Манифест об учреждении законосовещательной государственной думы. Булыгинская дума Л

К последней четверти 19 века правительство России все больше осознавало, что приближается время превращения государства в При этом правящие круги стремились соединить медленные экономические преобразования на рыночной основе и старую представленную в форме неограниченной монархии.

К началу 20 столетия под достаточно сильным давлением радикалов и либеральных оппозиционеров правительство вынуждено было пойти на "некоторое обновление" госстроя. При этом дело реформирования попало в руки тех кругов, для которых установление парламентаризма и введение конституции было равно потере политического всевластия. Разумеется, Император и люди, приближенные к нему, разрабатывали проекты и планы по учреждению представительного органа в стране, исходя, прежде всего, из своих личных интересов. Именно поэтому Первая Гос. Дума формировалась так сложно и долго, в условиях применения различных возможностей правящих кругов для замедления этого процесса.

В 1905 году, к середине февраля в обществе начал развиваться достаточно острый конфликт. 18 февраля Николай Второй издал рескрипт. В нем он объявлял о намерении привлечь людей, избранных населением, к участию в обсуждении и предварительной разработке законодательных предложений. При этом император оговаривал условие " непременного сохранения за монархией всей полноты данной власти".

Реализация этого установления возлагалась на Особое совещание, председателем которого был А. Булыгин. Это Особое совещание и разработало проект формирования нового представительного органа (который тут же получил название "Булыгинская Дума"). Обладал новый орган законосовещательным статусом. По истечении практически шестимесячных дебатов (по ходу которых многие приближенные к императору стремились как можно больше ограничить думское право) был, наконец, издан Манифест.

В соответствии с ним страны формировался в качестве "законосовещательного установления". "Булыгинская Дума" формировалась не только с целью участвовать в обсуждении законодательных предложений. Этот орган наделялся правом рассматривать росписи расходов и доходов, задавать вопросы правительству, а также указывать на присутствие незаконности в деятельности властей. При этом никакие решения, которые принимала "Булыгинская Дума", не были обязательными для исполнения ни для правительства, ни для самого императора.

При определении выборной системы разработчики основывались на структуру, существовавшую сорок лет назад. Как и тогда, депутаты должны были выбираться "избирательными собраниями". Избиратели же разделялись на три курии: городских жителей, крестьян и землевладельцев. Для горожан выборы были двухступенчатыми, для землевладельцев трехступенчатыми, а для крестьян четырехступенчатыми. Выборы не были равными, всеобщими и прямыми.

По словам Ленина "Булыгинская Дума" являлась самым наглым и бесспорным издевательством над представительством народа. Положенные в ее основу принципы были безнадежно устаревшими.

Большая часть либералов, а также все революционные движения и партии заявили единогласно о намерении бойкотировать новый представительный орган. Согласившиеся же принять участие в выборах, говорили о том, что используют свои права в целях легального разоблачения "псевдонародного псевдоправительства".

Созыв так и не состоялся. Статус нового представительного органа не удовлетворял антиправительственное движение. В результате в стране наступило обострение кризиса власти, которое осенью 1905 года (в октябре) вылилось во всероссийскую политическую стачку. Из-за стремительного развития революционного взрыва правящие круги вынуждены были пойти на уступки в вопросе о статусе будущего представительного органа.

Манифест Николая II об учреждении Государственной Думы в России (Булыгинская дума)

6 (19) августа 1905 г. император Николай II подписал манифест об учреждении в России Государственной Думы - высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. В тот же день было опубликовано «Положение о выборах в Государственную Думу».

Началом разработки проекта стало обращение 31 января (13 февраля) 1905 г. министра земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолова к императору Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. По данному вопросу в феврале дважды собирался Совет министров , но решение так и не было принято. Вскоре на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина был дан рескрипт, поручавший ему председательство в Особом совещании для разработки проекта положения о Государственной думе. По имени своего создателя этот проект получил название Булыгинской думы.

Подготовленный в Министерстве внутренних дел проект обсуждался на совещаниях у императора в Новом Петергофе при участии великих князей, членов Государственного Совета и министров.

Дума должна была быть созвана не позднее середины января 1906 г. Согласно проекту, она получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчёт государственного контроля и давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет, откуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение». Дума должна была избираться на 5 лет. Большинство населения не имело избирательных прав, в том числе лица моложе 25-ти лет, рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие, иностранные подданные, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские чины в пределах подведомственных им местностей. Выборы проводились по губерниям и областям, а также отдельно по столицам и 23-м крупным городам. Для крестьян предполагалось установить четырёхстепенные, а для помещиков и буржуазии - двухстепенные выборы; 42% выборщиков должны были избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% - съездами уездных землевладельцев, и 24% - съездами городских избирателей.

Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.

Члены Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) призывали рабочих и крестьян к активному бойкоту Булыгинской думы и использовали свою агитационную кампанию для подготовки вооружённого восстания. Созыв Булыгинской думы был сорван в результате революционных событий в октябре 1905 г. , вынудивших российского императора издать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» о создании Государственной Думы с законодательными полномочиями.

Лит.: Аврех А. Я. Булыгинская дума // Большая советская энциклопедия. Т. 4. М., 1971; Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: Реформы и революция. Спб., 1991; Государственная дума в России. Сб. документов и материалов М., 1957; Ленин В. И. Бойкот булыгинской Думы и восстание // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 11; Осипов С. В. Булыгинская дума: Борьба вокруг создания народного представительного учреждения: дис. ... к. и. н. М., 1997; Осипов С. В. Первые шаги российского парламентаризма: борьба за народное представительство в 1904-05 гг. Ульяновск, 2006; Петергофские совещания о проекте Государственной думы: Какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. Пг., 1917.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 25 (1905). СПб., 1908. № 26803. С. 754-755; № 26656. С. 637-638; № 26661. С. 640-645 .

«Булыгинская Дума»

6 августа 1905 г., в день Преображения Господня, были, наконец, опубликованы царский манифест об учреждении Государственной Думы и

«Положение» о выборах в нее. С первых строк этих рожденных в муках политических страстей документов становилось ясно, что положенные в их основу принципы безнадежно устарели. России даровался выборный орган -- Дума

Для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений и рассмотрения росписи государственных доходов и расходов».

Дума также имела право задавать вопросы правительству и указывать на незаконность действий властей путем непосредственного доклада своего председателя императору. Но никакие решения Думы не были обязательны ни для царя, ни для правительства.

Определяя систему выборов, разработчики ориентировались на образец 40- летней давности -- земские положения 1864 г. Депутаты должны были избираться

«избирательными собраниями» предписанного числа выборщиков от каждой губернии. Избиратели делились на 3 курии: землевладельцев, крестьян и городских жителей.

Крупные собственники, имевшие более 150 десятин земли, непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Выборы для них, таким образом, были двухступенчатыми. Мелкие землевладельцы выбирали на уездные съезды уполномоченных. Для них выборы были трехступенчатыми. Землевладельцев, составлявших всего несколько процентов избирателей, должны были представлять на губернских собраниях 34% выборщиков.

Трехступенчатыми были выборы и для горожан, которым предоставлялось 23% голосов губернских выборщиков. Кроме того, для них существовал очень высокий имущественный ценз. Голосовать могли лишь домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Большая часть горожан вообще не допускалась к выборам. Это, прежде всего, рабочие и основная масса интеллигенции. Правительство считало их наиболее подверженными тлетворному влиянию западной цивилизации, а потому -- наименее лояльными.

Зато в крестьянстве правительство по-прежнему видело вполне лояльную, патриархально-консервативную массу, которой чужда сама идея ограничения царской власти. Поэтому крестьянство допускалось к выборам целиком и даже получало на губернских собраниях довольно значительную долю голосов -- 43%.

Но при этом выборы для них были сделаны четырехступенчатыми. Крестьяне голосовали за представителей в волостном сходе, волостные сходы выбирали уездный съезд уполномоченных от волостей, а уж уездные съезды избирали крестьянских выборщиков в губернское избирательное собрание.

Итак, выборы предусматривались не всеобщие, не равные и не прямые.

Будущая Дума тут же была прозвана «Булыгинской»9. Ленин назвал ее самым наглым издевательством над народным представительством. И такого мнения придерживался далеко не он один. Все революционные партии и большая часть либералов сразу заявили о намерении бойкотировать «Булыгинскую думу». Те же, кто согласился участвовать в выборах, заявляли, что лишь используют все легальные возможности для разоблачения фальшивого характера псевдонародного псевдопредставительства. Противостояние власти и общества продолжалось.

«Манифест 17 октября»

По свидетельству Витте, при дворе царило в эти дни «сплетение трусости, слепоты, коварства и глупости». 11 октября Николай II, живший в это время в

Петергофе, сделал в своем дневнике любопытную запись: «Посетили лодку

(подводную) "Ерш", которая уже пятый месяц, т. е. с восстания на

«Потемкине», торчит против наших окон»10. Через несколько дней царь принял командиров двух немецких миноносцев. Судя по всему, все было готово на случай необходимости срочного отъезда царя с семьей за границу.

В Петергофе у царя постоянно происходили совещания. При этом Николай II продолжал упорствовать в попытках обмануть историю и уклониться от ставшего уже неизбежным. То он поручал бывшему министру внутренних дел консерватору

Горемыкину составить проект, альтернативный проекту Витте, то предлагал своему дяде -- великому князю Николаю Николаевичу принять назначение диктатором с целью силового усмирения страны. Но проект Горемыкина оказался почти идентичным проекту Витте, а дядя от предложения царя отказался и, размахивая револьвером, угрожал застрелиться тут же, у него на глазах, если тот не примет программу Витте.

Наконец царь сдался и в пять часов дня 17 октября подписал подготовленный графом Витте манифест:

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3) Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Русская история с момента окончания правления Екатерины Великой и до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года — это период, в котором русская власть не успевала, да и не хотела реагировать на вызовы времени.

Реформы Александра II , которые позволили стране значительно продвинуться в развитии государственных институтов, были в значительной мере свёрнуты в период правления Александра III и Николая II.

Недовольство, копившееся в различных слоях общества, власть по старинке пыталась плотно «накрыть крышкой» при помощи репрессивного аппарата.

В этой ситуации «котёл» рано или поздно должен был взорваться. И он взорвался в январе 1905 года, когда в Петербурге царские войска расстреляли мирную рабочую манифестацию, шедшую с петицией к царю.

Кровавое воскресенье вызвало целую волну стачек, которые постепенно стали переходить в вооружённое сопротивление властям.

Революционный хаос, в который стремительно погружалась Россия, для Николая II, не самого талантливого из русских монархов, оказался полной неожиданностью. Русский народ, о любви которого к себе часто говорил император, после 9 января 1905 года повернулся к царю другой стороной, видеть которую Николаю II до того момента ещё не приходилось.

Исключительно репрессивные методы, очевидно, не приносили результата. Против власти ополчились практически все слои общества: от беднейших крестьян до крупных промышленников. Претензии у всех были разные, но в одном сходились все: жить так, как раньше, Россия уже не может.

Как выпустить «пар»?

Императорское окружение с радостью спустило бы «пар» недовольства, но инструментов для этого просто не существовало.

Идея представительного органа при императоре жила в русском обществе с начала правления Александра I, но так и не была воплощена в жизнь за целый век.

В 1905 году это отставание вышло власти боком.

31 января 1905 года, когда революционный пожар стремительно разгорался по всей стране, министр земледелия и государственных имуществ Алексей Ермолов обратился к Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов.

Император ухватился за эту идею, и в феврале 1905 года по данному вопросу дважды собирался Совет министров. Решение, однако, так и не было принято. Среди министров и в окружении Николая II было очень много деятелей, убеждённых, что бунт можно усмирить силой, а самодержавие должно быть сохранено в неизменном виде.

Но ситуация с каждым днём ухудшалась, и 18 февраля Николай II своим рескриптом назначил министра внутренних дел Александра Булыгина председателем Особого совещания для разработки проекта положения о представительном органе — Государственной Думе.

«Он едва ли представлял, в чём состоит государственная деятельность»

Александр Григорьевич Булыгин стал министром внутренних дел 20 января 1905 года, сменив отставленного от должности после Кровавого воскресенья Петра Святополк-Мирского.

Александр Булыгин. Фото: Commons.wikimedia.org

За плечами у Булыгина было больше трёх десятилетий государственной службы, работа в должности калужского и московского губернатора, пост помощника при московском генерал-губернаторе, великом князе Сергее Александровиче.

Современники описывали Александра Булыгина как честного служаку, лишённого, однако, каких бы то ни было государственных талантов. Сподвижник Петра Столыпина Владимир Гурко писал о Булыгине: «Прекраснейший и честнейший человек, Булыгин, разумеется, не был государственным человеком и едва ли даже представлял себе, в чём именно состоит государственная деятельность».

Уже по этой характеристике можно понять, что ждать каких-то смелых предложений от Булыгина в деле создания проекта законодательного органа не приходилось.

К работе в Особом совещании были привлечены как видные чиновники, так и специалисты в области права. Первый вариант проекта Булыгин представил Николаю II 23 мая 1905 года, после чего началась длинная череда внесения поправок и исправлений, растянувшаяся ещё почти на три месяца. Положение в стране всё это время только ухудшалось.

Проблема состояла в том, что и в Особом совещании у Булыгина, и в Совете министров преобладали люди консервативных взглядов, старательно ограничивавшие даже те не самые обширные права, что давались Государственной Думе по первоначальному проекту.

Дума без рабочих, женщин и губернаторов

Наконец, 6 августа 1905 года император Николай II подписал манифест об учреждении в России Государственной Думы — высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. В тот же день было опубликовано «Положение о выборах в Государственную Думу».

Согласно утверждённому проекту, Государственная Дума получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчёт государственного контроля и давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет, откуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение».

Депутаты Думы избирались сроком на 5 лет; при этом большинство населения избирательными правами не наделялось. Не имели избирательных прав лица моложе 25 лет, рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие, иностранные подданные. К этим категориям добавлялись губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские чины в пределах подведомственных им местностей.

Выборы проводились по губерниям и областям, а также отдельно по столицам и 23 крупным городам. Для крестьян предполагалось установить четырёхстепенные, для помещиков и буржуазии — двухстепенные выборы; 42% выборщиков должно было избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% — съездами уездных землевладельцев (ценз от 100 до 800 десятин) и 24% — съездами городских избирателей (ценз — недвижимое имущество стоимостью 1500 руб., в столицах — 3000 руб.).

Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.

Сравнительно высокое представительство крестьян, особенно в сравнении с рабочими, объяснялось тем, что правительство рассчитывало на сохранение консервативных настроений среди русского крестьянства. Хотя уже к осени 1905 года стало ясно, что расчёт на это не оправдывается.

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург. Фото: public domain

«Издевательство над народным представительством»

Новый законосовещательный орган получил в российском обществе название «Булыгинская Дума».

Если бы подобный законосовещательный орган был учреждён при Александре I, это было бы невероятным прорывом в государственном устройстве России.

Если бы он был утверждён Александром II, это решение было бы своевременным ответом на ожидания общества.

Если бы проект «Булыгинской Думы» был утверждён 8 января 1905 года, накануне Кровавого воскресенья, то этот шаг был бы хорошим способом избежать назревшего кризиса.

Но в августе 1905 года, после семи месяцев революционного пожара, «Булыгинская Дума» выглядела анахронизмом.

Владимир Ленин охарактеризовал её как наглое и бесспорное издевательство над народным представительством. Той же точки зрения, что и большевики, придерживались представители большинства левых партий. «Булыгинской Думе» был объявлен бойкот, к которому присоединились и многие представители либеральных сил. Те же, кто заявил о согласии участвовать в выборах, говорили о том, что используют свои права в целях легального разоблачения «псевдонародного псевдоправительства».

Приговор для бывшего министра

Согласно проекту, «Булыгинская Дума» должна была быть созвана не позднее января 1906 года. На практике этого не произошло. Рост революционной активности привёл в октябре 1905 года к всеобщей политической стачке, и 17 октября был обнародован Манифест Николая II о предоставлении политических прав и свобод, а также учреждении Государственной Думы не как законосовещательного, а как законодательного органа.

Император опоздал и тут. Политические права и свободы даровал народу не Николай II — народ вырвал их у монарха силой. Это обстоятельство ещё скажется на судьбе российской монархии и на личной судьбе Николая II в 1917 году.

Александр Григорьевич Булыгин был отставлен с поста министра внутренних дел через пять дней после опубликования Манифеста 17 октября. Он устарел так же, как и созданный под его началом проект Думы.

На различных менее значимых должностях Булыгин оставался вплоть до Февральской революции. Свержение монархии он пережил тяжело — в марте 1917 года его сразил апоплексический удар, после которого он отошёл от политики и уехал в своё имение в Рязанской губернии.

В 1919 году, в разгар Гражданской войны, прошлое настигло отставного министра. Он был арестован сотрудниками рязанской ГубЧК. 5 сентября 1919 года 68-летний Александр Булыгин был расстрелян «за реакционную политику, проводимую в 1905 году».

НАЧАЛО РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

В обстановке развития революции император Николай II должен был спешить с выполнением обещаний, возвещенных в рескрипте министру внутренних дел А.Г.Булыгину. 6 августа 1905 г. был издан Манифест о созыве представительного органа - Государственной думы. Последняя получала совещательные права, и власть императора, таким образом, по-прежнему оставалась неограниченной. Выборы в Думу предполагалось сделать многостепенными. Все избиратели делились на три курии: землевладельческую (преимущественно - помещики), городскую (крупные городские собственники) и крестьянскую. Депутаты Думы должны были выбираться губернскими избирательными собраниями, членами которых являлись выборщики, представлявшие соответствующие курии. Широкие слои населения (женщины, рабочие, учащиеся, военнослужащие и др.) избирательных прав не получали.

Обещание созвать Государственную думу являлось бесспорно уступкой со стороны самодержавия, но уступкой весьма скромной и запоздалой. Дальнейшие события сорвали созыв "Булыгинской Думы". В октябре 1905 г. разразилась Всероссийская политическая стачка, в которой участвовало около 2 млн. человек. В рядах забастовщиков, требовавших свержения самодержавия и созыва Учредительного собрания, оказались не только рабочие, но и служащие, интеллигенты. Вся жизнь страны была парализована. Не имевшая в своем распоряжении достаточного количества надежных войск власть попала в критическое положение, теряя контроль над ситуацией. В правящих кругах усиливались колебания. Репрессивные меры не давали эффекта. В этих условиях роль спасителя династии сыграл С.Ю. Витте, пребывавший (после отставки в 1903 г. с поста министра финансов) в опале. Выход из сложившейся ситуации С.Ю.Витте видел в либеральных реформах, способных привлечь на сторону самодержавия оппозицию. 17 октября 1905 г. Николай II подписал после долгих колебаний Манифест, составленный в духе программы С.Ю.Витте. Этот акт обещал даровать населению демократические свободы, предоставить Думе законодательные права, расширить круг лиц, имевших возможность участвовать в выборах депутатов. 19 октября 1905 г. именным указом был реорганизован существующий еще с 1857 г., но крайне редко собиравшийся Совет министров. Он превратился в постоянно действующее высшее учреждение - в правительство Российской империи. Руководство Советом было возложено на особое должностное лицо - председателя Совета министров, призванного играть роль главы правительства. Первым председателем Совета министров стал С.Ю.Витте.

Таким образом, "Булыгинская дума" существовала только как идея, а реакция на нее стала основанием для последующих преобразований.

По материалам кн.: от древнейших времен до начала XX в. Под. ред. И.Я.Фроянова.

http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/1905bulygduma.php

ИЗБИРАТЕЛИ И ПОРЯДОК ВЫБОРОВ

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою написано: "Быть по сему"

Положение

I. Общие положения

1. Выборы в Государственную думу производятся: а) по губерниям и областям и б) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Астрахани, Баку, Варшаве, Вильне, Воронежу, Екатеринославу, Иркутску, Казани, Киеву, Кишеневу, Курску, Лодзи, Нижнему Новгороду, Одессе, Орлу, Риге, Ростову-на-Дону, совместно с Нахичеванью, Самаре, Саратову, Ташкенту, Тифлису, Туле, Харькову и Ярославлю.
Примечание: Выборы в Государственную думу от губерний Царства Польского, областей Уральской и Тургайской и губерний и областей Сибирских, генерал-губернаторств Степного и Туркестанского и наместничества Кавказского, а также выборы от кочевых инородцев производятся на основании особых правил.
2. Число членов Государственной думы по губерниям, областям и городам устанавливается приложенным к сей статье расписанием.
3. Избрание членов Государственной думы по губерниям и областям (ст. 1, п. а) производится губернским избирательным собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей и в) уполномоченных от волостей и станиц.
4. Общее число выборщиков по каждой губернии или области, а равно распределение их между уездами и съездами устанавливается приложенным к сей статье расписанием.
5. Избрание членов Государственной думы от указанных в пункте б статьи 1 городов производится избирательным собранием, образуемым под председательством городского головы или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых: в столицах - в числе ста шестидесяти, а в остальных городах - в числе восьмидесяти.
6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.
7. Кроме указанных в предшедшей (6) статье лиц, в выборах не участвуют также: а) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного чрез обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; б) отрешенные по судебным приговорам от должности - в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; в) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте а или влекущих за собой отрешение от должности; г) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее; д) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною; е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат и ж) осужденные за уклонение от воинской повинности.
8. Не принимают участия в выборах: а) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники - в пределах подведомственных им местностей и б) лица, занимающие полицейские должности - в губернии или городе, по которым производятся выборы.

Из «Высочайше утвержденного положения о выборах в Государственную Думу» от 6(19) августа 1905 г.

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА – КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПРОЕКТ

В начале июля в Москве собрался четвертый земский съезд. На нем впервые в лице кн. Н. Ф. Касаткина-Ростовского, избранного курским земством, раздался голос правых. Но огромное большинство съезда было настроено еще левее, чем прежде. То, что было известно о «Булыгинском проекте», не удовлетворяло конституционные круги. Июньские вспышки не смутили земцев, а скорее убедили их в необходимости принять более резкий тон. «На реформу рассчитывать нечего, - говорил И. И. Петрункевич. - Мы можем рассчитывать на себя и на народ. Скажем же это народу. Не надо туманностей… Революция - факт. Мы должны ее отклонить от кровавых форм… Идти с петициями надо не к Царю, а к народу». (Это заявление вызвало демонстративный уход со съезда трех правых делегатов.)

Съезд постановил обратиться с воззванием к народу и решил уполномочить свое бюро «в случае надобности входить в соглашение с другими организациями». Эта краткая формула вызвала больше всего прений и прошла только 76 голосами против 52. Она открывала возможность соглашений между земской организацией и другими, открыто революционными силами, в первую очередь Союзом союзов.

Государь был возмущен и встревожен такими решениями, принятыми через какой-нибудь месяц после приема делегации - после так лояльно и искренне звучавшей речи кн. Трубецкого. Он поручил сенатору Постовскому запросить руководителей земских съездов - как понимать такое противоречие между словами и делами? Запрошенные лица доказывали, что никакого противоречия нет, что обращение к народу - только «новый шаг на прежнем пути»; а фактически руководившая июльским съездом группа «земцев-конституционалистов» прямо постановила: «Посылка депутации 6 июня представляется не актом земских конституционалистов, а актом коалиционного съезда, и результат ее ни в чем не связывает нас».

Таким образом, когда государь захотел снестись с «земскими людьми», которые приходили к нему с хорошими словами, - вдруг оказалось, что обращаться не к кому. Это оставило горький след в его душе и создало в нем убеждение, что на эти крути «положиться нельзя». Между тем, сознательной неискренности тут не было ни с чьей стороны: земские съезды не были организованной силой; они бывали только орудием других, более сплоченных групп, и прежде всего «Союза освобождения».

18 июля в Петергофе начались совещания по поводу проекта Государственной думы. В них участвовало несколько десятков человек - великие князья, министры, наиболее видные члены Гос. совета, несколько сенаторов, а также известный историк проф. В. О. Ключевский. Председательствовал государь. Когда статья была достаточно обсуждена, государь объявлял, утверждает ли он ее или нет; это заменяло голосование.

Наибольшие споры вызвала статья, по которой проекты, отвергнутые Гос. думой, не могли представляться на утверждение государя: в этом усмотрели ограничение царской власти; статья была изменена.

Во время прений об избирательном законе некоторые члены совещания настаивали на том, чтобы можно было избирать и неграмотных, которые - элемент благонадежный и говорят «эпическим языком», - на что министр финансов В. Н. Коковцов с присущим ему сухим юмором заметил: «Не следует слишком увлекаться желанием выслушивать в Думе эпические речи неграмотных стариков… Они будут только пересказывать эпическим слогом то, что расскажут им другие». Требование грамотности для депутатов было сохранено.

Проект, обсуждавшийся в Петергофе с 19 по 26 июля, был затем опубликован в день Преображения и получил прозвание «закон 6 августа» или «Булыгинская Дума». Он устанавливал совещательное народное представительство, имеющее право обсуждать проекты законов и государственную роспись, задавать вопросы правительству и указывать на незаконные действия властей путем непосредственного доклада своего председателя государю. Наряду с Думой сохранялся существующий Государственный совет как учреждение, имеющее опыт в разработке законов. Государь мог издавать законы и вопреки заключениям Думы и Совета; но обсуждение проектов в двух «палатах» давало возможность выяснить отношение общества, и можно было ожидать, что без серьезных оснований монарх едва ли стал бы действовать против ясно выраженного мнения выборных от населения.

Избирательный закон был всецело основан на идее лояльности крестьянства. Все крестьяне, а также землевладельцы могли участвовать в избрании выборщиков, которые затем сходились для выбора депутатов. В городах, наоборот, избирательное право было очень ограниченным; голосовать могли только домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Рабочие и интеллигенция были почти совершенно исключены.

«Привлекши без всякого ценза огромную крестьянскую массу к выборам в Думу, - писало «Освобождение», - самодержавная бюрократия признала, что народное представительство в России может быть основано только на демократической основе…»

Закон 6 августа не вызвал восторга почти ни в ком: большинство общества не мирилось с совещательным характером Гос. думы, а в дворянских кругах были недовольны отказом от сословного начала при выборах и преобладанием крестьянских выборщиков. Некоторые правые круги были также недовольны тем, что евреи допускались к выборам на общем основании.

Государь надеялся, что крестьянская Дума будет соответствовать тому истинному облику русского народа, в который он продолжал глубоко верить.

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-210-35.html

РЕАКЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Приехав после этого в Москву, я очутился перед подготовкой патриотической демонстрации иного рода, способной действительно выразить, если не «народное», то национальное негодование. В Москве заседала как раз тогда небольшая группа земского меньшинства для выяснения своего отношения к предстоявшим выборам в «Булыгинскую» Думу. Представитель большинства земских съездов, Ф. А. Головин от имени бюро съездов предложил Д. Н. Шипову, отложив на этот раз, в виду серьезности момента, разделявшие «земцев» разногласия, собраться вместе на общий («коалиционный») съезд 24 мая. Не без колебаний, это предложение было принято, хотя тотчас же обнаружились глубокие разногласия относительно цели объединения. Меньшинство шло на съезд с целью «поддержать власть» в трудную минуту. Большинство хотело добиться от власти «изменения государственного строя». В этом духе был составлен и проект «адреса-петиции» для представления царю.

Из воспоминаний П.Н. Милюкова.

ЛЕНИН О БОЙКОТЕ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

…Ясно, что наша тактика должна состоять в настоящий момент, во-первых, в поддержке идеи бойкота. Самый вопрос об этом бойкоте есть вопрос внутри буржуазной демократии. Рабочий класс тут прямо не заинтересован, но он безусловно заинтересован в поддержке той части буржуазной демократии, которая революционнее, он заинтересован в расширении политической агитации и обострении ее. Бойкот Думы - есть усиленное обращение буржуазии к народу, развитие ее агитации, увеличение числа поводов для нашей агитации, углубление политического кризиса, т. е. источника революционного движения. Участие либеральной буржуазии в Думе - есть ослабление ее агитации в настоящем, обращение ее более к царю, чем к народу, приближение контрреволюционной сделки между царем и буржуазией.

 
Статьи по теме:
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school
Леру, пьер Отрывок, характеризующий Леру, Пьер
, Франция Дата смерти: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value). Место смерти: Страна: Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field
Икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская Богоматерь свенская
Икона Божией Матери Печерская-Свенская Икона Божией Матери Печерская-Свенская. Молитвы. Икона Божией Матери Печерская-Свенская имеет два празднования: в день кончины преподобного Феодосия Печерского — 3 мая, а так же в день кончины преподобного Алипия Пе
Приготовим соус из яблок на зиму - к любому блюду!
Во многих странах соус считается залогом вкусовых качеств любого блюда. Он способен преобразить даже отварные овощи. Хозяйки привыкли к однообразию кухни: жареные стейки поливать обычным кетчупом, а к блинам и оладьям подавать сгущенное молоко или же обыч