лидия Литвяк после боевого вылета на крыле своего истребителя Як-1Б. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-лётчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях. Родилась в Москве в 1921 году. С 14 лет занималась в аэроклубе, в 15 лет совершила свой первый самостоятельный полет. На фронте освоила истребитель Як-1. Уже во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. На капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным. Была несколько раз ранена, в мае 1943 года погиб ее муж, летчик, у которого она была ведомой. Не вернулась из вылета в августе 1943, когда шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Её останки были обнаружены местными мальчишками у хутора Кожевня и захоронены 29 июля 1969 года в братскую могилу в селе Дмитровка как «неизвестная лётчица».

Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Екатерина Илларионовна Михайлова. Одна из немногих женщин, служивших в разведке морской пехоты. Родилась в Ленинграде в 1925 году, успела окончить 9 классов и школу медсестёр. На фронт попала, приписав к своему 15-летнему возрасту несколько лет. В боях под Гжатском получила тяжёлое ранение. После выздоровления служила на военно-санитарном судне, переправлявшем раненых из Сталинграда в Красноводск. После завершения Сталинградской битвы Михайлову по её просьбе зачислили санитарным инструктором в 369-й отдельный батальон морской пехоты. С этим батальоном, получившим впоследствии почётное наименование «Керченский Краснознамённый», Михайлова с боями прошла по водам и берегам Кавказа и Крыма, Азовского и Чёрного морей, Днестра и Дуная, с освободительной миссией — по земле Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Чехословакии и Австрии. Вместе с бойцами батальона вступала в бой, отбивала контратаки врага, выносила с поля боя раненых, оказывала им первую помощь. Трижды была ранена. Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями, в том числе медалью «За отвагу» и медалью «Флоренс Найтингейл». К званию Героя Советского Союза главный старшина Е.И. Михайлова представлялась в августе и декабре 1944 года, но награждение не состоялось. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, Дёминой (Михайловой) Екатерине Илларионовне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11608). Живет в Москве.

Командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Герой Советского Союза гвардии майор Евдокия Андреевна Никулина (1917—1993). До войны окончила авиационный техникум и авиационную школу, в Красной Армии с 1941 года. "Дина Никулина — профессиональный лётчик с отличной техникой пилотирования, - писали о ней подруги. - Характер у неё жизнерадостный, весёлый. Летала она бесстрашно. А на вечерах самодеятельности азартно отбивала чечётку, до тех пор, пока её не ранили в ногу. После этого мы узнали, что она отлично поёт…" Почётный гражданин города Ростова-на-Дону, где и жила после войны. Одна из улиц города носит ее имя.

Евдокия Борисовна Пасько - штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза. Родилась в Киргизии, тоже поступила на Механико-математический факультет МГУ. С четвёртого курса университета вместе с подругами-студентками ушла добровольцем в армию. По данным лётной книжки совершила 790 боевых вылетов и 10 вылетов на спецзадания. Общий налёт составил 1220 часов. Живет в Москве.

Марина Михайловна Раскова — советская лётчица-штурман, майор; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза. Родилась в Москве в 1912 году, училась в Московской консератории, подрабатывала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В Красной Армии с 1938 года. Погибла в 1943 году.

Марина Михайловна Раскова.

Снайпер Евгения Макеева. Родилась в 1922 году в Краснодарском крае. В апреле 1943 года на Кубани была проведена мобилизация девушек-добровольцев в снайперские подразделения - так Евгения оказалась на фронте. После окончания снайперской школы в Краснодаре была направлена на передовую. В составе 570-го Севастопольского стрелкового полка участвовала в боях на "Голубой линии" за освобождение Керчи, Старого Крыма, Феодосии и штурме Сапун-горы под Севастополем. В боях за Крым кубанские девушки-снайперы уничтожили около 1000 фашистов. Свой вклад в это дело внесла и Евгения Макеева, на её боевом счету - 17 фашистов (Многие источники указывают на 68 убитых врагов. Однако, в последнем наградном листе, составленном уже после её смерти, указывается на 17 уничтоженных фашистов). 22 апреля 1944 года младший сержант Е. В. Макеева погибла при штурме Сапун-горы. Похоронена в городе Балаклава (Братское кладбище воинов 227-й стрелковой дивизии). В 1981 году именем Евгении Макеевой назван переулок, на котором прошли её детство и юность.

Старший фельдшер Румянцева Екатерина Ивановна. С 16 лет работала в госпитале.

Герой Советского Союза командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка гвардии лейтенант Нина Захаровна Ульяненко (1923 — 2005). Родилась в 1923 года в городе Воткинске Вятской губернии (ныне Удмуртской Республики) в семье рабочего, училась в Саратовском авиационном техникуме. Воевала в сталинградском небе, у берегов Волги, участвовала в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии, Польши и Восточной Пруссии. Дошла с боями до Берлина. После войны работала в редакции газеты «Удмуртская правда» и была начальником учебной части республиканского аэроклуба ДОСААФ.

Снайпер-доброволец Надежда Колесникова. Уничтожила 19 (из др. источников 27) фашистов, награждена медалью "За отвагу". Волховский фронт, 1943 год. Родилась в 1921 году на станции Пологи (Чубаревский район Днепропетровской области, Украина). Окончила среднюю школу, работала секретарём-машинисткой на кирпичном заводе в Алма-Ата (Казахская ССР). С августа 1942 года - в действующей армии, в качестве снайпера. "Слушая по радио тревожные сообщения Совинформбюро, решили с подружкой добровольно поехать на фронт, - вспоминала Надежда Никитична после войны. - Нас направили на курсы связистов. Но нам хотелось сражаться непосредственно на передовой". Подруги прошли обучение, с другими девушками-снайперами воевали в составе 60-го полка 65-й стрелковой дивизии. Участвовали в форсировании реки Волхов, взятии Новгорода, снятия блокады с Ленинграда. После одного из выходов на "охоту" Надежда долго не могла вернуться в полк - по части даже было официально объявлено о ее гибели. На фронте Надежда вышла замуж за боевого команира-разведчика, демобилизовалась в 1944 году по беременности. После войны продолжила работу секретаря-машинистки, стала мамой пятерых дочерей.

Гвардии капитан, заместитель командирa эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии Мария Долина у самолета Пе-2. Родилась в Омской области, окончила авиационную школу (для того, чтобы поступить в неё, Долина прибавила к своему возрасту лишних 2 года). С июля 1941 года - в действующей армии. К концу войны совершила 72 успешных (зафиксированных фотосъёмкой) боевых вылета. После войны продолжила службу в ВВС, была заместителем командира бомбардировочного авиационного полка. Жила в городе Шяуляй, затем в Риге, с 1983 года жила в Киеве. Ушла из жизни 3 марта 2010 года похоронена на Байковом кладбище.

Мария Долина на пикирующем бомбардировщике Пе-2 сбросила на противника 45 тонн бомб. В шести воздушных боях сбила 3 истребителя противника (в группе). 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагом, ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Санинструктор, старшина медицинской службы Валентина Соколова. Июль 1943 года, Орловская область.

Летчик-истребитель Антонина Лебедева. Родилась в 1916 году Тверской области, поступила на заочное отделение биологического факультета МГУ, стала курсантом Дзержинского аэроклуба Москвы. С первых дней Великой Отечественной войны настойчиво добивалась и добилась направления в действующую авиационную часть, воевала в составе звена девушек-лётчиц. Во время ожесточённых воздушных боев на Орловском направлении делала по 2-3 боевых вылета в день. 17 июля 1943 года в неравном бою четвёрки наших лётчиков с 30 вражескими самолётами Антонина Лебедева была сбита, её судьба долгое время оставалась неизвестной. Только в 1982 году группа орловских следопытов участвовала в раскопках самолёта, упавшего летом 1943 года возле села Бетово Болховского района Орловской области. В ходе раскопок были извлечены останки лётчика, его парашют, пистолет, нож и документы. Среди прочих, в документах были полётная и медицинская книжки, где чётко было прописано имя обладателя: Лебедева Антонина Васильевна.

1. Екатерина Буданова - Гвардии старший лейтенант, воевала в составе 586, 437, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Она была командиром звена. За свою жизнь Екатерина Буданова совершила 266 боевых вылетов. Во время воздушных боев Буданова лично сбила 6 самолетов противника. В группе с товарищами - еще 5 самолетов. 19 июля 1943 года Екатерина Буданова погибла в воздушном бою. 9 мая 1988 года останки летчицы были перезахоронены в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области. В октябре 1993 года, спустя полвека, Екатерине Васильевне посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Москве одна из улиц названа ее именем.

2. Во время войны Буданова познакомилась с Лидией Литвяк. Девушки стали лучшими подругами. А между тем, Лидия Литвяк была признана самой результативной женщиной-авиатором Второй Мировой войны. Она воевала в составе 586, 437, 9 Гвардейского, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Совершила около 150 боевых вылетов. Лично сбила 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, ещё 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. Свою подругу Екатерину Буданову Лидия Литвяк пережила не намного. Литвяк погибла 1 августа 1943 года в воздушном бою. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидия Литвяк посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.


3. Летчица, получившая звание Героя Советского Союза, Евгения Руднева воевала в 46 женском Таманском авиаполку легких ночных бомбардировщиков 325 авиадивизии. Во всех официальных справочниках, книгах памяти погибших и пропавших в период Великой Отечественной войны о Рудневой написано: Руднева Евгения Максимовна, 1920 года рождения, уроженка Бердянска , Запорожской области, из служащих, Гвардии старший лейтенант, штурман авиаполка. Руднева совершила 645 боевых ночных вылетов на уничтожение переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника. Воевала на Закавказском, Северо-Кавказском, 4 Украинском фронтах. Участвовала в боях на Северном Кавказе , Таманском и Керченском полуостровах. Отважная летчица погибла смертью храбрых в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении, вместе с Прокопьевой Паной, боевого задания севернее города Керчь Крымской АССР . Похоронена в городе-герое Керчь на Воинском мемориальном кладбище. Кстати, к званию Героя Советского Союза она была представлена еще до гибели.


4. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в начале октября 1941 года, прославленная летчица, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Ее просьба была удовлетворена. Сама Марина Раскова с 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной Академии. По окончании Ленинградского института Гражданского Воздушного Флота в 1934 году стала штурманом. Участвовала в полетах на большие расстояния. 24-25 сентября 1938 года вместе с В. С. Гризодубовой и П. Д. Осипенко совершила беспосадочный перелет Москва - Комсомольск -на-Амуре на самолете «Родина». Во время Великой Отечественной войны командовала бомбардировочным полком. Погибла в авиационной катастрофе. Похоронена у Кремлевской стены. Ее имя присвоено 125 Гвардейскому бомбардировочному авиаполку, Тамбовскому ВВАУЛ, пассажирскому теплоходу на Волге. Автор книги «Записки штурмана».


5. Носаль Евдокия Ивановна - Гвардии младший лейтенант. В авиации с 1940 года. Работала инструктором в Николаевском аэроклубе. Участница Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Начала войну рядовым пилотом. Потом отважную летчицу назначили командиром звена, а затем - заместителем командира эскадрильи. За 20 ночей июня 1942 года она совершила 95 боевых вылетов. 10 раз в стане врага вспыхивал пожар, 18 раз раздавались взрывы, перестала существовать переправа. За эти подвиги Дусю наградили орденом Красной Звезды. После первой награды она совершила ещё 120 боевых вылетов. И снова 14 пожаров и 16 взрывов на территории, окупированной противником. Взлетели на воздух две переправы через реку Терек , а на станции Ардон - железнодорожный эшелон с живой силой и техникой врага. За мужество и отвагу Дусю наградили вторым орденом - Красного Знамени. А потом новые и новые вылеты... В ночь на 23 апреля 1943 года Дуся Носаль в 354-й раз за время войны поднялась в небо. Она бомбила противника юго-западнее Новороссийска . На обратном пути ее атаковал вражеский ночной истребитель. Осколком снаряда, разорвавшегося прямо в кабине, Дуся была убита. До аэродрома самолёт довела штурман Гвардии старшина Ирина Каширина .

Евдокия Ивановна Носаль первой в 46 Гвардейском Таманском полку была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.


6. Ольга Лисикова - единственная в годы Второй Мировой войны женщина-командир крупнейших американских транспортных самолетов DC-3 (в СССР более известный под названием «Ли-2») и С-47. Она окончила Батайскую летную школу в 1937 году. Участница войны с белофиннами 1939-1940 годов. С начала Великой Отечественной войны летала на связных самолетах, перевозила раненых, доставляла медикаменты, кровь для переливания и тому подобное. Летала в осажденный Ленинград . Награждена орденом Красного Знамени. Ещё в 1941 году молодая летчица Ольга Лисикова вступила в поединок с «Мессершмитт ом». Она не стреляла в него. Стрелять ей просто было нечем, потому что она пилотировала не боевую машину, а санитарный самолет, в котором находилось двое раненых. И все-таки это был поединок. Она затянула «Мессершмитт» к самой земле, заставила его петлять над причудливо извивающейся Метой, а сама, едва не касаясь крыльями обрывистых берегов, летела как в ущелье, изломанными крутыми поворотами. Пулеметная очередь зацепила «санитара» по хвосту, но самолет еще слушался рулей, и борьба продолжалась. В конце концов вражеский летчик увлекся и спикировал так низко, что для набора высоты уже не хватило времени.


7. В составе 135 ближнебомбардировочного авиаполка сражалась летчица Екатерина Зеленко - единственная женщина, участвовавшая в советско-финляндской войне и совершившая воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. Немногие знают и о подвиге Александры Поляковой - единственной женщины, решившейся на огненный таран. 12 сентября 1941 года она совершила два разведывательных боевых вылета на самолете Су-2. Несмотря на то, что во время второго вылета ее самолет был поврежден, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолета были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолет был подбит и был вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолет, а когда у нее закончился боезапас, таранила второй немецкий самолет. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама. Екатерина Зеленко при жизни получила орден Красного Знамени за участие в Советско-Финляндской войне. Также она участвовала в войсковых испытаниях Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны она была с первого дня. Воевала в составе 135 ББАП, была заместителем командира эскадрильи. Совершила 40 боевых вылетов, провела 12 воздушных боев. Ее именем названа малая планета Солнечной системы.


Эти хрупкие, нежные девушки в годы Великой Отечественной войны сражались наравне с мужчинами. Они управляли самолетами, выносили под снарядами раненных и ходили в разведку. Было страшно, но они смогли.

Лидия Литвяк – «белая лилия Сталинграда»

Она погибла в 21 год!

Лидия Владимировна Литвяк

На фронте: с апреля 1942 по август 1943 года. Служила в 586-м истребительном авиационном полку - знаменитых женских авиаполках Марины Расковой. Погибла 1 августа 1943 года в Донбассе.

Воинское звание: гвардии младший лейтенант.

Военная специальность: летчик-истребитель.

Награждена: Герой Советского Союза, орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени.

Самая результативная женщина-истребитель Второй мировой войны, Лида Литвяк была прежде всего обаятельной девушкой, которая, несмотря на военные условия, старалась вносить в свой внешний вид милое, девичье. Как же она рыдала, когда поступил приказ остричь косы. В кабине своего самолета она всегда хранила букетик полевых цветов, а на кабине боевой машины по ее просьбе была нарисована белая лилия, которая и послужила началом ее боевого позывного - «Белая лилия Сталинграда». А однажды Лидия пришила на воротник летного комбинезона мех со своих унт и потом из-за этого была наказана и перешивала мех обратно.

Известность, переходящую в страх у немцев, она приобрела после того, как в сентябре 42-го в свой второй боевой вылет в составе 437-го истребительного авиаполка под Сталинградом сбила сразу два самолета. И за рулем одного из них находился полковник из элитной эскадры, кавалер трех Железных крестов. Немецкий ас попросил показать ему, кто его победил. И был шокирован, узнав, что это юная хрупкая блондинка.

В боях под Сталинградом Лидия Литвяк совершила 89 боевых вылетов, сбила 7 вражеских самолетов. В одном из боев ее «Як» был подбит. Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние сокращалось, и казалось, что гибель неминуема. Вдруг над головами противника пролетел наш штурмовик, который огорошил немцев проливным огнем. Он резко выпустил шасси, сев рядом с Лидой. Девушка не растерялась и запрыгнула в кабину - так нежданно она была спасена.

Война закаляла Лиду, казалось, что она неуязвима. Но смерти родных людей подточили ее стойкий характер. В мае погиб ее муж, Герой Советского Союза, Алексей Соломатин, в июле - лучшая подруга, тоже летчица-ас Катя Буданова.

1 августа 1943 года в боях за Донбасс в последний бой ушла командир звена 3-й эскадрильи Лидия Литвяк. В тот день она выполнила три боевых вылета и из последнего не вернулась. «Белой лилии Сталинграда» было всего 21 год. Долгое время она считалась без вести пропавшей. И лишь летом 1969 года поисковики близ хутора в Донецкой области обнаружили ее останки, которые потом перезахоронили в братскую могилу.

В 1943 году Лидия Литвяк попала на обложку журнала «Огонек»

На кабине ее самолета была нарисована белая лилия

Вывела с оккупированной территории более 3000 детей

На фронте: с сентября по ноябрь 1941 года связная партизанского отряда «Батя», с ноября 1941 года - разведчица отряда «Батя», участвовала в боях.

Награждена: орденом Боевого Красного Знамени; посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

14 августа 1942 года. К перрону Московского вокзала города Горький (ныне Нижний Новгород) подошел необычный состав: из вагонов с трудом выходили, а то и вовсе выползали… дети. Их было более 3 тысяч! Изможденные, плохо одетые и почти разутые, они не плакали. Они на Большой земле, а значит, живы и все ужасы войны остались позади! Их вывели с оккупированной Смоленщины три молодые женщины во главе с 24-летней разведчицей Матреной Вольской. Именно ей руководство партизанского отряда поручило собрать и вывести по «партизанскому коридору» детей до железнодорожной станции Торопец, а это 200 километров по лесам, топям, через сожженные фашистами деревни. Лето 1942 года было очень жарким, изможденным детям постоянно хотелось пить, но питьевой воды не было: в реках плавали трупы, а на колодцах - таблички «Вода отравлена». Кроме жары, жажды и усталости донимали постоянные налеты с воздуха. От налетов и голодной смерти спасал лес. По небольшому кусочку хлеба они впервые получили только в Бологом, а первый обед - в Иваново. Для Марии Вольской эта дорога жизни была тяжелой вдвойне. Объявив очередной привал, она отправлялась на разведку километров на 25 вперед. После чего возвращалась, поднимала ребят - и снова вперед! И это при том, что под сердцем она носила ребенка. По прибытии в Горький детишек распределили в ремесленные училища, детдома и колхозы. Сама Мария Вольская осталась жить в селе Смольки Горьковской области, где много лет отработала учительницей.

В тыл врага калужанка спрыгнула с самолета без парашюта

Фото: семейный архив Натальи Александрушкиной

Вера Сергеевна Андрианова

На фронте: с января по июнь 1942 года.

Воинское звание: рядовой.

Военная специальность: разведчик-радист.

Награждена: медалью «За отвагу» (посмертно).

30 декабря 1941 года части Красной армии освободили Калугу от фашистов, а в канун Нового года в горком комсомола пришла учительница начальных классов Вера Андрианова и подала заявление с просьбой направить ее на фронт.

«Просьбу моей родственницы удовлетворили и отправили в грузовике в окрестности города Юхнова на курсы разведчиков-радистов, - рассказывает Наталья Александрушкина, двоюродная правнучка Веры Андриановой. - После кратковременных рейдов в тыл немецких войск Вере приказали разведать расположение сил противника в районе Юхнова и Зайцевой горы. Пилоту самолета У-2 поставили задачу найти подходящую площадку для приземления, высадить разведчицу и вернуться обратно. Но площадки не нашлось. Андрианова перебралась из кабины на крыло самолета. На бреющем полете без парашюта спрыгнула в овраг, занесенный снегом. Пилот сделал круг над оврагом, заметил, что девушка дает ему знак: „Все нормально!“ В тот раз Вера обморозила лицо и руки, но задание командования выполнила в точности. Командиры любили Андрианову за скромность, смелость и отвагу.

Позже разведчица проникла в расположение группы армий „Центр“ и провела ряд успешных диверсий, навела бойцов Красной армии на склады фашистов с боеприпасами и узел связи близ Спас-Деменска. В июне 1942 года Веру схватили гестаповцы: по пути на явочную квартиру ее остановили, обыскали и обнаружили рацию. В Стодолищенской тюрьме гитлеровцы пытались переманить ее на свою сторону, но все их старания были тщетны. На расстреле Вера отказалась подчиниться приказу гестаповцев встать к ним спиной. В последний миг она бросила в лицо палачам гневные слова. Солдаты разрядили пистолеты в лицо калужанки. В мае 1966 года Анастасия Ипатьевна Андрианова, мать Веры, получила приглашение приехать в Калужский горисполком, чтобы получить медаль „За отвагу“, которой дочку наградили посмертно. Через два года одна из калужских улиц стала носить имя бесстрашной учительницы начальных классов».

17-летняя девушка подняла батальон в атаку

Фото: Светлана Беллендир, архив З.А.Шипановой

На фронте: с ноября 1943 по март 1945 года. Служила в 933-м стрелковом полку 254-й дивизии 52 армии, 2-й Украинский фронт. Прошла боевыми дорогами через Украину, Молдавию, Румынию, Польшу, Германию. Получив тяжелое ранение в немецком городе Герлиц, День Победы встретила в госпитале.

Воинское звание: старший сержант.

Военная специальность: санинструктор.

Награждена: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медали.

«Я с детства была отчаянная, - улыбается уфимка Зинаида Шипанова. - С мальчишками по деревьям лазила, ни в чем не уступала. А еще любила читать книги о героях и мечтала совершить подвиг».

В 1941-м из репродукторов донеслась песня «Вставай, страна огромная!», но родители не пустили ребенка на фронт. Через два года она подделала в документах дату рождения («пусть думают, что мне не 16, а 18 лет!») и отправилась в военкомат. Родным оставила записку: «За меня не волнуйтесь, я ушла на фронт».

Зину назначили поваром, но кашеварах она проходила недолго - упросила командира направить ее санинструктором в стрелковый батальон. Юная девочка выносила из-под огня раненых, перевязывала, успокаивала взрослых, опытных бойцов. А однажды ей довелось поднимать батальон в атаку. Это случилось в августе 1944-го в Румынии.

Вот как писала об этом в очерке «Зинкин орден, или Как поднимали в атаку» сама Зинаида Шипанова: «Стояла напряженная тишина. Вдруг в солнечном мареве возникло какое-то движение, и вскоре над высокими стеблями кукурузы показались обнаженные головы немцев. Комбат с биноклем на груди вышел из укрытия и скомандовал молодым фальцетом: „За мной, товарищи, ура!“ Сделал несколько шагов вперед и оглянулся. За его спиной не было никого. Рота не подчинилась приказу. У меня захватило дух. Не рассуждая, а лишь повинуясь чувству жалости к комбату, я сорвалась к нему на помощь. Оглянулась на притаившихся под виноградными лозами мужчин и увидела, как медленно бойцы отползают вглубь кустарника. Ярость охватила меня. И внезапно с моих губ сорвалось: „Куда же вы?.. Вашу мать!“ А через мгновенье я в полной отрешенности бегу вниз по крутому зеленому склону, отчетливо сознавая, что это последние минуты жизни. Я впервые увидела, как прекрасна земля, как чист, душист воздух… Слышу топот ног за моей спиной - стрелковая рота поднялась в атаку. Обгоняя меня, солдаты с автоматами в руках врезались в кукурузное поле, и треск сухих стеблей смешался с автоматными очередями. Мне и в голову не приходило, что когда-нибудь доведется поднимать в атаку этих сильных, но почему-то растерявшихся мужчин».

Командование долго решало, какой награды достойна Шипанова: ордена Отечественной войны или медали «За отвагу». А в итоге не дали ничего. Орден Красной Звезды она получила за другой подвиг - в окрестностях немецкого города Герлиц, где батальон попал в засаду, она под пулеметным огнем собрала бойцов и привела к капитану. Зиночка влетала в пустые полуразрушенные дома, где отстреливались солдаты, и кричала «По приказу капитана Губарева - за мной!» И они слушались молодую девчонку.

«Когда бежала под обстрелом, думала, вот же он - подвиг! - говорит Зинаида Александровна. - Я все-таки его совершила!»

А спустя несколько дней Зинаида Шипанова получила тяжелое ранение (осколками снаряда оторвало пальцы на руке) и контузию. Девушка переживала, что не дошла до Берлина, но радовалась, что осталась жива.

После войны Зинаида Александровна отправилась на Сахалин, там вышла замуж и родила сына. Семья переехала в Белоруссию, а в родную Башкирию Зинаида Шипанова вернулась только в 1975 году. Работая инспектором по кадрам на одном из крупных уфимских предприятий, она находила время для творчества. Участница войны и сегодня пишет проникновенные книги и очерки, сотрудничает с редакциями газет и журналов. Она часто встречается со школьниками и рассказывает детям о войне.

Вера Волошина, разведчица-диверсантка, казненная фашистами

Волошина Вера Даниловна

На фронте: сразу после начала войны была мобилизована на рытье окпов на подступах к Москве. В октябре 1941-го ушла на фронт добровольцем. Была зачислена в войсковую часть особого назначения № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. 29 ноября 1941 года ушла на последнее боевое задание, погибла в деревне Головково Наро-Фоминского района Московской области.

Военная специальность: разведчик-диверсант.

Награждена: орден Отечественной войны I степени и звание Героя Российской Федерации посмертно.

Для Веры Волошиной настоящая война длилась всего месяц – в октябре 1941-го она стала партизанкой, а в ноябре была казнена немцами. Но за это время разведчица успела выполнить семь боевых заданий и навсегда вошла в историю Великой Отечественной войны.

Вера родилась в Кемерово, училась в школе №12, где встретила свою первую, но так и не сбывшуюся любовь – Юрия Двужильного. После окончания школы молодые люди разъехались по разным городам: Юра – в Ленинград, в Институт гражданского воздушного флота, Вера – в Москву, в Институт физкультуры. Писали друг другу письма, собирались пожениться летом 42-го. Подружки купили девушке белое платье. Но все перечеркнула война. Юра и Вера никогда больше не встретились. А белое платье так и не стало свадебным…

22 ноября 1941 года группу разведчиков, в составе которой были Вера Волошина и ее подруга Зоя Космодемьянская, забросили в тыл врага в Наро-Фоминский район. Отряд совершил несколько успешных диверсий, а на обратном пути попал под обстрел. Тяжелораненую Веру взяли в плен немцы. Всю ночь ее пытали и допрашивали в здании бывшей школы, а утром 29 ноября повесили на придорожной иве. Вере было 22 года.

Капитан Юрий Двужильный пал смертью храбрых в бою за освобождение Белоруссии в 1944 году. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. В Кемерово именами Веры Волошиной и Юрия Двужильного названы две пересекающиеся улицы.

Вера Волошина сидит в первом ряду, Юра Двужильный стоит рядом (2 ряд)

Раиса Аронова спасла знамя полка

Раиса Ермолаевна Аронова

На фронте: с мая 1942 года до мая 1945 года.

Воинское звание: гвардии старший лейтенант.

Военная специальность: старший летчик 46-го гвардейского полка.

Награждена: Герой Советского Союза, орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медаль «За оборону Кавказа», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».

Раиса Ермолаевна родилась в Саратове. Училась в институте механизации. Затем перевелась в Московский авиационный институт. Воевала с мая 1942 года до Победы в составе 4-й воздушной армии. В 1943 году была ранена, тем не менее продолжила службу.

Летом 1944 года Ароновой пришлось спасать знамя полка. В Белоруссии недалеко от места базирования полка появились разрозненные группы немецких войск. Во время выполнения боевых заданий в штаб передали информацию, что эти группы могут выйти на полк. Дежурным по части была Рая Аронова. Она сняла знамя с древка, свернула, положила его в брезентовый мешок и обернула вокруг своего тела – под гимнастеркой, потуже затянула ремень. Аронова знала, что потеря знамени – позор для воинской части, это приведет к расформированию полка. Но все закончилось благополучно.

После войны Аронова окончила институт иностранных языков. Имела немало правительственных наград. В мае 1946 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза за 941 боевой вылет.

Лидия Целовальникова за годы войны совершила 590 боевых вылетов

Лида на фото справа

Фото: Саратовский государственный музей боевой славы

Лидия Михайловна Целовальникова

На фронте: с декабря 1941 года до мая 1945 года.

Воинское звание: гвардии лейтенант.

Военная специальность: штурман звена первой авиационной эскадрильи.

Награждена: медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг», «За оборону Кавказа», орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени.

Лида Целовальникова родилась в Саратове. В полк пришла в 1941 году по комсомольскому набору. Когда на комиссии ее спросили: «Что ты умеешь делать?», она ответила: «Ничего». А на вопрос: «Что будешь делать, если увидишь немца?», Лида, подумав, сказала: «А я убегу». Все засмеялись, но девушку все-таки зачислили в полк.

На фронте Лидия работала вооруженцем, но мечтала стать штурманом. Ее мечта сбылась 13 сентября 1943 года.

После освобождения Таманского полуострова началось освобождение Крыма. В ноябре 1943 года в районе поселка Эльтиген высадился десант морской пехоты, которому не удалось надежно закрепиться. Морякам необходима была помощь. 46-й авиационный полк ночных бомбардировщиков доставлял боеприпасы, продовольствие и медикаменты. Летчицам приходилось выходить на цель с территории противника с выключенным двигателем, сбрасывать груз и на бреющем уходить в море. В одном из вылетов самолет Целовальниковой прошила пулеметная очередь. Керченский пролив было не перелететь. Тогда напарница Лиды Рая Аронова приняла решение посадить самолет на песчаный берег, через который перекатывались морские волны. Наши зенитчики помогли молоденьким летчицам вылезти из кабины и отвели в командный пункт, откуда девушки соединились с начальством и доложили, что задание выполнено.

Надежда Георгиевна Руденко (Сафонова)

Служила на Балтийском флоте в 7-м штурмовом авиационном полку. День Победы встретила в Германии.

Воинское звание: сержант.

Военная специальность: мастер по самолетному радиооборудованию.

Награждена: орден Отечественной войны, медали «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу на Германией», знаки «Защитнику крепости Крондштадт», «Защитнику Ораниенбаумского плацдарма».

18-летняя Надя была настоящей красавицей

Надежде Георгиевне сейчас 92 года. Она родилась в Иркутске в 1923 году в многодетной (пятеро детей) семье. 21 июня 1945 года танцевала на школьном выпускном балу, мечтала учиться, но началась война, и 17-летняя Надя пошла работать на авиационный завод - изготавливала на станке детали для самолетов.

Весной 1942 года ушла добровольцем на фронт. За пять месяцев девушка освоила двухгодичную программу обучения по программе «мастер по самолетному оборудованию» и отправилась служить на Балтийский флот.

В декабре 1942 года меня и мою подружку Марину по Дороге жизни перевезли в кузове машины через Ладожское озеро сначала в Ленинград, потом в 7-й штурмовой авиационный полк. И вот мы с Маринкой всю войну прослужили мастерами по самолетному радиооборудованию: в перерывах между боевыми вылетами ремонтировали и восстанавливали вышедшие из строя проводку и устройства связи. Работать приходилось днем и ночью, под бомбежками и артобстрелами. Было очень страшно, но мы защищали Дорогу жизни, уничтожали немецкие эшелоны, которые везли оккупантам продовольствие, технику и боеприпасы, поэтому старались не подаваться этому страху. Некоторые не выдерживали напряжения и сходили с ума. Летчиков погибало очень много. Но и нам, техническому персоналу, доставалось, аэродромы же обстреливали с утра до вечера. Ранений много разных было: девочке осколком ногу на бегу отрезало, вот как бежала она в сапогах, так одна нога в сапоге и осталась на поле лежать; техника землей засыпало так, что когда его откопали, он весь синий был. А меня Бог миловал - всю войну прошла без единой царапины.

Летчик Николай Бакулин, первая любовь Надежды Георгиевны

На войне я в первый раз влюбилась, - рассказывает Любовь Григорьевна. - Он был новичком в нашем полку, который в тот время стоял в Ораниенбауме. Мне этот новенький показался пижоном: одет в чистый комбинезон, шлемофон и белый подшлемник, и я разозлилась на него. А спустя некоторое время стала замечать, что куда бы ни пошла, он обязательно попадается мне на пути. Потом стал приходить к нам в землянку, то ягодку или пряничек на подушке оставит, то записочку напишет. И я в свои 19 лет влюбилась в него без ума. Это была моя первая любовь, мой первый поцелуй, мой первый мужчина - с ним все было впервые. Был очень чуткий и душевный человек.

А 14 января 1944 года, в день начала операции по прорыву блокады, он улетел на задание и не вернулся. Его звали Николай Бакулин, был родом из Баку. Ему было 25 лет. Он был здоровый и красивый молодой мужчина…

Екатерина Васильевна Буданова

На фронте: с августа 1942 по июль 1943 года. Служила в 586-м истребительном авиационном полку, 73 ГвИАП.

Воинское звание: гвардии старший лейтенант.

Военная специальность: летчик-истребитель.

Награждена: Герой Российской Федерации, орден Ленина, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени.

Екатерина Буданова, летчица-легенда, отважная среди отважных. Эти народные звания закрепились за ней после боев под Сталинградом, Ростова-на-Дону и освобождении Донбасса. В войну она совершила 266 боевых вылетов, уничтожила лично 6 самолетов противника и 5 - в группе с товарищами.

В знаменитый истребительный женский авиаполк Марины Расковой Катю Буданову взяли сразу как опытную летчицу, которая имела много налетов в авиашколе. Худенькую, остриженную под мальчика девушку бывалые асы сначала встретили с недоверием. Очень скоро их мнение изменилось.

Екатерина оказалась под Сталинградом 10 сентября 1042 года, когда здесь шли самые ожесточенные безостановочные бои. С первого дня самолет Будановой выходил на боевое задание по несколько раз в сутки; казалось, что она не спала, не ела. Ее было не остановить, потому что Катя жила сильным желанием отомстить за гибель в оккупации мамы и сестренки. Ее отваге удивлялись даже опытные асы. Вот какие бои есть в ее летной биографии: в паре - против двенадцати, одна - против тринадцати, в составе четверки - против девятнадцати вражеских самолетов.

Из воспоминаний командира полка подполковника А. В. Гриднева: «Однажды, возвращаясь с боевого задания, Буданова увидела шедших ниже ее 12 немецких бомбардировщиков. Несмотря на то что боеприпасы у нее были на исходе и в баках самолета было совсем мало горючего, она решает атаковать противника. Первая цель - ведущий группы - задымила. Но вот летчица израсходовала последний патрон. Тогда она, имитируя атаку, заходит во второй раз и, не стреляя, идет на бомбардировщика. У фашистов не выдержали нервы. Ломая строй, они сбросили бомбы, так и не дойдя до цели. И Екатерина Буданова, раненая, садится на изрешеченном самолете…»

Высокая и худощавая Катя носила мужскую стрижку и в форме была похожа на парня. И называли ее в полку Володькой.

В последний день своей жизни Катя в составе группы истребителей прикрывала наши Ил-2. Успешно закончив штурмовку, «горбатые» уходили домой. Наши «Яки» прикрывая их отход, шли сзади. Буданова была замыкающей в группе прикрытия и внезапно увидела совсем рядом тройку Ме-109. Предупредить своих товарищей об опасности было уже некогда, и летчица приняла неравный бой одна… 19 июля 1943 года Екатерина Буданова была смертельно ранена в воздушном бою. Несмотря на ранение, она смогла посадить самолет на своей территории. Сердце летчицы остановилось вместе с последним оборотом пропеллера. В этой схватке она одержала свою последнюю, 11-ю победу. Ей было всего 26 лет.

Вместе со своей подругой Лидией Литвяк

Воинское звание: гвардии сержант.

Военная специальность: механик-водитель танка.

Награждена: орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, медаль и звание Героя Советского Союза.

Уроженка Крыма в 1941 году была эвакуирована в Томск. Потеряв на войне мужа, Мария просит направить ее на линию фронта. «Я умею водить автомобиль, стрелять из пулемета, бросать гранату, оказывать медицинскую помощь и имею специальность телефонистки, - признается Октябрьская. - Что же я сижу в глубоком тылу? Ведь я подготовленный воин!»

Но попытки попасть на линию огня оказались тщетными. Тогда, продав все свои вещи, Мария жертвует деньги (50 000 рублей) на строительство танка, но с одним условием - назвать машину «Боевая подруга» и разрешить ей стать членом экипажа этого танка.

Фото: архив Томского областного краеведческого музея

И вот она – водитель-механик боевой машины в составе группы младшего лейтенанта Петра Чеботько, сержанта Геннадия Ясько и сержанта Михаила Галкина. Всем этой команде придется пережить многое…

Фронт двигался на запад, когда у «Боевой подруги» сорвало гусеницу. Нужно выйти наверх. Ее мальчики (так она их называла) всегда оберегали Марию и опасную работу брали на себя. Вот только Октябрьская, не дожидаясь приказа, вылезла через люк. Вместе с Мишей Галкиным исправили поломку и вернулись обратно. Но затем в одном из тяжелых боев Октябрьскую ранило осколком мины.

Все члены ее экипажа ждали радостной новости о выздоровлении своей «мамы». Но…выздоровления не случилось.

15 марта 1944 года Мария Октябрьская скончалась в одном из госпиталей Смоленска. Хоронили ее там же. За гробом шли военные гарнизона, коллектив госпиталя и ее боевые друзья Петя Чеботько, Гена Ясько и Миша Галкин.

 
Статьи по теме:
Как белая магия поможет защитится от врагов Черная магия как наказать обидчика по фотографии
Человеку свойственно хотеть жить лучше. Для этого он тратит уйму времени и энергии, чтобы купить дом и машину, завести семью, устроиться на престижную работу. Но найдутся люди, которые будут завидовать, стремиться навредить, радоваться неудачам других. В
Заговор таганцева. Невинно расстрелянный Н. Гумилев. Версии о действительном состоянии «организации Таганцева»
Действительно существовал, слава Богу. Дважды уничтожить этих людей чекистам и прокурорам не удалось.Летом 1921 года ПетроЧеКа арестовала более 200 человек по делу т.н "Петроградской боевой организации", возглавляемой профессором Таганцевым. 31.08.1921 б
Город Молога – российская Атлантида
В Ярославской области на Рыбинском водохранилище из воды показались постройки города Молога, который был затоплен в 1940 году при строительстве гидроэлектростанции. Сейчас в регионе маловодье, вода ушла и обнажила целые улицы: видны фундаменты домов, стен
Конспект занятия Словарь на букву м
Тема: Звуки М – Мь. Буква М Программные задачи: * Закрепить навык правильного произношения звуков М и МЬ в слогах, словах и предложениях * Нахождение положения звуков в слове * Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости * Анализ слов типа СГС. * Чтение