Лабораторный практикум по зоологии (7 класс). Ход работы

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО ЗООЛОГИИ

7 класс

Лабораторная работа №1:

« Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

ЦЕЛЬ: изучить многообразие и особенности строения и передвижения простейших;

ОБОРУДОВАНИЕ: микроскопы, готовые микропрепараты простейших

ХОД РАБОТЫ:

    Рассмотрите амебу обыкновенную. Укажите особенности ее передвижения. Назовите основные части амебы и их значение.

    Рассмотрите микропрепарат инфузории под микроскопом. Посмотрите, какова форма их тела, как они передвигаются, чем отличается передний (поступательный) конец тела от заднего. Какие органоиды можно увидеть при малом и большом увеличении? Зарисуйте все, что увидели под микроскопом и подпишите рисунок.

    Рассмотрите представителя класса Жгутиковых эвглену зеленую. Каковы особенности ее строения? Почему эвглену зеленую относят к представителям с миксотрофным способом питания?


Лабораторная работа №2:

«Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»

ЦЕЛЬ: Изучить особенности внешнего строения дождевого червя.

Пронаблюдать за его передвижением и реакциями на раздражение.

ОБОРУДОВАНИЕ: стеклянная банка с влажной промокательной бумагой и дождевым червем, пинцет, лист плотной бумаги, кусочек стекла, лупа, видеофрагменты.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: Используйте при работе лабораторный фартук. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой.

Это надо знать! Дождевой червь относится к типу кольчатых червей. Дождевые черви живут в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Питаются перегнивающими травинками, опавшими листьями. Удлиненная форма тела и слизь, покрывающая кожу, облегчают передвижение в почве. Слизь также облегчает проникновение кислорода через кожу при дыхании.

ХОД РАБОТЫ:

    Вспомните местообитание дождевого червя.

Дождевой червь

2. Рассмотрите внешний вид дождевого червя. Найдите голову, поясок, кольца, анальное отверстие

3 . Определите отличие спинной и брюшной сторон червя. С помощью лупы, рассмотрите расположение щетинок на теле червя. Подсчитайте, количество щетинок на одном членике. Запишите.

3. Понаблюдайте за движением червя по различным поверхностям – стеклянной, деревянной и обсыпанной песком. Посмотрите видеофрагмент.

Опишите увиденное.

4. Где находится утолщение – поясок? Какую роль он выполняет?

5. Прикоснитесь к червю кончиком пинцета. Посмотрите видеофрагмент. Опишите, как дождевой червь реагирует на действие раздражителя.

6. Зарисуйте дождевого червя и сделайте подписи к рисунку.

7. После работы поместите червя во влажную почву, а затем – в естественные условия.

Вывод:

    Какова форма тела и размер дождевого червя?

    Из чего состоит тело дождевых червей?

3. Как передвигаются дождевые черви?

4. Какие особенности внешнего строения дождевого червя связаны с их жизнью в почве?

Лабораторная работа №3:

«Изучение строения раковин моллюсков»

Цель работы:

    Изучить особенности строения раковин моллюсков разных классов.

    Выявить черты сходства и различия в строении раковин моллюсков.

Оборудование: коллекция раковин моллюсков

(раковины беззубки, перловицы, мидии, морского гребешка, катушки роговой, виноградной улитки и др. моллюсков)

Ход работы:

    Распределите по классам (класс Брюхоногие и класс Двустворчатые) моллюсков из предложенной коллекции.

    Раковины представителей разных классов различаются по внешнему виду. Сравните строение раковины Беззубки, Перловицы, Морского гребешка с раковинами Катушки роговой, Виноградной улитки (по выбору). Отметьте признаки сходства и различия, сравните расположение оборотов раковин.

3. Зарисуйте раковины Беззубки и Перловицы.

    Зарисуйте раковины виноградной улитки и катушки, подпишите вершину (завиток) и устье.



Беззубка Перловица

Особенности изображения Беззубки и Перловицы



Морской гребешок


Виноградная улитка Катушка роговая

Особенности изображения Виноградной улитки и Катушки роговой


Катушка роговая

Виноградная улитка

Сделайте вывод о:

Строении раковин представителей разных классов;

Значении раковины;

Образовании раковины.

Лабораторная работа №4:

«Изучение внешнего строения насекомого»

ЦЕЛЬ: изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука;

Выяснить характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих;

ОБОРУДОВАНИЕ: экземпляры крупных насекомых, лабораторное оборудование (лупа ручная, ванночка, предметное стекло, пинцет, линейка).

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

3. Проверьте целостность лабораторной посуды.

ХОД РАБОТЫ:

    Рассмотрите и зарисуйте насекомое. Определите размер тела, окраску.

    Охарактеризуйте покров тела.

    Выясните сколько отделов модно различить на теле насекомого?

    Рассмотрите голову насекомого. Какие органы расположены на голове?

    Выясните, какие органы расположены на груди.

    Рассмотрите брюшко насекомого, найдите на нем насечки.

Сделайте вывод: (в нём указываются характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих)

1)Рассмотрел(а) предложенные учителем экземпляр насекомого - … . 2)Определил(а) его длину и окраску тела, они таковы: длина ….., окраска - …..

3)Рассмотрел(а) голову насекомого, нашел(ла) усики, глаза и ротовые органы. Их функции заключаются…..

4) Установил(а), что ноги прикреплены к …., определил(а) их число - ….. .

5) Нашел(ла) 2 пары крыльев, по своему строению они отличаются тем, что… . Крылья крепятся к … . 6) Рассмотрел(а) брюшко насекомого. Оно … . С помощью лупы на брюшке нашел(ла) дыхальца.

Лабораторная работа №5:

«Изучение строения позвоночного животного»

ЦЕЛЬ: изучить внешнее строение позвоночного животного на примере ланцетника;

Выяснить характерные черты строения ланцетника как представителя типа Хордовые;

развивать навыки лабораторной работы, знания о животном мире;

Воспитывать бережное отношение к животным, интерес к предмету, стремление к высоким результатам учебной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки и фотографии ланцетника, влажный препарат ланцетника, линейка.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.

2. Подготовьте к работе рабочее место, уберите посторонние предметы.

3. Проверьте целостность лабораторн0го оборудования.

4. Точно выполняйте указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких работ.

5. По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок и тщательно вымойте руки с мылом.

Это надо знать! Ланце́тники (лат. Branchiostoma, или Amphioxus) - род примитивных морских животных из семейства ланцетниковых (Branchiostomidae), подтип бесчерепные (Acrania), класс головохордовых (Cephalochordata).

Взрослые особи ведут придонный образ жизни - населяют песчаное дно чистых морских вод; личинки являются планктоном в прибрежных зонах и открытом море. Типичный представитель рода - европейский ланцетник (Branchiostoma lanceolatum , или Amphioxus lanceolatus). Рассматривались как промежуточное звено между позвоночными и беспозвоночными животными.

Строение ланцетников представляет собой как бы схему строения всех хордовых животных. Общий план их строения включает все характерные признаки этого типа:

    наличие хорды

    жаберные щели, пронизывающие глотку

    нервная система в виде нервной трубки; хорда находится между нервной трубкой и кишечником

    вентральное положение анального отверстия и наличие хвоста, в который не заходит кишечник, но заходят другие осевые органы - хорда и нервная трубка.

Зарывшись в песок, ланцетник выставляет оттуда только передний конец тела, на котором находится ротовое отверстие, окружённое мелкими щупальцами.

Втягивая в рот воду, ланцетник захватывает вместе с ней и микроскопические существа, которые служат ему пищей.

Если его потревожить, он быстро уплывает и затем спешит снова зарыться в песок.

Настоящих глаз у ланцетника нет, и видеть предметы он не может.

Весь скелет его состоит из одной только спинной струны (хорды).

рис. 1

1.Мозговой пузырёк. 2. Хорда. 3. Нервная трубка. 4. Хвостовой плавник. 5. Анальное отверстие. 6. Задний отдел кишечника в виде трубки. 7. Кровеносная система. 8. Атриопор. 9. Окологлоточная полость. 10. Жаберная щель. 11. Глотка. 12. Ротовая полость. 13. Околоротовые щупальца. 14. Предротовое отверстие. 15. Гонады (яичники/семенники). 16. Глазки Гессе. 17. Нервы. 18. Метаплевральная складка. 19. Слепой печёночный вырост

ХОД РАБОТЫ:

рис. 2
рис. 3

рис. 4

рис. 5

рис. 6 рис. 7

    Изучите внешнее строение ланцетника на влажном препарате.

    Рассмотрите форму его тела, измерьте длину.

Линейку прикладываем к препарату и измеряем длину организма.

    Найдите передний и задний концы тела. Чем они отличаются?

    Найдите у ланцетника спинную и брюшную стороны. По каким признакам вы их определили?

    Какие признаки внешнего строения ланцетника свидетельствуют о его приспособленности к донному роющему образу жизни?

    Зарисуйте ланцетника в тетради и запишите результаты работы .

Лабораторная работа №6:
«Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

Цель : изучить внешнее строение рыб, выделить приспособления к жизни в воде.

Оборудование: иллюстрации различных представителей класса Рыб, рыбки из аквариума.

Это надо знать ! Рыбы произошли от бесчелюстных предков в результате ароморфозов. Являются древними первичноводными позвоночными. Все особенности строения и функций органов, экологии и поведения связаны с водной средой обитания. Ведут активный образ жизни. Делятся на классы Хрящевых и Костных рыб. Насчитывают около 25 тыс. видов. Ход работы: 1. Рассмотрите рыбу. Тело рыбы имеет обтекаемую форму тела. Это помогает рыбе двигаться в воде. Голова переходит в туловище, а туловище - в хвост. Найдите границы между головой, туловищем и хвостом.
2 . В тетради зарисуйте контур рыбы, проведите чертой границу между головой и туловищем, туловищем и хвостом. Подпишите отделы тела.
3. Рассмотрите рыбу. Определите органы движения. Плавники обеспечивают движение рыбы. Плавник образован двумя слоями кожи, поддерживаемой плавниковыми лучами.
4. Рассмотрите рисунок .


Найдите все плавники у наблюдаемой вами рыбы. Определите с помощью учебника и в процессе наблюдения за живой рыбой назначение каждого плавника. Заполните таблицу:


5. В тетради на рисунке дополните плавники и подпишите их.
6. Внимательно рассмотрите поверхность тела рыбы. Определите, чем покрыто тело рыбы. Как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. Ответ запишите в тетрадь.
7 . Ориентируется рыба в окружающей среде с помощью органов чувств. Перечислите органы чувств, ответ запишите в тетради.
8. Найдите у рыбы органы зрения. Это глаза. Ими рыба видит на близком расстоянии, различает форму предметов и цвет. Впереди каждого глаза два отверстия – это ноздри, ведущие в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния.
10. Орган слуха размещён в костях черепа. Снаружи не виден. Рыбы слышат звуки, так как звуковые волны в воде хорошо передаются через кости черепа. Осязательные и вкусовые клетки разбросаны по всей поверхности тела.
11. Рассмотрите внимательно один бок рыбы. Видны отверстия. Это орган особого чувства – боковая линия. Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды. На рисунке в тетради изобразите органы чувств и подпишите их.
Сделайте вывод:

В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1_____________________________________________;

2_____________________________________________;

3_____________________________________________;

4__________________________________________.

Лабораторная работа № 7:

«Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

Цель: изучить многообразие и особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: Чучело птицы, рисунки и фотографии птиц, наборы перьев птиц, ручные лупы.

Это надо знать ! Класс Птицы включает около 9 тыс. видов. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные, приспособившиеся к полету. Произошли от рептилий раннего мезозоя в результате ароморфозов. Обладают обтекаемой формой тела, покрыты перьями, передвигаются на двух конечностях. Подвижная голова снабжена клювом. Обитают повсеместно от Арктики до Антарктики, большинство обитают в тропиках. Приспособлены к самым разнообразным условиям. Среды жизни: водная, наземно-воздушная. Встречаются летающие, плавающие и бегающие виды .

Ход работы:



    Рассмотрите фотографии, рисунки, чучело птицы. Опишите форму их тела и укажите, из каких отделов оно состоит.

    Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

    Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с ко гтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ра нее, вы встречали такой покров.

    Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.

    Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола.

С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отхо дящие от ствола.



    Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.


    Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

Сделайте вывод:

На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенно сти, связанные с полетом.

Лабораторная работа №8:

«Изучение внешнего строения млекопитающих»

Цель: Изучить особенности внешнего строения млекопитающих. Уметь выявлять черты приспособленности млекопитающих к среде обитания. Доказывать, что млекопитающие являются наиболее высокоорганизованными позвоночными животными.

Оборудование: иллюстрации и фотографии различных представителей класса Млекопитающих, домашние животные, цифровые модели.

Это надо знать ! Млекопитающие – самые высокоорганизованные позвоночные животные. Известно боле 5500 видов. Распространены почти повсеместно: заселяют все материки, моря и океаны. Тело состоит из головы, шеи, туловища, хвоста, передних и задних конечностей, расположенных под туловищем. Появились в мезозойскую эру в результате ряда ароморфозов. Класс Млекопитающие делят на подклассы: Первозвери или Яйцекладущие, Настоящие звери. Класс включает в себя более 20 отрядов.

Ход работы:

    Изучите внешнее строение млекопитающих. Опишите форму тела и укажите, из каких отделов оно состоит. Найдите во внешнем строении млекопитающих характерные для них признаки и особенности.

    Как передвигается млекопитающее? Найдите отделы конечностей, сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какое образование есть на пальцах ног млекопитающих?


    3. Как расположены конечности млекопитающего по отношению к туловищу? Чем отличается такое расположение от расположения конечностей у пресмыкающихся? Как это отражается на подвижности млекопитающих?


4. Выясните по рисунку, каково строение кожи млекопитающего. Какое значение это имеет для жизни млекопитающих и их приспособлении к среде обитания?

  1. Выясните, как устроен волосяной покров млекопитающих. Какое значение имеет шерстный покров в жизни животного.


    Рассмотрите голову млекопитающего. Определите, какие органы располагаются на ней. Назовите органы, с помощью которых животное ориентируется в окружающей среде.

Сделайте вывод: Перечислите характерные особенности внешнего строения млекопитающего. В чем проявляется приспособленность млекопитающих к среде обитания.

Лабораторная работа №9:

«Изучение скелета и зубной системы млекопитающих»

Цель: Изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Выяснить особенности зубной системы млекопитающих в связи с их приспособленностью к питанию разной пищей. Оборудование: иллюстрации и фотографии скелета млекопитающих (собаки, кошки, крысы), рисунки в учебнике. Рисунки черепа кролика, кошки, собаки, разных грызунов. Справочная карточка.

Это надо знать !

Часть 1: Подобно другим , млекопитающие имеют есть и в виде панциря - как дополнение к внутреннему). Скелет включает , , , пояса и и сами .

Особенностью черепа млекопитающих является увеличение объёма мозговой коробки и уменьшение числа костей . В углублениях челюстей находятся зубы .

В позвоночнике хорошо различимы пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

В шейном отделе позвоночника всегда семь позвонков . Так, короткая шея мыши и длинная шея жирафа состоят из одинакового числа позвонков, но они разные по размеру. Насчитывается от 12 до 15 грудных позвонков , которые вместе с рёбрами и грудиной образуют грудную клетку . В поясничном отделе число позвонков изменяется от двух до девяти . Они подвижно соединены между собой. Благодаря этому туловище здесь может сгибаться и разгибаться. Позвонки крестцового отдела ( от четырёх до десяти ) сросшиеся, к ним надёжно прикрепляются кости таза. Хвостовых позвонков от трёх до 49 , что и определяет длину хвоста.

Подвижность позвоночника у млекопитающих различна. Она наибольшая у мелких бегающих и лазающих зверей, например у кошек и хорьков, которые способны изгибать тело в разных направлениях и даже сворачиваться в клубок. Менее подвижен позвоночник крупных млекопитающих (у слона и бегемота).

Скелет пояса передних конечностей состоит из плечевого пояса . Его основу у млекопитающих составляют лопатки. Вороньи кости, или коракоиды, утратили самостоятельность и приросли к лопаткам. Исключение составляют утконос и ехидна. Ключицы развиты у большинства млекопитающих, но отсутствуют у собак, лошадей и коров, ноги которых перемещаются только вдоль продольной оси тела.

Скелет парных конечностей сохраняет черты строения пятипалой конечности , характерной для всех наземных позвоночных. Кости отличаются относительно небольшой массой и высокой прочностью.

Передняя конечность состоит из плеча, состоящего из локтевой и лучевой костей, предплечья и кисти.

Скелет пояса задних конечностей состоит из тазового пояса , который образован парными тазовыми костями, состоящими из сросшихся подвздошных, седалищных и лобковых костей.

Скелет задней конечности состоит из бедра, состоящего из большой и малой берцовой костей, голени и стопы.

Часть 2: Кости черепа собаки в большинстве не срастаются между собой, а соединяются при помощи швов. У собаки 12 резцов, 4 клыка и 26 коренных зубов. Из коренных зубов особенно выделяются так называемые хищных зубы – по одному в каждой половине челюсти. Силу давления хищных зубов увеличивает их положение в глубине рта, ближе к соединению челюстей.

У кошки резцы небольших размеров, клыки развиты хорошо, а коренные зубы имеют бугорки с острыми вершинами. Последний малый коренной зуб верхней челюсти и первый коренной нижней челюсти достигают значительных размеров и называются хищными зубами. Острый край верхнего хищного зуба скользит по внешней поверхности нижнего как лезвие ножниц. Этими зубами кошка легко перегрызает мышцы и сухожилия. Резцами она только обгрызает кости. Кошки отличаются от других хищников короткими челюстями и небольшим количеством коренных зубов (4 – в верхней челюсти, 3 – в нижней).

Зубы грызунов приспособлены к питанию твердой растительной пищей. Передние зубы – длинные загнутые резцы, по 2 в каждой челюсти. На свободном конце они заострены, как зубила. С внешней стороны резцы покрыты толстым слоем прочной эмали, а с внутренней – ее либо совсем нет, либо она покрывает резцы тонким слоем. С внутренней стороны зубы стачиваются быстрее, чем с внешней, благодаря чему резцы всегда острые. Резцы не укорачиваются, так как не имеют корней и беспрерывно растут. Клыков у грызунов нет. Между резцами и коренными зубами есть промежуток. Коренные зубы имеют широкие жевательные поверхности с неровностями или складками эмали. Ими грызуны перетирают твердую растительную пищу.

Ход работы:

Часть 1: 1. Рассмотрите общее строение скелета (рис.1). Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.

рис.1

Укажите на рисунке 2 основные элементы строения скелета млекопитающих.
2. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.

Укажите на рисунке 3, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих.


рис. 2 рис. 3


3. Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните ее значение для животного.
4. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей - передних и задних. Найдите и назовите основные их части.

Укажите на рисунке 4, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих.

Укажите на рисунке 5, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих.


рис. 4 рис. 5


5. Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся.
Запишите свои выводы в тетрадь, сделайте необходимые рисунки.

Часть 2:

    Рассмотрите на рисунках1- 5 череп млекопитающего, строение зубного аппарата. Сведения о них есть в справочной карточке.

    Определите, к какому отряду млекопитающих принадлежит животное по строению зубной системы. Результаты работы запишите в таблице:

    Объясните, какой пищей питается животное с таким строением зубов. Укажите черты приспособленности строения зубов к питанию этой пищей.
  1. Сделайте выводы .

    Череп кролика

    Череп кошки

    Череп собаки

    Справочная карточка:

    Отряд грызуны (крысы, мыши, белки и др.)

    Длинные загнутые резцы по 2 в каждой челюсти, клыков нет, между резцами и коренными зубами – промежуток, коренные зубы имеют широкие жевательные поверхности с бугорками или складками эмали, приспособленные к питанию твердой пищей.

    Отряд зайцеобразные (заяц беляк, заяц русак, кролик)

    Зубы схожи с зубами грызунов, но в верхней челюсти 4 резца: 2 маленьких расположены за 2 большими.

    Отряд хищники (волк, собака, кошка)

    Собака имеет 12 резцов, 4 клыка и 26 коренных зубов, среди коренных выделяются хищные зубы по одному в каждой половине челюсти

    Кошка имеет небольшие резцы, хорошо развитые клыки, бугристые с острыми вершинами коренные зубы – 4 в верхней челюсти и 3 в нижней. Последний малый коренной зуб верхней челюсти и первый коренной нижней челюсти достигают значительных размеров и называются хищными зубами

    Отряд парнокопытные (корова, лось, олень)

    У коровы в верхней челюсти нет ни резцов, ни клыков. Их заменяет мозолистый край челюсти. В нижней челюсти есть 6 резцов и 2 клыка, похожих на резцы. Коренных зубов по 6 с каждой стороны челюсти. Приспособлены к питанию травой.

    У лошади впереди по 6 резцов, небольшие клыки лишь у жеребцов. Есть промежуток между зубами, как и у коровы. Коренных зубов по 6 с каждой стороны челюсти. Жевательные поверхности плоские, со складками эмали.

    Лабораторная работа №10:

    «Изучение типов развития насекомых»

    Цель: изучить особенности развития насекомых с полным и неполным превращением, научиться сравнивать их между собой.

    Оборудование: коллекции насекомых, иллюстрации и фотографии стадий развития насекомых.

    Это надо знать ! Метаморфо́з насеко́мых , подобно .

    Ход работы:

    1. Рассмотрите рисунки. Определите тип развития насекомых (с полным или неполным превращением), зарисуйте и подпишите названия стадий развития.





      Чем личинки с полным превращением отличаются от личинок насекомых с неполным превращением?

      Рассмотрите коллекции насекомых. Определите, где представлены насекомые с полным и неполным превращением.

    Делая вывод, укажите признаки сходства и различия прямого и непрямого развития насекомых. Назовите насекомых с полным и неполным превращением из рассмотренной вами коллекции.

Систематическое положение печеночного сосальщика определено к семейству Фасциолидов, латинское название Fasciolidae, и представляет тип плоских червей. Печеночный сосальщик относится к классу дигенетических сосальщиков, который возглавляет отряд Echinostomatida, состоящий из представителей рода Fasciola.

Систематика относит жизненный цикл развития печеночного сосальщика к сложному типу, насчитывающему несколько фигурантов:

  • основного хозяина;
  • промежуточного хозяина;
  • свободноживущей стадии личиночной формы.

Печёночная двуустка является гермафродитом. Каждая особь имеет как женские, так и мужские органы размножения – матку и семенники.

Марита печеночного сосальщика – половозрелая особь, обладает относительно развитой системой пищеварения. Передняя часть тела оснащена ртом, переходящим в глотку. Мускулистая глотка впадает в пищевод. Разветвлённый кишечник слепо замкнут. Пищеварение – единственная относительно развитая функция, которой наделен печёночный сосальщик. Строение выделительной системы относится к типу протонефридиальный, поскольку замыкает проходящий вдоль всего тела центральный выделительный канал пора, а не анус.

Большинство сосальщиков, включая двуустку – гермафродиты. Размножение и половой процесс происходит во внутренних органах окончательного хозяина, а моллюск – промежуточный хозяин, вынашивает личинок, размножающихся неполовым путём.

Мужская половая система состоит из парного семяпровода и копулятивного органоида. При слиянии семенники образуют семяизвергающий канал. Женские половые органы представлены яичником, желточниками и семяприёмником, ведущим в оотип – специфическую камеру для оплодотворения яиц. Он впадает в матку, оканчивающуюся отверстием, через которое наружу выводятся оплодотворённые инвазионные яйца.

В своём развитии печёночная двуустка во многом превосходит другие виды дигенетических сосальщиков.

Двуустка обладает хорошо развитыми функциями:

Задняя треть тела червя, сразу за брюшной присоской, вмещает матку многолопастной конфигурации. Месторасположение непарного разветвлённого яичника – правая часть верхней трети тела. Множественные желточники расположены по обоим бокам особи. Передняя часть тела содержит сильно разветвлённую сеть семенников.

Печеночный сосальщик вызывает трудно диагностируемое серьёзное заболевание Фасциолёз, трудно поддающееся терапевтическим методам воздействия.

Стадии развития личинок и фазы формирования двуустки печёночной многочисленны. Схема достижения взрослой особи полового размножения достаточно сложная. Попробуем без сложных оборотов осветить циклы развития личинок. Если можно упростить изложенный материал, опишите схему формирования в своих комментариях к статье.

В величину яйца печеночного сосальщика достигают размера 80х135 мкм. Каждое яйцо имеет овальную форму и окрашено в коричневато-жёлтый цвет. С одного полюса имеется крышечка, из-под которой при благоприятных условиях выходят личинки, с противоположной стороны располагается бугорок.

Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться только при попадании в водную среду с подходящими для процесса условиями. Солнечный свет выступает в роли активатора, и, спустя месяц, из яиц выходят личинки, или мирацидий печеночного сосальщика.

Тело каждой мирацидии оснащено:

  • ресничками, позволяющими личинкам свободно передвигаться в водной среде и подтверждающими родственные связи сосальщика печеночного с реснитчатыми червями;
  • единственный светочувствительный глазок обеспечивает положительный фототаксис, направляя личинку к источнику света;
  • нервным ганглием – примитивной нервной системой;
  • органами выделения.

В хвостовой части находятся зародышевые клетки, отвечающие за партеногенез. Передний конец тела оснащён ферментобразующей железой, позволяющей мирацидии свободно проникать и развиваться в промежуточном хозяине.

На данной стадии личинка не питается. Она получает своё развитие за счёт питательных веществ, накопленных в предыдущей стадии. Её срок жизни ограничен, и составляет всего сутки. За это время мирацидий должен найти улитку и проникнуть в тело малого Прудовика.

Спороциста имеет кожно-мускульное тело в форме мешка, наполненное зародышевыми клетками. У неё отсутствует кровеносная система и процесс пищеварения, питаясь поверхностью тела. Нервная система и органы чувств находятся в зачаточном состоянии. На этом этапе размножение печеночного сосальщика осуществляется путём простого деления спороцист – распадаясь на части, они образуют несметное количество особей дочернего поколения.

У редии – личинки дочернего поколения, в отличие от своей предыдущей стадии, активно происходит формирование жизнеобеспечивающих функций:

  • системы пищеварения, состоящей из пищеварительной трубки, глотки и рта;
  • псевдовлагалища — зачаточной половой системы, способной выводить новые личиночные поколения.

Некоторые стадии жизненного цикла печеночного сосальщика занимают особое место. В период миграции, редии, локализуясь в печёночной ткани, всё тем же путём партеногенеза, формируют следующий тип личинки – церкарий.

Следует отметить некоторые особенности строения церкарии, значительно отличающие её от предыдущих стадий личинок. Тело церкарии наделено мозгом, а также сформированной, но не задействованной системой пищеварения и глазком — органоидом зрения. Хорошо развита функция фиксации во внутренних органах хозяина, которая характерна для мариты.

Конечная личиночная стадия печеночного сосальщика происходит в печени моллюска. Тело церкарии наделено мощным хвостом, обеспечивающим личинке свободу передвижения. После выхода церкарии из тела прудовика, она из воды стремится попасть на берег, где происходит последняя метаморфоза.

Выйдя на сушу, церкария отбрасывает свой хвост. Она переходит в состояние цисты, прикрепляясь к прибрежным растениям, впадая в так называемую стадию адолескарии. Циста способна сохранять жизнеспособность длительное время, пока её не проглотит травоядное животное, являющееся основным хозяином печеночного сосальщика.

Это инвазионная стадия личинки, опасная не только для животных, но и для людей, образ жизни которых связан с водоёмами.

Таким образом, у печеночного сосальщика существует две стадии, на которых фасциола считается заразной:

  1. Мирацидий несёт угрозу заражения промежуточного хозяина.
  2. Стадия адолексарии, поражающая домашний скот и людей. Она вызывает заболевание, приводящее к циррозу печени, грозящее пациенту летальным исходом.

Патогенез, диагностика и профилактические меры

В одном случае заражение происходит после употребления пациентом плохо прожаренной печени и попадания в организм так называемых транзитных яиц. В другом – не помытых после полива овощах, выращенных в прибрежной зоне. Невзирая на виды поражения, Фасциолёз считается одним из опасных инфекционных заболеваний.

Общественная профилактика сводится к уничтожению моллюсков по берегам водоёмов. Большое значение придаётся выпасу скота – его переводят на другие пастбища.

В заключение следует отметить, что жизненный цикл печёночного сосальщика проходит исключительно со сменами промежуточного и основного хозяина. Локализовавшись в печёночной ткани и жёлчегонных путях домашних копытных, сосальщик вызывает заболевание, протекающее очень тяжело. Домашний скот стремительно теряет шерстяной покров и массу тела. Без соответствующего лечения быстро наступает истощение и смерть.

Человек нечасто становится объектом поражения двуусткой. Личиночные стадии, внедряющиеся в печёночную ткань, становятся причиной развития Фасциолёза – опасной для человека болезни с поражением печени, жёлчного пузыря, желчегонных протоков и нередко поджелудочной железы.

Движение червя происходит вследствие сокращения мышц его тела, при этом изменяется длина и толщина отдельных его частей.

Движения всех частей тела, состоит в том, что его некоторые части удлиняются и утончаются, или напротив сжимаются и утолщаются. Вследствие подобных попеременных действий и происходит движение вперед. Вначале тянется вперед его передняя часть, а потом и задняя. Когда задняя часть его тела подтянется, начинается продвижение вперед его передней. Так образом происходит движение дождевого червя, за которым можно понаблюдать, положив одну особь на бумажный лист.

Рассмотрим подробнее, благодаря чему происходит движение дождевого червя.

Роль щетинок

Червяк может ползать по любому грунту и любой поверхности, но в случае если оказывается на влажной гладкой поверхности, то беспомощно барахтается. Во время движения, его тельце легко тянется вперед, однако при последующем сокращении передняя часть уже не движется вперед, а напротив, задняя часть тянется к передней.

Червяк очень просто может прокладывать себе хода в любом грунте и рыболовы знают, что если попытаться вытащить червя, который уже на половину забрался в норку, то он скорее порвется. Это означает, что червяк каким-то образом зацепляется за неровности грунта, хоть нам это и незаметно, а его кожа может выглядеть абсолютно гладкой.

Но на ощупь, при проведении пальцем по его тельцу от головной его части к задней, а потом в обратном направлении, разница будет сразу ощутима. При проведении с переду назад он покажется гладким, а с заду наперед наоборот шершавым.

Суть в том, что на тельце червяка имеются 4 ряда маленьких щетинок, которые направлены назад, примерно как шерсть у животных. Т.е. получается, что сначала мы гладим червяка «по шерсти», а потом против. Эти щетинки и позволяют червяку зацепляться тельцем за любые имеющиеся шероховатости в грунте и двигаться вперед.

Роль продольных и продолговатых мышц

Движение дождевика происходит вследствие сокращений мускул его кожно-мышечного мешочка. Т.е. когда отдельные участки его тельца укорачиваются и утолщаются, вследствие сокращения мускул.

Когда же червяк с усилием движется либо пробуривается, эти части его тельца тянутся в длину и одновременно утончаются. Данная работа осуществляется уже при помощи иных мускул - кольцевых, которые опоясывают его тельце и находятся прямо под кожей. Благодаря сокращению данных мускул тело в этом месте утончается, вынуждая его тянуться продольно.

Таким образом, передвижение дождевых червяков достигается вследствие попеременного сокращения кольцевых и продольных мускул, а благодаря щетинкам они могут упираться и зацепляясь за любые неровности.

Передвижение в твердом грунте

Когда червяку необходимо проделать проход в грунте, он буравит его передним кончиком. Однако если нужно сделать ход во влажной земле, к примеру, в болотной, то он поступает иным образом. А именно заглатывает почву ртом и пропускает ее посредством кишечного тракта, а потом избавляется от нее через задний проход. В утренние часы на земляных тропинках очень часто можно увидеть небольшие кусочки почвы, которые прошли посредством кишечный тракт червяка. Вгрызаясь подобным способом в грунт, червяк в кишечном тракте тянет из нее питательные для него элементы.

Питание и осязание

Не считая погнившей растительности, червяки поедают подгнившую листву, которую они с наступлением ночи затягивают в собственные находящиеся под землей норы.

Из всех классов животных - высших и примитивных - многие виды используют отличные друг от друга способы передвижения (иногда весьма оригинальные) по воде, под водой, в воздухе и по поверхностям. Способы передвижения животных зависят от многих факторов: формирования в процессе эволюционного развития, наличия или отсутствия скелета, других особенностей строения конкретно взятого вида.

Важнейшая особенность

Способность двигаться - одно из свойств к какому бы они классу или виду ни причислялись учеными. Даже растения осуществляют движение внутри на клеточном уровне. А животным, в отличие от растений, свойственно перемещать все тело, преследуя тем самым различные цели: поиск пищи, размножение, защита от врагов. Потому что движение - это и есть сама жизнь живой природы и, в частности, ее фауны.

Способы передвижения животных. Классификация

Все они по типу делятся на несколько больших групп.


Эволюционное развитие

При эволюции животных от простейших и одноклеточных структур организмов до высших многоклеточных, обладающих различными органами и функциями, эволюционировали и способы передвижения животных. За миллионы лет вырабатывались сложнейшие двигательные системы, позволяющие разным видам добывать пищу, убегать от врага, защищаться и размножаться. Характерно, что лишь немногие из известных животных осуществляют сидячий образ жизни. Подавляющее большинство передвигается различными способами.

С помощью мышц

Для многоклеточных представителей фауны характерно осуществление передвижения с помощью мышц, которые образованы особой тканью, называемой мышечной. Данная структура имеет особенность сокращаться. Сокращаясь, мышцы приводят в движение рычаги, которыми являются составные части скелетов животных. Так и осуществляется перемещение.

Кто во что горазд

Итак, при помощи мышечных структур слизни и улитки скользят по поверхностям. используя полостное мышечное движение, цепляются щетинками за неровную почву. Пиявки используют присоски, а змеи - чешуйки кожи. Многие животные, приподнимая тело над землей, передвигаются при помощи конечностей, значительно таким образом уменьшая трение. Как результат, возрастает и скорость передвижения (быстрейшее животное на планете - гепард, который развивает скорость свыше 110 километров). Некоторые животные прыгают (даже по воде). Некоторые планируют в воздухе или летают. Некоторые ныряют или плавают по воде или в глубинах. Но везде используется мышечная сила.

Необычные способы передвижения животных

  • Пресноводная гидра движется при помощи своеобразных шагов и кувырков. Она изгибает тело и прикрепляется щупальцами к поверхности, затем подтягивает подошву. А актинии очень медленно движутся, сокращая и расслабляя мышцы самой подошвы.
  • Головоногие (кальмары, осьминоги) способны к реактивному передвижению. Они засасывают жидкость в специальную полость своего тела и с силой выбрасывают ее сквозь узкую воронку. Тем самым двигают тело в противоположном направлении.
  • Ящерица-василиск быстро бегает по воде (2 метра в секунду). На поверхности воды ее удерживают пузырьки воздуха под чешуйками лап.
  • Геккон бежит по вертикальной стеклянной стене со скоростью 1 метр в секунду, не падая. Это происходит за счет специальных присосок на лапках ящерицы.
  • Райские украшенные змеи, обитающие в Азии, перелетают по воздуху с дерева на дерево, используя уплощение своего тела, которое превращается на это время в подобие

Итоги

Разнообразные виды движений характерны для всех животных, существующих на нашей планете. Сам процесс осуществляется несколькими способами. Каждый из живых организмов приспособлен к определенным, характерным для него, видам движений.

Данный материал может быть использован для проведения урока на тему «Способы передвижения животных. 5 класс».

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Внешнее строение и особенности передвижения рыбы".

Цель работы : изучить особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 31 учебника, выполните лабораторную работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.

3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.

4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.

Рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения :

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.

3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.

4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище - в хвост.

5. Хвост рыбы - та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.

7. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

8. Глаза у рыб не имеют век.

9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

Правильные утверждения : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

Задание 4. Заполните таблицу.

Задание 5. Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков; у камбалы - сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул - торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тел у рыб.

Из-за места обитания и передвижения.

Камбала имеет сплюснутую форму, потому что медленно плавает по дну.

Акула наоборот передвигаться быстро (тарпедовидная форма обеспечивает быстрое передвижение в открытой воде).

Тело у леща сплюснуто с боков, потому что он передвигается в водоемах с густой растительностью.

 
Статьи по теме:
Работает ли визуализация и как её использовать
Мечты сбываются. С этим утверждением согласятся многие. А тем, кто будет протестовать, будет очень полезной данная статья. Ведь визуализация желаний - это первый путь к достижению поставленных перед собой целей.Что это такое?В самом начале нужно понять, о
Понятие о модернизме в литературе
Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Модернизм — явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессио
Февральская революция: причины, участники и события
Великая русская революция - это революционные событий, произошедшие в России в 1917 году, начиная со свержения монархии во время Февральской революции, когда власть перешла к Временному правительству, которое было свергнуто в результате Октябрьской револю
Космические исследования: покорители космоса, ученые, открытия Исследование космического пространства с помощью космических аппаратов
Человека всегда интересовало, как устроен окружающий его мир. На первых порах это были простые наблюдения и наивные толкования происходящих явлений. Они дошли до нас в виде сказаний и мифов. Постепенно знания накапливались. Древние учёные, наблюдая за Сол