Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всеблаженная. Всеблаженная икона молитва Православная молитва божией матери всеблаженная

Икона Божией Матери «Паммакариста» - одна из особо чтимых и древних икон в Константинопольской патриархии.

В честь нее и храм назван храмом «Всеблаженной»; при нем с 1455 г. - резиденция Константинопольских патриархов. Со времени падения Византийской империи (в 1453 г.) под ударами оружия османских турок Константинопольская церковь лишилась своей самостоятельности и прежнего своего величия. Многие ее церкви в Константинополе и в других городах по приказанию султана Магомета II (1453-1481 гг.) были обращены в мечети, в том числе и знаменитый храм святой Софии; храм Святых Апостолов, в котором сначала поселился патриарх Геннадий Схоларий (1453-1456 гг.), был разрушен, и патриарх переселился в храм Паммакаристы, или «Всеблаженной». Султан Сулейман I (1520-1566 гг.) приказал снять крест с храма Паммакаристы при патриархе Дионисии П. В 1586 году, когда патриархией управлял архидьякон Никифор, местоблюститель в третий раз избранного патриарха Иеремии II (1586-1595 гг.), турки отняли у православных храм «Всеблаженной» и обратили его в мечеть. Архидьякон Никифор перенес икону «Всеблаженной» вместе с другими святынями в церковь Влахсерая, которая и сделалась до 1597 г. центром православия. Патриарх Иеремия провел здесь все свое патриаршество до самой смерти. В 1597 году Александрийский патриарх Мелетий Пигас, местоблюститель Цареградского патриаршего престола, перенес патриархию и икону в храм св. Димитрия в Ксилопорте, а в 1601 году, при патриархе Матфее, патриаршая резиденция перенесена была на Фонар, где находится и в настоящее время при храме св. великомученика Георгия. Сюда же перенесена была и икона Божией Матери Паммакаристы. Икона эта мозаической древней работы. В греческом Типиконе, изданном в 1838 году, она именуется чудотворной.

Икона Пресвятой Богородицы «Всеблаженная» («Паммакариста») в Патриаршем храме святого великомученика Георгия Победоносца в Стамбуле

Эта икона с X века пребывала в монастыре в честь иконы Божией Матери Всеблаженная , в котором после падения Константинополя разместилась Вселенская Патриархия.
В конце XVI века в Царьграде на деньги, присланные царем Феодором Иоанновичем, началось строительство церкви святого великомученика Георгия. В 1601 году, при патриархе Матфее, патриаршая резиденция была перенесена в этот храм. Сюда же перенесли из монастыря и икону Божией Матери «Всеблаженная». В греческом Типиконе, изданном в 1838 году, эта икона Пресвятой Богородицы называется чудотворной.
Сейчас эта икона - главная святыня патриаршего храма.
Эта икона почитается греками, чьи церкви, пребывающие в юрисдикции Константинопольского Патриархата, разбросаны по всему миру. Почитание иконы так велико, что в США даже существует православное Братство архонтов Всеблаженной Богородицы (архонт - это почетный титул, который дается мирянам в знак их особых заслуг перед Константинопольской Церковью).

Собор Святого Георгия (Стамбул)

Внешний вид собора с западной стороны

Собор Святого Георгия (греч. Καθεδρικός Ναὸς τοῦ Ἅγίου Γεωργίου ; тур. Aya Yorgi ) в Стамбуле - православный кафедральный собор во имя великомученика Георгия Победоносца, с 1601 года - резиденция Константинопольского Патриарха. Расположен в стамбульском районе Фанар (Фенер). Храм представляет собой трехнефную базилику, имеет скромный внешний вид, однако богато украшен внутри.

История

После падения Константинополя (1453 год), центром православной жизни города в XVI веке стал район Фенер, куда в конце столетия была перенесена резиденция Патриарха. В 1601 году Патриарх Матфей II избрал своей новой резиденцией вместо храма св. Димитрия у Деревянных ворот (ныне тур. Aya Dimitri Rum Ortodoks Kilisesi, Kırk Ambar Sok. No. 12, Ayvansaray ) храм Святого Георгия, бывший до того женским монастырём. После этого церковь была реконструирована ещё много раз так, что от её прежнего вида почти ничего не осталось. При Патриархе Тимофее II в 1614 году собор реконструировали и расширили. При Каллинике II вновь проведена реконструкция. В начале XVIII века (год точно неизвестен) в соборе произошёл сильный пожар. В 1720 году Патриарх Иеремия III начал реставрационные работы, которые продолжились и патриархом Паисием II.

Новый крупный пожар в 1738 году нанёс серьёзный ущерб церкви. Только в 1797 году Патриарх Григорий V начал реставрацию, в результате которой церковь приобрела свой нынешний вид. Патриарх Григорий VI (1835-1840) внёс новые изменения в здание храма и увеличил его высоту. Последняя крупная реконструкция была проведена патриархом Иоакимом III.

В 1941 году здания патриархии вблизи храма были уничтожены пожаром и по политическим причинам не восстанавливались до середины 1980-х. Во второй половине 1980-х при Патриархе Димитрии был сооружён новый комплекс административных зданий, а в начале 1990-х, при Патриархе Варфоломее, произведён ремонт и благоукрашение храма - в значительной мере на средства греческого (Греция) промышленника Панайотиса Ангелопулоса .

Святыни

Справа от иконостаса - часть колонны (столб бичевания) из Иерусалима с остатками кольца, к которому, по преданию, был привязан во время бичевания Иисус Христос.

Среди особо почитаемых икон - образ «Панагия Фанеромени» в сребро-позлащённой ризе из России у северной стены и мозаичная «Панагия Паммакаристос» у южной, происходящая из бывшего храма Богородицы Паммакаристы.

Запечатанные с 1821 года врата Патриарха Григория V; проход во двор храма - слева.

У северной стены храма установлены ковчеги с частицами мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, вывезенных из Константинополя во время Четвёртого крестового похода1204 года и в 2004 году по распоряжению папы Римского Иоанна Павла II возвращённых Патриархату . С южной стороны храма покоятся останки Евфимии Всехвальной (память в Константинопольской церкви - 11 июля и 16 сентября), Соломонии - матери мучеников Маккавейских и святой царицы Феофании. Серебряная рака мощей святой Евфимии Всехвальной прислана из России «От благочестивых русских жертвователей в дар Вселенской патриархии 1904»; надпись в нижнем левом углу лицевой стороны раки гласит: «По благословенію Высокопреосвященнаго Антонія Митрополита С-Петербургскаго».

Примечания

Константинопольский Георгиевский собор

Патриарший Храм Св. Георгия (Агия Йорги Килисеси)

Патриаршая церковь Св. Георгия Победоносца является первым храмом Константинополя. Изначально она входила в состав Православного женского монастыря, преобразованного Патриархом Матфеем II (1598-1601) в патриаршую резиденцию. Храм был реконструирован около 1614 Патриархом Тимофеем II (1612-20). В 1720 году церковь была уничтожена пожаром и при Патриархе Иеремии III (1716-26) полностью перестроена. Реставрационные работы проводились также в 1836 г., при Патриархе Григории VI (1835-1840) и при ныне действующем Патриархе Варфоломее. Храм Св. Георгия имеет классическое трехчастное разделение, включающее в себя притвор, сам храм и алтарь, тем самым сохраняя в себе архитектуру древней базилики. В притворе находится икона пророка Илии, облаченного в одежду из меха, в память о торговцах мехами, принесшими водоносную систему на Фанар.

1 - Подсвечник
Сделанный из грецкого ореха и украшенный большими лепестками из слоновой кости в форме пятиугольника, подсвечник XVII-го в., находящийся в патриаршем храме, выполнен в стиле, точно копирующем раннее египетское искусство.

2 - Патриарший Трон
Согласно преданию, патриарший трон изначально принадлежал знаменитому Константинопольскому Патриарху Свт. Иоанну Златоусту (398–404). Высота трона – четыре метра, сделан он из дерева грецкого ореха и инкрустирован слоновой костью, натуральным жемчугом и цветным деревом.

3 - Синтронон
Расположенный в алтаре, синтронон представляет собой стоящее на возвышении мраморное кресло (патриарший трон), окруженное одиннадцатью другими, более малыми креслами, сделанными из дерева. Синтронон датирован началом V-го в.

4 - Пюпитр
Согласно преданию, пюпитр принадлежал Свт. Иоанну Златоустому. Однако надпись, помещенная на его внутренней стороне, свидетельствует, что он был сооружен в 1703 году, во время патриаршества Гавриила III (1702-1707).

5 - Канонники
Два канонника, изготовленные из грецкого ореха и украшенные слоновой костью, входят в число реликвий, переданных в 1942 г. на Фанар из монастыря Пресвятой Богородицы, Халки.

6 - Иконостас
Резной позолоченный иконостас (XVIII в.) выполнен в разных художественных стилях. Он сочетал в себе традиции Византии и эпохи Возрождения, а также элементы Барокко и некоторые черты Османского искусства.

7 - Три Исторические Иконы
Две иконы правого придела выполнены в стиле, предшествующем иконографии некоторых изображений собора Св. Софии и монастыря Хора. Первая мозаичная икона Пресвятой Богородицы XI-го в., именуемая Паммакаристос (Всеблаженная), изначально служила храмовой иконой древней византийской церкви, занимающей пост Патриаршего храма. Вторая икона с изображением Св. Иоанна Предтечи также некогда находилась в церкви Паммакаристос. Икона Пресвятой Богородицы Фонеромени (Явленная), в левом приделе храма, была перенесена из города Кизикос и облачена в серебряный и золотой оклады (подаренные Императором Николаем II). Эта икона особо почитаема, благодаря своим чудодейственным свойствам.

8 - Три Святителя
Как и иконы, святые мощи составляют центральный аспект Православного Христианского благочестия, зиждущегося на православной доктрине «обожения», заключающегося в целостном освящении человеческой природы – тела и души - посредством Божественной благодати. Трое Святителей – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – являются наиболее известными и влиятельными богословами ранней Церкви. После Четвертого Крестового Похода (1204) мощи этих святых были перенесены из Константинополя в Рим. В ноябре 2004 г. состоялось возвращение святых останков Свт. Григория и Свт. Иоанна. Вселенский Патриарх Варфоломей лично сопровождал святые мощи на их историческую родину. Не так давно мощи Свт. Василия также были перевезены в Константинополь.

9 - Три Святые Жены
В правом приделе Патриаршего храма покоятся мощи трех святых жен: Святой Великомученицы Евфимии (IV в., память 16 сентября, рака- подарок Митр. Санкт-Петербургского Антония в 1904 г.), Святой Императрицы Феофании (886-893, память 16 декабря), которая была женой императора Льва Мудрого, а также Святой Соломонии (память 1 августа), матери семи Маккавейских мучеников.

10 - Столб бичевания Христа
Расположенный в юго-восточном углу Патриаршей церкви, этот столб является одной из самых ценных и древних реликвий храма. Он представляет собой часть колонны, к которой наш Господь был привязан, а потом избит римскими солдатами во время его страстей, перед распятием.

Для более детально информации см.: Джон Криссавгис,Современное положение Вселенского Патриархата, Святые Православные Места Стамбула , Стамбул: London Editions, 2014.

Мраморные гробницы с мощами Свт. Григория Богослова (слева) и Свт. Иоанна Златоуста (справа) в Патриаршей церкви св. великомученика Георгия Победоносца

14 сентября - празднование Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.

Ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, име­ну­е­мая «Все­б­ла­жен­ная», или «Па­ма­ка­ри­ста», при­сла­на в 1905 го­ду Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Иоаки­мом III в бла­го­сло­ве­ние и уте­ше­ние гра­ду Ка­за­ни по­сле свя­то­тат­ствен­но­го по­хи­ще­ния из со­бор­но­го хра­ма Ка­зан­ско­го Бо­го­ро­дич­но­го жен­ско­го мо­на­сты­ря чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в ночь с 28 на 29 июня 1904 го­да. Эта ико­на – точ­ный спи­сок с на­хо­див­шей­ся в Кон­стан­ти­но­поль­ском пат­ри­ар­шем хра­ме осо­бо чти­мой ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Все­б­ла­жен­ной», един­ствен­ной древ­ней свя­ты­ни, уцелев­шей в Кон­стан­ти­но­по­ле, в хра­ме во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, по­сле мно­го­чис­лен­ных раз­граб­ле­ний.

Свя­той об­раз был на­пи­сан на де­ре­вян­ной дос­ке в тра­ди­ци­ях древне-гре­че­ской ико­но­пи­си. На об­рат­ной сто­роне – на­пи­сан­ные на гре­че­ском язы­ке сло­ва: «Иоаким, Бо­жи­ею ми­ло­стию ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­по­ля, Но­во­го Ри­ма, и Все­лен­ский пат­ри­арх, прео­свя­щен­ней­ше­му и чест­ней­ше­му мит­ро­по­ли­ту Пе­тер­бург­ско­му и Ла­дож­ско­му и пред­сто­я­те­лю Свя­тей­ше­го Си­но­да рос­сий­ско­го, гос­по­ди­ну Ан­то­нию. Прео­свя­щен­ней­ший о Хри­сте со­брат! И мы до глу­би­ны серд­ца бы­ли по­ра­же­ны страш­ным и неслы­хан­ным свя­то­тат­ствен­ным по­хи­ще­ни­ем свя­той Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри. По­это­му, же­лая с сво­ей сто­ро­ны до­ста­вить бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­нам неко­то­рое уте­ше­ние в невоз­на­гра­ди­мой утра­те, мы при­ка­за­ли на­пи­сать на­сто­я­щий вер­ный во всем по ви­ду и по раз­ме­ру спи­сок с ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Все­б­ла­жен­ной», на­хо­дя­щей­ся в по­чи­та­е­мом все­ми у нас пат­ри­ар­шем хра­ме св. ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, един­ствен­ной, остав­шей­ся у нас от раз­лич­ных раз­граб­ле­ний, и из­древ­ле по­чи­та­е­мой ико­ны пат­ри­ар­ше­го хра­ма; ка­ко­вой спи­сок и по­сы­ла­ем для по­став­ле­ния, ес­ли со­бла­го­во­ли­те, вме­сто по­хи­щен­но­го, свя­щен­но­го и по­чи­та­е­мо­го со­кро­ви­ща.

Гос­подь же Спа­си­тель наш мо­лит­ва­ми Сво­ей Ма­те­ри да осе­ня­ет и охра­ня­ет бла­го­че­сти­вый на­род свой вся­кой бла­го­да­тию и ми­ло­стию.

Этот драгоценный дар Вселенского патриарха служит несомненным доказательством общей сердечной любви и расположения церкви Константинопольской к церкви православной в нашем отечестве.

Икона Паммакаристы - одна из особо чтимых и древних икон в Константинопольской патриархии. В честь нее и храм назван храмом «Всеблаженной»; при нем с 1455 г. - резиденция Константинопольских патриархов. Со времени падения Византийской империи (в 1453 г.) под ударами оружия османских турок Константинопольская церковь лишилась своей самостоятельности и прежнего своего величия. Многие ее церкви в Константинополе и в других городах по приказанию султана Магомета II (1453-1481 гг.) были обращены в мечети, в том числе и знаменитый храм святой Софии; храм Святых Апостолов, в котором сначала поселился патриарх Геннадий Схоларий (1453-1456 гг.), был разрушен, и патриарх переселился в храм Паммакаристы, или «Всеблаженной».

Султан Сулейман I (1520-1566 гг.) приказал снять крест с храма Паммакаристы при патриархе Дионисии П. В 1586 году, когда патриархией управлял архидьякон Никифор, местоблюститель в третий раз избранного патриарха Иеремии II (1586-1595 гг.), турки отняли у православных храм «Всеблаженной» и обратили его в мечеть. Архидьякон Никифор перенес икону «Всеблаженной» вместе с другими святынями в церковь Влахсерая, которая и сделалась до 1597 г. центром православия. Патриарх Иеремия провел здесь все свое патриаршество до самой смерти.

В 1597 году Александрийский патриарх Мелетий Пигас, местоблюститель Цареградского патриаршего престола, перенес патриархию и икону в храм св. Димитрия в Ксилопорте, а в 1601 году, при патриархе Матфее, патриаршая резиденция перенесена была на Фонар, где находится и в настоящее время при храме св. великомученика Георгия.

Сюда же перенесена была и икона Божией Матери Паммакаристы. Икона эта мозаической древней работы. В греческом Типиконе, изданном в 1838 году, она именуется чудотворной. С этой-то иконы, благодаря святейшему патриарху Константинопольскому Иоакиму, мы и имеем точную копию.

Патриарх Иоаким установил в честь святой иконы Божией Матери Паммакаристы особое празднество, приурочив его к 1 сентября. По примеру церкви Константинопольской и высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский, благословил и Казанской Богородичной женской обители установить ежегодно 1 сентября празднество этой иконе Богоматери.

Явление иконы Божией Матери произошло 14 сентября 1914 года во время Первой мировой войны, в период борьбы за Восточную Пруссию, в районе Августова. В то время Августов был уездным городом Сувальской губернии Царства Польского. Накануне решающего боя Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полки двигались к месту боёв. Около 11-ти часов ночи воинам кирасирского полка в тёмном ночном звёздном небе явилась Божия Матерь.

Видение Божией Матери длилось 30-40 минут. Все солдаты и офицеры встали на колени и молились. Божия Матерь предстала в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Её левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, в сторону направления движения русских войск. Вскоре после боёв у Августова русская армия одержала крупную победу. Поэтому это явление Божией Матери получило название «Знамение Августовской победы» или «Августово явление».

Написана икона Божией Матери была по благословению митрополита Московского Макария (Невского) в 1916 году и, соответственно, до 1917 года не успела распространиться в большом количестве списков. Кроме того, после революции списки этой иконы уничтожались с особой озлобленностью, как и списки Державной иконы Божией Матери. Известно лишь о пяти сохранившихся изводах этой иконы, один из них находится в Канаде и особо чтится в семье потомков Царственного рода Романовых.

28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери .

Семейная икона. Святой Николай Чудотворец, святой Максим Кавсокаливит Афонский, святой Роман Рязанский, святая Ника Коринфская, святая Ксения Петербургская. Сверху образ Богоматери: Всеблаженная. На полях иконы: свтяой Иоанн Предтеча, святой Иоанн Златоус.

Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.

В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.

С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»

В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.

Название иконы Пресвятой Богородицы Александрийская происходит от египетского города Александрии – одного из центров раннего христианства. Сведений об этом образе сохранилось немного, и сохранившаяся информация противоречива.

В книге святого новомученика Евгения Поселянина пишется: «По изображению на старинных гравюрах икона представляет из себя поясной образ Богоматери с Предвечным Богомладенцем, Которого Она поддерживает правой рукой». Фраза «поддерживает правой рукой» разными исследователями воспринимается неоднозначно. Одни считают, что подчёркивание этого факта предполагает расположение Богомладенца слева от Божией Матери. Другие допускают, что Он вполне мог восседать и на правой руке Богородицы.

Сторонники первого утверждения выдвигают версию, что подобием Александрийского образа может быть другая православная египетская святыня – икона Божией Матери VI века из Синайского монастыря святой Екатерины. На этом образе редкой иконографии Богомладенец сидит на левой руке Богородицы и Она поддерживает его правой рукой характерным, как бы оберегающим жестом. Икона выполнена в методом энкаустики – техники живописи, в которой связующим веществом красок является воск, живопись выполняется красками в расплавленном виде. Находится образ в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев. Справедливости ради, стоит отметить, что предположение идентичности двух икон основано лишь на умозаключениях и никакими фактами не подтверждено.

Существует и другое, более конкретное описание иконы: «На Александрийской иконе Богоматерь представлена с Младенцем, сидящим на Её правой руке (дексиократуса). Младенец благословляет правой рукой, в левой – держит свиток.» «Православная энциклопедия»

Описанию из «Православной энциклопедии» соответствует икона под названием Александрийская – одна из 120 клейм иконы «Богоматерь Нечаянная Радость со 120 чудотворными иконами Богоматери» из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве, которая ныне находится в Государственной Третьяковской галерее.

На основании этих двух описаний (из книги Е. Поселянина и «Православной энциклопедии») можно сделать два вывода: либо это различное описание одного и того же образа, либо существует два совершенно разных по иконографии образа под названием «Богоматерь Александрийская».

Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия — 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 — 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их.

К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей — иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908).

Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления — 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всеблаженная» молятся о защите от предстоящих неприятностей, о счастье и мире в семье, об утешении в скорбных обстоятельствах.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Всеблаженная», или «Памакариста»:

,О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице!
Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся пречистому образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, удиви над нами великия и богатыя милости Твоя, яви нам небесную помощь Твою и заступление, и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; нам же всем низпосли дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пречистая! Умилосердися на немощныя люди Твоя, рассеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, недугующия уврачуй, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наши ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и на страшнем суде Сына Твоего, преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Вконтакте

Одноклассники

14 сентября - празднование Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.

Ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, име­ну­е­мая «Все­б­ла­жен­ная», или «Па­ма­ка­ри­ста», при­сла­на в 1905 го­ду Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Иоаки­мом III в бла­го­сло­ве­ние и уте­ше­ние гра­ду Ка­за­ни по­сле свя­то­тат­ствен­но­го по­хи­ще­ния из со­бор­но­го хра­ма Ка­зан­ско­го Бо­го­ро­дич­но­го жен­ско­го мо­на­сты­ря чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в ночь с 28 на 29 июня 1904 го­да. Эта ико­на – точ­ный спи­сок с на­хо­див­шей­ся в Кон­стан­ти­но­поль­ском пат­ри­ар­шем хра­ме осо­бо чти­мой ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Все­б­ла­жен­ной», един­ствен­ной древ­ней свя­ты­ни, уцелев­шей в Кон­стан­ти­но­по­ле, в хра­ме во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, по­сле мно­го­чис­лен­ных раз­граб­ле­ний.

Свя­той об­раз был на­пи­сан на де­ре­вян­ной дос­ке в тра­ди­ци­ях древне-гре­че­ской ико­но­пи­си. На об­рат­ной сто­роне – на­пи­сан­ные на гре­че­ском язы­ке сло­ва: «Иоаким, Бо­жи­ею ми­ло­стию ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­по­ля, Но­во­го Ри­ма, и Все­лен­ский пат­ри­арх, прео­свя­щен­ней­ше­му и чест­ней­ше­му мит­ро­по­ли­ту Пе­тер­бург­ско­му и Ла­дож­ско­му и пред­сто­я­те­лю Свя­тей­ше­го Си­но­да рос­сий­ско­го, гос­по­ди­ну Ан­то­нию. Прео­свя­щен­ней­ший о Хри­сте со­брат! И мы до глу­би­ны серд­ца бы­ли по­ра­же­ны страш­ным и неслы­хан­ным свя­то­тат­ствен­ным по­хи­ще­ни­ем свя­той Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри. По­это­му, же­лая с сво­ей сто­ро­ны до­ста­вить бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­нам неко­то­рое уте­ше­ние в невоз­на­гра­ди­мой утра­те, мы при­ка­за­ли на­пи­сать на­сто­я­щий вер­ный во всем по ви­ду и по раз­ме­ру спи­сок с ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Все­б­ла­жен­ной», на­хо­дя­щей­ся в по­чи­та­е­мом все­ми у нас пат­ри­ар­шем хра­ме св. ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, един­ствен­ной, остав­шей­ся у нас от раз­лич­ных раз­граб­ле­ний, и из­древ­ле по­чи­та­е­мой ико­ны пат­ри­ар­ше­го хра­ма; ка­ко­вой спи­сок и по­сы­ла­ем для по­став­ле­ния, ес­ли со­бла­го­во­ли­те, вме­сто по­хи­щен­но­го, свя­щен­но­го и по­чи­та­е­мо­го со­кро­ви­ща.

Гос­подь же Спа­си­тель наш мо­лит­ва­ми Сво­ей Ма­те­ри да осе­ня­ет и охра­ня­ет бла­го­че­сти­вый на­род свой вся­кой бла­го­да­тию и ми­ло­стию.

Этот драгоценный дар Вселенского патриарха служит несомненным доказательством общей сердечной любви и расположения церкви Константинопольской к церкви православной в нашем отечестве.

Икона Паммакаристы - одна из особо чтимых и древних икон в Константинопольской патриархии. В честь нее и храм назван храмом «Всеблаженной»; при нем с 1455 г. - резиденция Константинопольских патриархов. Со времени падения Византийской империи (в 1453 г.) под ударами оружия османских турок Константинопольская церковь лишилась своей самостоятельности и прежнего своего величия. Многие ее церкви в Константинополе и в других городах по приказанию султана Магомета II (1453-1481 гг.) были обращены в мечети, в том числе и знаменитый храм святой Софии; храм Святых Апостолов, в котором сначала поселился патриарх Геннадий Схоларий (1453-1456 гг.), был разрушен, и патриарх переселился в храм Паммакаристы, или «Всеблаженной».

Султан Сулейман I (1520-1566 гг.) приказал снять крест с храма Паммакаристы при патриархе Дионисии П. В 1586 году, когда патриархией управлял архидьякон Никифор, местоблюститель в третий раз избранного патриарха Иеремии II (1586-1595 гг.), турки отняли у православных храм «Всеблаженной» и обратили его в мечеть. Архидьякон Никифор перенес икону «Всеблаженной» вместе с другими святынями в церковь Влахсерая, которая и сделалась до 1597 г. центром православия. Патриарх Иеремия провел здесь все свое патриаршество до самой смерти.

В 1597 году Александрийский патриарх Мелетий Пигас, местоблюститель Цареградского патриаршего престола, перенес патриархию и икону в храм св. Димитрия в Ксилопорте, а в 1601 году, при патриархе Матфее, патриаршая резиденция перенесена была на Фонар, где находится и в настоящее время при храме св. великомученика Георгия.

Сюда же перенесена была и икона Божией Матери Паммакаристы. Икона эта мозаической древней работы. В греческом Типиконе, изданном в 1838 году, она именуется чудотворной. С этой-то иконы, благодаря святейшему патриарху Константинопольскому Иоакиму, мы и имеем точную копию.

Патриарх Иоаким установил в честь святой иконы Божией Матери Паммакаристы особое празднество, приурочив его к 1 сентября. По примеру церкви Константинопольской и высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский, благословил и Казанской Богородичной женской обители установить ежегодно 1 сентября празднество этой иконе Богоматери.

Явление иконы Божией Матери произошло 14 сентября 1914 года во время Первой мировой войны, в период борьбы за Восточную Пруссию, в районе Августова. В то время Августов был уездным городом Сувальской губернии Царства Польского. Накануне решающего боя Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полки двигались к месту боёв. Около 11-ти часов ночи воинам кирасирского полка в тёмном ночном звёздном небе явилась Божия Матерь.

Видение Божией Матери длилось 30-40 минут. Все солдаты и офицеры встали на колени и молились. Божия Матерь предстала в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Её левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, в сторону направления движения русских войск. Вскоре после боёв у Августова русская армия одержала крупную победу. Поэтому это явление Божией Матери получило название «Знамение Августовской победы» или «Августово явление».

Написана икона Божией Матери была по благословению митрополита Московского Макария (Невского) в 1916 году и, соответственно, до 1917 года не успела распространиться в большом количестве списков. Кроме того, после революции списки этой иконы уничтожались с особой озлобленностью, как и списки Державной иконы Божией Матери. Известно лишь о пяти сохранившихся изводах этой иконы, один из них находится в Канаде и особо чтится в семье потомков Царственного рода Романовых.

28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери .

Семейная икона. Святой Николай Чудотворец, святой Максим Кавсокаливит Афонский, святой Роман Рязанский, святая Ника Коринфская, святая Ксения Петербургская. Сверху образ Богоматери: Всеблаженная. На полях иконы: свтяой Иоанн Предтеча, святой Иоанн Златоус.

Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши). Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу.

В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам. В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии.

С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»

В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.

Название иконы Пресвятой Богородицы Александрийская происходит от египетского города Александрии – одного из центров раннего христианства. Сведений об этом образе сохранилось немного, и сохранившаяся информация противоречива.

В книге святого новомученика Евгения Поселянина пишется: «По изображению на старинных гравюрах икона представляет из себя поясной образ Богоматери с Предвечным Богомладенцем, Которого Она поддерживает правой рукой». Фраза «поддерживает правой рукой» разными исследователями воспринимается неоднозначно. Одни считают, что подчёркивание этого факта предполагает расположение Богомладенца слева от Божией Матери. Другие допускают, что Он вполне мог восседать и на правой руке Богородицы.

Сторонники первого утверждения выдвигают версию, что подобием Александрийского образа может быть другая православная египетская святыня – икона Божией Матери VI века из Синайского монастыря святой Екатерины. На этом образе редкой иконографии Богомладенец сидит на левой руке Богородицы и Она поддерживает его правой рукой характерным, как бы оберегающим жестом. Икона выполнена в методом энкаустики – техники живописи, в которой связующим веществом красок является воск, живопись выполняется красками в расплавленном виде. Находится образ в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев. Справедливости ради, стоит отметить, что предположение идентичности двух икон основано лишь на умозаключениях и никакими фактами не подтверждено.

Существует и другое, более конкретное описание иконы: «На Александрийской иконе Богоматерь представлена с Младенцем, сидящим на Её правой руке (дексиократуса). Младенец благословляет правой рукой, в левой – держит свиток.» «Православная энциклопедия»

Описанию из «Православной энциклопедии» соответствует икона под названием Александрийская – одна из 120 клейм иконы «Богоматерь Нечаянная Радость со 120 чудотворными иконами Богоматери» из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве, которая ныне находится в Государственной Третьяковской галерее.

На основании этих двух описаний (из книги Е. Поселянина и «Православной энциклопедии») можно сделать два вывода: либо это различное описание одного и того же образа, либо существует два совершенно разных по иконографии образа под названием «Богоматерь Александрийская».

1/14 сентября, в день церковного новолетия, Русская Православная Церковь совершает празднование иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Паммакариста или «Всеблаженная» (если быть более точным - «Всеблаженнейшая», однако вариант «Всеблаженная» прижился и получил всеобщее распространение).

Судьба этой чудотворной иконы удивительна и напрямую связана с Казанью. История появления в нашем городе этой иконы такова. После неслыханного святотатства - кражи первоявленного образа Казанской иконы Божией Матери в 1904 году, известие об этом трагическом событии распространилось не только по всей России, но и за ее пределами, и стало известным во всем православном мире, что говорит о поистине вселенском почитании Казанского чудотворного образа.

Горячо к сердцу принял потерю этой святыни и Константинопольский патриарх Иоаким III - давний друг России, немало сделавший для сближения Русской Церкви с Константинопольским Патриархатом. Чтобы доставить хотя бы некоторое утешение жителям города Казани, он повелел написать точный список с находящейся в константинопольском патриаршем храме святого великомученика Георгия иконы Богоматери Паммакаристы - наиболее почитаемой древней иконы, оставшейся в Константинополе после многих разграблений и опустошений города.

Патриарх Иоаким III

В 1905 году патриарх Иоаким передал эту икону в Санкт-Петербург - митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому), первоприсутствующему члену Святейшего синода, в прошлом инспектору и доценту Казанской духовной академии, с просьбой переслать ее в дар .

Для митрополита Антония Казань была родным городом, где прошла важная часть его жизни. В 1866 году Александр Васильевич Вадковский - выпускник Тамбовской духовной семинарии - приехал в Казань, чтобы поступить в духовную академию, которую успешно окончил в 1870 году и был оставлен преподавателем на кафедре пастырского богословия и гомилетики. В 1872 году, в возрасте 26-лет, он женился на Елизавете Пеньковской. Это был весьма незаурядный поступок, так как его невеста была тяжело больна туберкулезом. У молодых супругов родилось двое детей.

Однако по прошествии немногих лет семейная идиллия рухнула - сначала в 1879 году умирает Елизавета Вадковская, а в 1882 году - одна за другой - и их малолетние дочери. Молодой ученый, статский советник, у которого благополучно складывалась карьера, мог бы вступить второй раз в брак, однако он избирает для себя иной путь служения Богу и Церкви.

Митрополит Антоний (Вадковский)

4 марта 1883 Александр Вадковский был пострижен в монашество архиепископом Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) с именем Антоний, 6 марта рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским .

8 ноября 1884 он становится инспектором Казанской духовной академии, после чего его церковная карьера стремительно идет вверх. В течение 16 последующих лет он занимал должности инспектора Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, ректора Санкт-Петербургской духовной академии, в 1887 был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, в 1892 году назначен на самостоятельную Финляндскую кафедру и стал присутствующим в Святейшем синоде, в 1898 году назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и членом Святейшего синода, а с 1900 года до своей смерти в 1912 году являлся первоприсутствующим членом Святейшего синода.

Даже занимая высший пост в церковной иерархии, митрополит Антоний всегда с теплотой вспоминал Казань, где его жизнь совершила столь крутой и неожиданный поворот, поэтому неудивительно, что образ Божией Матери «Паммакариста», написанный по повелению Патриарха Иоакима, был им незамедлительно передан в Казанско-Богородицкий монастырь.

Казанско-Богородицкий монастырь

В знак признательности за переданный в Россию ценный дар, а также в знак признания заслуг и авторитета как православного богослова и церковного деятеля патриарх Иоаким III в 1905 году был избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

Присланная в Казань икона Божией Матери Паммакариста была написана на деревянной доске в традициях древнегреческой иконописи. Поскольку оригинальная икона сделана из мозаики, список отражает мозаичную структуру оригинала; ее размеры - 93 сантиметров в высоту и 63 сантиметров в ширину.

В России икона Богоматери Паммакариста была принята с великими почестями, фактически заняла место похищенной святыни и прославилась многочисленными чудотворениями. В те дни газеты писали: «Икона сия несколько восполнила потерю чудотворной явленной иконы, понесенную обителью и православными жителями города Казани». Этот драгоценный дар Вселенского патриарха в России стали называть по-русски - Всеблаженная.

В день празднования памяти этой иконы в Казань стекалось множество богомольцев, перед ней непрестанно служились молебны и совершались акафисты, паломники благоговейно прикладывались к образу Паммакаристы. Перед этим чудотворным ликом люди молились о мире и счастье в семейном кругу, о защите от бед и напастей, об утешении в скорбях. За весьма непродолжительное время икона стала одним из самых известных и почитаемых Богородичных образов в России.

Икона Божией Матери «Всеблаженная»

Икона Божией Матери Паммакаристы находилась в Казанско-Богородицком монастыре вплоть до его закрытия, а затем была перенесена в Петропавловский собор. Но после закрытия этого храма следы чудотворного образа считались утраченными. По каким-то причинам ее не перенесли в церковь Ярославских чудотворцев, как многие другие святыни Казани, и с 30-х годов прошлого столетия о судьбе Паммакаристы православные верующие ничего не знали. В Никольском соборе Казани сохранился лишь список с чудотворного образа.

На протяжении многих лет исследователи церковной истории Казани не оставляли попыток найти ее в российских и зарубежных музеях или в частных коллекциях. И лишь недавно им улыбнулась удача - икона была найдена совсем недалеко от того места, откуда она пропала в годы богоборчества. Ларчик просто открывался - все это время чудотворная икона Божией Матери «Всеблаженная» находилась в фондах Национального музея Республики Татарстан и хранилась там, что называется, под грифом «секретно». Она не только не выставлялась в рамках постоянной экспозиции, но даже никогда не была представлена на выставках, на которых демонстрировались многие предметы церковного искусства, хранящиеся в запасниках музея.

И только в прошлом году - во время съемок документального фильма «Первоявленная» о Казанской иконе Божией Матери, у исследователей впервые появилась возможность воочию увидеть и запечатлеть чудотворный образ «Всеблаженной». На оборотной стороне иконы сохранилась дарственная надпись Константинопольского патриарха Иоакима, которая гласит: «Иоаким, Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх, преосвященнейшему и честнейшему митрополиту Петербургскому и Ладожскому и предстоятелю Святейшего Синода российского, господину Антонию. Преосвященнейший о Христе собрат! И мы до глубины сердца были поражены страшным и неслыханным святотатственным похищением святой Казанской иконы Богоматери. Поэтому, желая со своей стороны доставить благочестивым христианам некоторое утешение в невознаградимой утрате, мы велели написать настоящий верный во всем по виду и по размеру список с иконы Богоматери «Всеблаженной», находящейся в почитаемом всеми у нас патриаршем храме святого великомученика Георгия Победоносца, - единственной, оставшейся у нас от различных разграблений и издревле почитаемой иконы патриаршего храма; каковой список и посылаем для поставления, если соблаговолите, вместо похищенного, священного и почитаемого сокровища. Господь же Спаситель наш молитвами Своей Матери да осеняет и охраняет благочестивый народ свой всякой благодатию и милостию. Написано в патриархии 29 мая 1905 года».

Сегодня мы публикуем эти снимки с дарственной надписью патриарха Иоакима на греческом языке - сомнений нет, перед нам святой чудотворный образ Божией Матери «Всеблаженной» («Паммакаристы»). Остается выразить надежду на то, что в ближайшее время эта святыня будет передана ее законному владельцу - Казанской епархии Русской Православной Церкви.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая Всеблаженная, или Памакариста, была прислана в Россию в 1905 году Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом III. После похищения из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря чудотворной иконы Божией Матери "Казанская" в ночь с 28 на 29 июня 1904 года, Патриарх Иоаким прислал ее в благословение и утешение граду Казани . Эта икона точный список с находившейся в Константинопольском патриаршем храме особо чтимой иконы Богоматери Всеблаженной, единственной древней святыни, уцелевшей в Константинополе, в храме во имя святого великомученика Георгия, после многочисленных разграблений.

На обратной стороне иконы были написанны на греческом языке следующие слова: Иоаким, Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх, преосвященнейшему и честнейшему митрополиту Петербургскому и Ладожскому и предстоятелю Святейшего Синода российского, господину Антонию. Преосвященнейший о Христе собрат! И мы до глубины сердца были поражены страшным и неслыханным святотатственным похищением святой Казанской иконы Богоматери. Поэтому, желая с своей стороны доставить благочестивым христианам некоторое утешение в невознаградимой утрате, мы приказали написать настоящий верный во всем по виду и по размеру список с иконы Богоматери Всеблаженной, находящейся в почитаемом всеми у нас патриаршем храме св. великомученика Георгия Победоносца, единственной, оставшейся у нас от различных разграблений, и издревле почитаемой иконы патриаршего храма; каковой список и посылаем для поставления, если соблаговолите, вместо похищенного, священного и почитаемого сокровища. Господь же Спаситель наш молитвами Своей Матери да осеняет и охраняет благочестивый народ свой всякой благодатию и милостию.

Празднование в честь иконы Божией Матери Памакаристы 1 сентября было установлено патриархом Иоакимом. По примеру церкви Константинопольской и празднование иконе Пресвятой Богородицы Всеблаженной, находящейся в Казанской Богородичной женской обители, было установлено также в этот день.

 
Статьи по теме:
Леру, пьер Отрывок, характеризующий Леру, Пьер
, Франция Дата смерти: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value). Место смерти: Страна: Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field
Икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская Богоматерь свенская
Икона Божией Матери Печерская-Свенская Икона Божией Матери Печерская-Свенская. Молитвы. Икона Божией Матери Печерская-Свенская имеет два празднования: в день кончины преподобного Феодосия Печерского — 3 мая, а так же в день кончины преподобного Алипия Пе
Приготовим соус из яблок на зиму - к любому блюду!
Во многих странах соус считается залогом вкусовых качеств любого блюда. Он способен преобразить даже отварные овощи. Хозяйки привыкли к однообразию кухни: жареные стейки поливать обычным кетчупом, а к блинам и оладьям подавать сгущенное молоко или же обыч
Беляши на кефире, рецепт приготовления Очень вкусное тесто для беляшей на кефире
Готовим самые вкусные беляши на кефире - рецепт очень простой и быстрый! Посвящается тем, кто не хочет возиться с дрожжевым тестом, но все равно хочет получить в итоге вкусные, пышные и сочные беляши. Тесто для беляшей готовится на кефире, без дрожжей. Не