Роль снегоуборочных поездов на жд. Технология очистки железнодорожного пути от снега на перегонах и станциях

Очистка полотна железной дороги от снега, в том числе трамвайных путей – это обязательное требование безопасности .

Ведь слой снега толщиной 10 см представляет серьезную угрозу пассажирам, стоящим на:

  • перронах;
  • остановках.

Если же толщина снега превысит 20 см, это может привести к полному прекращению движения.

В этой статье мы расскажем о различных средствах, которые применяют для борьбы со снегом на железнодорожных и трамвайных путях.

На железнодорожных и трамвайных путях используют три вида техники :

  • колесную и гусеничную снегоуборочную технику;
  • снегоуборщики на базе локомотивов , вагонов или самоходных платформ ;
  • навесное оборудование для стандартных вагонов или локомотивов.

Колесная и гусеничная техника

Колесная и гусеничная техника мало чем отличается от той, о которой вы можете прочитать в статье о КДМ.

Эту технику изготавливают на шасси :

  • грузовиков;
  • тракторов.

Основное отличие заключается в комплектации.

Ведь для очистки ж/д и трамвайных путей не требуются машины со скоростными отвалами.

Поэтому вместо скоростных отвалов устанавливают оборудование, которое больше подходит к той или иной ситуации .

Также очень востребованы :

  • погрузочная техника (о ней мы писали тут (погрузочная техника));
  • самосвалы для вывоза снега.

Более подробную информацию о них вы найдете в статье (Техника для вывоза снега).

Варианты снегоуборщиков

Снегоуборщики для железнодорожных и трамвайных путей бывают :

  • самоходными;
  • несамоходными.

Их делают на базе :

  • маневровых локомотивов;
  • небольших колесных платформ.

Даже когда снегоочиститель делают на базе вагона или пустой колесной платформы, установка двигателя превращает ее в самоходную снегоуборочную машину, не уступающую по эффективности борьбы со снегом иному тепловозу.

Спектр решаемых такой машиной задач зависит от комплектации навесного оборудования.

Преимущество такого снегоуборщика в том, что он может доставлять к проблемным участкам дорожных рабочих, которые выполняют работы, недоступные технике.

К примеру, могут:

  • очищать путевые стрелки после удаления снега с помощью отвала;
  • прокладывать путь в тоннелях.

Тем не менее железнодорожные снегоуборщики не пользуются большим спросом .

Ведь они могут выполнять лишь небольшое количество задач, связанное с очисткой путей от снега.

Исключением являются машины, которые можно использовать и в другое время года для ремонта или обслуживания путей.

Из-за высокой цены их покупают лишь некоторые предприятия, занимающиеся обслуживанием/содержанием железных дорог и станций.

Гораздо более востребованы навесные устройства, превращающие обычный локомотив или вагон в мощный снегоуборочный поезд.

Навесное оборудование

Навесное снегоуборочное железнодорожное оборудование – это устройства следующих классов :

  • плужные;
  • шнекороторные;
  • щеточные;
  • пневмообдувочные.

Плужные

Плужные устройства – это отвалы различных:

  • форм;
  • размеров.

Они аналогичны тем, которые устанавливают на дорожную технику. Подробней о плужной технике читайте тут (плужное навесное оборудование).

Они предназначены для очистки рельс от снега глубиной до 2 метров .

Прямые и косые отвалы применяют для:

  • патрульной очистки;
  • прокладки колеи

на железных дорогах с двумя и более путями.

Можно использовать эти устройства и на однопутных дорогах. Однако в этом случае более эффективны двухсторонние отвалы.

Прямые и косые отвалы откидывают снег в одну сторону. Поэтому их поворачивают так, чтобы снег отбрасывало вправо. Отброс снега влево возможен лишь на однопутных участках железных дорог, при условии, что снег будет падать в обрыв .

Шнекороторные

Шнекороторные устройства работают по тому же принципу, что и навесное оборудование для дорожной техники, о котором мы рассказывали в этой статье (Шнекороторные устройства и их модификации).

Эти устройства перемалывают снежную массу и отбрасывают ее от путей в наиболее удобную сторону.

Скорость движения при очистке железной дороги с помощью шнекороторного агрегата значительно ниже, чем при работе с плужным устройством.

Однако роторный агрегат способен справиться со снежным покровом глубиной 4 метра , что не под силу никакому отвалу. Поэтому есть смысл применять роторный локомотив снегоочиститель в особо тяжелых ситуациях.

В большинстве случаев шнекороторное снегоуборочное устройство работает от мощного электродвигателя , подключенного к бортовой сети:

  • локомотива;
  • самоходной платформы.

Щеточные

Щеточные устройства, применяемые для очистки железнодорожного полотна, аналогичны тем, о которых мы говорили в этой статье (Щеточное навесное оборудование) по своему:

  • принципу работы;
  • конструкции.

Они не предназначены для:

  • пробивки колеи;
  • борьбы с глубоким снегом.

Их основное назначение:

  • борьба со свежевыпавшим снегом;
  • очистка стрелочных переводов.

Ведь забившийся между стрелок снег ставит под угрозу безопасность движения , потому что энергии сервопривода может не хватить для перевода стрелки в правильное положение.

Очистка перевода от свежего и, что более важно, слежавшегося снега, позволяет сервоприводу:

  • нормально переключать стрелку;
  • направлять поезда по нужным путям.

Пневмообдувочные

Пневмообдувочные устройства применяют для очистки от снега путевых переводов.

В зависимости от конструкции, они создают поток холодного или горячего воздуха.

Горячий воздух более эффективен , ведь он не только сдувает снег, но и обеспечивает таяние льда, благодаря чему очистка перевода более эффективна.

Горячий воздух необходимо использовать, если перед снегопадом был сильный дождь и на переводе образовалось много снега.

В таких условиях пневмообдувочное оборудование по эффективности превосходит даже щеточные устройства, которые не могут справиться с толстой наледью.

Практически любое перечисленное навесное оборудование превращает обычный тепловоз в мощный и эффективный железнодорожный снегоочиститель.

Современное оборудование

Многие предприятия до сих пор используют технику, изготовленную во второй половине ХХ века. Ведь покупка нового снегоочистительного оборудования для железных дорог требует немалых затрат .

Новое оборудование:

  • превосходит старое по надежности;
  • более производительное и универсальное.

Вот таблица, в которой вы найдете различные образцы современной техники , предназначенной для очистки ЖД и трамвайных путей от снега.

Модель Тип Назначение Краткое описание Сайт производителя или дилера
ПОМ-1 Путевая очистительная машина Очищает ж/д пути от снега, грязи и песка ПОМ-1 предназначена для борьбы со снегом глубиной до 30 см. Оснащена дизельным двигателем и электрогенератором. Благодаря поворотной платформе чистит снег с любой стороны. Может двигаться в составе поезда. omega.by
УПМ-1М Универсальная путевая машина Выполняет широкий спектр работ Универсальная машина на базе трактора Т-158 (ХТА 200) предназначена для различных работ, которые зависят от установленного комплекта навесного оборудования. После подключения шнекороторного снегоуборщика может очищать ж/д и трамвайные пути от снега, а также чистить прилегающие территории. www.promglobal.ru
СДП-М2 Снегоочиститель на базе четырехосного вагона Используется в сцепке с локомотивом, очищает ж/д пути от снега глубиной до 1 м СДП-М2 оснащен плугами как спереди, так и сзади. Поэтому его можно ставить спереди или сзади локомотива, обладающего достаточной мощностью. Рабочая скорость до 70 км/ч, транспортная до 90 км/ч. zheldorsnab.ru
СМ-7Н Снегоуборочный поезд Очищает ж/д пути от снега глубиной до 0,8 м При движении вперед, СМ-7Н собирает лежащий перед ним снег и с помощью транспортера передает его в концевой полувагон. Когда полувагон заполнен, снег выбрасывают влево или вправо на 5-10 м. Зимой поезд снегоочиститель применяют для очистки от снега станций, стрелочных переводов и горловин. Летом его используют для очистки путей от грязи. ttzh.kz
УПМ1-8 Навесное оборудование Шнекороторный снегоочиститель для путевой машины УПМ-1М Навесной агрегат для очистки трамвайных и ж/д путей от снега. spezkran.com
СС-1М Струг Предназначен для очистки ж/д путей от снега и проведения земляных работ Зимой струг применяют для очистки ж/д путей и станций от снега глубиной до 2 м. Экипаж струга 2 человека. Для работы необходим локомотив. Летом струг используют для проведения земельных работ. roctok.ru
РВ-3 Навесное снегоуборочное оборудование Многофункциональный отвал Отвал предназначен для установки на любое шасси (вагон, локомотив, локомобиль) подходящее по грузоподъемности. Его применяют для очистки железнодорожных путей от снега глубиной до 1,1 м. Летом отвал можно использовать для расчистки путей от грязи после селевых сходов и наводнений. broddway.ru

Цена такого оборудования зависит от:

  • комплектации;
  • дополнительных пожеланий заказчика.

Поэтому конечную стоимость необходимо узнавать у:

  • производителя;
  • официального дилера .

Особенности применения спецтехники и безопасность выполнения работ

Во время очистки железнодорожных и трамвайных путей необходимо не только убирать снег, мешающий продвижению поездов или трамваев, но и перемещать его так, чтобы он не попал на проходящие рядом пути .

Поэтому процедура использования спецтехники, равно как и последовательность действий при очистке железных дорог, подробно описаны в различных документах .

Вот некоторые из них:

  1. Инструкция по организации снегоборьбы ОАО Российские Железные Дороги (РЖД) от 22 октября 2013 года – tdesant.ru .
  2. ЦП-751 Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации разработанная ВНИИЖТ МПС – snipov.net .
  3. Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации от 25 апреля 2000 года – docs.cntd.ru .
  4. Распоряжение ОАО РЖД от 18 ноября 2014 года об утверждении временной методики оценки трудозатрат по работам на очистке элементов верхнего строения железнодорожного пути от снега – jd-doc.ru .
  5. ПОТ РО-32-ЦП-652-99 – Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений (утв. МПС РФ 24.02.1999) – sudact.ru .

Очистку трамвайных путей от снега регулируют те же нормативные акты , в которых прописана процедура очистки городских улиц от снега. Ссылки на эти документы вы найдете в этой статье (ГК).

Вывод

Правильное использование специальной техники является залогом того, что железнодорожное и трамвайное сообщение будет функционировать без перерывов.

Внимательно прочитав эту статью, вы узнали :

  • какое оборудование используют для очистки ж/д и трамвайных путей;
  • в каких нормативных документах прописана процедура использования этих устройств;
  • какие правила техники безопасности необходимо соблюдать.

В данном видео вы можете увидеть, как работает железнодорожный снегоочиститель:

Вконтакте

ООО «Трудовой десант» выполняет работы по очистке снега на железнодорожных путях, стрелочных переводах и жд переездах.

Снегоборьба - это исключительно железнодорожный термин, с которым вы не встретитесь ни в какой-либо еще одной отрасли. Он включает в себя комплекс мер по предотвращению снеговых заносов, защите пути от снега, а также непосредственно снегоуборке - очистке жд путей и стрелочных переводов от снега.

На работу железнодорожного транспорта, который обоснованно считают всепогодным, не влияют многие неблагоприятные погодные условия. Несмотря на это, снежные заносы и сугробы - серьезная угроза для железнодорожного транспорта. Сильные снегопады и создаваемые ими снежные заносы представляют проблему для движения подвижного состава. Снег, попадая на железнодорожную колею, создает дополнительное сопротивление движению, увеличивает расход энергии, способствует снижению скоростей движения.

Так, на заре становления железнодорожного транспорта, когда методика снегоборьбы еще не была выработана, снежная стихия могла парализовать работу отдельных участков железной дороги на продолжительное время.

История снегоборьбы на железных дорогах

Снегоуборка железнодорожной колеи была проблемным вопросом еще задолго до широкого распространения сети железных дорог. Для России он был особенно актуален, его обсуждали не только инженеры, как свидетельствуют документы, но и общественность. Снегоуборка железнодорожных путей в России являлась повинностью, сёла обкладывались «снежной конской и людской» повинностью, часто данную работу исполняли воинские части. Этот факт подтверждается вырезкой из английской газеты конца 19 века, содержащий гравюры рассказывающие об уборке снега на железной дороге в окрестностях Оренбурга.

Снегоборьба на железной дороге велась и с помощью ограждения путей снеговыми щитами, а также силами пассажиров, которые вручную вызволяли застрявший состав лопатами.

В настоящее время арсенал способов борьбы со снегом значительно расширился: это и защита от снежных заносов с помощью долговременных лесонасаждений и специальных сборных решетчатых щитов и заборов, электрообогрев и пневмообдувка стрелочных переводов, обработка противообледенительными и антигололедными химикатами металлических частей верхнего строения пути. Разрабатываются и внедряются в применение различные современные снегоочистительные самоходные машины как на автомобильном комбинированном, так и на железнодорожном ходу.

Инструкции по снегоборьбе

Снегоборьба на железных дорогах Российской Федерации регламентируется следующими нормативными актами:

  • (взамен ранее действовавшей инструкции о порядке подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО РЖД № 1338р от 30.06.2006);
  • Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации № ЦП-751 от 25.04.2000 ;
  • Типовым технически обоснованными нормам времени на работы по снегоборьбе.

Снегоборьба на железнодорожных путях

Содержание железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается за счет владельца путей, в том числе и очистка железнодорожных путей необщего пользования от снега. ООО «Трудовой десант» выполняет эти работы на железнодорожных путях необщего пользования как ручным способом, так и с применением специализированных средств малой механизации - гусеничных снегоуборочных машин Honda. При значительном количестве снега, очистка путей производится с применением самоходной спецтехники на комбинированном ходу. В случае же наступления сильного снегопада, мы привлекаем с РЖД тяжелую самоходную технику на железнодорожном ходу.

С момента наступления снегопада работники нашей организации принимают меры согласно плану по очистке и уборке снега с путей необщего пользования и стрелочных переводов для обеспечения бесперебойности движения подвижного состава, при необходимости устанавливают круглосуточное дежурство работников компании, организовывают работу снегоуборочных машин, производят качественную очистку путей от снега после прохода спецтехники.

Необходимо отметить, что критерий хорошей очистки путей от снега вполне измерим и закреплен в инструкции по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации - при ручной очистке пути снег внутри колеи должен счищаться не менее чем на 50 мм ниже уровня верха головки рельса, а снаружи колеи - в уровень с верхом головки рельса.

Очистка от снега стрелочных переводов

Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с защитой от снега стрелочных переводов. Для нормальной работы стрелочного перевода в зимний период необходимым условием является отсутствие напрессовки льда и снега в зонах работы подвижных частей стрелочного перевода: между остряком и рамным рельсом, в шпальных ящиках под рабочими тягами приводов и внешними замыкателями, на крестовинах с подвижным сердечником.

При выполнении работ по сколке льда на стрелочных переводах и в местах препятствий необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность перекрытия сигналов. На стрелочных переводах для сколки льда может быть применен ручной, а также ударный пневматический или электрический инструмент.

В предзимний период для эффективного функционирования стационарных устройств очистки стрелок от снега следует вырезать балласт в шпальных ящиках, чтобы просвет между подошвой рамного рельса и балласта составлял не менее 10 см. Очистка стрелочных переводов от снега и льда производится стационарными устройствами электрообогрева и пневмоочистки, шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов с применением средств сигналирования и связи с дежурным по станции.

В настоящее время существует возможность оборудовать стрелочные переводы электрообогревом или пневмообдувкой. Наша компания по заданию заказчика может выполнить работы по монтажу и установке вышеуказанных технических приспособлений.

Очистка от снега железнодорожных переездов

В соответствии с Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденными приказом Минтранса России № 237 от 31.07.2015 , владелец железнодорожных путей необщего пользования при содержании автомобильных дорог в границах железнодорожного переезда обеспечивает своими силами чистку автомобильных дорог от снега и льда, осуществляет борьбу с зимней скользкостью, производит уборку снежных валов с обочин автомобильной дороги, организует погрузку и вывоз снега, а так же принимает меры для регулярной очистки от снега и льда элементов переезда.

ООО «Трудовой десант» поможет организовать весь комплекс работ по поддержанию состояния покрытия автомобильной дороги и переездного настила в соответствии с нормативными документами.

Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также своевременной очистки их от снега во время снегопадов и метелей.

ООО «Трудовой десант» выполняет весь спектр работ: организацию снегоборьбы на железнодорожном транспорте, снегоуборку железнодорожных путей, очистку от снега стрелочных переводов, железнодорожных переездов и технологических проездов.

Наша компания организует работу таким образом, чтобы не нарушать график движения поездов, обеспечивать своевременную подачу/уборку подвижного состава к местам погрузки или выгрузки, не мешать пассажирам и станционному персоналу, а также в кратчайшие сроки устранить неблагоприятные последствия снежной стихии.

Очистка пути от снега на перегонах должна производиться, как правило, снегоочистителями, а также снегоуборочными поездами в местах расположения пассажирских платформ.

Ручная очистка производится в тех местах, где нельзя пропустить снегоочиститель или снегоуборочный поезд в рабочем состоянии (настилы переездов и подходы к ним, стрелки примыкания, участки пути на подходах к мостам, тоннелям, между платформами и у других препятствий), а также во всех случаях, когда пропуск снегоочистительных и снегоуборочных машин задерживается.

Сбор рабочих, привлекаемых на снегоборьбу, проход их к месту очистки путей от снега и обратно следует производить в соответствии с требованиями, приведенными в пунктах 2.8.8 и 2.8.9 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений .

В условиях сильных заносов, когда проход в стороне от пути и по обочине невозможен, допускается проход по пути с соблюдением требований, приведенных в пункте 2.1.3 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений .

Перевозка рабочих к месту работ и обратно должна производиться в соответствии с требованиями, приведенными в пунктах 2.1.5 - 2.1.13 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений .

На участках, где рабочих к месту снегоуборочных работ и обратно перевозят по автомобильным дорогам, должны выполняться требования, приведенные в пунктах 1.11-1.17 Правил охраны труда при перевозке рабочих, размещение жилых, бытовых и служебных вагонов на путях в подвижных формированиях железнодорожного транспорта .

Снегоочистители и снегоуборочные машины направляются к месту проведения работ начальником дистанции пути или его заместителем.

Дежурный по направлению диспетчерского центра управления перевозками (при отсутствии в штате диспетчерского центра управления перевозками дежурного по направлению – диспетчер по управлению перевозками (района управления), получив заявку начальника дистанции пути, принимает меры к незамедлительному отправлению снегоочистителя или снегоуборочного поезда на участок.

Организация и технология работы плужных снегоочистителей

Работой по очистке пути на перегоне плужным снегоочистителем или снегоуборочным поездом руководит представитель дистанции пути по должности не ниже мастера дорожного, прошедший обучение и аттестованный для работы со снегоуборочной техникой.

Плужные цельнометаллические снегоочистители типов СДП и СДП-М, могут работать по схеме снегоочиститель - электровоз или снегоочиститель - тепловоз без прикрытия.

Очистка путей от снега на промежуточных станциях также производится снегоочистителями и стругами.

Рабочая скорость снегоочистителя при работе на станции должна быть до 40 км/ч, струга - от 10 до 15 км/ч, снегоуборочного поезда - в зависимости от количества снега - от 5 до 10 км/ч (изложено в Техническом описании и инструкции по эксплуатации снегоочистителя двухпутного плужного СДП, СДП-М ).

Допускается способ очистки пути на однопутном участке от снега двумя снегоочистителями с локомотивом между ними (челноком). При таком способе работы исключается потеря времени на перестановку локомотива на промежуточных станциях и разъездах.

Очистку путей на трехпутных участках с нормальными междупутьями (первым 4,1 м и последующим 5,0 м) целесообразно производить двумя двухпутными снегоочистителями. При проходе в одну сторону оба снегоочистителя должны идти в рабочем состоянии: один впереди по среднему пути, сбрасывая снег в сторону крайнего пути, а другой за ним вслед на расстоянии не менее 1,0 км по крайнему пути, сбрасывая снег под откос. В обратную сторону снегоочистители возвращаются так же: один по среднему, другой по крайнему пути, очищая полностью все пути от снега.

Очистку путей от снега на четырехпутных участках с нормальными междупутьями целесообразно выполнять двумя двухпутными снегоочистителями. При первом проходе снегоочистители идут в рабочем состоянии вслед один за другим и очищают путь способом перевалки снега с одного пути на другой. При возвращении снегоочистители очищают два пути с другой стороны (изложено в Техническом описании и инструкции по эксплуатации снегоочистителя двухпутного плужного СДП, СДП-М ).

При образовании снежных заносов на перегоне в полувыемке, расположенной на косогоре, в прямом или кривом участке пути, их расчистку необходимо вести в следующем порядке:

на однопутном участке - двухпутным снегоочистителем, направляя его с той стороны перегона, с которой снег может быть выброшен под откос косогора (по направлению от выемки к откосу насыпи);

на двухпутном участке - двумя двухпутными снегоочистителями, движущимися по обоим путям последовательно один за другим, расстояние между ними должно быть не менее 1,0 км.

Снегоочистители направляются с той стороны перегона, с которой снег может быть переброшен за один заезд с одного на другой путь, а затем под откос косогора.

При работе плужных снегоочистителей на электрифицированных участках напряжение с контактного провода не снимается.

Участки пути, где имеются негабаритные опоры контактной сети, светофоры, напольные устройства аппаратуры ДИСК, КТСМ, УКСПС и диагностических комплексов и другие препятствия (пешеходные и переездные настилы, контррельсы или охранные приспособления мостов и тоннелей) должны быть указаны в перечне опасных мест участка, закрепленного за снегоочистителем, и ограждены. При отсутствии у руководителя работ достоверных сведений о наличии на перегоне негабаритных устройств сигнализации, централизации и блокировки и опор контактной сети и не огражденных установленным порядком, очистку пути от снега осуществлять только с участием ответственных работников дистанций сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения.

Если расстояние от оси пути до внутреннего края опор контактной сети менее 3,1 м, то необходимо соблюдать особую осторожность. При наличии таких опор работать с открытыми крыльями запрещается , так как в момент открытия или закрытия крыльев они могут задеть за опоры. В этих случаях крылья должны быть закрыты и зафиксированы транспортными запорами.

Кроме этого, работать с раскрытым угловым крылом разрешается только на тех участках, где расстояние от внутреннего края опор до оси пути со стороны углового крыла не менее 3,3м.

Если на участках пути, обслуживаемых снегоочистителем, имеются опоры, расположенные на расстоянии менее 3,3 м от оси пути, то для возможности работы угловым крылом снегоочистителей СДП и СДП-М необходимо на этих снегоочистителях произвести обрезку подъемных подкрылков и козырьков по чертежам, приложенным к Техническому описанию и инструкции по эксплуатации снегоочистителя двухпутного плужного СДП и СДП-М .

При работе плужного снегоочистителя вагонного типа или струга на двух- или многопутном участке с закрытыми крыльями со стороны междупутья, необходимо обеспечить выдачу предупреждения следующего содержания «На перегоне..... по...... пути работает путевой струг (снегоочиститель). При следовании по перегону соблюдать особую бдительность; перед местами с плохой видимостью подавать оповестительные сигналы». Эти предупреждения выдаются дежурным по станциям по заявке руководителя работ от дистанции пути. При необходимости работы снегоочистителя или струга с открытым крылом со стороны междупутья соседний путь для движения поездов закрывается.

При установке печей на снегоочистителях и снегоуборочных поездах должны выполняться требования, приведенные в пункте 3.5 Правил охраны труда при перевозке рабочих, размещении жилых, бытовых и служебных вагонов на путях и в подвижных формированиях железнодорожного транспорта .

Дверки печи должны плотно закрываться и иметь устройство, исключающее попадание топлива из топки печи на пол, а печь должна быть укомплектована кочергой и совком и должна иметь дополнительное, не контактирующее с печью, металлическое ограждение с трех сторон. Перед топкой на пол должен быть уложен металлический лист с асбестовой прокладкой, на дымоотводной трубе должен быть установлен искрогаситель.

При эксплуатации отопительных печей дрова должны находиться в специально отведенном месте, а уголь находиться в специальном ящике, при этом запрещается :

применять дрова, длина которых превышает размер топки;

топить печь с открытой дверцей;

перевозить в кабине бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости, а также растапливать печь этими жидкостями;

оставлять печь с горящим топливом без присмотра;

выбрасывать на ходу машины золу и шлак;

производить сушку одежды, обуви на ограждениях;

оставлять огонь в печи при уходе членов бригады с машины.

Помещение, где располагается печь, должно быть оборудовано огнетушителями, ящиком с песком и другим противопожарным инвентарем.

При пожаре горящие провода, электроаппаратуру, топливо и смазочные материалы необходимо тушить только углекислотными и порошковыми огнетушителями. Применять для этих целей пенные огнетушители и воду запрещается .

Хоть и принято считать железнодорожный транспорт всепогодным, снег это прямая угроза безопасности для движения подвижного состава по железнодорожным путям. Поэтому при наступлении зимы, каждый собственник железнодорожных путей сталкивается с необходимостью очистки путей, стрелочных переводов и других объектов инфраструктуры от снежных заносов.

По закону, содержание железнодорожных путей необщего пользования, а так же их очистку от снега и других засорителей ложатся на плечи собственника.


Снегоборьба на железнодорожных путях это комплекс мероприятий, которые сводятся к двум основным составляющим. Таких как, предотвращение снежных заносов и их устранение.

К борьбе со снежными заносами нужно подходить комплексно. Поэтому уже на этапе проектирования предусматриваются защитные устройства и приспособления. Одним из самых распространенных и действенных считается долговременные лесонасаждения вдоль железнодорожной линии. Так же применяются, менее популярные, но не менее действенные, специальные сборные решетчатые шиты и заборы.

Для очистки железнодорожных путей от снежных заносов применяют специализированную технику, как на железнодорожном, так и на автомобильном ходу. Собственники малых подъездных путей, как правило, не имеют своей снегоуборочной техники, и чистят свои пути необщего пользования колесными бульдозерами и погрузчиками.

Снегоборьба на железнодорожных путях регламентируется нормативными документами. Такими как, «Инструкция по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а также его дочерних и зависимых обществах» утверждённая распоряжением № 2243р и «Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации» № ЦП-751

Требования инструкций по снегоборьбе на ж.д. путях сводится к одному основному правилу. Внутри колеи снежный покров должен убираться на 50 мм ниже уровня головки рельса, а вне колеи – снежный покров должен быть не выше уровня головки рельса.

Очистка стрелочных переводов от снега и наледи, кардинально отличается от очистки путей. Для стрелок, на станциях, обычно используют электрообогрев и пневмообдувку, не менее популярна обработка металлических частей верхнего строения пути специальными противооблединительными химическими составами.

Готовиться к снегоборьбе следует заблаговременно. По осени для улучшения работы стационарных устройств очистки стрелочных переводов от снега следует вырезать балласт из междушпальных ящиков, таким образом, чтобы от верха балласта до подошвы рамного рельса должно быть не менее десяти сантиметров. Очистка стрелочных механизмов от наледи и снега производится стационарными системами электрического обогрева и пневматической очистки, и ручным способом с помощью специальных инструментов.

На небольших путях необщего пользования, стрелочные переводы в большинстве случаев очищают ручным способом, ручным инструментом и приспособлениями.

Из инструкции по очистке стрелочных переводов так же можно выделить одно главное требование, которое сводится к тому, что все зоны работы подвижных частей стрелочного механизма, а именно между остряком и рамным рельсом, в шпальных ящиках под рабочими тягами приводов и внешними замыкателями, на крестовинах с подвижным сердечником должны быть очищены от снега и наледи.

Если путь имеет пересечение с автодорогой, особое внимание следует уделить очистке снега и льда из желобов между контрарельсом и головкой рельса на самом переезде, причем эту работу нужно выполнять регулярно, а не только после буранов и снегопадов. Снег в эти желоба запресовывается колесами автотранспорта при пересечении железнодорожного пути.

Таким образом, каждый собственник железнодорожного пути должен понимать, что бесперебойное обеспечение движения подвижного состава в зимний период в большей степени зависит от защиты ж.д. путей от снежных заносов и своевременной очистки железнодорожных путей, стрелочных переводов, переездов и других составляющих инфраструктуры от снега и льда.

Требования охраны труда при очистке железнодорожных путей и стрелочных переводов от снега (из Инструкции по охране труда для монтера пути ОАО «РЖД» ИОТ РЖД-4100612-ЦЦРП-035-2012. от 29 декабря 2012г. 2769р (с изм. №1021 от 29 апреля 2013г.).

Работы по очистке централизованных стрелочных переводов от снега должны производиться только в перерывах между движением поездов и маневровых составов. Работа на стрелочных переводах, расположенных на горочных и сортировочных путях должны производиться только во время перерывов в маневровой работе и роспуске составов или с закрытием пути и с обязательным соблюдением требований пункта 3.1.1 настоящей Инструкции.

Работы по очистке и уборке горочных и подгорочных путей от снега должны производиться в периоды, когда эти пути закрыты.

3.8.2. Работа по очистке стрелочных переводов от снега должна производиться

группой, состоящей не менее, чем из двух и не более, чем из шести человек,

один из которых монтер пути по квалификации не ниже 3 разряда, обученный и имеющий удостоверение сигналиста.

Монтер пути должен вести наблюдение за движением поездов и не участвовать в работе.

Монтеры пути, работающие первую зиму, к самостоятельной работе по очистке централизованных стрелочных переводов не допускаются. Они должны быть обучены особенностям работы в зимних условиях, работать только в составе бригады, и должны быть закреплены приказом за опытными работниками бригады. Монтер пути и работник бригады, за которым он закреплен, должны быть ознакомлены с вышеупомянутым приказом под роспись.

Перед началом очистки снега на централизованных стрелочных переводах монтер пути, не ниже 3 разряда, являющийся старшим группы, должен оградить место работы:

днем - красным сигналом;

ночью и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, ухудшающих видимость - ручным фонарем с красными огнями.

До начала работ по очистке снега на централизованной стрелке против тяг электропривода должен быть установлен деревянный вкладыш между отведенным остряком и рамным рельсом, а на крестовинах с подвижным сердечником - между сердечником и усовиком.

При работе в одно лицо монтер пути должен: следить за оповещением о приеме, отправлении, проследовании поездов и возможных маневровых передвижениях;

располагаться лицом в сторону ожидаемого поезда правильного направления движения, не ослабляя внимания к движению поездов противоположного направления.

Очистка от снега стрелочных переводов сжатым воздухом должна производиться двумя монтерами пути не ниже 3 разряда, один из которых непосредственно производит очистку стрелочного перевода от снега, а другой (наблюдающий, он же сигналист) должен находиться у места присоединения воздушного шланга к запорному вентилю воздухопроводной сети. Он должен следить за объявлениями по громкоговорящей связи, о подходе поездов, роспуске вагонов, о передвижениях локомотивов или маневровых составов через зону работ и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха и дать команду монтеру пути, работающему со шлангом, о прекращении работы и уходе со стрелочного перевода.


При обдувке стрелочного перевода монтеры пути для защиты глаз и кожных покровов рук должны пользоваться защитными очками и рукавицами.

Воздушный шланг к месту проведения работ и местам его хранения следует переносить собранным в кольца.

При очистке (обдувке) стрелочных переводов сжатым воздухом необходимо соблюдать следующие требования:

при необходимости пересечения железнодорожного пути шланг от воздухопроводной сети следует прокладывать под рельсами в шпальных ящиках, очищенных от снега и балласта;

не использовать шланг, у которого отсутствует типовая соединительная головка или запорный кран на металлическом наконечнике, а также шланг, пропускающий воздух, или имеющий ненадежное крепление соединительной головки;

при подключении шланга к запорному вентилю воздухопроводной сети запорный кран на наконечнике шланга должен быть закрыт;

после присоединения шланга к воздухопроводной сети проверить надежность сцепления соединительных головок шланга и запорного вентиля воздухопроводной сети, после этого открыть кран на наконечнике шланга, а затем постепенно открыть запорный вентиль воздухопроводной сети;

струю воздуха следует направлять под углом, исключающим возможность попадания в лицо снега;

при переходе от одного стрелочного перевода к другому следует закрыть запорный вентиль воздушной сети и выпустить сжатый воздух из шланга;

после окончания очистки стрелочного перевода запорный вентиль воздухопроводной сети необходимо закрыть, сжатый воздух полностью выпустить из шланга, после этого разъединить соединительные головки шланга и запорного вентиля воздухопроводной сети и закрыть кран на металлическом наконечнике шланга.

Запрещается открывать запорный вентиль для подачи воздуха, если шланг полностью не расправлен и наконечник не находится в руках работающего.

Запрещается при включенном электрообогреве производить

какие-либо работы на стрелочном переводе, кроме ручной очистки с помощью неметаллического инструмента и шланговой очистки

Очистка пути от снега и его уборка вручную на перегонах и станциях должна производиться с соблюдением следующих требований.

При очистке пути траншеями или разделке снеговых откосов после работы снегоочистителя в откосах в шахматном порядке должны быть сделаны ниши на расстоянии от 20 до 25 м одна от другой для укрытия работников при пропуске поездов.

Размеры ниши должны определяться в каждом отдельном случае с учетом количества укрывающихся в ней работников и расположения их не ближе 2 м от крайнего рельса, но при этом глубина ее должна быть не менее 0,75 м, а ширина - не менее 2 м.

При очистке пути от снега в выемках организовать работы так, чтобы не допускать снежного обвала.

При очистке станционных путей и стрелок необходимо складывать снег в валы, в которых должны быть сделаны разрывы (шириной по 1 м не реже, чем через 9 м), или в кучи с такими же разрывами для удобства работы и прохода работников.

Погрузка снега на платформы снегового поезда и его выгрузка должны производиться после полной остановки поезда. Погрузка и выгрузка снега на ходу поезда запрещается.

При передвижениях снегового поезда в зоне погрузки или выгрузки снега монтеры пути, находящиеся на платформах, должны присесть и держаться за борта платформ.

При вывозе снега поездами монтеры пути должны размещаться в пассажирском или грузовом крытом вагоне, оборудованном для перевозки работников.

 
Статьи по теме:
Святой благоверный князь владислав сербский
1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафи
Работает ли визуализация и как её использовать
Мечты сбываются. С этим утверждением согласятся многие. А тем, кто будет протестовать, будет очень полезной данная статья. Ведь визуализация желаний - это первый путь к достижению поставленных перед собой целей.Что это такое?В самом начале нужно понять, о
Понятие о модернизме в литературе
Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Модернизм — явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессио
Февральская революция: причины, участники и события
Великая русская революция - это революционные событий, произошедшие в России в 1917 году, начиная со свержения монархии во время Февральской революции, когда власть перешла к Временному правительству, которое было свергнуто в результате Октябрьской револю