Задания на правописание и ы после ц. Правописание гласных «о» - «ё» после шипящих и «ц

Правописание гласных -И (-Ы) после Ц.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

После ц пишется буква и или ы .

Буква ы пишется в следующих случаях.

1. В корнях слов - исключений:

цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).

2. В окончаниях существительных и прилагательных ,

огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.

3. В суффиксе прилагательных -ын ,

сестрицын, Лисицын, царицын, Троицын день .

Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно ,

Царицын, Голицыно .

Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.

Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:

а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен:

цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, иуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;

б) в суффиксах иноязычного происхождения:

организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах:

блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

ИТОГ:

Пишите И:

  • в корне слова:ци рк , ци фра ;
  • исключения : цы ган , цы ц , на цы почках , цы плёнок .
  • в словах на -ЦИЯ:секци я , станци я , станци онный .

Пишите Ы:

  • в суффиксах:Сестрицы н , Птицы н , Царицы но .
  • в окончаниях:улицы , станицы , сестрицы .

Примечание:

В фамилиях сохраняется традиционное написание: Птицы н , Ци ци н .

Задания:

1. Исправь ошибки:

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте.

Ц…ган, милиц…я, акац…я, нарц…сс, панц…рь, на ц…почках,

ц…нга, лисиц…н, ц…плята, с улиц…, секц…я.

3.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте

Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_,

ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий, из-за дверц_.

4.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .

Рац_я, Цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.

5.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .

Ц…ган на лекц…и листал страниц…, а Синиц…н читал ц…таты.

6.Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму.

1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то - умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.

1. После ц буква ы пишется:

а) в окончаниях существительных, например: водицы, концы, молодцы;

б) в окончаниях прилагательные, например: куцый (куцым и др.), светлолицый (светлолицые и др.);

в) в суффиксе -ын-, например: сестрицын, Птицын, Царицын.

Буква и после ц пишется во всех остальных случаях: цикорий, цинга, цинк, панцирь, позиция, медицина и др.

Исключения: цыган, цыкать, цыпленок, на цыпочках, а также некоторые однокоренные слова: цыганский, цыц, цыплячий и т. п.

2. После ц не пишутся буквы ю, я, а пишутся у, а, например: цукаты, царапать. Исключениями являются нерусские собственные имена: Цюрупа, Цяньнань и т. п.

Буквы о или е после ц под ударением пишутся в соответствии с произношением, например: цокать, яйцо, танцор, молодцом, с ленцой; целить, целый, ценный, цепи.

В безударном положении о после ц пишется только в слове цокотать (и производных от него - цокотуха, цокотушка), а также в нескольких иноязычных словах: герцог, палаццо, скерцо и др.

Упражнение 38. Выпишите слова с сочетаниями цы и ци и объясните правописание этих слов.

1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал. (П.) 2. У дверей светлицы Швабрин опять остановился. (П.) 3. Полукругом стояли краснолицые музыканты, неистово дуя в трубы. (Горьк.)

4. Бойцы потихоньку передавали друг другу, что командирам объявлен секретный приказ. (Злоб.) 5. Черницын, оперевшись на карниз печки, упрямо не поднимал глаз. (Верш.) 6. Пусть Мотря Михайловна запланирует у себя в бригаде побольше пшеницы. (Кравч.) 7. Цыганка прикусила червонец еще крепкими зубами. (Т. Т.) 8. Ваня на цыпочках отошел от стола и положил трубку в зеленый телефонный ящик. (Первом.) 9. Цифры, как и факты,- вещь неоспоримая.(Джум.) 10. Некоторым товарищам Иван уже успел сказать, что отец уезжает сражаться в рядах интернациональной бригады. (Злоб.)

Упражнение 39.

1. Был я в то время студентом в провинциальном университете. (Л. Т.) 2. А дело в том, что во время этой самой сильной любви к ней был я в последний день маслениц… на бале у губернского предводителя. (Л. Т.) 3. Спешат темнолиц…е рабочие, безоружные солдаты, какие-то растрепанные женщины. (Горьк.) 4. Все же Синиц…н и на этот раз успел вывернуться и коснулся ковра лишь одной лопаткой. (Наг.) 5. Куц…й песик бросился навстречу малышу. (Могил.) 6. Однако Иван Гаврилович, продолжавший вести наблюдение из каменной щели, велел им тихонько сидеть у него за спиной и даже ц…кнул на расшумевшихся ребят. (Л. К. и М. П.) 7. Не зажигая огня, Маня прошла в горницу, открыла ящик, собрала кое-какие вещи в платок и тихо, на ц…почках, вышла. (Марк.) 8. Одновременно перебазировались на более дальние рубежи и армейские тылы - склады, мастерские, редакция, аэродром. (Злоб.) 9. Утром, когда Семен был на станц…и, в Дубках, стало известно, что началась война. (Краеч.) 10. Володя и Ваня, заметив лазейку между камнями, как ящериц…, юркнули туда один за другим. (Л. К. и М. П.)

Упражнение 40. Объясните правописание гласных после ц.

Гарцевать, герцогиня, курицей, овцой, облицовка, отцов, пальцев, сердце, сердцем, танцевать, цап-царап, цаца, цеце, цезарь, цоп, цоколь.

Упражнение 41. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Дворц… и палацц…, рассованные по разным укромным уголкам Европы, пошли с молотка вместе с фамильными редкостями. (М.-С.) 2. Грибоедовский лакей Александр Грибов уже пучил свои свинц…вые глаза - ни дать ни взять знаменитый полковник. (Голуб.) 3. Фрося - деревенская девушка, пахнувшая ситц…м и мылом,- из-под опущенных ресниц она поглядывала на всех синими испуганными глазами. (Пауст.) 4. Потом вынули дорожную карету, ее везли запряженные ц…гом шесть лошадок. (Т. Т.) 5. Силой вы хотите выдать Манешку, и в таком деле я вам не советчиц… . (Марк.) 6. И бойц… повернули к месту, где валялись два трупа, и один из красноармейцев развязал руки Бехбиту. (Джум.) 7. Крайнов изо всех сил ударил врага ногой в живот и сбил наземь, но не удержался и сам повалился лиц…м вниз. (Джум.) 8. Кучерявый озорной козленок ц…котал по земляному полу крохотными копытц…ми. (Шол.) 9. Впрочем, какое в конц… конц…в значение имеет для него шоссе? (Кравч.) 10. В пять часов утра Чебрец…в наконец сообщил, что достиг указанных рубежей. (Злоб.) 11. Конь побежал рысц…й - не пришлось и кнутом взмахнуть. (Кравч.)

Упражнение 42. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Визг кнутов по ободранным, обезумевшим от усталости клячонкам, оранье обезумевших от водки распоясовц…в, оранье хриплое и изо всех киш…к, оранье, переполненное ругательствами, гранью, песнями, ц…лою туч…й висит над этим чудовищ…м. (Усп.) 2. Посулов светлолиц…й, его юное, больш…глазое лиц… напоминало женщину вкрадчивым мягким взглядом. (Горьк.) 3. У Тюрина сделали обыск, нашли несколько революционных брош…р, и студента арестовали. (Л. Т.) 4. Курил Савка преуморительно: свернет из газетной бумаги крюч…к, набьет крупкой, зажж…т. (М.-С.) 5. Давыдов грохнулся на заскрипевший сундук, побагровел, пятерней откинул со лба глянц…вито-ч…рные пряди волос. (Шол.) 6. На сенокос волченорц… выехали всем селом рано утром после Петрова дня с ноч…вкой. (Марк.) 7. Соловьи смолкли,- сладко и сильно Ц…кал и рассыпался только один - под самым шалаш…м. (Бун.) 8. Ж…лтые станционные огни, тускло расплывшиеся в ч…рном небе, напоминали яичные ж…лтки, выплеснутые на чугунную сковородку. (Хаз.) 9. Тогда дед Щ…карь начал тихонько их прикликать: «Ц…п, ц.,.п, ц…п, ц…п! Ц…паньки! Мамушки!» - звал он ш…потом. (Шол.) 10. Всем было ясно, что хлеб подожж…н и что подж…г - дело рук своих людей. (Буб.) 11. Петуш…к с острым, еще не вполне оформившимся гребешком и куц…м хвостом молодц…вато взлетел на крышу. (Бабаев.) 12. От бросившейся щ…ки серебряным фонтаном вылетела из воды молодь: потревоженные лопухи, кувшинки закачались,- начинался ранний утренний ж…р рыбы. (Пермит,) 13. Мелькали татары в белых поярковых шляпах, чуваш… в длинных холщ…вых рубахах, расш…тых цветным гарусом, взъерошенные ц…ганки. (Голуб.) 14. Мужики жадно затягивались, и ц…гарки, вспыхивая, кроваво освещали как бы одну взъерошенную здоровенную бороду, бесконечный оскал, частокол зубов, узкий, острый, как нож, прищ…р огромных глаз. (Смирн.) 15. Только иней мерцал и таял у нее на бровях да наливались румянц…м, с синью, крутые щ…ки, так, кажется, кровь из них и брызнет. А дочка-ученица, бесстыдниц…, нисколько не боясь и не стесняясь Татьяны. Петровны, своей строгой учительниц…, посиживала удобно на материнских крепких руках. (Смирн.)

Упражнение 43. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Потом, разговаривая в коридоре ш…потом, если с тобой увязались приятели и приятельниц…, на ц…почках, чтобы не обеспокоить Татьяну Петровну, пробраться в класс. Постоять в дверях, удивляясь, что класс как бы ч…точку не твой; не то чтобы вовсе ч…жой, а немножко не такой, как всегда: непривычно пустой, тихий и холодно-гулкий. Наверное, поэтому воскресные гости стараются не ш…меть, продолж…ют говорить сиплым от простуды ш…потом, кашлять в кулак, добираются осторожно до своих парт. Тут ничего не изменилось, все по-прежнему родное, разве что остывшая за ночь, особенно ч…рная крышка парты, как ледяная. От нее сразу зябнут руки. Но беда невелика: можно гусиные лапы греть попеременно за пазухой, а стриж…ную белобрысую голову, которая неожиданно нач…нает выпраш…вать у хозяина ш…пку, надо поч…ще и посильнее царапать пятерней, тогда в волосах заведется электричество, и тепла хоть отбавляй. Скоро за делом - за красками, глиной, за ж…рналами «Вокруг света» и «Природа и люди» - становится и вовсе ж…рко.

А тут еще заглянет в класс Григорий Евгеньевич в бумазейной враспояску рубахе, в валенках и овч…нной безрукавке по-домашнему, посидит с тобой за партой с краю, помолчит, покашляет, посмотрит твои глиняные художества и, смеясь, скажет негромко:

Слон у тебя не получ…лся. Гм … Может, кота сляпаешь, чтобы глина не пропадала даром? Если постараться, выйдет обязательно. Например, хобот превратить в кош…чий хвост, а? Действуй смелей! Усы не забудь.

И ни о ч…м не спросит, не станет гладить по голове, а только взглянет грустно-ласково в глаза, все понимая, и стиснет одобрительно Ш…ркины плечи.

Ах ты, муж…ч…к мой с ноготок, искатель праведной книги!..

Правописание Ы и И после Ц

Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).

Упражнение

1. – Прошу немножко повременить, – произнес чиновник, ставя одною рукою ц_ фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь)

2. Стыла кровь у всех, кто этот волчиц_ н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп)

3. – Где это ты, зверь, отрезал нос? – закричала она с гневом. – Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиц_ и. Разбойник какой! (Н. Гоголь)

4. Степан Трофимович нарочно глупейшим образом переводил иногда русские пословиц_ и коренные поговорки на французский язык, без сомнения, умея и понять и перевести лучше; но это он делывал из особого рода шику и находил его остроумным. (Ф. Достоевский)

5. Газета может потерять репутац_ ю. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то... И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. (Н. Гоголь)

6. Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнац_ ю предпочитал всему. «Это вещь, – обыкновенно говорил он, – уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». (Н. Гоголь)

7. В это время выглянул в дверь ц_ рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь)

8. Мотор поц_ кал и смолк. (В. Набоков)

9. …Это был молчаливый белолиц_ й человек, со стоявшими дыбом короткими жесткими волосами на кубическом черепe и рыбьим взглядом холодных глаз, – по специальности латинист, а впоследствии довольно видный советский чиновник. (В. Набоков)

10. Я всегда хотел найти верного друга, мы бы с ним музиц_ ровали, он бы в наследство мне оставил дом и цветник. (В. Набоков)

11. Помнишь, мы как-то завтракали в ему принадлежавшей гостинице, на роскошной, многоярусной границе Италии, где асфальт без конца умножается на глиц_ нии и воздух пахнет резиной и раем? (В. Набоков)

12. Все психические заболевания объяснимы подсознательной памятью о несчастьях предков пац_ ента, и если больной страдает, скажем, мегаломанией, то для полного его излечения стоит лишь установить, кто из его прадедов был властолюбивым неудачником. (В. Набоков)

13. Диссертац_ я эта ловко и больно уколола тогдашних славянофилов и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. (Ф. Достоевский)

14. Осклабясь, он скинул свой куц_ й пиджак, снял через голову мохнатую темную фуфайку. (В. Набоков)

15. Но он тогда самбиц_ озничал и с особенною поспешностью распорядился уверить себя раз навсегда, что карьера его разбита на всю его жизнь «вихрем обстоятельств». (Ф. Достоевский.)

16. Мысль ц_ ническая; но ведь возвышенность организации даже иногда способствует наклонности к ц_ ническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития. (Ф. Достоевский)

17. Это была одна галлюц_ нац_ я пред болезнью, тем более, что в ту же ночь он и вправду заболел на целых две недели. (Ф. Достоевский)

19. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних соц_ алистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. (Ф. Достоевский)

20. Нац_ ональность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и в добавок еще московской. (Ф. Достоевский)

21. В ожидании же устроили почтенному и обиженному Петру Павловичу целую овац_ ю: обнимали и целовали его; весь город перебывал у него с визитом. (Ф. Достоевский)

22. Ощупью направился он влево, к кухонной двери, отыскал ее, прошел сенц_ и спустился по лестнице. (Ф. Достоевский)

23. По-прежнему приятели, по-прежнему попойки, клуб и карты, и репутац_ я атеиста. Мне эта репутация не нравится, Степан Трофимович. (Ф. Достоевский)

24. Даже гулять выходил, для необходимого моц_ ону, только в полные сумерки, когда уже совершенно темнело. (Ф. Достоевский)

25. Все наши еще с самого начала были офиц_ ально предуведомлены о том, что Степан Трофимович некоторое время принимать не будет и просит оставить его в совершенном покое. (Ф. Достоевский)

26. - Алексей Нилыч сами только что из-за границ_ , после четырехлетнего отсутствия, – подхватил Липутин, – ездили для усовершенствования себя в своей спец_ альности. (Ф. Достоевский)

27. Они только наблюдения собирают, а до сущности вопроса или, так сказать, до нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принц_ па всеобщего разрушения для добрых окончательных целей. (Ф. Достоевский)

28. Издается в России множество столичных и провинц_ альных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. (Ф. Достоевский)

29. Кстати: здесь скопц_ есть в уезде, любопытный народ... (Ф. Достоевский)

30. Дочь у ней куда-то в Турц_ ю муж завез, и двенадцать лет ни слуху ни духу. (Ф. Достоевский)

31. Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц_ почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский)

32. При входе на нашу огромную рыночную площадь находится ветхая церковь Рождества Богородиц_ , составляющая замечательную древность в нашем древнем городе. (Ф. Достоевский)

33. Проснувшись на завтра, свежий как яблоко, тотчас же отправился в ц_ ганский табор, помещавшийся за рекой в слободке, о котором услыхал вчера в клубе, и в гостиницу не являлся два дня. (Ф. Достоевский)

34. – Как так, вы разве пошли бы в пятерку, если б я вам предложил? – брякнул вдруг Верховенский и положил ножниц_ на стол. (Ф. Достоевский)

35. Он решился отнестись прямо в газетную экспедиц_ ю и заблаговременно сделать публикац_ ю с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или, по крайней мере, дать знать о месте пребывания. (Н. Гоголь)

36. Не стану описывать в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает? В ближайших проулках от пылавшей улиц_ суета и теснота стояли непомерные. (Ф. Достоевский)

37. Оказалось, что одна помещица, Надежда Егоровна Светлиц_ на, велела ей еще вчера поджидать себя в Хатове и обещалась довезти до Спасова, да вот и не приехала. (Ф. Достоевский)

38. Варвара Петровна схватила ее за руку, как коршун ц_ пленка, и стремительно потащила к Степану Трофимовичу. (Ф. Достоевский)

39. Главное томило всех то, что из всей представлявшейся путаниц_ ничего нельзя было извлечь общего и связующего. (Ф. Достоевский)

40. Вода лизала низкий берег, покрытый тростниками, нарц_ ссами и напряженной плотью нераспустившихся ирисов. (Дж. Апдайк)

41. Самое благородное и безупречное негодование загорелось в душе ее, когда, надевая шаль, она поймала на себе смущенный и недоверчивый взгляд своей воспитанниц_ . (Ф. Достоевский)

42. Был, например, один момент в «Раковом корпусе» у Солжениц_ на, когда русская проза, а с нею и сам писатель, подошли на расстояние двух или трех абзацев к решающему прорыву. (И. Бродский)

43. Потому что – потерпите, дети, страдать осталось всего семь минут – хотя потенц_ ально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду.(Дж. Апдайк)

44. Туша бронтозавра весила тридцать тонн, а мозг – всего две унц_ и. (Дж. Апдайк)

45. Но подобно тому, как на листе бумаги, заштрихованном черным карандашом, проступают стершиеся, давным-давно закрашенные на крышке парты иниц_ алы и надписи, эта картинка снова оживила во мне тоску и страх за отца. (Дж. Апдайк)

46. Мальчик хотел стать доктором медиц_ ны, но не доучился и вот стал живодером. (Дж. Апдайк)

47. Утки и лягушки наперебой хрипло и ликующе кричали на заболоченном озере, проглядывавшем сквозь заросли вишен, лип, акац_ й и диких яблонь. (Дж. Апдайк)

48. Я всегда пил здесь лимонад, как бы прощаясь с ц_ вилизац_ ей перед тем, как нырнуть в ту темную глушь, которая по какой-то нелепой ошибке стала нашим домом. (Дж. Апдайк)


5. ПРАВОПИСАНИЕ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

В РАЗЛИЧНЫХ МОРФЕМАХ.

О И Е ПОД УДАРЕНИЕМ.

О И Е В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицы, вспомните правила написания:

О - Е (Ё) в к о р н я х после шипящих

● Следует изменить слово или подобрать родственное: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка, пчёлы – пчела, щёки – щека и т.д.

З а п о м н и т ь слова, в которых всегда пишется О : шов, шоры, шорох, обжора, крыжовник, чопорный, трущоба, трещотка, чокаться, жокей, жонглёр, шоссе, шоколад, шофёр, капюшон.

Н е с м е ш и в а т ь:

в сущ. – О: ожог руки, подж о г дома.

в глаг. – Ё: ожёг руку, подж ё г дом.

О - Е после шипящих и Ц в с у ф ф и к с а х

и о к о н ч а н и я х существительных

О - Е после шипящих и Ц

в с у ф ф и к с а х наречий

О - Е после шипящих и Ц в с у ф ф и к с а х

и о к о н ч а н и я х прилагательных

Упражнение 32. Вспомните правила на правописание О и Е после шипящих и Ц в различных морфемах. Вставив пропущенные буквы, выучите правило с «исключениями».

А . Ш_колад, ш_фер, крыж_вник,

Ш_в, ш_ссе, обж_ра, ш_рник ,

Капюш_н, ж_кей, чащ_ба,

Ш_рох, ч_порный , трущ_ба .

Б . Ч_каться, щ_голь, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; друж_к, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Упражнение 33. Прочитайте текст выразительно. Выпишите слова с пропущенными буквами на заданную тему.

Объясните правописание Е и О после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях слов.

Объясните расстановку знаков препинания.

Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Ч_порный ч_рт в ч_рной ш_лковой одеж_нке сидел на ж_стком диване и пил деш_вый кофе, изредка ч_каясь со своим отражением в тяж_лом глянцевитом самоваре, стоящем на скатерти ш_коладного цвета. Ч_рт был больш_й обж_ра и, несмотря на изж_гу и больную печ_нку, объедался крыж_вником.

Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч_рт, встряхнув ч_лкой, пустился танцевать чеч_тку . Ц_канье его копыт было столь сильным, что в ц_кольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако ч_рт был не очень искусным танц_ром и, совершив один не совсем удачный скач_к, врезался в самовар и обж_г свой пятач_к, покрытый мягкой ш_рсткой. Ож_г был очень тяж_л. Огорч_нный чёрт кинулся к боч_нку с моч_ными яблоками и сунул в него обожж_нный пятач_к. «Правду говорят, что небереж_ного бог не береж_т», – чертыхнулся ч_рт чертовской пословицей.

(С. Волков)

Упражнение 34. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание наречий.

Хорош…выглядеть, горяч… от солнца, свеж… на палубе, музыка действует вдохновляющ…, защитить диплом блестящ…, бежать неуклюж…, говорить общ…, надвигалась зловещ…, рассказывать певуч…, закричать угрожающ…, отвечать вызывающ…, улыбаться заскивающ…, волнующ… прекрасное выступление.

Упражнение 35. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. ●Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Ч_порный человек, устранить ш_винизм , жёлтый капюш_н, железный ж_лоб , крепкий ш_в, старый ж_рнов , жалкая трущ_ба , крупный ж_лудь, погрузить в щ_лочь , гладкое ш_ссе , крупный обж_ра, опытный ш_рник, ловкий ж_кей, густая чащ_ба .

Упражнение № 36. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы.

Сделайте вывод о выборе орфограммы Ё – О в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый , расположив их в порядке усиления признака.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_ким малыш_м; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.

Упражнение № 37. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя их правописание.

1. Ухаж_р сломал деревянный каблуч_к, поэтому не смог танцевать чеч_тку. 2. Был огорч_н мальч_нка, потерявший купленный сач_к. 3. Если увлечённый папа готовит крюч_к, значит, на рыбалку его сердце влеч_т. 4. Хотя могли мы двери открыть обыкновенным ключ_м, кто-то до нас их сломал кирпич_м. 5. Стажер, победивший в конкурсе, получил знач_к. 6. В кош_лке несли срезанный сморч_к для начинки в пирож_к. 7. Настолько обж_ре надоела диета, что он съел за ужином три свиные котлеты, тарелочку жареной печ_нки и баночку консервированной туш_нки.

Упражнение № 38. Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.

Упражнение № 39. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте таблицу, дополните ее своими примерами.

6. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ Ы И И

ПОСЛЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило правописания г ласных Ы и И после приставок


Ы:

И:

●после всех русских приставок, оканчивающихся согласным звуком: играть – с ы грать, от ы грать;

искать – под ы скать, раз ы скать, из ы скать, раз ы скиваемый роз ы ск, вз ы скание и др.


●после приставок, оканчивающихся гласным звуком, в корне, начинающемся с буквы и: по и ск, не и нтересный, на и гранный

●после приставок МЕЖ-, СВЕРХ-: меж и нститутский, сверх и зысканный и др.

●после иноязычных приставок и частиц КОНТР-, ДЕЗ-, ТРАНС-, ПАН- пан и сламизм, дез и нформация, контр и гра, дез и нфекция, суб и нспектор и др.

●в сложных словах: мед и нститут, спорт и нвентарь, пед и нститут, сан и нспекция и др.


З а п о м н и т ь:

взирать

изымать


отнимать

подымать

поднимать

отымать

снимать

взимать

Упражнение № 40. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значения выделенных слов.

Без_дейный, без_скусственный, без_скусный , небез_звестный, небез_нтересный, пред_юльский, под_мать, с_мпровизировать, из_скательский, без_глый, из_мать, сверх_зысканный, вз_мать, транс_орданский, суб_нспектор.

Упражнение № 41. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание. Выполните полный синтаксический разбор 1-го предложения.

1. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред_дущего. (И.Павлов) 2. Эта река принимает в себя без_мянный приток. (В.Арсеньев) 3. Барыня разгневалась, расплакалась, велела от_скать его (Герасима). (И.Тургенев) 4. Было приказано, от_скав брод, перейти на ту сторону. (Л.Толстой) 5. Судя по посадке людей и по тому, как мотали головами раз_гравшиеся лошади, эскадрон только что шел на рысях. (А.Фадеев) 6. Спокойное отчаяние, без_сходная тоска звучали в песне моего товарища. (М.Горький) 7. Нам предстояла сверх_нтересная поездка.

Упражнение № 42. Прочитайте данные сочетания слов сначала без предлогов, затем – с предлогами. Что наблюдаем в произношении начального гласного И? Отразите это в транскрипции. Замените данные сочетания слов одним словом по о б р а з ц у: без имени – безымянный; под, игра – подыграть.

1. От имени, между империалистами, без инициативы, впреди идущий, перед историей, без исхода, без идеи, перед июнем, между издатлями, между институтами, перед инфарктом.

2. Под, искать; раз, искать; из, искать; сверх, интерес; раз, игра; под, итог; спорт, инвентарь.

7. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ Ы и И ПОСЛЕ Ц

В Н И М А Н И Е! И - Ы после Ц .

Упражнение № 43. А. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ц_ плята весь день на ц_ новке лежали.

Ц_ плята ц_ нгою ужасно страдали.

Ц_ ган их на ц_ почках водит в больницу.

Велел им там доктор ц_ булей лечиться.

Был доктор в халате, как в панц_ ре жук.

«Ц_ буля, – сказал, – не микстура, а лук».

Б. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Используя данные примеры, составьте схему правил: «Ы и И после Ц».

●Объясните значение выделенного слова. К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения? Составьте с данным словом предложение.

Ц_нковый гроб, выписать ц_тату, ц_кнуть на брата, теплая ц_гейка, античная ц_вилизац_я, хорошая дикц_я, новый ц_ркуль, вспышка зарниц_, иниц_ативный сосед, явный ц_низм, толстый панц_рь, смуглолиц_ый человек, сестриц_н платок, приехать в Цариц_но, пож_лая ц_ганка, ц_клонный ветер, золотой ц_ферблат, агитац_я пац_фиста , желтый ц_пленок, ц_ц, встать на ц_почки, круглолиц_й ребёнок.

Упражнение № 44. Выпишите из текста слова с И и Ы после Ц, распределив их в две колонки. Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора И и Ы после Ц.

и | ы

Аттракц_онов в ц_рковом представлении было много. Все птиц_: и скворц_, и синиц_, и даже неуклюжие куриц_ – были молодц_ и необыкновенные умниц_. Они становились на ц_почки, весело клевали огурц_ и перелетали со спиц_ на спицу. Самая большая курица водрузилась на панц_рь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать ц_трусовые.

Скворц_, эти неутомимые бойц_, так толкали друг друга, как будто на арене ц_рка происходила настоящая революц_я.

Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый ц_ган в ц_линдре с ц_пленком в руках. За ц_ганом на ц_почках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький ц_пленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали ц_фры, показанные ему.

В конце выступления ц_ган, к всеобщему изумлению, достал из маленького ц_линдра цветы: нарц_ссы, настурц_и – и под бурные аплодисменты подарил их зрителям. (Из газеты «Русский язык»)

Упражнение № 45. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфемы, в которых есть орфограммы «И – Ы после Ц в различных частях слова».

Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Подберите антонимы к словам принц_пиальность, д_сс_миляция.

А. Ин_ц_атива, классиц_зм, делегац_я, акц_онер, лисиц_н, агитац_я, декл_рац_я, антиц_клон, бледнолиц_й, газ_фикац_я, ц_ремония, интел_генц_я, ц_пенеть, модернизац_я, канц_лярия, ц_вилизац_я, ц_низм, операц_я, прец_дент , исц_лить, синиц_н, коэф_ц_ент, провинц_альный, коллекц_я, Птиц_н, лиц_мер, эксплуатац_я, ин_ц_алы, демокр_тизац_я, ц_нзура, проц_дить, инц_дент, ц_ркуляр, плоскогубц_, ц_линдр, эск_лац_ия , ц_почка, ц_рюльник, проц_дура, комп_нсац_я, д_сс_миляц_я , принц_пиальность, ц_плята, взять под уздц_, расц_ловаться, рец_нзент, дисц_плина, оц_пенеть, рец_див , нац_я, ц_кличность, рац_он, ауд_енц_я, грац_озный, сц_пление, соц_ология , ц_лебный, энц_клопедия, тр_диц_я, рез_денц_я, спец_алист, рест_врац_я, информац_я.

Б. Ц_рк, ц_ркуль, панц_рь, ц_гейка, ц_фра, ц_нк, ц_тата, ц_трусовый, демонстрац_я, акац_я, станц_я, информац_я, медиц_на, коллекц_я, репетиц_я, ц_ркач, ц_рковой, ц_тировать, ц_кл, ц_клон, ц_клоп, ц_ник, ц_анистый, ц_гарка, операц_я, ц_ган, ц_кнуть, ц_пленок, ц_плячий, ц_ганский, продукц_я, милиц_я, позиц_я, экспедиц_я, редакц_я, сигнализац_я, иниц_атива, репродукц_я, спец_альность, ц_ркуляция, иллюстрац_я, отц_, огурц_, улиц_, молодц_, бойц_, удальц_, девиц_, красавиц_, учениц_, танц_, сестриц_, лестниц_, столиц_, гусениц_, куниц_, птиц_, синиц_, овц_, ножниц_, рукавиц_, щипц_, конц_, бледнолиц_й, круглолиц_й, сестриц_н, лисиц_н, Куниц_н, Пшениц_н, на ц_почках, ассоциац_я, интеллигенц_я, провинц_я, дикц_я, скворц_, смуглолиц_й, спиц_, зарниц_, иниц_алы, принц_пы, пац_енты, репутац_я, грац_я, реализац_я, ц_ничный, эмоц_и, соц_альный, символизац_я, иллюминац_я, администрац_я, авиац_я, инспекц_я, полиц_я, ассигнац_я, формац_я, оконц_, пальц_, станиц_, мельниц_.

Упражнение № 46. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

В словах с пропуском букв, в которых есть орфограммы «И – Ы после Ц в различных частях слова», выделите морфемы.

Дайте толкование выделенного слова, подберите к нему синонимы.

Выполните синтаксический разбор 9-го предложения.

Разберите по составу слова ц_пленок, беспринц_пным, сестриц_н, зубч_тые .

1. Ц_пленок (не)известно зачем попавший в дом с_ротливо п_щал бродя по гостиной. (И.Бунин) 2. Машинист попыхивая ц_гаркой поглядывал в окошко словно чего(то) ож_дал. (М.Шолохов) 3. Зубчатые стены ц_тадели кажутся панц_рной чешуей доисторического ч_довища насторож_но застывшего у берега залива. 4. Влажный ц_клон с запада принес низкую облачность. 5. Я полностью на вашей стороне одобряю и поддерживаю вашу ин_ц_ативу. 6. Он ок_зался беспринц_пным критиком произвольно кромсавш_м статьи сотрудников. (В.Кулешов) 7. Он долго рассматривал сестриц_н портрет написанный молодым художником. 8. В результате этой реакц_и в ц_линдре образуется п_рошок который (не)возможно уд_лить. (А.Казанцев) 9. Из-за изломанных краев ледяной глыбы вып_лзали трактора волоча за собой т_желые сани с огромными ц_стернами. (А.Казанцев) 10. Выше всего я ставлю служение принц_пу. (А.Казанцев) 11. Несколько раз дост_вал компас молча смотрел на ц_ферблат и уб_рал в к_рман. (В.Мясников) 12. В село въезжают верениц_ поля покинувших телег. (Н.Языков) 13. И были мыслям улиц_ тесны. (В.Устинов) 14. Варька на ц_почках подкралась к кровати (не)отрывая взгляда от лица спящего. (Б.Акунин) 15. Парень прошел к камельку снял рук_виц_ взял их (под)мышку прот_нул руки к плите. (В.Шукшин) 16. Птиц_н как(то) (не)лепо взм_хнув руками устр_мился в ворота. (А.Адамов) 17. Когда я ехал бумага билась о спиц_ и изд_вала быстрый тихий треск похожий на шум авиац_онного двигателя. (В.Пелевин) 18. Все дружно поедали вареных раков так что во все стороны летели высосанные клешни лапки и панц_ри. (В.Ленцов) 19. От частого употребления некоторые ц_таты бл_стят как перила. (В.Пелевин)

8. ПРАВОПИСАНИЕ А, У и И ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания А, У, И после шипящих.

П о с л е ш и п я щ и х вместо Я, Ю, Ы пишутся А, У, И : чаща, чудеса, пережиток, шиповник и др.

И с к л ю ч е н и я : брош ю ра, ж ю ри, параш ю т; иноязычные имена собственные: Ж ю ль (Верн), Лонж ю мо, Ш я уляй и др.

Упражнение № 47. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Используя данные примеры, составьте схему правил: «А, У и И после шипящих». ●Объясните значение выделенного слова. К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения? Составьте с данным словом предложение.

А. Луж_, лыж_, чиж_, ж_лище, ж_вотные, ж_тели, уж_н, ж_ры, нож_, еж_, маш_на, ш_на, мыш_, тиш_на, шалаш_, уш_, груш_, ш_нель, ш_шки.

Б. Ч_й, ч_шка, ч_йник, задач_, дач_, овч_рка, ч_сы, зайч_та, ч_йка; щ_ка, ч_до, ч_лки, площ_дь, щ_вель, рощ_, ч_щ_ , ч_ша, пощ_да, пищ_а.

В. Пуш_стый, ш_рокий, душ_стый, ч_ткий, свеж_й, ч_жой, рыж_й, хорош_й; крич_т (что делают?), стуч_т (что делают?), пищ_т (что делают?), ищ_т (что делают?), прощ_ют.

Г. Ж_тейская мудрость, тонкая брош_ра, беспощ_дный поступок, прич_дливый узор, прищ_рить глаза, секретная ш_фровка, справедливое ж_ри, оч_титься рядом, свеж_й ч_й, фарфоровый ч_йник, ч_десный вечер, дощ_тая перегородка, сменить ш_ны, поч_вствовать недомогание, ш_рокие улиц_, решение ж_ри.

Упражнение № 48. Внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Выполните синтаксический анализ четвертого предложения.

Интерес к дальним странам привел Арсеньева на берега Тихого океана. Он полюбил этот край, его природу и почти всю ж_знь изуч_л её. С котомкой за плеч_ми ходил он по вековечной тайге. Арсеньев исходил этот край вдоль и поперёк, плавал по порож_стым, горным речкам. Ч_сто лодки путешественников опрокидывались, и всё имущество экспедиц_и уходило ко дну.

Книга Арсеньева «В дебрях Уссурийского края» завоевала ш_рокую известность. (По И.Халтурину)

Упражнение № 49. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений А.С. Пушкина. Выучите их наизусть. Вставьте карандашом пропущенные буквы.

1. На холмах Грузии леж_т ночная мгла;

Шумит Арагва подо мною.

Мне грустно и легко; печ_ль моя светла;

Печ_ль моя полна тобою.

2. Я помню ч_дное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

И снились милые ч_рты.

3. У лукоморья дуб зеленый;

Златая ц_пь на дубе том:

И днем и ночью кот уч_ный

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там ч_деса, там Леш_й бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

9. ПРАВОПИСАНИЕ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД

ГЛУХИМИ И В КОНЦЕ СЛОВА.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

ПЕРЕД ЗВОНКИМИ.

В Н И М А Н И Е! Используя таблицу, вспомните правило написания звонких и глухих согласных в различных частях слова.

При произношении звонкие согласные (Б, В, Г, Д, Ж, З) перед глухими согласными (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и в конце слов оглушаются: робкий, скользкий, редкий, плод, мороз, гараж, изморозь, боб и др. ; глухие же перед звонкими согласными произносятся как звонкие: просьба, молотьба, отдать, сдать и др.

1. Написание согласного звука в к о р н е слова можно проверить путем изменения слова или подбора такого однокоренного слова, в котором после проверяемого согласного стоит гласный или согласные в, м, н, л, р: зуб – зубы, зубной, суд – судить, грабеж – грабежи и др. Прежде всего, нужно прочно усвоить все возможные способы проверки сомнительных согласных:

1) изменить число существительного: ногти – ноготь, локти – локоть;

2) изменить падеж существительного: луг – на лугу, лук – в луке;

3) заменить существительное глаголом: молотьба – молотить, без оглядки – оглядываться;

4) использовать уменьшительные суффиксы: справка – справочка, гладкий – гладенький;

5) образовать краткую форму прилагательного: вязкий – вязок, чуткий – чуток.

● Правописание слов, к которым невозможно подобрать родственные слова, следует проверять по словарю: вокзал, футбол, таджик и др.

2. Выбор согласных в п р и с т а в к а х зависит от последующего звонкого или глухого, от положения согласного перед гласным или перед согласными м, н, л, р: разбить – расшить – разнять – разобрать и др.

3. Чтобы не ошибиться в написании согласных в д р у г и х ч а с т я х слова, нужно помнить также о наличии и отсутствии таких морфем. Н а п р и м е р, по д таять, с бежа вш ий : нет приставок ПОТ- и З- ; нет суффикса -ВЩ- и т.д.

Упражнение 50. Перепишите, вставляя звонкие или глухие согласные в корне. Объясните выбор написания согласных.

Безрука_ка, блю_це, вязаные варе_ки, _кусная ватру_ка, газетная выре_ка, выру_ка леса, вы_ший пилотаж, ги_кая гимнастка, гла_кая поверхность, голодная дворня_ка, деревя__ка, дер_кий ответ, жеребье_ка, жи_кий раствор, жу_кий сон, заморо_ки, зы_кая надежда, издер_ки производства, кно_ка, кос_ба, кро_ки хлеба, кру_ка молока, надувная ло_ка, наглая ло_ь, молот_ьба, мя_кий хле_, насле_ство, ни_кий, ни_ший балл.

Упражнение 51. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните те слова, в которых звонкие произносятся, как глухие. Обозначьте их в транскрипции.

●В ходе чтения объясните правописание орфограмм. Заполните таблицу подходящими примерами.


Орфограммы в приставках

Орфограммы в корнях

Орфограммы в суффиксах

Орфограммы в окончаниях

1. Ска_ка – ло_ь, да в ней намёк, добрым моло_цам урок. 2. Стоит избу_ка на курьих но_ках. 3. На ло_ца и зверь бежит. 4. Не гони коня кнутом, а гони его о_сом. 5. Жемчу_ добывают в море. 6. Гре_цы гре_ли дру_но. 7. Какова ры_ка, такова и ушица. 8. Терпенье и тру_ всё перетру_. 9. Шёл долговя_, в сыру землю увя_ (дож_ь). 10. Без ру_, без но_, а воюет (ветер). 11. Медведь неуклю_, да дю_.

Упражнение 52. Образуйте слова по данным образцам.

1. Сладок – сладкий; гладок..., робок..., хрупок..., гибок..., цепок..., низок..., дерзок..., резок..., мягок..., вязок..., узок..., близок..., мерзок..., ловок..., тяжек... .

2. Ходить – ходьба; косить..., просить..., резать..., молотить... .

3. Везу – везти; ползу..., несу..., трясу... .

Упражнение 53. Спишите текст, измените выделенные слова так, чтобы после конечного согласного стоял гласный. О б р а з е ц: прут – прутик (прутом, на пруте).

1. Плот спустился вниз по реке. 2. Сосновый плод зрел на солнце. 3. Мухомор – ядовитый гриб . 4. Грипп – заразная болезнь. 5. При входе в избу был высокий порог . 6. Лень – большой порок . 7. Медведь лез на дерево за мёдом. 8. Томный лес шумел. 9. Ломит он у дуба сук и в тугой сгибает лук. 10. Луг , как бархат, зеленеет. 11. Мы – кузнецы, и дух наш молод. Куём мы к счастию ключи. Вздымайся выше, тяжкий молот , в стальную грудь сильней стучи.

10. УПРАЖНЕНИЯ НА ПРАВОПИСАНИЕ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ, ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЗИЦИЯХ.

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ

Упражнение 54. Перепишите слова и сочетания слов, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните обозначение мягкости и твердости согласных.

1. Звер_, кисел_, ден_, мебел_, осен_, портфел_, пыл_, лагер_, январ_, феврал_, июн_, июл_, топол_, календар_, кашел_, медал_, метел_, яч_мен_.

2. Л_дина, мел_ница, тол_ко, пол_за, понедел_ник, вол_но, Гус_, ест_, карас_, дожд_, гвозд_, грозд_, морков_, кров_, тетрад_, голуб_, мед_.

3. Твой брат_ – брат_ книгу, школ_ный мел_ – морская мел_, высокая ел_ – ел_ аккуратно, крепкая стал_ – стал_ на ремонт, вес_ народ – вес_ груза, угол_ дома – каменный угол_, воз _ сена – в_ёз домой, колхозный сад_ – с_яд _ на место.

● Отразите произношение выделенных слов в транскрипции.

Упражнение 55. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по составу слова испытывали, беспрерывно, беспомощно, расстреливали . Проведите синтаксический разбор второго предложения.

Вслед за нетерпеливым озя_шим путейским свистком сразу же началась ра_гру_ка. Несмотря на раны, первое время мы и_пытывали какую-то ра_неженную, умиротворенную невесомость. Мы были _десь последней волной, последним эшелоном перед ликвидацией госпиталя. Рощ_ была начинена пово_ками и грузовиками, бе_пр_рывно по_вози_шими раненых. Время от времени ра_давался звонкий металлический шлепок: это хирург выбрасывал в ц_нковый тазик и_влеченный осколок или пулю к подножию стола. Иногда в палате ра_горался спор о том, как _читать: повезло ли нам, что хотя и такой ценой, но мы уже как-то определились, или не повезло… За несколько минут до того, как меня и_решетило осколками, мы прямой наво_кой ра_треливали выскочи_ших из горящего танка троих немцев. Песок осыпался, они бе_помощно _езжали вни_ и начинали снова кара_каться в своем насекомьем безумии. «Фердинанд» ра_делал нас каким-то городошным ударом, выметая из огневой позиции весь наш ра_чет. Копешкин, будто внемля совету, чуть приоткрывал сухие губы, но зубо_ не ра_жимал, кре_ко держал ими свою боль, сестра цедила с ло_ки супную жижу скво_ь желтые прокуренные ре_цы. (По Е.Носову)

Упражнение 56. Спишите и подчеркните одной чертой буквы, обозначающие звуки Ж, Ш, Ц, которые не имеют парных мягких согласных, и двумя чёрточками буквы, обозначающие звуки Ч, Щ, Й, которые не имеют парных твёрдых согласных. Выпишите три слова, в которых имеются:

1) только твёрдые согласные;

2) только мягкие согласные;

3) твёрдые и мягкие согласные.

Луноход идёт по Луне. Вот перед ним обычный лунный камень. Лунная машина поворачивает направо и идёт дальше. За окном осеннее южное солнце. Первые признаки наступающей зимы. А в Центре дальней космической связи – Луна. Она на телеэкранах, в сердцах людей. Вчера этот луноход был ещё «их», он всецело принадлежал конструкторам и рабочим, сделавшим его, а сегодня он «наш». Он стал родным для каждого гражданина Земли. (В.Губарев)

Упражнение 57. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.

Бе_шабашный ра_гул снижен, приподнятое ра_ положение духа, все дела _даны, ра_писаться ра_машисто и крупно, высоко в_кинув по_бородок, меховая бе_рукавка, постоять в ра_думье, бе_думная радость бытия, _давленная со всех сторон домами станционная площадь, бе_людная улица, о_работать на совесть, весело в_крикнуть, _биться с дороги, ра_розненная стая, и_кушение взяло верх, _был весь хлам, _бросил старую одежду, бе_препятственно продвигаться _перед.

Упражнение 58. Прочитайте внимательно текст. Озаглавьте его. Укажите слова, в которых мягкость согласных передана буквой Ь.

Бой гремел трое суток день и ночь. Ночью над степью. Стояло темно-багровое зарево, которое пронизывалось молниями снарядов. На четвертый день наступления противник не выдержал. Бой стал стихать, и к вечеру вражеские танки покатились обратно. Отсюда и началось и наступление войск степного фронта под командованием генерала И.С.Конева. Наши войска прорвали оборону врага, вступили на Украину и освободили Харьков. (По Б.Полевому)

Упражнение 59. С данными сочетаниями слов составьте предложения так, чтобы получился небольшой связный текст.

1. Назначать поход, большой дуб, остановиться на отдых, костер на берегу, читать стихи, петь песни, отгадывать загадки, рассказывать сказки.

2. Конец декабря, обильный снегопад, зимний холод, последний урок, встречать Новый год, веселый хоровод, добрый Дед Мороз.

11. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь

Тема: Правописание букв ы-и после ц.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • Обучающие:
    • познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
    • научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
    • сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
    • попутное повторение: о-е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, фонетический разбор слова, разбор слова по составу, синтаксический разбор простого предложения;
    • расширить лексический запас учащихся.
  • Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
  • Воспитывающие : вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

  • графопроектор
  • таблица "Написание и-ы после ц"
  • карточки c заданием
  • бланк с табличкой
  • учебник 5 кл. под ред. Ладыженской

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Работа с числом (как мобилизующий этап урока)

Доска: Одиннадцатое марта
Раб. тетр: Классная работа

– Ребята, найдите слово, в котором 12 букв, 11 звуков (одиннадцатое)
– Почему звуков меньше?
– Найдите в слове согласный звук, глухой непарный, твердый непарный ([ц] )

III. Проверка домашнего задания

1. У черной решетки на жестком диване сидели жонглёр и жокей, шофёр и шотландец.
2. Они перебирали крыжовник, жёлуди и шоколадные конфеты, которые перемешались в шёлковом мешке жонглёра .

– На дом были записаны предложения, в которых необходимо было подчеркнуть орфограммы на изученную тему: о-ё после шипящих, объяснить их написание, выполнить полный синтаксический разбор предложений. Проверка осуществляется при помощи графопроектора, предварительно ученики меняются своими тетрадями (взаимопроверка).

IV. Изучение нового материала

– Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. На доске вы видите эпиграф. Он довольно забавный, но отражает всю суть нашего сегодняшнего урока.

Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал
И ц_фр он знал немало.

– Вы видите, что в эпиграфе буквы пропущены, и чтобы вставить их, нужно разгадать тайну буквы «ц». Хотите её разгадать? Я прочитаю несколько слов, а вы меня внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой гласный звук вы услышали после «ц»?

(Доска сначала закрыта)

1 столбик 2 столбик

Ци рк цы плёнок
Ци фровой сестрицы н
Лекци я птицы

Звук [ы]

– Как вы думаете, какая буква пишется на месте этого звука? Ы или И? Сейчас мы проверим (открываем доску). Звук один, но пишется то «и», то «ы», и наша с вами задача – разобраться, в каких случаях после «ц» пишется «и», а где «ы».
Итак, тема урока: «Буквы ы-и после ц». (Запись на доске, в раб. тетради)

– Сначала мы будем работать со словами первого столбика . Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)

– А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»).

– Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция » (пишем обозначение в столбике у слова «лекция» ). Вот вы уже и объяснили орфограмму.

– Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на -«ция».)

– Теперь переходим ко 2-му столбику . В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.)

– Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)? («Цыплёнок», в корне).

– Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц . Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь-справочник предложение (записано на доске ):

Доска: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»

– У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма? (В окончании и суффиксе)

– Итак, «сестрицын» – в суффиксе после «ц» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

– Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 182, параграф 87. (Чтение правила учебника).

– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.

5. Закрепление изученного

У каждого на столах карты с рядом упражнений. Учитель объясняет цель каждого упражнения и дает образец рассуждения при выполнении каждого задания. (Учитель: Ваша задача – объяснить написание букв ы-и после ц. Например: демонстрация – слово оканчивается на -«ция», поэтому пишем «и»). Когда в упражнении встречаются незнакомые детям слова и выражения, учитель дает их определение.

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием).

Голицын, цыплёнок, принцип, курицын, молодцы, циферблат, цыган, авиация, Цирцея, куцый.

Куцый – бесхвостый, короткий, ограниченный
Цирцея – коварная волшебница, по Гомеру. Ее имя стало синонимом коварной обольстительницы

2) Осложненное списывание

Ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, затем вставляют пропущенную букву

Жрец_ Фемиды, медиц_нский работник, отц_ города, чертить ц_ркулем, клей и ножниц­_, три грац_и, ц_ганский табор, ежовые рукавиц_, коллекц_я марок, желтые ц_плята, ц_рковой номер, панц_рь черепахи, Синиц_н, добрые традиц_и.

Жрецы Фемиды – судьи.
Клей и ножницы – литературные произведения, построенные, скроенные из чужого материала.
Три грации – древне-римские богини молодости, прелести, веселья, распространяющие радость и очарование.
Отцы города – городские власти
Держать в ежовых рукавицах – держать кого-либо в строгом повиновении, очень строго и сурово обходиться с кем-либо.
Ежовые рукавицы (голицы) – рабочие кожаные рукавицы без подкладки и меха, они предназначались для ловли ежей. Еще в XVIII веке выражение ежовые рукавицы зафиксировано в пословице: ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься.

3 ) Полусамостоятельная работа

Работа с эпиграфом. 1 человек вставляет пропущенные буквы за закрытой доской, остальным учитель диктует слова из эпиграфа. Дети записывают слова в тетрадь, объясняя орфограммы.

Цыпленок, в цирке, на цимбалах , на мотоцикле, цифр.

Цимбалы – это музыкальный инструмент в виде ящичка со струнами, по которым ударяют молоточками

4) Индивидуальные задание (для тех, кто вперед выполнил упражнение)

Лекц_я, ц_ркуль, умниц_-разумниц_, ц_тировать . Составить сданными словами предложения.

Слово учителя.

– Ребята, буква «ц» очень коварная, у неё есть ещё один секрет.

це пь це почка
[Э] [Ы] – звуки записываются позже

– На доске записано слово «цепь» оно состоит из одного слога, и, естественно, что ударение падает именно на него. Какой звук вы слышите в этом слове после буквы «ц»? ([Э])

– А если мы образуем от этого слова другое, родственное, например, «цепочка», где ударение падает не на первый слог, тогда какой звук вы услышите после «ц»? ([Ы])

– Правильно. В 1-м слове «цепь» мы слышали [Э], во втором – «цепочка» – [Ы], хотя буква после «ц» пишется одна «Е»? Дело в том, что в безударном положении гласная «Е» после «ц» слышится неотчётливо, не в полную силу. Но стоит поставить её под ударение, то мы услышим звук [Э], слово «цепочка » проверяем однокоренным «цепь». А в словах «цирк » или «цыган » этого сделать нельзя, т.к. звуки, которые обозначают буквы «и» и «ы» не зависят от ударения. Уяснили? Молодцы.

5 ) Полусамостоятельная работа

– Записать предложение, выделить орфограммы, объяснить их написание. Выполнить полный синтаксический разбор. (1 ученик у доски, другие – в тетрадях).

Белолицый (оконч) цыган (искл) продавал акации (на -«ция») у центрального (центр) рынка.

6 ) Самостоятельная работа

Заполнить таблицу при помощи ручек разных цветов. Каждая клетка – пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе)

Буква «И» – синий цвет,
буква «Ы» – зелёный цвет,
буква «Е» – красный цвет

1. ц_нк 2. ящериц_ 3. акац_я
4. ц_плёнок 5. оц_нить 6. падчериц_н
7. ц_кл 8. на ц_почках 9. ц_фра

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Ответ вывешиваем на доске, после этого дети сами ставят оценку:

0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.

Доска (ответ в цветах):

6. Домашнее задание

Параграф 87 стр. 182, упр.449 (1 часть)

7. Подведение итогов

– Итак, какую тему мы изучали?
– В каких случаях мы пишем «и» после «ц»?
– Когда пишем «ы»?
– Назовите слова-исключения.

Материал, использованный в уроке :

1. Материал передачи «Радионяня».

 
Статьи по теме:
Февральская революция: причины, участники и события
Великая русская революция - это революционные событий, произошедшие в России в 1917 году, начиная со свержения монархии во время Февральской революции, когда власть перешла к Временному правительству, которое было свергнуто в результате Октябрьской револю
Космические исследования: покорители космоса, ученые, открытия Исследование космического пространства с помощью космических аппаратов
Человека всегда интересовало, как устроен окружающий его мир. На первых порах это были простые наблюдения и наивные толкования происходящих явлений. Они дошли до нас в виде сказаний и мифов. Постепенно знания накапливались. Древние учёные, наблюдая за Сол
Как избавиться от венца безбрачия?
Полное собрание и описание: молитва для снятия венца безбрачия для духовной жизни верующего человека.Одиноких людей, не встретивших свою вторую половинку, становится все больше. Поэтому интерес к теме, как снять «венец безбрачия» все больший. Приведем про
Аллергия у грудничка, что делать, как лечить Аллергия на продукты у новорожденных
Выберите рубрику Аллергические заболевания Симптомы и проявления аллергии Диагностика аллергии Лечение аллергии Беременные и кормящие Дети и аллергия Гипоаллергенный быт Календарь аллергии Когда речь идет о медицине, очень важно понимать: ребенок – это не