Костел Успения Пресвятой Девы Марии (полное описание). Собор Успения Девы Марии (Могилёв)

Кармелитский монастырь был расположен за пределами Нагорского посада, напротив первого пояса укреплений, вблизи Королевской брамы, расположенной в створе Шкловской улицы. В 1636 году на территории монастыря построен деревянный костел, получивший имя "Успения Пресвятой Девы Марии". В 1708 году во время большого пожара костел сгорел, и на его месте в 1738 году началось строительство каменного костела, которое был закончено в 1752 году. Костел кармелитского монастыря был освящен в 1765 г. Виленским епископом Ф.Зенковичем.
После назначения в 1780 г. Екатериной II Богуша-Сестринцевича Могилевским архиепископом, костел кармелитского монастыря в 1783 г. становится архикафедральным и называется во имя Краковского епископа Станислава Станиславским. В 1860 году костел становится приходским и получает титул Успения Пресвятой Богородицы. В сведениях о Могилевском кафедральном костеле в 1911 году указано: "Покровитель костела Св. Станислав Римский; название костела Успение Пресвятой Богородицы..."
На наиболее раннем из известных в настоящее время планов города, выполненном в 1778 г., показан костел, расположенный внутри квартала, подход к нему был со стороны городского вала. Указана также территория, прилегающая к костелу. Однако этот план более фиксировал состояние планировочной структуры города, судить о размерах костельной территории достаточно затруднительно.

Следующий исторический план относится к концу XVIII века, на нем можем видеть весь квартал, внутри которого расположен костел и монастырская территория. Основной подход к костелу сохраняется со стороны вновь образованного бульвара, перед костелом организована небольшая площадь неправильной конфигурации. Предкостельная площадь и Ветреная улица соединяются Бискупским переулком. В перспективе переулка на другой стороне улицы Ветреной был виден дворец архиепископа. На восток от костела, одной стороной проходя вдоль Бискупского переулка, идет территория, принадлежащая костелу. Непосредственно к костелу примыкают деревянные постройки, образовывающие внутренний двор, с востока к внутреннему двору примыкал костельный сад. Со стороны площади, между домами находилась въездная брама, к этому времени состояние ворот следует считать неудовлетворительным, т.к. ворота были утрачены, отсутствовала и одна из калиток. Участок земли, принадлежащий костелу, с находящимися на нем постройками, подробно изображен на ситуационном плане, выполненном во второй четверти XIХ в. В 1784 г. при костеле была открыта семинария. В 1788 г. к костелу был пристроен двухэтажный корпус семинарии, перестроены и здания на территории участка. Все постройки были деревянные два флигеля, конюшня, каретная и небольшой дом у сада. Все постройки, кроме одного флигеля, одноэтажные, покрытые гонтом. Сад был огражден забором, и его территория была разделена на шесть квадратов. В саду росли фруктовые деревья, между которыми были разбиты грядки с овощами и росли кусты смородины. В саду был каменный ледник. Пожар, прошедший в мае 1847 года в этой части города, не затронул здания самого костела, но частично повредил его территорию.

В инвентаре 1848 года среди прочих построек, расположенных на территории, принадлежащей костелу, названы: "От Бульварной площади между домами Дворянского собрания и домом купца еврея Мейера Ремиза построены каменные ворота с калиткой, в них дверь створчатая, плотницкой работы, от низу из досок и сверху из штакета. Калитка такая же, как ворота, на железных крюках и завесах и окрашена черной масляной краской". Далее идет территория, на которой располагались семинарские здания "С переулка, так называемого Бискупского, выходят на семинарский двор ворота с калиткой плотницкой работы. По левой стороне старое деревянное здание в 1819 г. устроенное... По правой стороне ворот от входа от Бискупского переулка построен амбар... По правой стороне подворья на садовой стене находится домик... Фруктовый сад отгорожен штакетным забором, в середине которого устроены ворота с массивною калиткою, с противоположной же стороны от Ветренной улицы отчасти кольями огражден, отчасти строениями евреев братьев Каганов. По стороне Бискупского переулка устроен из крепких досок забор. Внутри этот сад разделен дорожками на шесть квадратов, в нем были деревья, но 26 мая 1847 года имеющимся пожаром истреблено 80 деревьев".

К концу XIX века количество построек увеличивается, в инвентаре 1888 г. перечислены следующие постройки: "От подъезда по правой стороне костела, рядом с оным, жилой дом весьма старый, на каменном фундаменте, покрыт гонтом... Подле этого дома ворота на железных крюках... К сакристии пристроен длинный деревянный флигель, крытый гонтом. Сзади костела деревянный жилой дом 2х этажный... За домом деревянный сарай... в конце двора против ворот деревянный сарай, рядом с ним три сарая: для складки дров, конюшни и экипажного сарая... На углу костельного сада малый старый деревянный дом... Фруктовый сад обведен забором... В нем кроме фруктовых деревьев яблок и груш находятся кусты вишен, и слив, а так же крыжовника и смородины. Ворота одни и две калитки". Постройки, принадлежащие к костелу, располагаются в это время уже и за пределами постоянной территории, так "Против сада, идя от костела к Ветреной улице, по правой руке деревянная богадельня на каменном фундаменте, покрытая гонтом". В 1912 году было сделано описание построек и земель, лугов и садов, принадлежащих Могилевской архикафедре и консистории. Из него видно,что территория при костеле не претерпела изменений, как в размерах, так и по построению.
№1


№2

№3


№4

От истории к современности



Когда-то ансамбль Театральной площади дополнял костел Святого Станислава. Он был центральным храмом для католиков крупнейшей в мире Могилевской епархии, в то время протянувшейся от Бреста до Сахалина. Сегодня сохранившийся храм теряется за пятиэтажками.

Началу строительства каменного костела предшествовал любопытный, овеянный легендой случай. 22 декабря 1733 года шляхтич имения Любуж Зенкович со слугами совершил вооруженное нападение на город. Были ранены многие горожане, часть из них умерла. Спасаясь от разъяренной толпы, Зенкович спрятался в небольшой часовне, что находилась на этом месте. Но гнев народа был так велик, что люди ворвались в часовню, вытащили его оттуда, убили на площади и труп бросили в Днепр. Об этом событии узнал польский король (Ян III Собесский) и решил наказать жителей за то, что они посмели поднять руку на католика. Суд вынес решение: « жители города должны разобрать все каменные постройки и из этого камня построить костел в память об убиенном Зенковиче ». Мягкий приговор! Но если учесть, что вынесен он был в декабре, а из камня в доме были сложены тогда только печи, то вы поймете, как жестоко были наказаны за убийство жулика жители города. Это легенда, но установлено, что фундамент костела состоит из камней самого различного размера. Так это или нет, точно не известно, но в 1738 - 1740 гг. на месте деревянного началось строительство каменного костела Успения Богородицы (закончено в 1752 году) Костел Успения Девы Марии (св. Станислава) с 1773 года становится кафедральным. Построен он в стиле западно-европейского барокко.

Был в костеле и редкий орган (в мире их было всего четыре - в Риме, Варшаве, Мехико и в Могилеве). Орган проходил в реестре Ватикана под вторым номером.

При Советской власти, когда храм закрыли, уникальный орган разобрали, и он бесследно исчез, остались только клавиши. Сегодня в храме вновь установлен орган, который звучит во время служб и фестивалей духовной музыки "Магутны Божа".

Новейшая история была не очень милостива к этому зданию. После революции, когда в 1918 г. был расстрелян последний священник Евгений Святополк-Мирский, костел превратили в зернохранилище, потом открыли исторический архив. Во время обороны Могилева в 1941 г. здесь квартировал штаб народного ополчения. После войны в костеле некоторое время шли службы, но в 1947 г. он снова стал архивом. В здании варварски повредили многие фрески. Верующим костел был отдан только в 1990 году.




А теперь снова вернемся на улице Ленинскую, проходя мимо колледжа искусств, обратим внимание на это здание. Здесь находилась прекрасная гостиница « Бристоль » с рестораном. Во время пребывания в Могилеве Ставки Верховного Главнокомандования в ней жили представители союзных держав.




Если пройти по Ленинской дальше, увидим один из интереснейших памятников архитектуры - дворец римско–католического архиепископа Станислава Богуша–Сестренцевича. После упразднения в Могилеве резиденции католического архиепископа здание перешло в городскую собственность. А в 50–х годах XIX века - дворец приобрел почетный гражданин Могилева Цукерман и приспособил его под синагогу. В этом качестве здание использовалось до 1929 года. Сейчас в нем расположилась детско-юношеская спортивная школа.

Собор стоит на месте бывшего монастыря кармелитов. В 1636 году на территории монастыря была построена деревянная церковь, освящённая во имя Успения Пресвятой Девы Марии. В 1708 году во время большого пожара эта церковь сгорела, а на её месте в 1738-1752 годах велось строительство каменного храма. Новый храм кармелитского монастыря был освящён в 1765 г. епископом Ф. Зенковичем.

25 декабря 1772 года Екатерина II объявила о создании в Российской империи католической Белорусской епархии с центром в Могилёве. Десятью годами позже Белорусская епархия была преобразована в Могилёвскую архиепархию, которой подчинялись все католические приходы латинского обряда в России (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге). С 1783 года храм кармелитского монастыря стал кафедральным собором могилёвской архиепархии. Поскольку покровителем собора считался святой Станислав собор называли как собором Успения, так и собором святого Станислава. В сведениях о Могилевском кафедральном соборе в 1911 году указано: «Покровитель костела Св. Станислав Римский; название костела Успение Пресвятой Богородицы…»

В конце XVIII столетия собор был перестроен, в частности, к фасаду был пристроен 4-колонный портик. Роспись на сводах выполнена во второй половине XVIII века группой могилевских художников под руководством Павла Пиотровского.

В 1956 году собор был закрыт, в нём разместился Центральный исторический архив БССР. В 1960 году он был переведен в , а в здание бывшего собора переехал Государственный архив Могилевской области. В этот период храм утратил часть росписей, был безвозвратно утерян орган с редкими керамическими трубами.

В начале 1990-х годов здание собора возвращено верующим, реставрация шла вплоть до 1994 года. Собор получил статус сокафедрального в образованной в 1991 году Минско-Могилёвской архиепархии.

С 1993 года собор Успения служит одним из центром ежегодного фестиваля духовной музыки «Магутны Божа», проводимого в Могилёве.

В Могилёве есть место, где ты забываешь, в какой стране находишься.
Первая мысль, которая меня посетила после того, как я пришла в себя - Рим. Было впечатление, что ты не в Беларуси, а в старом римском соборе, нетронутом веками. Нет, не в туристическом Риме, а в том, куда ходят местные жители. Такие соборы, как правило, закрыты для туристов или в некоторых открыта только первая дверь, а дальше стекло или решетка. Мы несколько раз в Риме с прихожанами заходили в древние соборы на мессы и были поражены их нетронутой красотой.

Так вот такое же впечатление на нас произвел и могилевский католический собор Успения Девы Марии и Святого Станислава.
Этот собор однозначно заслуживает внимания туристов.
Католический собор Успения Девы Марии и Святого Станислава в Могилёве считается уникальным. В нем находятся фрески XVIII века, которые имеют огромную художественную ценность. Костел построен в стиле западно-европейского барокко. Возможно, он поэтому и напоминает римские соборы.
По своей живописи его считают самым оригинальным аутентичным костелом в западной и восточной Беларуси.

1. В 1738 году началась реконструкция храма, которая закончилась лишь в 1752 году. Главный фасад здания перестроили в классическом стиле, добавился портик с четырьмя колоннами.

Со строительством этого храма связаны несколько легенд, я вам о них расскажу в конце.
Но то легенды. И сегодня узнать, какая из них правдивая, сложно. Однако, доподлинно известно и доказано учеными, что костел Святого Станислава точно стоит на месте небольшой каплицы, а фундамент сделан из различных по форме и размеру кирпичей.

Но официальная версия гласит, что собор построен на месте бывшего монастыря кармелитов.
В 1636 году на территории монастыря была построена деревянная церковь, освящённая во имя Успения Пресвятой Девы Марии. А в 1708 году во время большого пожара эта церковь сгорела и на ее месте в 1738—1752 годах был возведен каменный храм. Новый храм кармелитского монастыря был освящён в 1765 г.

С 1783 года храм кармелитского монастыря стал кафедральным собором могилёвской архиепархии.
Поскольку покровителем собора считался святой Станислав собор называли как собором Успения, так и собором святого Станислава. В сведениях о Могилевском кафедральном соборе в 1911 году указано: «Покровитель костела Св. Станислав Римский; название костела Успение Пресвятой Богородицы…»

Роспись на сводах выполнена во второй половине XVIII века группой могилевских художников под руководством Павла Пиотровского.

В советское время католический собор не обошли мимо репрессии. В 1956 году собор был закрыт.
А дальше в размещался Центральный исторический архив БССР, потом Государственный архив Могилевской области. В этот период храм утратил часть росписей, был безвозвратно утерян орган с редкими керамическими трубами.
И только в начале 1990-х годов здание собора вернули верующим. Реставрация шла до 1994 года.

С 1993 года в соборе Успения ежегодно проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа». А в скором времени здесь появится и свой орган.

2. С 1752 года в костеле стало семь алтарей, а над входом были сделаны хоры. В это же время появилась главная гордость храма - фресковая роспись. До наших дней сохранился один из наиболее полных и профессиональных евангельских циклов в Беларуси, написанный во второй половине XVIII века.


3. Здание костела имеет прямоугольную форму, внутри оно поделено на три нефа. Высота центрального нефа достигает 29 метров. Декоративная отделка костела сделана в стиле барокко. В храме замечательная акустика, поэтому первый орган тут появился еще в XIX веке.

4-5. Кстати, на вас никто не будет ругаться и смотреть косо, если вы зашли в собор без головного убора и в штанах.
Здесь можно фотографировать. Здесь служители или дежурные с вами пообщаются, расскажут историю собора.

6-7 Некоторые фрески никогда не реставрировались. Просто были извлечены из под слоя краски

8 В нижнем ярусе преобладают теплые, золотистые, розово-красные, коричневые тона, на сводах — светло-голубые, синие и зеленые. В Могилеве, оказывается, была своя живописная школа и художественные традиции.

9. Орган в Могилёве был действительно уникальный с редкими керамическими трубками. Установлен он был в 1912 году. Во всем мире таких органов было только четыре: в Риме, Варшаве, Мехико и в Могилеве. Рим и Могилев...

Орган пропал в 1956 году безвозвратно. Но в костеле об органе помнят.


10. Несмотря на то, что стены долгое время были закрашены темно-зеленой краской, в костеле сохранился самый большой фресковый цикл на территории Беларуси. Надо отдать должное реставраторам, которые все это отчистили и восстановили.

11. Очень древняя роспись

История названия собора

Изначально костел Святого Станислава назывался кармелитским костелом Вознесения Богородицы.
Кармелиты принадлежали к нищенствующим орденам, они придерживались аскетических идеалов. Присоединение Могилева к Российской империи стало началом политики российских властей, которая заключалась в том, что католические ордены начали потихоньку выживаться с территории Беларуси.

В 1789 году императрица Екатерина II прибыла в Могилев, чтобы встретиться с австрийским императором Иосифом II. Во время своего визита она посетила могилевский храм кармелитов, где состоялся торжественный молебен. Храм так понравился императрице, что она решила сделать его кафедральным и сама добилась от Папы Римского, чтобы епископа Могилевского Станислава Сестренцевича Богуша официально назначили папским легатом.
Кармелиты вынуждены были искать себе другое убежище. После этого жители города стали называть костел Станиславским.

Кто же такой Станислав Сестренцевич Богуш и откуда он взялся?

Молодость кардинала прошла бурно. Сначала он был офицером на службе прусского короля, потом перешел на русскую службу в драгунский полк и дослужился до капитана. Вояка, бретер и дуэлянт, он никогда бы не поверил, если б какая-нибудь гадалка предсказала ему, что в будущем его ждет епископство и звание кардинала.

Станислав Сестренцевич был кальвинистом. Он бы им и остался, но случилась любовь.
В тридцать лет Сестренцевич влюбился в католичку, богатую польскую красавицу. Чтобы получить возможность жениться, драгунский капитан тоже принял католичество. Счастье супругов длилось не долго. Молодая жена Сестренцевича рано умерла и Сестренцевич принял монашество то ли от горя, то ли от раскаяния.
Но очень скоро Сестренцевич стал епископом Могилевским, а к дальнейшей его судьбе приложила руку Екатерина II.

12

13

14

15

16

17

18-19 Отдельного внимания заслуживает дверь.

20. Она древняя, скрипучая, в щеляз, но прекрасная своей историей и неповторимой красотой

21. Дверь собираются менять. ЖАЛЬ

22.

23. Таблицка, на которой написано, что за собор, его история и координаты:
Могилёв. ул. Комсомольская, 4

24. Мы обошли собор вокруг. Все чистенько и хорошо

25. Матерь Божья молись за нас

26

27. Иоанн Павел II. Я так понимаю, что все костелы Беларуси подчиняются польской католической церкви, а Иоанн Павел II родился в Польше. Вот и стоит здесь ему памятник, а папа на нем улыбчивый и добрый

28

28

30

31

32

33. Брусчатка

34. Собор вызвал восторг. Там дышится полной грудью, там легко, там получаешь жизнеутверждающие эмоции и начинаешь верить, что все будет правильно, радостно, красиво, и выходишь оттуда совершенным оптимистом.

Может так и должно быть? Не Страх Божий, а радость от гармонии и красоты мира, созданного Богом, ведет нас к нравственному очищению?


Легенда строительства собора первая. Она же считается основной.

Жил был шляхтич Любуж Зенкович, грабитель и безобразник. Он очень часто нападал на горожан, избивал и грабил их. Люди долго терпели всяческие выходки шляхтича, но всему приходит конец. Людскому терпению пришел конец и шляхтичу тоже. Горожане убили тирана.
А дело было так... Однажды, вооружив своих слуг, он ворвался на Торговую площадь к ратуше, всех людей разогнал, а товары - хлеб, муку, пироги - потоптал лошадьми.
Горожане возмутились и всем миром решили отомстить шляхтичу. Он попытался спрятаться, да не тут-то было. Разъяренные горожане вытащили бесчинца и убили его на пороге небольшой каплицы.
В исторических источниках указывается точная дата убийства Зеньковича - 1692 год. Этот же год считается датой рождения костела.
Польский король Ян Собесский разгневался на мещан и приказал построить на месте убийства кафедральный кармелитский костел, разобрав каменные дома и печи горожан. Из них и возвели собор, а если верить легенде, то находится объяснение наличия в фундаменте костела различных по размеру камней, а некоторые из них даже обожжены, что значит - они были «печными».

Легенда вторая связана с крестоносцами.

В начале XVII в., на белорусских землях стали появляться католические ордена бернардинцев, иезуитов, кармелитов. Укреплялись они и в Могилеве. На этом месте кармелиты построили деревянный костел и монастырь. И ученые доказали, что он там именно был, потому что нынешний собор построен на останках другого строения.
Для справки, кармелитами были нищенствующими монахами, отличавшиеся особым аскетизмом, которые вели свою историю со времен крестовых походов св. Бертольда в 1155 году в Палестину.
Деревянный кармелитский монастырь несколько раз горел, но отстраивался. Но в 1730 году в учиненном по приказу Петра I пожаре, уничтожившим почти весь Могилев, деревянный кармелитский костел и монастырь погибли окончательно.
На его месте в 1738—1752 годах был построен новый каменный храм, на строительсто которого были взяты кирпичи и камни с близлежащих сгоревших построек.
И снова объясняется наличие разных и печных кирпичей в том числе, в фундаменте.

 
Статьи по теме:
My Favourite Subject — Мой любимый предмет Мои любимые уроки на английском языке
We study a lot of various and interesting subjects at school. Some of them are humanities, others - exact sciences. Human beings are not similar in their abilities, so we can be good at different things. I find Technical Drawing the most difficult school
Леру, пьер Отрывок, характеризующий Леру, Пьер
, Франция Дата смерти: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value). Место смерти: Страна: Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field
Икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская Богоматерь свенская
Икона Божией Матери Печерская-Свенская Икона Божией Матери Печерская-Свенская. Молитвы. Икона Божией Матери Печерская-Свенская имеет два празднования: в день кончины преподобного Феодосия Печерского — 3 мая, а так же в день кончины преподобного Алипия Пе
Приготовим соус из яблок на зиму - к любому блюду!
Во многих странах соус считается залогом вкусовых качеств любого блюда. Он способен преобразить даже отварные овощи. Хозяйки привыкли к однообразию кухни: жареные стейки поливать обычным кетчупом, а к блинам и оладьям подавать сгущенное молоко или же обыч