Трехсвятительская церковь. Храм трех святителей на кулишках

Летопись храма Трех Святителей на Кулишках впитала в себя многие страницы истории города Москвы с древних времен и по сегодняшний день.

В городе есть всего три храма, находящихся «на кулишках», и стоят они недалеко друг от друга.

Этимология такого странного слова - «кулишки» - восходит к понятию «кулига» - это вырубленная под пашню площадка леса.

Нынешний район столицы был тогда очень красивым местом: рядом - река Рачка, пересекавшая холм; на склонах холма - великокняжеские сады; рядом - государевы конюшни. На конном дворе стояла деревянная церковь в честь святых мучеников Флора и Лавра, являющихся покровителями лошадей.

В начале пятнадцатого столетия именно здесь появилась загородная великокняжеская резиденция, на территории которой подняли храм во имя Святого Владимира. Рядом с царскими конюшнями построили метрополичий двор, домовой храм которого возвели как пристройку к уже стоявшей Флоролаврской церкви.

В шестнадцатом веке Белый город, его юго-восточная часть, начал активно заселяться и Великокняжескую усадьбу в связи с этим пришлось перенести в селение Покровское. Бывшие домовые церкви стали приходскими.

Среди прихожан церкви Троицы Живоначальной на Кулишках в XVII столетии были не только местные ремесленники и подьячие, но и представители знатных семей: Акинфовы, Глебовы, а также Шуйские.

В период с 1670 по 1674 годы был выстроен новый Троицкий храм. Средства предоставили состоятельные прихожане.

Новая святыня в два этажа теперь стояла в камне, колокольню установили с угла строения, что по тем временам было редким приемом в зодчестве Москвы. В нижнем этаже разместили так называемые теплые приделы с отдельными входами - Трехсвятительский и Флоролаврский. Верхние помещения занял летний, или холодный, храм во имя Троицы Живоначальной. Фасады декорировали узорными наличниками, на верхний этаж вели высокие крыльца, алтари теплых пределов оригинально завершались главами, покрытых лемехом.

Со временем придел во имя Флора и Лавра стал больше домовым храмом семьи Глебовых, проживавшие в Малом Трехсвятительском переулке и предки которых продолжали заботиться о церкви даже после упразднения ее, как родового храма.

Прихожанами храма Трех Святителей на Кулишкам были такие известные люди, как графы Толстые, князья Волконские, семьи Мельгуновых и Лопухиных, граф Остерман. Именно на их пожертвования в 70-х годах восемнадцатого века святыню перестраивают.

Строители разобрали стоявшую шатровую колокольню, а новою подняли уже с западной стороны. Убранство фасадов, относящееся к XVII столетию, сбили, в четверике протесали место под дополнительный ряд оконных проемов. После всех преобразований культовое здание приобрело новый облик - классицистический.

К сожалению, трагические события 1812 года не прошли стороной Трехсвятительский храм. И если после пожара пострадала сильно только кровля, то французские солдаты напрочь поглумились во внутренних помещениях: ценности, а также святые антиминсы, украли, престолы разрушили. Вновь освятили святыню только в 1813 году.

Война нанесла и демографический вред - приход церкви Трех Святителей стал малочисленным и здание приписали к Иоаннопредтеченскому храму.

В 1815 году оставшиеся прихожане, наконец, собрали средства, на которые смогли восстановить оба придела - Флоролаврский и Троицкий, которые были освящены в 1817 и 1818 годах, соответственно. В это же время несколько перестроили и само здание, получившее теперь ампирный декор. Двор обнесли металлической оградой, которая крепилась на каменные столбы.

Некоторые изменения во внешний вид культового здания внесли в 1858 и в 1884 годах.

В 1927 году администрация тюрьмы, организованной на месте бывшей Мясницкой полицейской части, потребовала закрыть святыню для устройства в ней складов этой организации. Собранные на тот момент подписи в защиту церкви не помогли - ее закрыли. Иконостасы быстро разобрали, иконы и утварь немедленно вывезли из здания. Саму церковь Трех Святителей обезглавили, шатер колокольни снесли.

В 30-е годы прошлого века на территории храма в Кулишках построили больницу. В культовом здании планировали обустроить общежитие для персонала. Однако, врачам нашлось другое место, а храм превратили в коммуналку.

В 50-е годы приступают к восстановительным работам. Реставратор А.И. Окунев решает по возможности полностью вернуть первоначальный облик святыне: восстанавливается колокольня, стоявшая изначально на углу святого здания, возобновляется декор 17 века. Правда, уже в 1987 году в церкви разместилась мультипликационная студия.


Всего 43 фото

Этот пост будет, очевидно, началом целой серии моих постов об очень любопытном и интересном историческом месте Белого города - Кули́шках. Я очень люблю здесь гулять. Этот район Старой Москвы, несмотря некоторую сегодняшнюю его «пустынность» и отсутствие больших количеств беспорядочно снующих человеческих масс, как нельзя лучше подходит для прогулок, размышлений, попыток почувствовать дух Старой Москвы, увидеть в его архитектурных сооружениях зыбкий образ прошлого нашей столицы, потому как именно здесь, как будто, время остановило свой неумолимый бег … Интересных зданий и сооружений в Кулишках уцелело достаточно много и, я постараюсь рассказать о них всех, если это, конечно, реально возможно)

Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы на высоком живописном холме, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке спрятанная в трубу)… Среди вариантов значений слова Кулишки можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки… В настоящее время - это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы. В принципе эти фото сделаны сразу после съемки , поэтому мы можем как бы продолжить эту прогулку прямо по коротенькому Хитровскому переулку и выйти к Церкви Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как "Храм Святого Владимира в Старых Садех". На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе и была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских...


В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское, в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. Сложившаяся в то время сеть улиц и переулков сохранилась до настоящего времени. Весь холм был назван «Ивановской горкой» в честь основанного здесь монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи.

На фото ниже (в левой части кадра) как раз и видна часть Хитровской площади. Мы сейчас находимся в Хитровском переулке.
02.

Хитровский переулок, как я уже отмечал, совсем небольшой. Слева - здание поликлиники ФСБ, а когда-то это был доходный дом Церкви Трех Святилей на Кулишках. О нем немного позже.
03.

Так все выглядело здесь примерно в конце XIX века. Слева - флигель усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых. Как мы видим - доходный дом церкви еще не построен.
04.

Из прихожан храма XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати - Шуйские, Акинфовы, Глебовы.
05.

В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
06.

Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами.
07.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный вход с улицы. Здесь находился домовый храм М.И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л.М. и П.Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.
08.

На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков.
09.

Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп...
10.


11.


12.


13.


14.

На фото ниже видно как поднялся уровень мостовой...
15.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х годах церковь перестраивалась. Была разобрана древняя шатровая колокольня на углу и построена новую с запада, сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 холерном году упразднили приходское кладбище.
16.

1812-й год принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Антиминс - это четырехугольная ткань с частицей мощей святого, разворачиваемая на престоле или в алтаре, он является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии и, одновременно, церковным документом разрешающим совершение оной.
17.

Первым вновь освятили в 1813 году придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 года упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес".
18.

В 1815 году прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 годах. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.
19.

В приходе храма жил известный московский архитектор Ф.К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Церковный староста в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.
20.


21.

В 1858 году по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).
22.

23.

24.

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 годы, а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный , с его ночлежками и притонами.
25.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев".

Это - уютный церковный дворик.
26.

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 года, был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 году. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 года Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом - в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь.
27.

Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило «тюремщикам» под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".
28.

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е годы церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом.
29.

В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку.
30.

Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу.

Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра - святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века "в садех" была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI-м веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы. В 1670-1674г. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.

Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М. И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л. М. и П. Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.

Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х годах церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й год принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 году придел Трех Святителей, но из-за малочислен-ности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 года упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня - икона Божией Матери "Прозрение очес".

В 1815 году прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 годах. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах. В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А. Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.

В 1858 году по проекту архитектора Д. А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).

Фото 1881 года из альбома Н.Найдёнова." Москва,Соборы,Монастыри и Церкви."

На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 годы, а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.

Хитров рынок в Москве нач. ХХ в.
Из книги "Архитектурные ансамбли Москвы XV- начала ХХ веков."
Москва. Стройиздат. 1997г.

Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик "хитрованцев". Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х годов: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.

Помяни, Господи, всех служивших во святом храме сем:

иереев

диаконов

псаломщиков

Прокопия

Василия

Тимофея

Тимофея

Бориса

Иоанна

Филимона

Максима Иоанна

Леонтия

Илию

Филиппа

Матфея Сергия

Азария

Симеона

Василия

Василия Сергия

Иакова

Феодора

Василия

Симеона

Филиппа

Феодора

Иоанна

Григория

Андрея

Александра

Гавриила

Иоанна

Иоанна

Димитрия

Димитрия

Сергия

Иоанна

Стефана

Василия

Александра

Феодота

Димитрия

Сергий

Константина

Иоанникия

Василия

Александра

Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 года, был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 году. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 года Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери "Прозрение очес".

Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е годы церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е годы разрушили ограду. В середине 1960-х здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 году здание заняла мультипликационная студия "Пилот".

Фото: В.Нефёдов.

В 1991 году сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым , желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище.

И только 6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился , но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор.
В 1997г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома.
В 1998г. сделан новый пол из керамической плитки.
В 1999г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда.
К 2006г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле.
А 2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.

Сохранив память о Флоре и Лавре, настоятель и прихожане хотели бы освятить северный алтарь первого этажа, во имя преподобного Силуана Афонского, которому особенно усердно молились об открытии храма. Община, возрождающая храм Трех Святителей, стала настоящей духовной семьей, объединившейся вокруг настоятеля храма протоиерея Владислава Свешникова . Отец Владислав вместе со многими своими духовными чадами прошел путь длиною в 20 лет, начиная от храмов Тверской губернии и Подмосковья, где он служил в 70-е и 80-е годы. Кандидат богословия, протоиерей В. Свешников преподовал в духовной семинарии и Второй священник храма Трех Святителей на Кулишках, отец Александр Прокопчук , рукоположенный на приход в 1996 году, также преподает в Свято-Тихоновском институте.

Первым старостой возобновлённого храма был иконописец Алексей Белов, казначеем Татьяна Кисис (теперь мать Фаддея, монахиня московского Зачатьевского монастыря), а с 1996 г. по 2005 год старостой храма становится Кирилл Слепян, выпускник МГУ, молодой учёный-математик, вошедший в общину с тех уже давних пор, когда о.Владислав служил в подмосковном селе Пучково Троицкого р-на. В настоящее время старостой храма избран Виктор Ржевский.

Руководит церковным хором известный московский регент Евгений Сергеевич Кустовский. В 1993 году им были созданы Московские регентские курсы , которые с 1996 года действуют уже при нашем храме, и теперь превратились в серьёзное учебное заведение. Е.С.Кустовский - автор и составитель многих сборников обиходного церковного пения. Под его руководством проходят занятия и детского хора храма.

В храме открыта и регулярно работает воскресная школа. Раз в месяц проводятся занятия Школы православной семьи , на которых обсуждаются проблемы семейного воспитания, читается акафист иконе Божией Матери "Воспитание" . Список с иконы "Воспитание" находится в храме. На эти ежемесячные семинары приглашаются священники и православные специалисты, занимающиеся проблемами семьи. Занятия собирают большую аудиторию из разных московских приходов. Храм выпустил несколько сборников семинарских занятий Школы православной семьи с выступлениями о. Дмитрия Смирнова, о. Валериана Кречетова, о. Артемия Владимирова, о. Сергия Правдолюбова, о. Владислава Свешникова и многих других, и их ответами на вопросы слушателей.

Прихожане Трехсвятительской церкви не теряют надежды обрести храмовую святыню - икону Божией Матери "Прозрение очес". В наш храм мы приходим не "стоять" на службе, а жить . И центр этой жизни - Литургия , где мы становимся единым целым, воистину Телом Христовым. Общинная жизнь - это совместная жизнь в таинствах, служение Богу и друг другу. Любое событие в храме - будь то праздничная Литургия, крещение нового члена общины, венчание - становится общим делом всего прихода. Желание никогда не покидать церковь, быть всегда вместе, участвовать всем сердцем и всем сознанием в Евхаристии - такое счастье нам дал Господь.

Одним из уникальных образцов древнерусского церковного зодчества является памятник XVII века ─ храм Трех Святителей на Кулишках (фото приводятся в статье), воздвигнутый в честь выдающихся богословов и проповедников христианства святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Его приход, расположенный в Басманном административном округе столицы, входит в состав Богоявленского благочиния Московской епархии.

Княжеские палаты на Кулишках

Для любителей старины представляет интерес не только храмовый комплекс, но и территория в районе слияния Москвы-реки и Яузы, на которой он расположен. Из истории столицы известно, что некогда данный район и находящийся на нём холм именовались Кулишами или Кулишками. Объясняя происхождение этого названия, лингвисты обычно ссылаются на созвучное ему древнерусское слово, обозначавшее участок леса после порубки.

Поскольку этот район находился вблизи центральной части города, его застройка началась довольно рано. Известно, что уже в XV веке там появились летняя резиденция великого князя Московского Василия I и воздвигнутая при ней домовая церковь, освящённая в честь крестителя Руси святого князя Владимира. Она стала предшественницей ныне действующего храма Святого Владимира в Старосадском переулке. Поскольку там же размещались и государевы конюшни, то вскоре была воздвигнута и церковь во имя святых Флора и Лавра, считавшихся в народе покровителями лошадей.

Первая церковь Трёх Святителей

Согласно традиции, сложившейся ещё со времён крещения Руси, церковные иерархи всегда держались вблизи земных владык. Вот и в те давние времена московский митрополит счёл за благо построить возле княжеского дворца свою резиденцию с церковью, воздвигнутой на месте нынешнего храма Трех Святителей на Кулишках и получившей то же название. Разумеется, в те годы двери княжеского и митрополичьего домового храма были открыты лишь для высших духовных и светских лиц государства.

на Ивановской горке

В XVI веке картина изменилась. Великий князь Василий III переехал в новые хоромы, выстроенные для него в селе Рубцово-Покровском, туда же поспешил и правивший в Оставленные ими домовые церкви стали приходскими, доступными для богомольцев всех социальных слоёв, приток которых в тот период постоянно увеличивался за счёт активного заселения территории, которая после учреждения на ней монастыря в честь Иоанна Предтечи стала именоваться Ивановской горкой.

Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что строился храм Трех Святителей на Кулишках при государе Алексее Михайловиче в период между 1670 и 1674 годом. Необходимые средства для этого были собраны благодаря добровольным пожертвованиям прихожан, в число которых входило немало состоятельных людей, таких, например, как представители высшей знати - князья Шуйские, Глебовы и Акинфиевы.

Творение неизвестного зодчего

История не сохранила для потомков имя зодчего, ставшего автором проекта этого замечательного и новаторского для своего времени сооружения, но остались чертежи и рисунки ─ свидетельства его творческой мысли. В нижнем этаже просторного двухэтажного храма были устроены тёплые (отапливаемые зимой) приделы ─ Флоролаврский и Трёхсвятительский. Над ними помещалась летняя, неотапливаемая церковь Святой Живоначальной Троицы.

Вопреки бытовавшей традиции, колокольню зодчий воздвиг не на осевой линии здания, а сместил её к углу. Высокий и стройный храм Трех Святителей на Кулишках, фасады которого были искусно декорированы порталами и наличниками, выглядел гармоничным завершением всего комплекса сооружений, расположенных на Ивановской горке.

Перестройка храма в последующем веке

Во второй половине XVIII века территория Ивановской горки вошла в число наиболее престижных районов Москвы и заселялась главным образом представителями высшей знати, немало способствовавшей благополучию и процветанию воздвигнутых там храмов. Достаточно сказать, что среди прихожан Трёхсвятительской церкви (так стал именоваться в народе храм Трёх Святителей) были князья Волконские, Лопухины, Мельгуновы, графы Толстые, Остерман и многие другие царедворцы.

Благодаря щедрости этих именитых сановников, в 1770-х годах здание храма было перестроено и обрело классический вид. Однако, чтобы достичь желаемого эффекта, строителям пришлось пожертвовать многим из того, что составляло оригинальность его прежнего облика. В частности, была разобрана прежняя, помещавшаяся в угловой части здания шатровая колокольня, и с западной стороны сооружена новая, в большей степени отвечавшая духу времени. Кроме того, уничтожили лепной декор фасадов и прорубили в них новые окна.

Разорение храма в 1812 году

Неимоверные бедствия принесли храму Трех Святителей на Кулишках события 1812 года. В огне пожара, охватившего Москву, были уничтожены многие окружавшие его дворцы, особняки, а также жилища простых людей. И хотя ущерб зданию оказался незначительным ─ обгорела лишь небольшая часть крыши, всё находившееся в нём было безжалостно разграблено, а что не удалось вынести ─ разрушено. Так, безвозвратно утерянными оказались престолы и находившиеся на них старинные антиминсы ─ шёлковые платы со вшитыми в них частицами мощей православных святых.

Облик храма в XIX столетии

После изгнания захватчиков Трёхсвятительскую церковь освятили заново, а через несколько лет, объявив среди прихожан подписку, полностью восстановили её внутреннее убранство. Параллельно с этим произвели реконструкцию фасадов, придав им черты модного в то время стиля ампир. На протяжении последующих десятилетий XIX века здание храма неоднократно перестраивалось и подновлялось, что накладывало отпечаток на его облик.

К середине столетия облик всей Ивановской горки значительно изменился. Из уединённого аристократического района она превратилась в густонаселённую часть города. Соответственно изменились и жители близлежащих улиц. Если прежде в их число входили исключительно представители обеспеченных слоёв общества, то теперь соседями Трёхсвятительской церкви стали рядовые обыватели, среди которых особо выделялись завсегдатаи печально известного Хитрова рынка с его бесчисленными притонами и ночлежками (фото приводится выше).

Закрытие и разорение храма

Государственный переворот 1917 года стал началом многочисленных бед, постигших храм Трех Святителей на Кулишках в Москве. В течение первых десяти лет нового режима он продолжал действовать, но оказался в весьма мрачном окружении. Находившаяся рядом с ним Мясницкая полицейская часть была превращена в тюрьму, а в стенах Иоанновского монастыря устроен концлагерь.

Наконец, в 1927 году тюремная администрация потребовала закрытия храма, и, несмотря на протесты прихожан, он прекратил свою деятельность. Всё внутреннее убранство и представлявшая собой историческую и художественную ценность, были вывезены и бесследно исчезли. В их числе оказалась и уникальная богородичная икона XVI века «Прозрение очес», весьма почитавшаяся и уцелевшая во время наполеоновского нашествия.

В советский период лишённое купола и колокольни здание храма использовалось для различных городских нужд. Одно время в нём располагалась больница НКВД, затем её сменило общежитие, уступившее место складу, вытесненному впоследствии различными конторами. Наконец в 1987 году его арендатором стала мультипликационная студия «Пилот».

Возрождение поруганной святыни

Храм Трех Святителей на Кулишках (адрес: Москва, Малый Трёхсвятительский пер., д. 4/6) был возвращён в собственность Русской православной церкви в июне 1992 года, но ещё в течение четырёх лет в нём по-прежнему размещались мультипликаторы, не имевшие на тот момент иного помещения. Таким образом, первую литургию удалось отслужить лишь в 1996 году. Произошло это знаменательное событие в верхнем храме и было приурочено к 6 июля ─ дню празднования Владимирской иконы Божьей Матери.

Для возобновления регулярных богослужений храм, долгие годы использовавшийся в хозяйственных нуждах и обезображенный многочисленными перестройками, следовало привести в надлежащий вид. Для этого потребовалось много времени и большие капиталовложений, обеспечить которые удалось благодаря помощи ряда государственных структур и частных организаций. Немалую роль в этом сыграли и добровольные пожертвования москвичей, желавших помочь восстановлению храма Трех Святителей на Кулишках.

Расписание богослужений

В 2003 году удалось наконец совершить первое богослужение в нижнем помещении храма, но и после этого потребовалось ещё 7 лет реставрационно-восстановительных работ, прежде чем в феврале 2010 года было совершено великое освящение, и среди прочих святынь столицы своё достойное место занял храм Трех Святителей на Кулишках.

Расписание церковных служб, появившееся на его дверях и свидетельствующее о возрождении этой некогда попранной святыни, в общих чертах сходно с графиком работ большинства столичных храмов. В зависимости от дней недели, а также тех или иных праздников, утренние богослужения начинаются в 8:00 или в 9:00, вечерние же проводятся с 17:00.

Это лишь общие сведения, поскольку годичный круг богослужений весьма обширен, и расписание может меняться. Для получения информации, касающейся какой-либо конкретной даты, следует зайти на приходской интернет-сайт или обратиться непосредственно в храм.

Новая жизнь древнего храма

Сегодня возрождённый из небытия храм, носящий имя трёх величайших столпов христианской веры Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, как и в давние годы, входит в число ведущих духовных центров Москвы. Распространение знаний, необходимых каждому православному христианину, является приоритетным направлением деятельности всего клира храма Трех Святителей на Кулишках. Воскресная школа, занятия в которой рассчитаны не только на детей, но и на взрослых прихожан, помогает восполнить пробел религиозной культуры, который возник у населения за годы господства тотального атеизма.

В то же время большое внимание уделяется историческому и культурному значению, которое имеет храм Трех Святителей на Кулишках. Экскурсии, регулярно организуемые различными туристическими агентствами при содействии настоятеля храма протоиерея отца Владислава (Свешникова), помогают не только увидеть эту жемчужину церковного зодчества, но и подробно ознакомиться с её историей.

Храм Трёх Святителей на Кулишках - православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (Хитровский переулок угол Малого Трёхсвятительского переулка). Главный престол нижнего храма освящён в честь вселенских учи?телей и святителей, придел в честь Флора и Лавра; верхний храм - во имя Святой Троицы.

Храм Трёх Святителей расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) - старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.

Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо?вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как Храм Святого Владимира в Старых Садех. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское, в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. Сложившаяся в то время сеть улиц и переулков сохранилась до настоящего времени. Весь холм был назван «Ивановской горкой» в честь основанного здесь монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи.

В 1674 году на средства прихожан был выстроен новый каменный храм. Здание храма сделали двухэтажным, разместив колокольню на углу. На нижнем этаже расположили теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Верхняя неотапливаемая часть храма была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы.

Расположение церкви было очень удачным - на вершине Ивановской горки. Фасады храма украсили узорными наличниками и порталами, на верхний этаж вели высокие крыльца, расположенные в ряд апсиды тёплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

Впоследствии в }

 
Статьи по теме:
Что означает девятка крести в гадании
Практически каждый человек хотел бы заглянуть в свое будущее, но без толкований игральных карт при гадании сделать это не получится. Часто они зависят от ситуации, на которую делается расклад. Узнать подробнее об этом и научиться читать карты вы можете с
Толкование сна пена в сонниках
Вероятность исполнения снов Поскольку одни люди более подвержены влиянию Луны, а другие влиянию Солнца, Вы можете выбрать какая система Вам больше подходит. Сегодня 28-й день месяца . Сны, приснившиеся в ночь на сегодня, обещают некоторые затруднения и с
Домашняя молитва. О домашней молитве
Не один только храм Божий может быть местом для нашей молитвы, и не при посредстве только священника может быть низводимо благословение Божие на дела наши; каждый дом, каждая семья еще может стать домашнею церковью , когда глава семьи своим примером руков
Борисоглебский монастырь и преподобный Иринарх затворник Ростовский Преподобный иринарх
В дополнение к предыдущей записи о Борисоглебском мужском монастыре, хочу привести данные (с небольшим сокращением) с сайта pravoslavie.ru о преподобном Иринархе - монахе Борисоглебского монастыря. Полный вариант см. на сайте. Иринарх носил на себе железн