Технологические карты к урокам письма перспектива. Вакантные места для приёма

- Ребята, я хочу начать урок с загадок, предлагаю их послушать и отгадать:

звуки

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд -

Враз заговорят.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно

Вы догадались, какая тема нашего урока?

Верно! А чтобы вспомнить все, что мы знаем о звуках и буквах, я предлагаю сыграть в игру «Верю - не верю». На доске вы увидите 6 утверждений, на которые нужно ответить «да», если вы согласны с утверждением и «нет», если не согласны. У каждого на парте лежит таблица с номерами утверждений. Заполните вторую строку в этой таблице.

Игра «Верю - не верю» Приём «Верите ли вы»

1.В русском алфавите 32 буквы. НЕТ

2.Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и видим. ДА

3.Гласный звук состоит только из голоса. ДА

4.Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. ДА

5.Согласный звук образует слог. НЕТ

6.При произнесении согласного звука воздух проходит свободно, без преград. НЕТ

Работа с CD .

Послушайте объяснение Ивана Ивановича Самоварова. Работая в парах, заполните таблицу «Как отличить гласный звук от согласного».

Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила в паре.

(Слайд 6).

(Слайд 7), проверка таблицы.

Как отличить
согласный звук от гласного?

Гласные звуки

Согласные звуки

Звук состоит из шума или из шума и голоса.

При произнесении звука воздух проходит свободно, без преград.

При произнесении звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.

А теперь давайте отразим все наши знания в кластерах. На доске два кластера «Звуки» и «Буквы». Попробуйте самостоятельно его заполнить, в помощь вам будут опорные слова.

Прием «Кластер»

Звуки

Образуют …

… звука

… звука

… звука

глухие

… звука

ударные

гласные

… звука

Произносим и …

Приём «Кубик»

Класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, номера которых записаны на сторонах кубика.

1. Слайд № 9. Вставь пропущенные буквы в алфавите.

2. Слайд №10. Найди гласные буквы. Обведи в кружок.

3. Слайд № 11. Найдите пары слов, которые отличаются одним звуком.

кит пачка

дом коса

морс кот

рак дым

коза мак

тачка ворс

4. Слайд №12 Укажи количество слогов в слове


5. Слайд № 13 Укажи количество слогов, букв и звуков

6. Слайд № 14 Подбери схемы к словам

Слайд № 15

Работа по ленте букв

Сколько букв в русском алфавите?

Чем звук отличается от буквы?

Как отличить гласный звук от согласного?

Назовите буквы обозначающие гласные звуки?

Какие гласные могут обозначать два звука?

Какие гласные указывают на мягкость согласного?

Какие согласные всегда обозначают мягкий согласный звук?

Какие согласные всегда обозначают твёрдый согласный звук?

Какие буквы не обозначают звука?

Слайд № 16

Самостоятельная работа.

Спиши в тетрадь предложение: У ежа острые иглы.

1. Выпиши все гласные буквы из предложения.

2. Выпиши слово, в котором 3 слога.

3. Найди в предложении слово к схеме

Выпиши его, раздели на слоги, поставь ударени е.

Определи сколько букв и сколько звуков.

4. Выполни самооценку.

Оценочная деятельность

Закончи предложение:

- На сегодняшнем уроке я узнал …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Слайд № 17 Желаю успеха!

Юлия Васильевна Кармакова
Технологическая карта УМК «Перспектива». 1 полугодие. Урок по русскому языку в 3 класс

Раздел Части речи (87 часов)

Тема Имя прилагательное (17 часов)

Цель темы Сформировать представление о непостоянных признаках имени прилагательного : род, число, падеж.

Ввести :

Алгоритм разбора имени прилагательного как части речи.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

термины и понятия Актуализация знаний о прилагательном : значение части речи, изменение по числам. Изучение форм рода и падежа имени прилагательного, освоение правила написания окончания прилагательного. Освоение морфологического разбора имени прилагательного как части речи.

Единственное и множественное число, имя прилагательное, падеж, окончание, признаки имени прилагательного, род, склонение.

Планируемый результат

Личностные умения :

Проявлять :

Интерес к изучению темы;

Желание помочь Ване;

Творческое отношение к составлению и написанию поздравительного выступления;

Осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения :

Определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение;

Использовать приобретенные знания при составлении текста поздравительного выступления.

Регулятивные умения :

Выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его.

Коммуникативные умения :

Использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

Осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе;

Согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

Предметные умения :

рассказывать :

Алгоритм разбора прилагательного как части речи;

Правило написания окончания прилагательного;

Алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного;

Склонять прилагательное с существительным;

Определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание;

писать :

Текст поздравительного выступления, используя имена прилагательные.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи Ресурсы Форма работы

Литературное чтение

Тема : «Картины родной природы » .

Окружающий мир

Тема : «Плодородная земля и растения в народном творчестве» .

Информационный материал

Учебник, часть №2, рабочая тетрадь на печатной основе, часть №2, методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал

Комплект наглядных пособий «Имя прилагательное» .

Интерактивный материал

Карточки с индивидуальными заданиями.

CD «Уроки Кирилла и Мефодия » . Урок 10 «Имя прилагательное. Правописание окончаний прилагательных» .

Фронтальная.

Другие формы работы :

Индивидуальная -

Парная -

Групповая -

I этап. Самоопределение в учебной деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

Мотивировать учащихся к изучению темы.

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Вани.

Ваня написал текст будущего поздравительного выступления для одноклассников ребят класса в связи с окончанием учебного года и показал Ане :

класса

Аня прочитала и сказала, что поздравление хорошее, но не очень радостное, поэтому его надо «раскрасить» . Ваня был озадачен : как и зачем раскрашивать устное выступление.

Ребята, почему Аня считает выступление безрадостным? Можно ли текст выступления Вани сделать праздничным?

Школьники высказывали разные версии, но дискуссия показала, что они пока не имеют определённых знаний и умений убедительно представить свое суждение.

Есть ли у вас желание научиться составлять текст поздравительного выступления, которым можно порадовать одноклассников ? Личностные умения :

Проявлять интерес к изучению темы;

Желание помочь Ване составить текст поздравительного выступления.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности Учебные задания

на «знание» (З, на «понимание» (П, на «умение» (У) Планируемый результат

Блок А. Имя прилагательное

Цели :

Актуализировать знание об имени прилагательном, его роли в тексте.

Актуализировать умение определять имя прилагательное в тексте.

Научить

Писать прилагательные по группам, соответственно значению;

Писать прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;

Писать текст, дополняя его прилагательными, используя слова для выбора;

Писать текст, вставляя пропущенные орфограммы;

Выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания;

Задание 1 (З)

Назовите значение выражения «имя прилагательное» .

Назовите член предложения, который выражен именем прилагательным.

Задание 2 (П)

Верно ли, что имя прилагательное является служебной частью речи? Обоснуйте своё мнение.

Может ли имя прилагательное быть в предложении сказуемым? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У) с самопроверкой

Спишите текст и определите имена прилагательные, выделяя их графически.

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок :

А подле сквозистый,

Последний снежок. А. Майков

Задание 4 (У) Учебник, с. 97, № 172, с взаимопроверкой

Прочитайте группы прилагательных по значению, спишите, дополняя каждую из них своим примером.

Задание 5 (У) Учебник, с. 98, № 174, с взаимопроверкой

Распределите и напишите имена прилагательные в соответствующие группы :

- размер :, … ;

- форма :, …;

- температура :, …;

- материал :, …;

- место расположения :, … .

Задание 6 (У) Учебник, с. 104, № 186, с взаимопроверкой

Прочитайте текст Н. Носова, спишите выделенное предложение, дополняя описание Незнайки словами для выбора.

Задание 7 (У) Учебник, с. 104, № 186, с взаимооценкой

Прочитайте текст каждой пословицы, определите прилагательное, подберите к нему антоним и допишите его в текст пословицы так, чтобы получилось законченное высказывание.

Задание 8 (У) Учебник, с. 106, № 189, с взаимопроверкой

Прочитайте текст, дополните и напишите по два прилагательных синонима в каждое словосочетание, используя слова для выбора.

Задание 9 (У) Рабочая тетрадь, с. 84, № 137, с взаимопроверкой

Образуйте имя прилагательное от каждого существительного с помощью данных суффиксов и напишите.

Задание 10 (У) Учебник, с. 107, № 191, с взаимооценкой

Прочитайте текст, определите прилагательные, поставьте к каждому вопрос от существительного, напишите словосочетания, выделяя графически окончание. Например : в Африке (какой) далёкой.

Задание 11 (У) с взаимооценкой

Прочитайте текст сказки, спишите, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркивая имена прилагательные :

Пустил стр…лу старш…й брат - упала она на боярский двор, прямо против д…вич…его терема. Пустил стр. лу средний брат – пол…тела стр…ла к купцу на двор и остановил…сь у красного крыльца, а на том крыльце ст…яла душа-д…вица, доч… купеческая. Пустил мла…ший брат и попала стр…ла в грязное б…лот, где с…дела л…гушка.

Задание 12 (У) с взаимооценкой

Выпишите только те прилагательные, которые можно использовать с существительным «отдых» .

Сладкий, сдобный, летний, кислый, синий, сказочный, пышный, великолепный, горький, красивый, отличный, резиновый, бисквитный, смешной, свежий, глупый, спокойный, чёрствый, восхитительный, прекрасный, большой, клетчатый, воздушный, ягодный, мягкий, вкусный, долгожданный, превосходный.

Диагностические задания

1. Учебник, с. 107, № 190

Распределите и напишите имена прилагательные в четыре группы по значению :

- качество : ….

- скорость : ….

- размер : ….

2. Учебник, с. 103, № 185,

Прочитайте прилагательные, определите антонимы и выпишите каждую пару.

3. Спишите поэтический текст Н. Некрасова, выделите графически имена прилагательные :

Пригреты тёплым солнышком Шумят повеселелые

Сосновые леса.

Познавательные умения :

«имя прилагательное» , и использовать в активном словаре;

Определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения :

Выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения :

Использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

Предметные умения :

Рассказывать об имени прилагательном.

Определять прилагательное в тексте и выделять графически.

Писать :

Прилагательные в соответствующую группу по значению;

Прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;

Текст, дополняя его прилагательными, используя слова для выбора;

Текст, вставляя пропущенные орфограммы.

Блок Б. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

Цели :

Актуализировать знания о понятии «имя прилагательное» , «единственное и множественное число» , «род» , «падеж» .

Ввести :

Правило проверки окончания прилагательного;

Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

Научить :

Определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

Различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение;

Рассказывать правило правописания окончания прилагательного, алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного;

Восстанавливать и обозначать цифрами верный порядок действий для определения падежа имени прилагательного, используя алгоритм;

Определять и указывать непостоянные признаки имени прилагательного и выделять графически окончание;

Склонять и писать прилагательное с существительным;

Писать текст, вставляя пропущенные окончания прилагательного;

Писать существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному или прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному;

Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

Задание 1 (З)

Назовите значение выражения «имя прилагательное» .

Назовите значение слова «род» , «падеж» .

Назовите значение выражения «единственное число» , «множественное число» .

Сообщение учителя

В русском языке имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Например.

М. р. (какой) чистый;

Ж. р. (какая) чистая;

Ср. р. (какое) чистое;

Мн. ч. (какие) чистые;

Прилагательное в форме м. р. ед. ч. И. п. имеет окончание

Ой, -ый, -ий. Например, бант (какой) голубой, белый, синий.

Чтобы правильно написать окончание имени прилагательного, можно использовать слово-подсказку «какой» , т. к. в этом вопросе в любом числе, роде и падеже гласный под ударением (не относится к форме м. р. ед. ч. И. п.) . Например, лента (какая) белая, синяя, ленту (какую) белую, синюю, ленты (какой) белой, синей.

Задание 2 (З)

Назовите формы изменения имён прилагательных.

Назовите окончание прилагательного, имеющего ед. ч. м. р. И. п.

Расскажите правило проверки окончания прилагательного.

Задание 3 (П)

Можно ли утверждать, что форма рода имени прилагательного является постоянным признаком? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что имя прилагательное изменяется по падежам с помощью тех же вопросов, что имя существительное? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли правописание окончания любого прилагательного проверить с помощью вопроса? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У) с взаимопроверкой

Составьте и напишите словосочетание прилагательного существительным, данным в скобках.

Определите род, число каждого слова и выделите графически окончание.

Весенн… (ручеёк, листва, дни, солнышко) .

Задание 5 (У) Учебник, с. 108, № 193 с взаимопроверкой

Прочитайте слова в столбиках, составьте и напишите словосочетания, определяя род прилагательного и выделяя графически окончание.

Задание 6 (У) Учебник, с. 109, № 195

Прочитайте предложения, поставьте каждое имя прилагательное в нужную форму, согласуя с существительным, определите род, выделите графически окончание.

Задание 7 (У) Учебник, с. 110, № 196, с взаимопроверкой

Прочитайте текст каждой загадки, выпишите словосочетание прилагательного с существительным, выделяя графически окончание, по образцу : в скорлупке (какой) ореховой.

Задание 8 (У) Учебник, с. 110, № 197, с взаимопроверкой

Прочитайте имена прилагательные, подберите к каждому имя существительное и напишите каждое словосочетание, выделяя графически окончание.

Задание 9 (У) с взаимопроверкой

Подберите и напишите подходящее по смыслу имя прилагательное, определите его число, выделите графически окончание.

Весной разольются … реки. Прилетят … скворцы. Распустятся … почки на вербе.

Задание 10 (У) Учебник, с. 114, № 205, с взаимопроверкой

Просклоняйте словосочетание «земля чужая» , «земля дальняя» и напишите, выделяя графически окончание каждого слова.

И. п. (что) земля (какая) чужая, дальняя

Задание 11 (У) Учебник, с. 118, № 212, с взаимопроверкой

Напишите словосочетания, вставляя пропущенное окончание в каждое прилагательное, определяя его по вопросу. Выделите графически окончание в каждом вопросе и прилагательном.

Образец : утро (какое) раннее.

Сообщение учителя

Непостоянные признаки имени прилагательного (род, число и падеж) являются такими же, как у существительного, от которого оно зависит.

Алгоритм определения непостоянных признаков

имени прилагательного

Чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного, надо :

1. Определить имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.

2. Определить род, число, падеж существительного, от которого зависит имя прилагательное.

3. Оформить определение непостоянных признаков прилагательного на письме, используя сокращенную форму обозначения.

Например : Роза склонила чудесную головку.

Головку (ед. ч., ж. р., В. п.) чудесную (ед. ч., ж. р., В. п.)

Задание 12 (З)

Задание 13 (П)

Верно ли, что время, число и падеж имени прилагательного можно определить по существительному? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что род, число и падеж прилагательного определяется по любому существительному в предложении? Обоснуйте свое мнение.

Задание 14 (У) Учебник, с. 115, № 207, с взаимопроверкой

Восстановите порядок действий для определения падежа имени прилагательного, обозначая их цифрой.

Задание 15 (У) Учебник, с. 119, № 215, с взаимопроверкой

Спишите текст, вставляя пропущенные окончания каждого прилагательного, определите и укажите число, падеж и, где возможно, род прилагательного. Диагностические задания

1. Из предложенных слов выпишите имена прилагательные, выделяя графически окончание в каждом слове :

Робкий, смелость, уместный, свобода, загрязнять, промокший, встречает, праздный, помышлять.

2. Просклоняйте словосочетание «чистая вода» , выделите графически окончание в каждом слове.

3. Подберите подходящее по смыслу имя прилагательное и напишите в каждое предложение.

На лугу … трава и … цветы. Вот скачет … кузнечик. Над …кашкой гудит … шмель.

Определите и укажите непостоянные признаки каждого прилагательного, выделяя графически окончание.

Познавательные умения :

Определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

Определять формы изменения окончания прилагательного и обосновывать свое мнение;

Различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения :

Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения :

Осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению в рамках учебного диалога.

Предметные умения :

Рассказывать правило правописания окончания прилагательного, алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного.

Восстанавливать и обозначать цифрами верный порядок действий для определения падежа имени прилагательного, используя алгоритм;

Определять и указывать число, падеж и, где возможно, род прилагательного и выделять графически окончание.

Писать :

Словосочетания, используя слова для выбора;

Склонение прилагательного с существительным;

Текст, вставляя пропущенные окончания прилагательного;

Существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному или прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному.

Блок В. Разбор имени прилагательного как части речи

Актуализировать знание :

о понятии «имя прилагательное» , «признаки имени прилагательного» .

Актуализировать умение разбирать имя существительное как часть речи по алгоритму.

Ввести :

Алгоритм разбора прилагательного как части речи.

Научить :

Определять род прилагательного и обосновывать свое мнение;

Определять и исправлять ошибки в морфологическом разборе имени прилагательного;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм;

Задание 1 (З)

Назовите значение выражения «имя прилагательное» .

Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

Расскажите алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного.

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что прилагательное изменяется только по числам? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У) с взаимопроверкой

Определите и напишите число, падеж каждого прилагательного и там, где возможно, род, используя образец :

По тонкому льду, дружная весна, нежные подснежники, кудрявую берёзку, на чистом небе, ласковому ветерку, тёплым солнышком, белые облака.

Образец : почки (какие) пахучие – мн. ч., И. п.

Сообщение учителя

Алгоритм разбора прилагательного как части речи.

Чтобы выполнить разбор прилагательного, надо :

1. Определить прилагательное в тексте.

2. Определить признаки прилагательного :

3. Определить роль прилагательного в предложении.

Например. Солнышко согревает первый подснежник.

первый – прил., ед. ч., м. р., В. п., второстепенный чл.

Задание 4 (З) с взаимопроверкой

Расскажите алгоритм разбора прилагательного как части речи.

Задание 5 (П) с взаимопроверкой

Можно ли определить род прилагательного в словосочетании «чёрные проталины» ? Обоснуйте свое мнение.

Задание 6 (У) Рабочая тетрадь, с. 90, № 148 с взаимопроверкой

Прочитайте разбор прилагательного как части речи, определите ошибки, исправьте их.

Задание 7 (У) с взаимопроверкой

Прочитайте пословицу, выпишите каждое прилагательное и разберите его как часть речи, используя алгоритм :

Собираешься в долгий путь – бери с собой хорошего спутника. Диагностические задания

1. Спишите поэтический текст Ф. Тютчева, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркните главные члены в каждом предложении.

Лазурь небесн… см…ётся,

Н…ч…н… омытая гр…зой.

И между гор росисто в…ётся

Долина светл… п…л…сой.

2. Выпишите из данного текста прилагательные и разберите каждое как часть речи.

3. Определите ошибки в разборе прилагательного как части речи и внесите исправления :

В глубоком овраге поёт ручей.

в глубоком – прил., ж. р., Д. п.

в глубоком – ….

(в глубоком – прил., ед. ч., ж. р., П. п.)

Познавательные умения :

Раскрывать значение понятия «признаки прилагательного» и использовать в активном словаре.

Определять род прилагательного и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения :

Выполнять учебное действие, используя алгоритм.

Коммуникативные умения :

Согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога.

Предметные умения :

Рассказывать алгоритм разбора прилагательного как части речи;

Разбирать прилагательное как часть речи, используя алгоритм;

Определять и исправлять ошибки в морфологическом разборе имени прилагательного.

Блок Г. Диагностика качества освоения темы

Цель : установить степень усвоения темы, а именно :

Определять части речи;

Разбирать прилагательное как часть речи;

Планировать свои действия в соответствии с целью;

Контрольные задания

Солнечный дождик

Я бродил по лесу. День был солнечный и жаркий. Вдруг набежала синяя тучка. Посыпался частый дождик. Яркое солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, зелёную траву и листву деревьев. В каплях дождя играли солнечные лучики.

(По Г. Скребицкому)

Грамматические задания :

1. Укажите части речи в шестом предложении.

2. Выпишите из текста по одному словосочетанию с прилагательным мужского, женского и среднего рода и обозначьте непостоянные признаки.

3. Выпишите из седьмого предложения имя прилагательное, выполните его разбор как части речи. Регулятивные умения :

Планировать свои действия в соответствии с целью;

Выполнять самопроверку учебного задания.

Предметные умения :

Писать текст, следуя правилам оформления письма;

Определять части речи;

Определять и выписывать прилагательные разного рода;

Разбирать прилагательное как часть речи.

III этап. Интеллектуально - преобразовательная деятельность

Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат

Цели :

Стимулировать творческое отношение к написанию поздравительного текста выступления.

Научить :

Использовать приобретенные знания для выполнения варианта ситуативного задания;

Ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

Составлять и писать поздравительный текст выступления, используя имена прилагательные;

Планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

Адекватно использовать речь для представления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает :

Выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический) ;

Выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный) ;

Самоорганизацию по выполнению задания :

Планирование деятельности;

Выполнение задания;

Представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Составьте такой текст поздравительного выступления, чтобы он был праздничным и порадовал одноклассников . Для этого используйте слова для справок.

«Ребята, примите …. поздравления с окончанием третьего класса ! Мы успешно проделали этот ….путь. Желаю …каникул, ….погоды, ….отдыха. Пусть летом будет много солнца, ….открытий, …. встреч. В путешествиях соберите …. впечатления, запаситесь …. здоровьем».

Слова для выбора : крепкий, интересный, увлекательный, учебный, сердечный, добрый, душевный, хороший, ясный, безоблачный, солнечный, хмурый, пасмурный, приятный, трудный, лёгкий, долгий, тернистый, деревянный, трудовой, учебный, чудесный, радостный, счастливый, незабываемый, волшебный, красивый, глубокий, синий, мягкий, памятный, яркий.

Импровизационный вариант

Внесите такие изменения в текст выступления Вани, чтобы он был праздничным и порадовал одноклассников . Для этого используйте приобретённые знания и умения изученной темы.

«Ребята, примите поздравления с окончанием третьего класса ! Мы успешно проделали этот путь. Желаю каникул, погоды, отдыха. Пусть летом будет много солнца, открытий, встреч. В путешествиях соберите впечатления и запаситесь здоровьем».

Личностные умения :

Проявлять творческое отношение к написанию поздравительного текста выступления.

Познавательные умения :

Использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения :

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения :

Адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные умения :

Составлять и писать поздравительный текст выступления, используя имена прилагательные.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цель деятельности Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности

Научить школьников :

Соотносить полученный результат с поставленной целью;

Оценивать результат учебной деятельности.

Михайлова Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Чернушка, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Работа с технологическими картами УМК "Перспектива"
Дата публикации: 18.12.2015
Раздел: начальное образование

Работа с технологическими картами УМК «Перспектива» « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи. Учитель – профессия необыкновенная. Преподавая свой предмет, обучая других, мы всю жизнь учимся сами. Однако, «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь». Ре ч ь п о й д ё т о б и с п ол ь з о в а н и и и н н о в а ц и о н н о г о методического инструментария технологической карте. Это особенно актуально после введения ФГОС второго поколения с 1 сентября 2011 года, в котором требования к результатам образования предполагают осознанную деятельность школьников по достижению учения учиться.
Технологическая карта
для меня – это одновременно и планирование, и конспект урока с исчерпывающей системой всех этапов учебного процесса, включая различные учебные задания, с выверенным целеполаганием, и с чётко прописанными планируемыми результатами, как для учащихся, так и для учителя - ВСЁ «в одном флаконе». Итак, начнём с самого начала. Почему я использую ТК? В 2010 году мы стали работать по новым учебникам УМК «Перспектива». Это новые учебники созданные в соответствии с требованиями нового стандарта. В дополнение к учебникам издательство «Просвещение выпустило методические рекомендации, в которых было описано что должен знать ребёнок по изучению той или иной темы, но не было сказано как это до него донести. Не было конспектов уроков, к чему мы были приучены, работая по старым стандартам. То есть до всего надо было доходить самим. И здесь на помощь пришли ТК
разработанные и апробированные лучшими учителями Санкт – Петербурга. А теперь переходим к структуре технологической карты. Технологические карты выпущены по всем предметам. (слайд 2) Она состоит из раздела, темы, целей, основного содержания темы, терминов и понятий, которые должны изучить дети. Далее идёт планируемый результат, который включает: личностные умения, метапредметные умения, предметные умения. (слайд 3) Хорошо прописана организация образовательного пространства. Затем идут этапы работы. В каждой ТК (слайд 4) , в 1 этапе,ученику предоставляется возможность начинать изучение темы с
самоопределения

(
мотивации, определения потребности и постановки цели своей д е я т ел ь н о с т и) . (с л а й д 5) 2 э т а п -
учебно-познавательная

деятельность

этап

освоения
материала посредством выполнения учебных заданий. Причём задания подобраны на «знание», «понимание» и «умение».
Учебно-познавательная

деятельность
предполагает строгое логическое следование (переход) от задания на
«знание»
к заданию на
«понимание»
и только после этого к заданию на
«умение».
Считаю удачным то, что заданий на «умение» предлагается с избытком, это позволяет учителю варьировать работу и выбирать более актуальные виды заданий для своего класса. И, наконец, самый интересный, самый творческий и поэтому, с а м ы й с л о ж н ы й (с л а й д 6) 3 э т а п
-

интеллектуально-

преобразовательная деятельность.
На него можно отводить урок или более, по усмотрению учителя. Данное задание предполагает индивидуальную работу, но допускает и деятельность в паре или группе с последующим устным представлением результата деятельности либо одним учеником, либо группой школьников. Весь учебный материалл по теме делится также на несколько
блоков. (слайд 7) В каждом блоке прописываются цели, какие должны быть сформированы умения и необходимые диагностические и контрольные задания для отслеживания результативности учебного процесса. Продуманная система промежуточного контроля эффективно готовят учащихся к итоговой контрольной работе и интеллектуально-преобразовательной деятельности. После нескольких содержательных блоков идёт отдельный самостоятельный блок (слайд 8)
контроля и диагностики
. В нём чётко прописаны цели и обозначены планируемые результаты, что помогает отслеживать реально достигнутые умения школьников. Этот блок всегда идёт перед 3 этапом. Завершающим является 4 этап (слайд 9), рефлексивная деятельность. Этот этап включает в себя самоанализ и самооценку ученика и самого учителя.
На что стоит обратить внимание учителю, начиная работу с

технологической картой?
Внутри содержательных блоков ТК нет чёткой границы конца урока, нет указаний для учителя, сколько часов идёт на каждый блок учебно-познавательной деятельности. Это сделано намеренно, чтобы каждый учитель мог самостоятельно определять количество часов и количество заданий в зависимости от уровня подготовленности класса или степени сложности учебной задачи Работая по ТК важно помнить: учитель проектирует учебную деятельность учащихся так, чтобы каждый урок заканчивался небольшой диагностикой (под диагностикой понимается не только учебное задание, но и публичное или индивидуальное представление промежуточных результатов: у кого и что получилось без ошибок, кто справился сам, кому потребовалась помощь, кто не справился, насколько доволен результатом деятельности, и т.д.). Преимущества технологической карты для учителей: (слайд 10)
использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя;  реализовать планируемые результаты ФГОС  системно формировать у учащихся УУД  осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата  выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы

ИВАНОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА

Адрес проживания: 193079 Санкт-Петербург

Октябрьская набережная дом 80 корпус3 квартира 82

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №303

с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла

имени Фридриха Шиллера

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

1.Ф.И.О. учителя: Иванова О.П

2. Класс: 1

3. Учебный предмет: Обучение грамоте. Чтение. УМК: Перспектива

4. Тема урока: Книга природы.

5. Цель урока: формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

6. Задачи:

Образовательные:

    обобщить знания учащихся, открытые на предыдущих уроках и применять изученные понятия и алгоритмы.

Развивающие:

    развитие познавательной активности детей, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

    воспитывать и прививать интерес к чтению, к окружающему миру, любовь к природе.

7.Планируемые результаты

Предметные:

    осмысливать содержание текста в соответствии с его особенностями;

    воспроизводить содержание прочитанного по вопросам.

Метапредметные:

    уметь определять цель деятельности на уроке;

    уметь определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

    уметь на основе анализа делать выводы;

    обобщать и классифицировать по признакам;

    слушать и понимать других, договариваться о правилах общения, поведения и выполнения общего дела;

    оценивать правильность действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные:

    проявление любознательности к изучаемому материалу;

    проявление интереса и готовности к сотрудничеству.

8. Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

9. Формы организации учебной деятельности:

    фронтальная;

    индивидуальная;

    работа в парах постоянного состава и группах.

10.Логика развития урока:

    мотивация к коррекционной деятельности

    актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

    обобщение затруднений во внешней речи

    включение в систему знаний и повторение

    рефлексия учебной деятельности.

11.Оборудование:

    компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация для этапа актуализации;

    раздаточный материал: листы оценивания, эталоны.

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация к коррекционной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность посредством обращения к опыту прошлых уроков, установить тематические рамки урока.

(Урок начинается с просмотра видеофильма)

Ребята, я приглашаю вас на прогулку в лес (видеофильм 30 с, затем на фоне фильма звучит стихотворение в исполнении учителя).

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг …природа.

Что такое природа?

Откуда мы получаем информацию о природе?

Какие книги вы читали о природе?

Посмотрите на выставку. Это только те книги, которые вы читаете. А сколько их еще непрочитанных!

Поэтому, что мы продолжим делать на уроке? (читать произведения о природе и узнавать природу).

Смотрят видеоролик. Слушают и отвечают на вопросы учителя.
Определяют цель урока.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель: организовать повторение по изученным темам и активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

О каких явлениях природы мы узнали на прошлом уроке? (о временах года)

О каких временах года мы узнали? (о зиме и весне)

Кто написал эти произведения, как они называются? («Зима» И.Суриков, «Весна» А.Плещеев

К какому жанру относятся эти произведения? Почему?(стихотворение, есть рифма)

Одинаковые по настроению, тону, темпу? (нет, «Зима» читаем спокойно, тихо, «Весна» громко, радостно)

А в музыке можно передать настроение, чувства?

Послушайте фрагмент из музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года». (звучит сначала «Зима», затем «Весна»).

С каким стихотворением созвучна музыка?

Как вы поняли?

Кто выучил эти стихотворения? Расскажите свое стихотворение друг другу.

Как нужно рассказывать стихотворения? (выразительно)

Какой эталон помог вам в этом? (читай выразительно)

Кто считает, что его сосед отлично справился с работой и хочет, чтобы все услышали вашего соседа? (2 ученика рассказывают у доски)

Кто также хорошо справился с заданием?

Кому было трудно справиться с этим заданием?

*Работа по «Азбуке»

Н.Матвеева «В лесу»

Продолжим нашу прогулку по лесу. (видеофильм 30с)

Мы увидели интересные кадры о природе. Где еще можно получить информацию о природе? (из книг)

Откройте «Азбуку» с. 102. Прочитайте тему урока («Книга природы»).

Прочитайте первое произведение из «Книги природы».

К какому жанру отнесем это произведение? (стихотворение). Почему?

Какой эталон вам нужен для работы над этим произведением? («Читай стихотворение»)

Назовите произведение и его автора. (Новелла Матвеева «В лесу»)

Послушайте стихотворение (читает учитель)

От чьего имени написано стихотворение? (от имени мальчика)

Почему он промок в лесу? (он ушел рано утром)

Зачем он пошел в лес? (чтобы познакомиться с природой)

Как вы поняли выражение

«…Про ежа и про ежиху,

У которых за ежат

Все иголочки дрожат.»

(они беспокоятся за своих детей)

Понравилось стихотворение? Какие чувства у вас возникают? (радость, удивление)

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, пользуясь эталоном. На, что должны обратить внимание при подготовке выразительного чтения? (на знаки препинания).

Кто считает, что он справился с заданием и хочет прочитать стихотворение вслух? (2 человека)

Какие затруднения возникали при подготовке задания?

Что будете делать, чтобы в потом хорошо справиться с таким заданием? (Тренироваться читать выразительно и правильно)

На листке оценивания покажите, как вы справились с этим заданием. Закрасьте второй листик.

Н.Сладков «Сорочьи тараторки»

Тихо, послушайте, кто-то разговаривает. (слайд с лесом, включаются звуки сороки и лося)

Кто узнал этих жителей леса?

(на следующем слайде появляются лось и сорока)

Вы поняли, о чем они говорят?

Давайте послушаем. Прочитайте следующее произведение.

Как называется произведение? Кого называют тараторкой? Кто автор? К какому жанру относится? Почему? (сказка о животных)

Сколько героев в сказке? Назовите участников диалога. Если есть диалог, то как мы будем читать? (по ролям) Какой эталон поможет работать? (Читай по ролям»)

Как должна говорить сорока? (быстро)

Как говорит лось? (медленно, громко). Как лось показывает, что комары ему надоели? (Он тянет слово комары-ы)

Как будете готовить чтение по ролям? (в паре)

Напомните правила работы в паре.

Кто считает, что пара справилась с заданием и готова всем показать, как надо читать? (читают 1- 2 пары)

Какие трудности возникли при работе над произведением? Что будете делать, чтобы справится с ними? (будем тренироваться)

*Физминутка

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут

Тоже покажем,

Крылья сложили назад.

*В.Бианки «Кто чем пишет»

(слайд со следами на снегу)

Это не вы оставили следы? А кто? А какие животные?

Где мы можем узнать, кто оставил следы? (прочитать следующее произведение)

Прочитайте название произведения, назовите автора.

Послушайте и следите указкой. (читает учитель)

К какому жанру относится это произведение.? (рассказ)

По какому эталону будем работать? («Читай рассказ»)

Прочитаем рассказ по цепочке.

Какие слова непонятны? (пятерня, брюхо)

Найдите ответ на вопрос в тексте.

Чем чаще пишут звери?

А чем пишут птицы?

Кроме лап, чем еще могут писать звери?

Кто согласен с ребятами? С чем надо сравнить задание? (с образцом)

Попросим сороку нам помочь. (накладывается образец)

Что было для вас трудно в этом задании? Как вы оцените работу всего класс? Я тоже думаю, что вы поработали отлично. Оцените это задание на листке оценивания. Закрасьте 4 листик.

*Н. Сладков «Кто как спит»

Тссс…. Не разбудите жителей леса. Давайте тихонечко подсмотрим, кто как спит.

(слайд с изображением летучей мыши, тетерки, цапли и зайца).

Кого вы узнали? Перед вами герои следующего произведения.

Прочитайте название, назовите автора.

Прочитайте произведение.

К какому жанру относится? Назовите участников диалога.

Если есть диалог, то как будем читать? (по ролям, в группе).

Как работают в группе? Работаем в своих группах.

Какой эталон поможет при подготовке этого произведения? («Читай по ролям»)

Какая группа справилась с заданием и готова прочитать сказку? (1 группа)

Какие затруднения возникли у вас при работе? Что не получилось?

Что будете делать?

Дети отвечают на вопросы. Слушают музыку. Смотрят видеофильм. Рассказывают наизусть стихотворения. Работают с эталонами. Работают по Азбуке. Работают в группах (парах), используя алгоритм работы; договариваются, читают текст, отвечают на вопросы, обсуждают, выполняют практическую работу, анализируют.

Работают самостоятельно, осуществляют само(взаимо)проверку, проводят самооценку.

Коммуникативные:

Умение работать с текстами индивидуально, в паре, группе, делегировать полномочия, распределять роли; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Умение выделить нравственный аспект поведения;

Готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

3.

Обобщение затруднений во внешней речи .

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Посмотрите на листы оценивания.

При выполнении каких заданий возникали затруднения?

Что надо делать, чтобы избежать затруднений?

Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение, делают предположения.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.

Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнести цель урока и результаты деятельности, оценить деятельность свою и одноклассников на уроке.

- -Какую цель мы поставили в начале урока? (учиться выразительно и правильно читать произведения о при роде и находить в них информацию).

Какие эталоны вы использовали для выполнения задания?

Что нового вы узнали о природе?

Какие задания вам понравилось выполнять?

Работа, над какими заданиями вызвала затруднения?

Как будем их преодолевать?

Наша прогулка завершается, мы подходим к лесному дереву.

Посмотрите на свои листы оценивания, подведите итог и покажите всем, как вы оцениваете свою работу на уроке. (видеофильм, на доске дерево, на которое дети прикрепляют листья зеленого, желтого и красного цвета).

Перед нами самое красивое дерево в лесу. А это значит, что вы хорошо работали. Вы- молодцы!

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои впечатления от урока.
Соотносят изученный материал и свой опыт, полученный на уроке.

Делают вывод.

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

Оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Осуществлять итоговый контроль

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

Умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Проявлять активность в деятельности.

Технологическая карта урока русского языка в 4 Д классе.

Фамилия, имя, отчество

Карпухина Татьяна Александровна

Котовск

Место работы

МБОУ СОШ № 3 с УИОП

Должность

Учитель начальных классов

Перспектива.

Тема урока

Неопределённая форма глагола.

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока:

Познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Содействовать систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;

Упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;

Способствовать совершенствованию умения выполнять морфемный и фонетический разборы слов;

Содействовать развитию письменной связной речи учащихся;

Продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;

Воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

–-учить принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные УУД

Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;

Учить использовать знаково-символические средства, схемы;

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои чувства, мысли в форме устных и письменных речевых высказываний;

Личностные

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
- формирование мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- формирование уважительного отношения к иному мнению.

Оборудование:

у учителя:

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран,

карточки,

презентация учителя,

у учащихся:

Учебник и тетрадь Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 2./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

литература

    Т. Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку.Москва.ВАКО.2015.

    Сборник рабочих программ « Перспектива».

    Интернет – ресурсы

Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

2 мин

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать.

Учащиеся настраиваются на позитивное начало урока.

Личностные УУД

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

3 мин

Запишите в тетради число и классная работа.

Для орфографической разминки я задумала слово - узнайте его

Жёлтый - прилагательное, 2 слога, 6 букв, 6 звуков

Составьте предложение с этим словом.

Ученики задают вопросы о составе слогов, звуков, букв, запрашивают информацию, с какой буквы начинается и обобщают.

Затем находят это слово в словаре и записывают в тетрадь.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать речь других

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4 мин

Подберите к слову жёлтый родственные слова (работа в парах)

Желтизна, желтеть, желтоватый, жёлтенький (На какие группы мы можем разделить родственные слова)

Назовите грамматические характеристики слов

Желтеет, желтел, пожелтеет

(работа в группах)

А можно ли отнести глагол Желтеть к одной из этих групп?

Учащиеся рассуждают, анализируют, делают вывод

Желтеет – глагол, наст времени, ед. ч.,3л.

Желтел - глагол прош. вр., ед. ч., м. р.

Пожелтеет – глагол будущего времени, ед.ч.. 3л.

Фиксируют индивидуальное затруднение

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме).

Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД

Познавательные УУД :

Общеучебные: структурирование знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

5 мин

Так какая будет сегодня тема урока.
(
Неопределённая форма глагола)

Какую поставим цель?

Что нас может заинтересовать?

(можно ли определить время, число, лицо у глагола неопределённой формы)

Выделяют тему и цель урока.

Предполагают, что будет изучаться на данном уроке.

Регулятивные УУД

Планирование своей деятельности

Прогнозирование поиска информации

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение цели

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли

5.Реализация построенного проекта . Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

3 мин

Где можно найти интересующую нас информацию?

Книгу нужно содержать в чистоте. Нельзя перегибать переплет. Нельзя вырывать из книги страницы, писать в ней.

Найдите глаголы.

Составим алгоритм определения глагола неопределённой формы

1. На какой вопрос отвечает

2. Какой суффикс.

Что можете сказать?

Сделаем вывод.

Как мы будем находить глаголы неопределённой формы?

Учащиеся предлагают найти информацию в учебнике, сети интернет в книге

Из предложенного текста находят глаголы. Составляют алгоритм. Анализируют. делают вывод

У глаголов в неопределённой форме нельзя определить время, число и лицо

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД :

Прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

8 мин

Поработаем по тесту упражнения № 136 с. 84-85

Прочитайте задание. Как вы его понимаете?

Давайте разделимся на группы

1и 2 группа , замените словосочетание глаголом неопределённой формы.

3 и 4группа, замените фразеологизм глаголом неопределённой формы.

5 группа,

замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме.

6 группа

попробует образовать глаголы неопределенной формы от других частей речи.

Учащиеся работают в группах. Обсуждают. Задание. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы по карточке.

Коммуникативные

Сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации

Познавательные УУД общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону . Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8 мин

Проверим работу наших групп. Проверим, что хотели нам рассказать авторы учебника.

Игра «Узнай меня».

Помогите найти глаголы неопределённой формы.

Скрипач, зажечь, испечь, речь, обжечь, ночь, врач, беречь, ткач, прилечь, грач, беречься

1 ученик от группы рассказывает по своей карточке.

Другие учащиеся могут дополнять, оценивают ответ.

Находят отличия неопределённой формы глагола от других частей речи.

РегулятивныеУУД : -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные УУД:

общеучебные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

8. Включение в систему знаний и повторение . Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

5 мин

Поработаем в тетради.

Зачем нам так важно изучить глаголы неопределённой формы?

Проведём исследование:

Поставьте глагол учить во все возможные временные формы наст. вр- учит прош. вр - учил

буд. Вр- будет учить

А теперь попробуем поставить глагол научить почему не получается форма настоящего времени. – действие уже произошло.

Анализируют, сравнивают
заполняют модель, делают вывод

Познавтельные УУД

Моделирование

Анализ и синтез

9. Рефлексия учебной деятельности . Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

2 мин

Какую мы поставили цель? Мы её достигли?

Где ещё можно потренироваться?

Все научные группы хорошо поработали. Справились со своей задачей без ошибок, сумели выделить главное, поэтому вашу работу оценю на отлично.

Какое настроение у вас после этого урока?

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД .

Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Приложение

Карточки для работы в группах

Разговаривать громко- кричать

дать ответ -

покрыть краской -

лить слёзы -

сделать подарок -

сделать проверку -

Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите

Сделать подарок- подарить

сделать покупку-

одержать победу-

резать пилой-

оказывать помощь-

давать корм -

Следите за вопросом!

Держать язык за зубами -

Зарубить на носу -

Повесить нос -

«Замени одним словом». (Нужно заменить каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме).

Есть вечером-

Становиться зелёным-

Находиться в действии-

Уничтожаться огнём-

Испытывать желание-

Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме

Следите за вопросом!

Показать, где раки зимуют -

Пускать пыль в глаза -

Слова для справок: радовался, похвалить, запомнили, грустил, голодал, молчал, обманывали, кричали, наказал

Образуйте глаголы неопределенной формы от других частей речи:

От имени существительного:

бритва - брить

коса -……..

пила -……..

свет -…….

чтение -……

смех -…….

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

На уроке использовались методы и приёмы, направленные на формирование УУД

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках работы при затрагивании вопросов отношения к книге.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, словаря и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам (использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на группы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.

 
Статьи по теме:
Как белая магия поможет защитится от врагов Черная магия как наказать обидчика по фотографии
Человеку свойственно хотеть жить лучше. Для этого он тратит уйму времени и энергии, чтобы купить дом и машину, завести семью, устроиться на престижную работу. Но найдутся люди, которые будут завидовать, стремиться навредить, радоваться неудачам других. В
Заговор таганцева. Невинно расстрелянный Н. Гумилев. Версии о действительном состоянии «организации Таганцева»
Действительно существовал, слава Богу. Дважды уничтожить этих людей чекистам и прокурорам не удалось.Летом 1921 года ПетроЧеКа арестовала более 200 человек по делу т.н "Петроградской боевой организации", возглавляемой профессором Таганцевым. 31.08.1921 б
Город Молога – российская Атлантида
В Ярославской области на Рыбинском водохранилище из воды показались постройки города Молога, который был затоплен в 1940 году при строительстве гидроэлектростанции. Сейчас в регионе маловодье, вода ушла и обнажила целые улицы: видны фундаменты домов, стен
Конспект занятия Словарь на букву м
Тема: Звуки М – Мь. Буква М Программные задачи: * Закрепить навык правильного произношения звуков М и МЬ в слогах, словах и предложениях * Нахождение положения звуков в слове * Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости * Анализ слов типа СГС. * Чтение