Отчет по уровню образования в странах снг. Система образования в странах снг

Неравенство в странах СНГ: региональный аспект

Региональная дифференциация в СНГ: методологические подходы

В постсоветский период в странах СНГ обострились социальные проблемы, усилились региональные различия внутри этих стран, однако как показывает анализ имеющейся литературы, современная социально-экономическая дифференциация в странах СНГ на региональном уровне изучена недостаточно.

На протяжении многих лет территориальное развитие оценивалось преимущественно экономическими показателями, такими как ВВП, ВВП на душу населения, индексы промышленного производства и т.д. Однако развитие стран и регионов включает в себя еще одну, не менее важную, а зачастую более значимую сферу – социальную. При этом эти две сферы жизни тесно связаны между собой, влияют друг на друга и определяются взаимопроникающими понятиями. При этом оценка уровня социального развития стран и регионов затруднена множеством причин, главными из которых являются: огромное число показателей, отражающих уровень социального развития, различная размерность этих характеристик, отсутствие единой системы сбора данных и субъективность в отборе ключевых показателей.

Наиболее адекватную картину социального развития региона можно получить, использовав как можно большее количество показателей как статистических, так и полученных с помощью социологических опросов. Однако, во-первых, часть показателей тесно взаимосвязаны друг с другом, что приводит к тому, что некоторые показатели косвенно уже учтены в других, более емких характеристиках. Например, данные по младенческой смертности учтены при расчетах ожидаемой продолжительности жизни. Во-вторых, при анализе региональной дифференциации социального развития с использованием множества показателей оказывается, что основная часть характеристик «перекрывает» друг друга, что приводит к образованию очень большой и плотной срединной группы, а выявление закономерностей и причин сложившейся социальной ситуации не представляется возможным.

Поэтому в качестве основного показателя для сравнительного анализа уровня социального развития был выбран индекс человеческого развития (ИЧР) (или как его еще называют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)), разработанный в начале 90-х годов Программой развития ООН. Индекс рассчитывается как среднее арифметическое между тремя компонентами: индексами долголетия, уровня образования (складывается из уровня грамотности с весом в 1/3 и доли детей в возрасте 7-24 лет, обучающихся в учебных заведениях всех ступеней, с весом в 2/3) и душевого ВВП (по ППС в долларах США).

Для проведения анализа неравномерности социального развития регионов стран СНГ были выбраны наиболее крупные по численности населения государства, обладающие дробной сеткой административно-территориального деления: Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина. Представительства ПРООН в этих странах ежегодно публикуют отчеты по человеческому развитию в региональном разрезе, что позволяет для исследования использовать только официальные статистические данные с 1996 по 2000 годы. Однако на Украине в конце 90-х годов стали использовать новую методику расчетов индекса, что привело к невозможности адекватно сравнивать регионы этой страны с остальными в течение всего периода времени.

Особенности экономических и социальных трансформаций в странах СНГ в 1990-е годы

По глубине экономического кризиса и темпам последующего подъема экономики страны СНГ можно разделить на несколько типов. При этом определяющим типологическим фактором в переходный период стало наличие экспортных природных ресурсов и сложившаяся еще в советский период отраслевая структура хозяйства.

Значительный спад ВВП и затем относительно высокие темпы восстановления докризисного уровня имели Россия и Казахстан. Эти страны лучше других обеспечены природными ресурсами, и в переходный период их экономика развивалась за счет экспортных добывающих отраслей, таких как ТЭК и металлургия. Сохранение роли государства в экономиках Узбекистана и Беларуси стало главной причиной меньшего экономического спада.

Молдова, Грузия и Армения, а также Таджикистан и Кыргызстан наиболее сильно ощутили на себе экономический кризис, темпы восстановления в них отличаются минимальными или средними показателями. В структуре их экономики выросла доля сельского хозяйства из-за сильного спада промышленности по причине прекращения поставок сырья и незначительных собственных минеральных ресурсов.

Азербайджан и Украина занимают промежуточное положение, но причины этого различны. В Азербайджане отмечался сильнейший кризис экономики, который был преодолен в середине 1990-х гг. за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений нефти, что привело к росту ВВП и усилению моноспециализации республики при сохранении серьезного отставания в душевых показателях ВВП. Среди причин наиболее затяжного среди всех стран СНГ экономического спада Украины можно выделить преобладание неконкурентоспособной тяжелой промышленности и энергетический кризис. И лишь благодаря увеличению поставок энергоресурсов, улучшению конъюнктуры на мировом рынке черных металлов, а также структурным сдвигам в машиностроении и пищевой промышленности в конце 1990-х гг. начался быстрый рост экономики. Особенности статистического учета в Туркмении не позволяют оценивать динамику развития этой страны.

Во внешнеэкономической деятельности стран Содружества в переходный период наибольшее значение также приобрела обеспеченность природными ресурсами, что позволило наращивать объемы экспорта и обеспечивать необходимые поступления в бюджет. Такими ресурсами обладают Казахстан, Россия, Азербайджан и, в некоторой степени, Украина. Особое положение занимает Беларусь, имеющая отрицательное сальдо внешней торговли при максимальной ее ориентации на Россию, что обеспечило высокие показатели динамики роста, душевых объемов внешней торговли и доли экспортно-импортных операций в ВВП. Южные страны СНГ с преобладанием аграрного сектора оказались в наиболее сложной ситуации, в них ввоз товаров существенно превосходит вывоз из страны, но при этом душевые объемы внешней торговли остаются минимальными.

Тенденции переходного периода были различными. В странах Средней Азии преобладали деградационные процессы в экономике и социальной сфере на фоне медленно идущей демографической модернизации. Группа ранее «срединных» республик (Молдова, Закавказье и Казахстан) стала более разнородной по экономическому положению и демографической динамике при опережающем развитии Казахстана. Наиболее развитые славянские страны СНГ при общей демографической деградации стали более существенно различаться по уровню и факторам экономического развития.

В странах СНГ произошли изменения в структуре хозяйства, вызванные экономическим кризисом начала 1990-х годов. Первое и общее для всех – структурный сдвиг в сторону добывающих отраслей из-за более сильного спада в обрабатывающей промышленности, т.е. примитивизация экономики государств Содружества. В странах, наиболее богатых топливно-энергетическими ресурсами (Россия, Азербайджан, Казахстан), сильнее всего выросла доля отраслей ТЭК. Именно этот сектор экономики в кризисный период быстрее всего адаптировался к новым условиям, добыча и экспорт нефти и газа дают основные доходы в бюджеты этих стран. Аналогичная ситуация складывается и в региональном разрезе, наиболее успешными и богатыми стали нефтяные и другие ресурсодобывающие регионы. Так, в Казахстане на четыре области со специализацией на нефтяной промышленности или металлургии приходится около 60% всего экспорта страны, их душевой ВРП в 2-4 раза выше среднего. В странах, наименее богатых природными ресурсами (Армения, Грузия, а также Кыргызстан и Таджикистан), произошла аграризация экономики, из-за кризиса промышленности выросла доля первичного сектора.

Изменения структуры занятости населения отличались от трансформаций в отраслевой структуре экономики. Для всех стран СНГ, за исключением Туркменистана, характерно сокращение доли занятых в промышленности и строительстве. Изменение занятости в первичном секторе не коррелирует с динамикой доли этих отраслей в структуре валовой добавленной стоимости (ВДС). Так, если сокращение занятых наблюдается только в Беларуси, Казахстане и Узбекистане, то уменьшение вклада этих отраслей в ВДС характерно для большинства стран (кроме Армении, Кыргызстана и Туркменистана). При этом в наиболее аграрных странах (Армения, Грузия, Молдова, Кыргызстан и Таджикистан) доля занятых в сельском хозяйстве выросла за 1990-е годы в 1,5-2 раза и превысила половину всех занятых в экономике. Аналогичная ситуация сложилась и в сфере услуг. Рост доли услуг в ВДС, отмеченный для всех без исключения стран, не совпадает с ростом числа занятых, который характерен только для наиболее промышленно развитых Беларуси, Казахстана, России, Украины, а также для Узбекистана.

Уровень развития здравоохранения слабо связан с показателями здоровья населения и ожидаемой продолжительностью жизни. Максимально высокой продолжительностью жизни и, что самое главное, ее ростом в 1990-е годы отличались три государства Закавказья и Узбекистан. При этом именно в них существенно снизилась обеспеченность населения как медицинским персоналом, так и поликлиниками и больницами. И, наоборот, в России, Беларуси и на Украине, где показатели обеспеченности медицинскими услугами максимальны среди стран СНГ и за 10 лет они выросли из-за сокращения численности населения, продолжительность жизни снизилась на 3 года. Это связано с ростом смертности от внешних причин, особенно трудоспособного мужского населения, что объясняет огромную разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин. Более логичная и объяснимая картина сложилась в Казахстане, Кыргызстане и Молдове, где одновременно ухудшились характеристики здоровья населения и развития здравоохранения.

В большинстве стран СНГ начато реформирование сферы образования, существенно увеличена доля платных форм обучения, возросла престижность образования. Прослеживается корреляция между уровнями образования и экономического развития. Так, в наиболее экономически развитых странах Содружества (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина), несмотря на все сложности переходного периода, увеличилось число обучающихся в ВУЗах. А в более слабых - Армении, Узбекистане и Туркменистане этот показатель снизился, так как на первый план выходит необходимость выживания путем более раннего начала трудовой деятельности. Однако в международных сравнениях, где наибольшее значение имеет уровень грамотности, индекс образования стран Содружества практически не изменился за 1990-е годы и имеет высокие показатели.

По демографическим показателям страны СНГ четко разделяются на три группы. Славянские государства (Россия, Украина, Беларусь), а также Молдова отличаются завершенным демографическим переходом, более высокой долей пожилого населения и снижением доли детей в возрастной структуре населения, а также низкой продолжительностью жизни, особенно у мужского населения. В государствах Средней Азии сохранился максимальный естественный прирост, более высокая доля детей (свыше 35%), самая низкая доля пожилого населения (4-6%) и средние показатели продолжительности жизни при меньшей разнице между мужчинами и женщинами, минимальный для стран СНГ уровень урбанизации. В странах Закавказья и Казахстане естественный прирост за 1990-е гг. существенно сократился, хотя он остается положительным, переход к простому воспроизводству населения уже произошел в Грузии. При этом все страны Закавказья отличаются самыми высокими среди государств Содружества показателями продолжительности жизни, видимо, благодаря благоприятным климатическим условиям.

Региональная дифференциация социально-экономического развития

Анализ изменений региональной дифференциации социально-экономического положения за период 1996-2002 годов показал, что поляризованность ИЧР и его отдельных компонентов в целом сильно отличается между собой (см. таблицу 1).

Таблица 1. Различия между наиболее и наименее развитыми регионами по компонентам ИЧР (в процентных пунктах)

индекс продолжительности жизни

индекс образования

индекс доходов

Максимальный разброс между наибольшим и наименьшим показателем наблюдается для индекса дохода , за 1996-2002 годы различия между богатейшими и беднейшими регионами еще больше увеличились. При этом для регионов России в период кризисной стагнации (1996-99 годы) наблюдалось сглаживание различий, а после 1999 г. с началом активного экономического роста разница стала увеличиваться, т.к. быстрее росли доходы более развитых регионов.

Практически не изменилась величина поляризованности индекса долголетия , он имеет в несколько раз меньший разброс показателей по регионам, чем индекс доходов.

Доступность образования в середине 1990-х годов отличалась почти полным отсутствием поляризованности, но в последние годы наметилась тенденция увеличения региональных различий.

В целом для стран СНГ характерна тенденция увеличения разницы между индексами развития человека в наиболее и наименее развитых регионах.

Регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по отдельным частным индексам в основном не совпадают, а их география за вторую половину 90-х годов почти не изменилась. По индексу долголетия наиболее высокие показатели имеют области Узбекистана и республики Северного Кавказа, самая низкая продолжительность жизни типична для наиболее проблемных территорий в экономическом, природно-климатическом или экологическом отношении. В России это слаборазвитые регионы с неблагоприятным климатом - республика Тыва и северные автономные округа, а в Казахстане – Карагандинская область, где высока доля занятых в отраслях с вредными условиями труда.

Хотя все регионы исследуемых стран показывают довольно высокий уровень образования , но все же выделяется группа столичных и крупнейших городов (Москва, Санкт-Петербург, Алматы, Киев, Харьков, Ташкент). За ними с относительно большим отрывом следуют промышленно развитые территории, затем добывающие регионы. Наиболее низкие показатели доступности образования характерны для аграрных регионов, где система ВУЗов не развита, а профессиональное образование имеет только местное значение. В пристоличных областях формально низкий индекс образования объясняется отсутствием собственных городов-центров (Московская, Ленинградская, Алматинская области).

Наиболее существенна региональная дифференциация по уровню доходов . В переходный период усилились экономические преимущества столиц рассматриваемых государств, а также наиболее богатых экспортными (в первую очередь топливными) ресурсами территорий (Атырауская, Мангистауская области Казахстана, Тюменская область). Следом в рейтинге расположены промышленно-развитые центры Казахстана и России, а аутсайдерами по экономическому развитию являются сельскохозяйственные регионы всех стран. Рассматривая межстрановую региональную дифференциацию можно отметить, что наименее экономически развитыми являются практически все регионы Узбекистана и аграрные области Украины и Казахстана, а также республики Северного Кавказа.

В целом ранжирование регионов по интегральному ИЧР имеют те же тенденции, что индекс доходов, так как именно он оказывает максимальное влияние. Наиболее высокие показатели имеют в первую очередь столицы, в которых сконцентрированы власть, капитал, научный, образовательный и культурный потенциалы, расположены штаб-квартиры крупнейших компаний и т.д. Высокие позиции по уровню социального развития занимают регионы, наиболее богатые нефтью и газом. На следующий уровень попадают регионы с развитой перерабатывающей промышленностью – черной и цветной металлургией, некоторыми отраслями машиностроения, нефтехимии. Регионы с самым низким уровнем экономического развития имеют, как правило, наиболее выраженную сельскохозяйственную специализацию. Только в России более четко выделяется группа депрессивных промышленных регионов. Таким образом, на этапе переходного периода второй половины 90-х годов социальное развитие региона определяется практически полностью экономической составляющей, что еще раз подтверждает невозможность рассмотрения социальных и экономических компонентов развития по отдельности.

Диспропорции и дисбаланс между социальными и экономическими компонентами ИЧР

Общемировые тенденции свидетельствуют о синхронном развитии и равном влиянии каждого компонента индекса человеческого развития (долголетия, уровня образования и доходов) на итоговое значение ИЧР, однако в странах СНГ и их регионах выявлена иная ситуация (см. таблицу 2).

Таблица 2. Коэффициенты корреляции между ИЧР и его компонентами

Коэффициент корреляции ИЧР

Индекс продолжительности жизни

Индекс уровня образования

Индекс доходов

страны мира

регионы СНГ

страны мира

регионы СНГ

страны мира

регионы СНГ

Принято считать, что уровень высшего образование в странах СНГ, не соответствует уровню образования «Советских лет». Редакция SNG . TODAY , не умоляет заслуги советской высшей школы, но, тем не менее, решила разобраться, на каком уровне высшее образование было тогда и что с ВУЗами СНГ происходит сегодня.

Вузы СССР делились на Институту и Университеты их общее число на середину 80-х годов прошлого века, фактически закат союза, было примерно 600. Институты специализировались на подготовке специалистов технического профиля. Университеты отвечали за подготовку специалистов гуманитарного профиля. Высшая школа, так же была и местом для науки, многие изобретения и научные труды рождались именно на исследовательской базе советских ВУЗов. Среди общемировых заслуг советской высшей школы можно назвать систему заочного образования, которое впервые было внедрено именно в СССР. По открытым данным ресурса "Статистика российского образование" в СССР с 70-е по 90-е годы высшее образование получило более 10% населения Союза.

Сегодня в странах СНГ функционируют более 2500 тысяч высших учебных заведений, реальная цифры учитывающие все филиалы всех ВУЗов Содружества к сожалению не поддаются подсчету. Больше, не всегда лучше. Попробуем разобраться, в какой стране СНГ больше всего ВУЗов, где больше всего людей с высшим образованием и по каким правилам живет Высшая школа в СНГ.

Настоящий бум высшего образования, по масштабам открытия новых ВУЗов и филиалов старых в Российской Федерации в 90-е начале 2000-х годов поражает. Сегодня в стране ведется политика по сокращению и укрупнению ВУЗов. На базе ведущих вузов регионов России было создано 10 Федеральных университетов, в состав которых вошли порядка 40 ВУЗов. Рособрнадзором РФ ведется настоящая борьба с засильем учебных заведений сомнительного уровня. С начала 2014 года по март 2016 года было сокращено количество аккредитованных учебных заведений страны фактически на половину с 2448 до 1450 . Возможно, и из-за засилья в стране вузов средней руки, по данным переписи 2010 года, имеющим высшее образование, назвал себя каждый четвертый взрослый житель России. Если говорить об уровни образования в России, то он довольно высок, подтверждение этому тезису можно найти в рейтинге вузов стран СНГ подготовленном рейтинговым агентство RAEX («Эксперт РА») в 2014 году.

«А» - исключительно высокий уровень подготовки выпускников;

«В» - очень высокий уровень подготовки выпускников;

«С» - высокий уровень подготовки выпускников;

«D» - приемлемый уровень подготовки выпускников;

«Е» - достаточный уровень подготовки выпускников.

Российские ВУЗы в рейтинге забрали себе 95 мест. При этом высшего рейтинга «А» был удостоен только Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Высокий уровень российского образование ценят и иностранные студенты, так по данным за 2016 год 5% от общего числа студентов России составили иностранцы, а это более 240 тысяч человек.

Не обошел бум роста ВУЗов и Украину . Свою независимость страна встречала, имея в наличии 149 учебных заведений высшей школы. В конце 2015 года в стране насчитывалось 520 ВУЗов государственной формы собственности и 144 частных. Из этой россыпи ВУЗов, только 33 удостоились попадания в рейтинг «Эксперт РА». Самую высокую строчку в рейтинге (2 место в группе «В») занял Киевский национальный университет имени Т. Шевченко. Точных данных по количеству жителей Украины с высшим образованием нет, последняя перепись в стране проводилась 16 лет назад в 2001 году. Тем не менее, учитывая, что количество людей ежегодно поступающих в вузы в стране превосходит количество людей заканчивающих школы, можно предположить, что данная цифра соизмерима с уровнем образования в России, а может и даже превосходит. Так, по данным Европейского социального исследования, в 2010 году процент людей в группе от 25 до 39 лет с высшим образованием в Украине превысил 40%.


Киевский национальный университет имени Т. Шевченко / Источник фото:univ.kiev.ua

Высшие образование в Украине для себя выбрали более 63 тысяч иностранных студентов, треть из них жители стран содружества. Основным плюсом при выборе украинских ВУЗов иностранцы называют возможность получить образование на русском языке по более приемлемой цене, чем в России.

Белоруссия с ее 55-ю функционирующими ВУЗами, на конец 2016 года, кажется страной, которую обошла проблема роста ВУЗов с низким уровнем подготовки кадров. Это утверждение можно считать верным, если учитывать что в 80-90-ые годы прошлого века в Белорусской ССР начитывалось порядка 30 ВУЗов. Из 55-ти ВУЗов,45-ть, это ВУЗы с государственной формой собственности и 10 частных университетов. Вузы в стране жестко структурированы по классам и уровням, так, в стране есть два ведущих ВУЗа в национальной системе образования это - Белорусский государственный университет, который занял первое место в группе «В» рейтинга «Эксперт РА» и Академия управления при Президенте Республики Беларусь, которая своего места в рейтинге не нашла. Общее число ВУЗов РБ в выше упомянутом рейтинге - 10. Статус ведущего ВУЗа - титул закрепленный законодательно, среди профильных ВУЗов есть один ведущий. Высшее образование для белорусов, закончивших школы за годы независимости, стало фактически обязательным этапом жизни, практически каждый молодой человек после школы поступает в ВУЗ. По этому показателю Белоруссия в числе мировых лидеров- 91,5% страна уступает только Финляндии, США и Южной Корее.

А по количеству студентов на каждые 10000 жителей Белоруссия лидер среди стран СНГ, в стране их 417,к примеру, в России их только 394 студента.

Если в Белоруссии негосударственные ВУЗы - редкость, то в Казахстане их напротив, даже больше чем государственных. Из 127 ВУЗов страны 72 частные ВУЗы. Казахстан одно из первых государств СНГ, приведших свою систему в соответствие болонскому процессу. Уже в 1994 году был утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан, который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров. Сегодня, абитуриентами в стране ежегодно становятся более половины выпускников школ, государство оплачивает обучение 30% поступающих. Многие бывшие школьники выбирают для себя обучение за границей, так по данным UNESCO 48,875 жителей Казахстана получают высшее образование не у себя в стране. Согласно статистическим данным, на начало 2015-2016 учебного года общая численность студентов в Казахстане составляет 459 369 человек. Обучение в Казахстане для себя выбрали 10,4 тысяч иностранных студентов. Большинство студентов прибыло из Узбекистана, Китая, России, Монголии. Из 127-ми ВУЗов страны в рейтинге «Эксперт РА» упоминается 9 учебных заведений. Самую высокую строчку в рейтинге занял Казахский национальный университет имени аль-Фараби, расположившийся на 5 строчке ВУЗов в классе «С» с высоким уровень подготовки выпускников.

Узбекистан после обретения независимости обладал на своей территории 42 ВУЗами и в отличие от многих стран СНГ не подвергся бурному росту новых учебных заведений. Ситуация с высшей школой в Узбекистане развивалась по другому сценарию. Многие крупные ВУЗы страна, были разукрупнены. Так на базе Ташкентского политехнического института было открыто 3 ВУЗа, на базе Ташкентского института народного хозяйства образованы два новых учебных заведения. Путем подобного менеджмента, на сегодняшний день, Узбекистан готовит специалистов с высшим образованием в 59 ВУЗах на всей территории страны. Особенностью образования в Узбекистане можно назвать направление, подготовки которого выбирают абитуриенты.

При поступлении, если в подавляющем процентном случае, в уже обозреваемых странах, школьники поступаю на юридические или экономические специальности, то 50 % выпускников узбекских ВУЗов - это педагоги. Из-за бурного роста экономики страны и увеличение в структуре ВВП Узбекистана сферы услуг и снижения доли сельского хозяйства, система образования сложилось не соответствуя запросам рынка к кадрам выпускающихся из ВУЗов страны. Высшее образование не носит в стране массового характера. В 2016/2017 учебных годах план приема на бакалавриат, утвержденный постановлением Президента составлял 57907 человек, а на магистратуру – 5000, всего 62907 человек. При этом школу в этом же году закончило более 500 тысяч человек. Средний конкурс в вузах страны составил 12 человек на место. Система высшего образования Узбекистана нашла свое место и в рейтинге «Эксперт РА», два ВУЗа заняли свои места в классе «D» это - Национальный университет Узбекистана имени М. Улугбека и Самаркандский сельскохозяйственный институт.

Еще одной странной в рейтинге с двумя ВУЗами являться Молдавия . Международный независимый университет Молдовы и Молдавская экономическая академия, так же как и ВУЗы Узбекистана расположились в классе «D». Высшее образование Молдовы живет в европейском духе, как и все страна, которая долгое время идет в сторону евроинтеграции. Страна является частью болонского процесса, по истечению 4-летнего обучения вы получите диплом лицензиата (не бакалавра), а окончив, еще два года станете магистром. В стране действует 29 ВУЗов, из них 16 государственных.


Молдавская экономическая академия/источник фото:ase.md

Количество студентов, получающих образование в стране, согласно официальной статистике за последние 5 лет, сократилось на 30 процентов до 75 тысяч человек. Обучение по европейским стандартам Молдовы ежегодно выбирают и иностранные студенты, сейчас их более 4 тысяч человек. Большинство приезжих студентов – 2300, получают образование в Государственном университете медицины и фармакологи. Молдавию, как страну для получения высшего образования выбирают в основном абитуриенты из Израиля, Румынии, Украины, Турции и Индии.

Есть проблемные места и в высшей школе Кыргызстана . Страна задержалась с переходом к двухуровневой системе образования и стала участником болонского процесса только в сентябре 2012 года. Получить высшее образование в РК можно в 54 ВУЗах страны, которые ежегодно выпускают порядка 240 тысяч дипломированных специалистов, львиная доля (90%) которых после учебы не может трудоустроиться по специальности. Среди явных проблем высшего образование КР помимо засилья ВУЗов, можно назвать нехватку кадров, только 10% преподающих имеют ученую степень и низкие зарплаты преподавателей. Из 153 ВУЗов, вошедших в рейтинг ВУЗов СНГ, подготовленный «Экспертом РА», только один ВУЗ представляет Киргизию - это Кыргызско-Российский славянский университет, расположившийся в середине, класса «D» рейтинга.

Еще одной странной, попавшей в список рейтинга «Экспертом РА» с одним ВУЗом является Азербайджан . Бакинский государственный университет лидер в классе «D» рейтинга. Образованию в Азербайджане уделяется не малое внимание, прежде всего финансовому. Страна в структуре своего бюджета уделяет второе место именно образованию, уступая первую строчку армии. ВУЗы Азербайджана - это 49 учебных заведений, которые готовят специалистов по двухуровневой болонской системе и готовы принимать иностранных студентов. Обучение в университетах Азербайджана ведётся на трёх языках: азербайджанском, русском и английском.


Бакинский государственный университет/источник фото:kavkaznews.az

А для иностранных студентов, показавших успехи в учебе, предполагается президентская стипендия 800 долларов США, к слову, стоимость года обучения в вузах этой страны варьируют от 700-1000 долларов.

В соседней Армении функционирует порядка 68-и ВУЗов и филиалов, где студентам предлагают получить образование так же в рамках болонской системы. ВУЗы страны хоть и не попали в рейтинги лучших ВУЗов стран СНГ, тем не менее не отметить такие учебные заведения, как Ереванский государственный университет, Американский университет Армении и Российско-Армянский (Славянский) университет. Все три ВУЗа были отмечены в шорт-листе Webometrics - системе рейтинга мировых университетов, основанной на комбинированном показателе, учитывающем как объем веб-содержимого (количество страниц и файлов), так и видимое влияние этих публикаций по числу внешних цитат. Армению, как страну для получения высшего образования выбирают и иностранные студент, по данным министерства образования и науки Армении в 2016 году в стране училось 3638 студентов из 35 стран мира. Большинство из них приехало на обучение из Грузии (1545), России (1181) и Сирии (489).

Таджикистан - страна в которой работает 39 ВУЗов, которая так же стала участником болонского процесса. Высшее образование в РТ страдает от несоответствия запросам рынка труда в стране. В Таджикистане ощущается недостаток педагогических кадров. Так, по данным на 2015–2016 учебный год отделами образования РТ было подано 3715 заявок о нехватке специалистов. Проблему нехватки кадров в республике пытаются решить обучением студентов за рубежом (в основном в России). Среди ВУЗов страны все тот же Webometrics отмечает Таджикский технический университет, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова и Российско-Таджикский (Славянский) университет. Редакция сайт со своей стороны отметила бы, что в стране функционируют филиалы российских ВУЗов, а именно, МГУ имени М.В. Ломоносова, Московского энергетического института и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

Страной, закрывающей наш обзор стал Туркменистан , страна с уникальной системой образования. Дело в том, что в это стране нет частных ВУЗов и соответственно, не было и искусственного профицита на рынке высшего образования. Уровень развития страны позволил наращивать интеллектуальный потенциал страны за счет поступающих. Выходя из ВУЗов, бывшие студенты не испытывают проблем с поиском работы. Университеты Туркменистана дают своим студентам осуществить выбор своей будущей специальности из широкого спектра направлений обучения. И постоянно пополняется новыми, современными и актуальными профессиями, которые имеют спрос на рынке труда.

Большое число студентов из Туркменистана получают образование за рубежом, около 55 тысяч человек, тем самым, повышая общий уровень подготовки специалистов на предприятиях страны до мирового уровня.

Подводя итог нашему обзору можно выделить общие проблемы, с которыми столкнулись страны Содружества после обретения независимости. Система образования в СССР, хоть и вызывает ностальгирующие чувства у большинства граждан СНГ, но, тем не менее, оставила после себя ряд проблем, которые требовали незамедлительного решения молодыми государствами. Среди них не возможно ни выделить неподготовленность ВУЗов к запросам меняющегося рынка труда, не охваченность востребованным высшим образование широких масс населения в странах СНГ и как следствие не хватки квалифицированных кадров для подготовки выпускников ВУЗов. И,наверное, главная проблема - это свой путь высшей школы в СССР, интеграция стран в двухуровневую болонскую систему образования - это настоящая головная боль для всех министерств образования в странах СНГ.

Образование в странах мира отличается многими факторами: педагогической системой, формой образовательного процесса, средствами, которые люди вкладывают в обучение. зависит от общего уровня развития государства. В разных государствах функционирует собственная образовательная система.

Когда речь заходит о поступлении за границу, то на ум приходят много различных стран и университетов. Уровень качества образования зависит от многих вещей, начиная от финансирования, заканчивая структурой обучения.

Интересно заметить, как выбор сделали сами студенты. Было подсчитано, насколько зарубежные страны популярны у иностранцев. Германия и Англия занимают лидирующие позиции, в то время как Польша замыкает рейтинг.

Карлов Университет в Праге – самое престижное высшее учебное заведение в Чехии, старейший университет Центральной Европы

Высшее образование в Европе для иностранцев намного дешевле, чем в США и Канаде. Стоимость одного семестра в европейском вузе начинается от 726 евро. Самыми престижными считаются университеты Дании, Швеции, Франции и Германии.

Почти в каждой европейской стране можно найти хотя бы одну программу, где обучение ведется на английском языке. Такой вариант подходит для тех, кто не хочет или не имеет возможности учить новый язык.

Поступить в европейских вуз можно сразу после школы и с минимальным набором документов. Обычно требуют предоставить аттестат (или диплом), сертификат, подтверждающий уровень владения языком и мотивационное письмо.

После окончания университета в Европе всем иностранным студентам разрешено оставаться в стране еще некоторое время для поиска работы и трудоустройства.

В 2019 году самыми престижными университетами в Европе считаются:

  • Оксфорд и Кембридж. Это два из самых популярных английских университетов, в которые мечтают поступить молодые люди со всего мира. Стоимость обучения в данных вузах составляет от 25 000 до 40 000 фунтов.

Кембриджский университет - университет Великобритании, один из старейших (второй после Оксфордского) и крупнейших в стране

  • Технический институт в Цюрихе. Стоимость обучения на данный момент составляет 580 франков, но начиная с 2019 года ожидается повышение цен.
  • Университет Людвига Максимилиана в Мюнхене. Один из самых популярных университетов в Германии, в котором есть программы как на немецком, так и на английском языке.
  • Университет в Хельсинки. Этот университет когда-то был бесплатным для всех, но в 2017 году стал платным. Стоимость одного года в этом университете начинается от 10 000 евро. Данный вуз предлагает программы на финском и английском языках.

Мюнхенский технический университет — Technische Universität München — один из самых крупных немецких университетов и престижнейшее высшее учебное заведение в восточной части Германии

Что касается грантов на обучение в Европе, то самый популярный вариант — участие в программе Erasmus. Эта программа направлена на обмен студентов из университетов-партнеров. Программа покрывает все расходы на пребывание в иностранном вузе.

Высшее образование в США

В Соединенных штатах Америки образование одно из самых дорогих в мире. Один год в американском университете обойдется как минимум в 35 000 долларов. Будущие студенты могут подать заявки на грант или стипендию, но некоторые из них покрывают затраты только частично.

Не довольны стоимостью обучения и сами американцы: студенты и выпускники вузов жалуются, что после окончания учебы им приходится еще несколько лет выплачивать долг.

Также не стоит забывать, что кроме оплаты обучения у студента в США есть и другие затраты — на квартиру, продукты питания и медицинскую страховку в год уходит от 8 000 до 12 000 долларов.

Самыми престижными университетами в Америке считаются:

  • Стэнфорд. Стоимость обучения начинается от 15 000 долларов в год и зависит от выбранной программы, а также степени обучения — бакалавр, магистр или доктор наук.
  • MIT- Массачусетский институт технологий. Этот технический вуз известен всему миру не только высоким уровнем образования, но и большому количеству лекций в открытом доступе. А вот стоимость получения образования не такая доступная — от 25 000 долларов в год.
  • Институт технологий в Калифорнии. Стоимость одного года обучения в вузе составляет около 50 000 долларов.
  • Харвард. Один из самых дорогих вариантов, учеба для иностранца обойдется от 55 000 долларов в год.

Список известных университетов в США

Страны СНГ, некогда были советскими республиками, на территории которых существовала единая система образования и единые образовательные стандарты. Дипломы и аттестаты республик признавались на территории всего Советского Союза. С распадом СССР системы образования и стандарты республик стали отличаться друг от друга, в связи с чем, встал вопрос о создании единого образовательного пространства на территории стран СНГ, с ориентацией на европейские стандарты. Для решения данного вопроса, страны СНГ в 1999 году вошли в зону Болонского процесса.

Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств

Определение 1

Единое образовательное пространство стран СНГ – это общие принципы государственной политики, направленные на единство и согласованность образовательных программ, нормативных сроков обучения, критериев оценивания знаний и получение образования, признаваемого на всей территории бывшего СНГ.

Цель Концепции – это создание принципов, направлений, условий и этапов создания единого образовательного пространства.

Основная идея Концепции – это сближение национальных систем образования стран СНГ, для формирования единой (общей) системы образования, с учетом национальных особенностей каждой республики.

Принципы Концепции:

  • гуманизация системы образования;
  • образование должно иметь светский характер;
  • демократизация образования;
  • ориентир на общечеловеческие ценности;
  • общедоступность и непрерывность образования;
  • преемственность образовательных программ;
  • наличие разнообразных образовательных учреждений, учебных программ и современных технологий обучения;
  • единение культурного и образовательного пространств;
  • возможность получения образования бесплатно (реализация конституционного права каждого гражданина на получение образования).

Меры, призванные обеспечить единую систему образования в странах СНГ:

  1. Предоставление каждому гражданину страны-участницы возможности получения бесплатного образования, с момента достижения установленного законом возраста.
  2. Установления четких оснований, закрепленных в законе, по которым ребенок может быть отчислен из учебного заведения.
  3. Создание специальных учебных заведений для детей с различными видами заболеваний, которые не имеют возможности посещать общеобразовательные учреждения (обеспечение возможности получения образования всем гражданам).
  4. Юридическая ответственность родителей за неисполнение обязанностей по получению детьми базового образования.

Характеристика системы школьного образования в странах СНГ

Согласно установленной Концепции система школьного образования в странах СНГ имеет следующие характерные аспекты:

  1. Ориентир на классно-урочную систему, которая на сегодняшний день признана малоэффективной, так как не учитывает потребности и индивидуальные особенности учеников.
  2. Создание системы мониторинга и повышение уровня квалификации педагогических работников.
  3. Разработка и внедрение единых образовательных стандартов.
  4. Соблюдение прав учеников и их родителей, направленных на предоставление возможности участия в образовательном процессе.
  5. Внедрение и использование современных и актуальных технологий в образовательный процесс.
  6. Пропаганда необходимости получения образования.
  7. Введение обязательной работы школьных психологов с детьми, с целью установления дифференцированного подхода к учащимся.
  8. Единение законодательных законов в сфере школьного образования и законодательства государства.

Замечание 1

Таким образом, данные аспекты должны способствовать созданию и развитию единой системы школьного образования в странах СНГ, с целью признания всеми странами аттестата об образовании и полученных знаний.

Характеристика системы высшего образования в странах СНГ

Система высшего образования в странах СНГ на сегодняшний день имеет ориентир на систему высшего образования в Европе и США. С 2011 года многие страны СНГ перешли на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат. Срок обучения не менее 3-х лет. В России обучение на бакалавриате рассчитано на 4 года. После окончания бакалавриата выпускники получают диплом об оконченном высшем образовании. Однако не все работодатели признают дипломы бакалавров, так как за такой короткий срок обучения не возможность полноценно овладеть необходимыми навыками и компетенциями. Особенно это касается технических специальностей. Так же проблема состоит в менталитете старшего поколения, которые считают, что бакалавриат – это своего рода неоконченное высшее образование.

Обучение на бакалавриате заключается в изучение общих и профильных дисциплин, сдаче промежуточных и итоговых экзаменов, письменных проверочных работ. В ряде учебных заведений внедряется система «кредитов», бальная система изучения дисциплин. В основном это дистанционные заочные ВУЗы.

По итогу обучения студенты сдают государственные экзамены и защищают выпускную квалификационную работу (дипломная работа, имеющая исследовательское направление). В ряде учебных заведений студенты-выпускники сдают либо экзамены, либо проходят процедуру защиты дипломной работы.

Поступление в магистратуру необходимо тем, кто желает осуществлять научную и исследовательскую деятельность. Обучение в магистратуре схоже с бакалавриатом. Отличие только в том, что в учебной программе магистратуры отводится больше времени на творческие, исследовательские и научные работы, а также на практическую деятельность. По итогу окончания магистратуры студент-выпускник сдает государственные итоговые экзамены и защищает магистерскую диссертацию. При успешной сдаче итоговых испытаний присваивается ученая степень.

Таким образом, реформа системы образования в странах СНГ положительно отражается на создании единого образовательного пространства, путем внедрения опыта стран Европы и США.

 
Статьи по теме:
Творожная запеканка как в детском саду: самый правильный рецепт
Творожная запеканка у многих ассоциируется с детским садиком – именно там часто подавали такой вкусный десерт. Это блюдо не только вкусно, но и полезно – в твороге есть кальций, который особенно необходим для детского организма. Вспомнить вкус детства или
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school
Леру, пьер Отрывок, характеризующий Леру, Пьер
, Франция Дата смерти: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value). Место смерти: Страна: Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field
Икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская Богоматерь свенская
Икона Божией Матери Печерская-Свенская Икона Божией Матери Печерская-Свенская. Молитвы. Икона Божией Матери Печерская-Свенская имеет два празднования: в день кончины преподобного Феодосия Печерского — 3 мая, а так же в день кончины преподобного Алипия Пе