Обязательной аудиторской проверке не подлежат. Когда проводится обязательный аудит? Проведение аудиторских мероприятий

Существует ли в настоящее время какая-либо ответственность за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения в налоговые органы и органы статистики?

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ " " (далее – закон об аудите) аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица, для целей указанного закона, понимается отчетность, предусмотренная ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ " " или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обязательный аудит проводится, в соответствии с , в случаях, перечисленных в этой части, и в иных случаях, установленных федеральными законами (). В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. ().

Обязательный аудит проводится ежегодно ().

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Отметим, что аудиторское заключение ранее входило в состав бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ " "). Однако в 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ " " (далее – Закон № 402-ФЗ). Согласно аудиторское заключение перестало входить в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. "д" раздела " " информации Минфина России от 4 декабря 2012 года № ПЗ-10/2012, а также Минфина РФ от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724).

Таким образом, первоначальная редакция не устанавливала обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для каких экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью ().

Поэтому изначально с 1 января 2013 года для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту, обязанность представлять аудиторское заключение в налоговые органы и органы государственной статистики была упразднена.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе .


Когда эти слова были сказаны, небольшая группа опытных бухгалтеров заявила, что она рекомендует приобретать акции только тех предприятий, отчетность которых эти бухгалтеры подписали. Доверие общества к бухгалтерам и бухгалтерии в те годы и в том обществе было безграничным. «Если Сомc кому-нибудь верил, так это бухгалтерам» (Д. Голсуорси). Поэтому у общества росло доверие к аудиту, преимущественно богатым аудиторским фирмам, и к началу XX в.

Стоит ли — забывать — об обязательном аудите?

В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.

Почему необходимо проводить аудит?

В результате успешного прохождения аудита собственник получает подтверждение реальности и достоверности результатов хозяйственной деятельности предприятия, соответствия квалификации руководителя и работников бухгалтерии предъявляемым требованиям. Опубликование положительного аудиторского заключения дает мощный сигнал партнерам и инвесторам к развитию взаимовыгодных отношений, поскольку свидетельствует о профессионализме менеджеров, прозрачности, легитимности и надежности компании.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление.

Аудиторская проверка организации

Аудиторская проверка может носить как обязательный, так и добровольный характер.

Аудиторская проверка расчетов В ходе деятельности у организации появляются всевозможные денежные обязательства:

  1. Перед бюджетом.
  2. Перед кредиторами.
  3. Перед персоналом и пр.
  4. Перед поставщиками.
Аудиторская проверка позволяет выявить нарушения в проводимых расчетах.

Какой бывает и как проводится аудиторская проверка организации

Дорогие читатели!

Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту: Их классифицируют по нескольким видам:

Понятие аудита, требования по аттестации, права и обязанности лиц, ответственность организаций определены в основном документе, регулирующем такую деятельность в РФ - это Федеральный закон от 30.

Как проходит аудиторская проверка на практике? Что проверяемые компании получают в результате аудита

Также ваши сотрудники, занимающиеся обслуживанием информационных систем, должны организовать предоставление аудиторам либо архива бухгалтерской базы для последующей установки ее на ноутбуки аудиторов, либо доступа к вашей бухгалтерской базе (ее копии).

При этом следует установить для аудиторов ограничения в виде невозможности изменять данные бухгалтерской базы. Затем лучше назначить сотрудника, ответственного за предоставление аудиторам информации и документов, и сообщить аудиторам его контактные данные, адрес электронной почты для отправки запросов.

Что такое аудиторская проверка и зачем она нужна

Их основным видом деятельности являются аудиторские услуги.

В процессе своей работы компания может осуществлять сразу несколько функций. Специалисты изучают первичные документы, налоговую и бухгалтерскую отчетность, отдельные их формы.

В результате инвентаризации проверяется наличие денежных средств, ТМЦ, основных средств и выясняется, соответствует ли это действительности.

Консультативную. В странах с рыночной экономикой эта функция играет важную роль.

В каких случаях проведение аудита обязательно

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например: Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит за первый год деятельности ООО?

Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ определяет аудит, как независимую проверку бухотчетности организации, когда аудитор выражает мнение о ее достоверности в своем заключении (п. 3 ст. 1 закона № 307-ФЗ). Такая проверка может проводиться по желанию организации, то есть добровольно, но для некоторых юрлиц аудит обязателен по закону. Критерии обязательного аудита мы рассмотрим в этой статье.

Что такое – критерии обязательного аудита

Однозначного закрытого списка критериев в законодательстве об аудите не содержится. Все случаи, когда должен проводиться обязательный аудит отчетности за 2016 год, были собраны в информации Минфина РФ. В этом перечне можно выделить следующие основные критерии обязательного аудита в 2017 году:

  • ведение определенного вида деятельности,
  • превышение установленных лимитов дохода или активов,
  • определенная организационно-правовая форма,
  • принадлежность к конкретной организации,
  • представление консолидированной отчетности.

Проводить обязательный аудит, критерии которого приведены выше, компаниям следует ежегодно. Результаты проверки оформляются в аудиторское заключение, и подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

Обязательный аудит за 2017 год – критерии

Перечислим, для каких организаций по итогам 2017 г. будет обязательным наличие аудиторского заключения, исходя из основных критериев обязательного аудита:

  • для организаций, являющихся кредитными, бюро кредитных историй, организаций, являющихся профучастниками рынка ценных бумаг, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, клиринговыми организациями, организаторами торговли, организаторами азартных игр, операторами лотереи, спецдепозитариями, пенсионными негосударственными, акционерными инвестиционными и другими фондами, управляющими компаниями ПИФ или НПФ, а также организаций, у которых допущены к торгам ценные бумаги и другие;
  • для организаций, чей объем выручки за 2016 год превысил 400 млн руб., либо активы по балансу на 31.12.2016 г. составили более 60 млн руб.; эти критерии проведения обязательного аудита 2017 г. не относятся к ГУП, МУП, сельхозкооперативам и госучреждениям;
  • абсолютно для всех акционерных обществ, а также фондов, госкорпораций, госкомпаний, ФГУП, публично-правовых компаний;
  • для Центробанка РФ, Агентства по страхованию вкладов, госкорпораций «Ростех», «Росатом», ОАО «РЖД», Фонд содействия кредитованию и др., в данном случае критерием обязательного аудита является принадлежность к конкретной организации;
  • для организаций, представляющих или раскрывающих годовую консолидированную бухотчетность.

Такие критерии проведения обязательного аудита предусмотрены ст. 5 закона № 307-ФЗ и другими законами РФ. Например, закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ обязует проводить аудит в саморегулируемых организациях (п. 4 ст. 12 закона № 315-ФЗ), а по закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ обязательному аудиту подлежит отчетность застройщика 9 п. 4 ст. 18 закона № 315-ФЗ). Аудиторской проверке также подлежат жилищные накопительные кооперативы, государственные, микрофинансовые и другие организации.

Обязательный аудит – критерии 2017 для ООО

Наличие аудиторского заключения в составе годовой отчетности, специально для обществ с ограниченной ответственностью, законом № 315-ФЗ не оговаривается, но если ООО подпадает под какие-либо критерии, перечисленные выше, то аудит для него обязателен.

Так, в 2017 г. требуется обязательный аудит для ООО, критерии которых следующие:

  • выручка в 2016 г. без учета НДС превышает 400 млн руб., или
  • балансовые активы на 31.12.2016 г. превышают 60 млн руб.

Если такое ООО относится к субъектам малого предпринимательства , от обязательного аудита данный статус его не освобождает.

Законом об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрена аудиторская проверка по решению общего собрания участников общества, а обязательный аудит требуется, если это установлено иными законами и нормативными актами (ст. 48 закона № 14-ФЗ).

Если отсутствует обязательный аудит (критерии 2017): штрафы

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, подаваемой в ИФНС, но оно должно присутствовать в комплекте бухотчетности, представляемой в органы статистики.

Непредставление аудиторского заключения в составе отчетности для Росстата, или нарушение срока представления для организации обернется штрафом от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – 300-500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если аудит вовсе не проводился, и у организации нет обязательного для нее аудиторского заключения – это грубое административное нарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб., налагаемый на руководство компании. При повторном нарушении штраф вырастет до 20 тыс. руб. либо должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-2 года (ст. 15.11 КоАП РФ).

Если отсутствует обязательный аудит по критериям 2017 г. для ООО, штрафы будут аналогичны.

Для АО штрафы намного существеннее – раскрытие информации не в полном объеме, в том числе бухотчетности без аудиторского заключения, грозит административным штрафом в размере, установленном п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • 30-50 тыс. руб. для должностных лиц (или их дисквалификация от 1 года до 2-х лет),
  • 700 тыс. – 1 млн руб. для организации.

Под аудитом разумеется независимое обследование деятельности предпринимателя. Проводиться таковое может, как по собственной инициативе, так и в обязательном порядке. Кто в 2019 году должен проходить обязательный аудит?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура обязательного аудита направлена, прежде всего, на защиту интересов общества. Подтвержденная достоверность отчетности в разы снижает риск недобросовестной деятельности предпринимателей.

Но подобная проверка это еще и требование государства, которое нужно выполнять неукоснительно. Кто в 2019 году подлежит обязательной аудиторской проверке?

Необходимые сведения

Но в то же время существуют организации, в которых процесс аудиторской проверки может быть доверен исключительно аудиторской компании.

К таковым в соответствии с относятся:

  • организации, чьи ценные бумаги торгуются на организованных торгах;
  • страховые и ;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • организации, в чьем уставном капитале доля государства не меньше двадцати пяти процентов;
  • государственные компании и корпорации;
  • организации, создающие консолидированную отчетность.

При этом законом предопределены некоторые нюансы обязательного аудита для полностью или частично государственных организаций.

Само требование установлено в ч.4 ст.5 ФЗ №307. Выбирая аудиторскую организацию или частного аудитора, следует убедиться в его членстве в СРО аудиторов.

Цель такой проверки определена как выражение мнения независимого эксперта о достоверности отчетности. Понятие «бухгалтерской или финансовой отчетности» приводится в .

Согласно требованиям закона аудит в некоторых случаях является обязательным. Организации, подлежащие обязательному аудиту, перечислены в ч.2 ст.5 ФЗ №307.

Проводиться аудит может только аудиторской компанией либо индивидуальным аудитором, располагающими лицензионным разрешением на осуществление подобной деятельности.

Аудитор обретает право на проведение аудиторской проверки с момента внесения сведений о нем в государственный реестр.

По завершении обязательного аудита клиент должен получить два документа:

Какие предприятия подлежат обязательному аудиту

В нем приводятся основные изменения относительно обязательных аудиторских проверок на 2019 год. Также на сайте приводится перечисление случаев обязательного аудита финансовой отчетности.

Для каждого перечисленного случая приводятся законодательные нормы, вид проверяемой отчетности. Основной перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, в 2019 году остался прежним.

Из нововведений можно отметить изменения в — теперь обязательный аудит предусмотрен для финансовой отчетности политических партий.

Может ли малое предприятие проверяться

Основу экономики любого государства составляют малый и средний бизнес. Потому законодательство уделяет особое внимание данной категории предпринимателей на федеральном уровне.

Разделение компаний на малые и средние в РФ определяется «О развитии малого и среднего предпринимательства …».

В п.1.ст.4 этого норматива определяется порядок деления субъектов на средние предприятия, малые и микропредприятия. Принадлежность к категории определяется участием третьих сторон, численности работников и объему выручки.

Для определения статуса компании как малого или среднего предприятия требуется соответствие трем основным условия м:

  • суммарная доля участия в уставном капитале стороннего лица не должна превосходить двадцати пяти процентов.
  • среднее количество работников в предыдущем году должно составлять:
  • выручка за предшествующий год не должна превосходить (суммы выручки определены ):

Одной из составляющих годовой бухгалтерской отчетности согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" является аудиторское заключение , подтверждающее достоверность . Причем в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, эта составляющая отчетности тоже становится обязательной.
Круг лиц, подлежащих , устанавливается ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В конце декабря прошлого года эта статья была изменена в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ. Причем в ст. 2 Закона N 400-ФЗ уточняется, что он вступает в силу с 1 января 2011 г., но положения новой редакции ст. 5 Закона N 307-ФЗ применяются к отношениям, которые возникают при проведении аудита бухгалтерской отчетности организаций уже начиная с отчетности за 2010 г.
Проще говоря, новым перечнем лиц, подлежащих обязательному аудиту, нужно руководствоваться прямо сейчас, когда вовсю идут аудиторские проверки отчетности за 2010 г. А поскольку этот перечень изменился, на практике получается, что одним организациям, которые раньше не подлежали обязательному аудиту, теперь придется срочно приглашать аудиторов, в то время как другим, которые, возможно, уже заключили договор на проведение обязательного аудита, можно будет такую проверку и не проводить.

Новые "обязанные"...

В дополнение к тем организациям, которые должны были проходить обязательный аудит и раньше - как, например, кредитные организации, товарные и фондовые биржи, страховые организации и другие, - в перечень "обязанных" были добавлены:
- валютные биржи;
- клиринговые организации;
- управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;
- организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- а также организации, которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также государственных и муниципальных учреждений).
Все эти организации должны в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. представить в том числе и аудиторское заключение. И если они еще не заключили договор на проведение обязательного аудита, им нужно не мешкая выбирать аудитора и заключать такой договор.

...и больше не "обязанные"

Но есть и такие организации, для которых аудит стал необязательным .
Дело в том, что в новой редакции п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ существенно повышены предельные значения объема выручки от продаж и валюты баланса , при которых организация становится обязанной проходить обязательный аудит.
Напомним, раньше эти лимиты составляли 50 млн руб. для выручки и 20 млн руб. для суммы активов баланса на конец года, предшествовавшего отчетному.
Новые же лимиты выглядят так:
- объем выручки от продажи продукции, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за год, предшествовавший отчетному, - свыше 400 млн руб.;
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, - более 60 млн руб.
Обратите особое внимание на то, что эти два лимита соединены союзом "или". Это значит, что для установления обязательности аудита достаточно, чтобы имел место только один из критериев. Иными словами, совершенно не обязательно, чтобы одновременно наблюдалось превышение и объема выручки, и активов одновременно. Например, фирма может иметь валюту баланса на уровне 5 млн руб., но при этом годовую выручку в размере 550 млн руб. - и тогда она однозначно будет подлежать обязательному аудиту.
Проверку на соблюдение лимитов нужно проводить на основании данных отчетности за год, предшествовавший отчетному. Как разъяснялось в п. 8 Информационного сообщения Минфина России N 3 в связи со вступлением в силу Федерального закона N 307-ФЗ (опубликовано в ноябре 2009 г.), исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О бухгалтерском учете" и "Об аудиторской деятельности" решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
Значит, вопрос о том, нужно ли проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., нужно решать исходя из показателей отчетности за 2009 г., то есть с учетом суммы выручки, отраженной в строке 010 формы N 2 за 2009 г., и валюты баланса (суммы активов) по состоянию на конец 2009 г. (строка 300 формы N 1 за 2009 г.).
Учитывая изменение лимитов, получается, что, например, организация, которая по данным отчетности за 2009 г. имела выручку в размере 300 млн руб. и сумму активов баланса 35 млн руб., теперь не обязана проходить обязательную аудиторскую проверку и включать в состав отчетности за 2010 г. аудиторское заключение.
Безусловно, в случае, если договор на проведение аудита уже был заключен, в том числе и до принятия Закона N 400-ФЗ, отказываться от его исполнения не обязательно. Можно пройти проверку, получить аудиторское заключение в установленные договором сроки и предоставить его заинтересованным пользователям в составе отчетности, а также воспользоваться рекомендациями и выводами аудиторов для повышения качества отчетности и совершенствования учетного процесса в организации.
С другой стороны - особенно в случаях, когда аудиторы еще не приступали к проверке или если проверка только началась, - возможно и расторжение договора оказания аудиторских услуг в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и конкретными условиями договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Однако, как правило, при расторжении договора придется оплатить ту часть работы аудиторов, которая уже была выполнена к моменту отказа от их услуг.

К сведению. Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности
В преддверии сдачи годовой отчетности Минфин России выпустил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. Рекомендации, содержащиеся в Письме от 24.01.2011 N 07-02-18/01, направлены на повышение качества аудита бухгалтерской отчетности организаций.

 
Статьи по теме:
Диетический «Оливье. ПП рецепты. ПП оливье. Новогоднее меню Оливье для худеющих чем заменить картошку
Готовим диетический «Оливье» - салат, который подойдет даже деткам. Такой вариант Оливье непременно имеет право на существование, и кто-то будет утверждать, что это вообще не оливье, но все же ингредиенты в салате такие же, как мы и привыкли видеть, за ис
Что означает девятка крести в гадании
Практически каждый человек хотел бы заглянуть в свое будущее, но без толкований игральных карт при гадании сделать это не получится. Часто они зависят от ситуации, на которую делается расклад. Узнать подробнее об этом и научиться читать карты вы можете с
Толкование сна пена в сонниках
Вероятность исполнения снов Поскольку одни люди более подвержены влиянию Луны, а другие влиянию Солнца, Вы можете выбрать какая система Вам больше подходит. Сегодня 28-й день месяца . Сны, приснившиеся в ночь на сегодня, обещают некоторые затруднения и с
Домашняя молитва. О домашней молитве
Не один только храм Божий может быть местом для нашей молитвы, и не при посредстве только священника может быть низводимо благословение Божие на дела наши; каждый дом, каждая семья еще может стать домашнею церковью , когда глава семьи своим примером руков